В настоящее время среди населения РФ отмечается рост числа пациентов, страдающих депрессивными [1-3], тревожными [2; 4], невротическими [5], психосоматическими расстройствами [6; 7], а также аддиктивными формами поведения [8-10], что, в первую очередь, обусловлено социально-экономическими условиями жизни последних десятилетий.
По данным В.Н. Краснова [11] и А.Б. Смулевича [12], более половины больных, обращающихся в территориальные поликлиники, нуждаются в квалифицированной помощи психотерапевта или психиатра.
Соответственно изменились и требования практического здравоохранения к выпускникам медицинских университетов, что выражается в необходимости специальных знаний молодых врачей по вопросам ментального здоровья человека [13].
Более того, в настоящее время организационный аспект оказания психиатрической и психотерапевтической помощи все больше смещается на амбулаторное звено медицинской деятельности [14-16], активно развивается институт врачей общей врачебной практики (семейной медицины). Но все эти позитивные процессы происходят на фоне сохраняющегося стигматизирующего влияния официальных психиатрических учреждений, особенно на пациентов, страдающих пограничными формами психических расстройств [17-19].
К сожалению, существующая в настоящее время додипломная подготовка специалистов в современных медицинских вузах уделяет вопросам психического здоровья недостаточное внимание, хотя еще в 1924 г. известный советский психиатр П.Б. Ганнушкин писал [20, с. 41]: «… психиатрия имеет полное и законное право на очень пристальное внимание со стороны каждого врача».
В последние несколько лет произошли положительные сдвиги в возможности составления учебных программ на профильных кафедрах медицинских университетов. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), пришедших на смену так называемым унифицированным программам, отсутствует жесткое структурирование учебных планов (остались лишь временные параметры [число учебных часов, или ЗЕТ]), что позволяет более динамично и гибко подходить к формированию содержательной части рабочих программ по дисциплинам специалитета [21; 22]. Внедряются методы активного обучения: симуляционное – в общей медицинской подготовке [23-25], интерактивное – в преподавании психолого-психиатрических дисциплин [26; 27].
В настоящей работе представлена попытка использования реальных возможностей ФГОС ВО для разработки единого алгоритма обучения студентов-медиков по блоку ментальных (от лат. mentalis – душа, дух) дисциплин.
При этом авторы осознавали, что не все студенты в будущем станут врачами психиатрами, психотерапевтами или наркологами, но диагностические возможности и терапевтические навыки по работе с проблемами психического функционирования пациентов потребуются каждому из них. Об этом свидетельствует опыт преподавания ментальных дисциплин на курсах непрерывного последипломного образования врачей.
На кафедре психиатрии и неврологии медицинского института ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» (МИ ОГУ) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело» [28] была разработана программа (далее – Программа) подготовки студентов по ментальным дисциплинам, сконцентрированная на решении следующих задач: 1) пробуждение интереса у студентов-медиков к углубленному изучению ментальных дисциплин; 2) ориентирование будущих специалистов в рамках целостной (холистической, биопсихосоциальной) модели диагностики и лечения психических расстройств; 3) разработка и использование в педагогическом процессе современных интерактивных информационно насыщенных систем и технологий; 4) ассимиляция полученных студентами теоретических знаний в практические навыки и умения.
В учебно-методическом плане Программа обеспечивает преемственность в формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при изучении ментальных дисциплин. В процессе создания Программы была проведена дифференциация рабочих программ отдельных дисциплин, элементы которых были направлены на приобретение студентами знаний, умений и навыков (ЗУН) в области психического здоровья, а также разработаны формы контроля сформированных в этой области компетенций.
Реализуется Программа при изучении следующих дисциплин, входящих в ООП «Лечебное дело», преподаваемых на кафедре психиатрии и неврологии МИ ОГУ: «Психология и педагогика» (108 часов – 3 семестр); «Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия» (216 часов – 7–8 семестры); «Психиатрия, медицинская психология» (180 часов – 9 семестр). В вариативной части осуществляется преподавание дисциплины «Основы клинической психотерапии» (36 часов – 10 семестр). В настоящее время заканчивается подготовка программ по психосоматической медицине и вопросам медицинской сексологии и сексопатологии для студентов 6 курсов (11 семестр).
Отправной точкой реализации данной Программы является преподавание студентам 2-го курса учебной дисциплины «Психология и педагогика». Кроме получения определенного объема теоретических знаний в рамках психологической науки, таких как: психические процессы и состояния, методы исследования в психологии, закономерности межличностных отношений, психическая саморегуляция и т.д., студенты принимают активное участие в рамках самостоятельной работы под руководством преподавателя в лекционно-просветительской деятельности в общеобразовательных школах и гимназиях. Целью данных занятий является профессиональная ориентация школьников, выявление у учеников дезадаптивных форм поведения, первичная профилактика зависимого поведения. Большая часть подобных занятий проводится в игровой форме, иногда с использованием костюмированных представлений, а также различных ранжировок. Сценарии и конспекты перед проведением занятий в школах обсуждаются с преподавателем. Деятельность студентов в подобном формате позволяет им отрабатывать коммуникативный потенциал будущего врача, навыки поведенческой диагностики и первый опыт работы в коллективе и с коллективом, что дает возможность в конечном итоге воплотить теоретические знания в практические умения.
Подготовка студентов по ментальным дисциплинам продолжается на 3–4-м курсах, на дисциплине «Неврология, медицинская генетика и нейрохирургия», имеющей, как известно, множество точек соприкосновения с клинической психиатрией (достаточно вспомнить специальность «психоневрология», созданную академиком В.М. Бехтеревым, которая, по мнению автора, должна включать в себя знания и психиатрии, и неврологии, и медицинской психологии). Во время подготовки к преподаванию данной дисциплины в рамках разработанной Программы в учебном плане были выделены в качестве отдельных модулей два тематических блока: «Невротические, вегетативные и соматовегетативные расстройства в неврологии и психиатрии», а также «Параклинические методы исследования в неврологии и психиатрии» (ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭО-ЭГ, КТ, МРТ и др.).
Практическое освоение студентами-медиками данных модулей позволяет расширить сферу теоретических знаний о связи между органическими и функциональными нарушениями нервной системы, а также значение инструментально-лабораторных методов исследования, направленных на их выявление (на уровне умений).
На 5-м курсе студенты приступают к изучению дисциплины «Психиатрия, медицинская психология». Для полноценного преподавания данной дисциплины была проведена подготовительная работа по формированию клинической базы кафедры. Были заключены договора с Орловской областной психиатрической больницей (ООПБ), Орловской психиатрической больницей специализированного типа с интенсивным наблюдением (ОПБСТИН), Орловским областным психоневрологическим диспансером (ОПНД) и Орловским наркологическим диспансером (ОНД).
Каждое из перечисленных лечебных учреждений имеет свою специфику и особенность деятельности, отражающие многоплановый и многоаспектный контингент лиц, страдающих психическими расстройствами. Так, например, в ОПБСТИН студенты знакомятся с использованием в психиатрии методов психосоциальной реабилитации и терапии среди пациентов, длительное время (иногда – годами), находящихся на принудительном лечении, в том числе с работой полипрофессиональных бригад (психиатр, психотерапевт, психолог, социальный работник); в ОНД – с деятельностью отделения интенсивной терапии, занимающегося купированием острых алкогольных психозов, а также работой кабинета амбулаторной экспертизы алкогольного или наркотического опьянения; в ОПНД – с особенностями проведения амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, работой кабинетов детского и подросткового врачей-психиатров, а также врача психиатра-психотерапевта, оказывающего помощь лицам, страдающим пограничными психическими расстройствами.
Занятия в данных лечебных учреждениях позволяют студентам получить знания по организации стационарной и внебольничной психиатрической, наркологической и психотерапевтической помощи населению, а также по основным положениям Закона РФ от 20.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Формируются умения по определению показаний для недобровольной госпитализации больных в психиатрический стационар.
Приобщению обучающихся к истории психиатрии вообще и традициям орловской психиатрии в частности помогает музей, созданный на кафедре психиатрии и неврологии МИ ОГУ. В музее представлены оригиналы и копии различных исторических документов, в том числе трудов известного организатора русской земской психиатрии П.И. Якобия, его ученика и последователя И.С. Германа и многих других. В экспозиции находятся отчеты о работе «Орловской земской психиатрической больницы Святого Духа» за 1894-1917 гг., отражающие трудный процесс создания психиатрической больницы в поселке Кишкинка Орловской губернии.
Еще одним важным аспектом оптимизации учебного процесса являлось комплектование на кафедре библиотеки методической литературы. Как известно, учебники, как правило, дают наиболее общие представления о преподаваемой дисциплине, а методические и учебные пособия более подробно раскрывают ее нюансы и особенности. В последние годы на кафедре психиатрии и неврологии МИ ОГУ были изданы следующие методические издания: «Клинико-описательный метод в психиатрии» (2010); «Методические рекомендации для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Психиатрия, медицинская психология», часть I «Общая психопатология» (2013), часть II «Частная психиатрия» (2012), часть III «Медицинская психология» (2016); «Неотложные состояния в психиатрии и наркологии» (2011); «Аффективные расстройства» (2012); «Суицидальное поведение и его профилактика» (2010); «Шизофрения» (2014); «Психофармакотерапия психических расстройств» (2015); «Неврозы» (2010) и ряд других.
Опыт преподавания психиатрии на додипломном уровне свидетельствует о том, что обучение дисциплине необходимо начинать с основополагающих теоретико-практических концепций, объясняющих сущность психических заболеваний. Эти знания закладываются при изучении основных психиатрических дихотомий (от греч. dichotomeo – деление пополам), таких как: категории «физическое и психическое» в философии и психиатрии, соотношение структуры и функции при психических заболеваниях (органическое – функциональное), соотношение «психотический – невротический» уровни расстройств, а также позитивные и негативные психопатологические расстройства.
Одним из первых навыков, приобретаемых студентами при изучении психиатрии, является клинический (клинико-описательный) диагностический метод, чему отведен значительный объем времени в период проведения практических занятий. Сравнение «скорбных листов», написанных в начале XX века, и современных историй болезни (на кафедре имеется достаточное количество ксерокопий архивных психиатрических историй болезни, хранящихся в Государственном архиве Орловской области) показывает, что клинический метод и до настоящего времени остается одним из ведущих методов в современной психиатрической диагностике.
Студенты приобретают навыки расспроса больного по предложенной схеме [29] с выделением отклонений от нормального (естественного) функционирования его психических процессов с последующим занесением полученных данных в раздел «Психический статус» учебной истории болезни. Обучающиеся стимулируются к написанию объемных психических статусов с акцентом на подробном описании внешнего вида пациента, его поведения, мимики и пантомимики, анализа речевой продукции и т.д., что позволяет сформировать навык оценки психического состояния пациента.
Важную роль в психиатрической пропедевтике имеет получение студентами навыков сбора субъективного и объективного анамнезов, что дает возможность обучающимся уяснить важность для правильной диагностики наличия объективной информации о пациенте, страдающем психическим расстройством. На данном этапе учебного процесса активно используются деловые игры, позволяющие продемонстрировать, каким образом элементарный недостаток информации о больном может привести к ошибочной трактовке его психического заболевания.
В процессе изучения дисциплины «Психиатрия, медицинская психология» активно используются дидактические подходы, оптимизирующие интериоризацию теоретических знаний в практические умения и навыки (компетенции).
На кафедре было создано методическое обеспечение, позволяющее активизировать клиническое мышление студентов-медиков с использованием кейс-метода (от англ. case-study – создание ситуации) и моделирования клинических ситуаций. Данный проблемно-ориентированный метод позволяет одновременно интегрировать теоретические и практические вопросы. Используются кейсы как структурированные, так и неструктурированные, а по объему содержащейся информации – сжатые (до 3-5 стр.) и мини-кейсы (1-2 стр.). Составлена и постоянно обновляется база данных по данному направлению учебного процесса. Достаточно часто в моделировании ситуаций в качестве задания используются видеоситуации и мультимедиапрезентации [30; 31].
Особое внимание при подготовке Программы, как отмечено выше, было уделено созданию контрольно-измерительных материалов (КИМ) для оценки компетенций студентов, на формирование которых направлено обучение по ментальным дисциплинам. Так, например, каждый блок ЗУНов, входящий в расшифровку содержания отдельных компетенций дисциплины «Психиатрия, медицинская психология», сопровождается многоуровневой проверкой: знаний – с помощью тестового контроля (15 блоков тестовых заданий, включающих по 50 заданий каждый, построенных на следующих принципах: классификации, сортировки и соответствия); умений и владений с помощью ситуационных и клинических задач. В настоящее время банк ситуационных и клинических задач кафедры психиатрии и неврологии МИ ОГУ насчитывает более 500 различных заданий.
В процессе решения предложенных ситуационных и клинических задач студент должен привести типирование психопатологических симптомов и синдромов, нозологических форм, диагностических и дифференциально-диагностических алгоритмов, терапевтических схем, названий лекарственных препаратов и их доз (разовых, суточных, максимальных) и последовательность выполнения назначений.
В ФГОС ВО последнего поколения большой объем академических часов занимает блок самостоятельной работы студентов (СРС). Таким образом, СРС в данном нормативном документе рассматривается как важный и обязательный элемент внеаудиторной работы в компетентностном подходе педагогического процесса, направленного на повышение уровня самостоятельной деятельности студентов для закрепления полученных во время академических занятий знаний, умений и навыков [32]. Студентам-медикам предлагались следующие формы СРС: 1) работа с литературными и иными источниками информации при подготовке к практическим занятиям; 2) написание конспекта главы из предложенного списка руководств и монографий; 3) написание рефератов; 4) написание эссе по различным темам; 5) подготовка доклада; 6) составление глоссариев; 7) разработка мультимедийных презентаций; 8) составление кейс-задач.
Как показывает опыт, именно СРС позволяет активизировать формирование навыков самостоятельной работы студентов с различными источниками информации, научно-исследовательской работы, творческого поиска, креативности и в конечном итоге общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
В ФГОС ВО (2016) [28] дисциплина «Клиническая (медицинская) психология» вновь вошла в структуру преподавания психиатрии. Медицинская психология является важным элементом в Программе преподавания ментальных дисциплин, так как позволяет получить студентам-медикам знания и навыки использования дополнительного инструментария в диагностике расстройств психической деятельности – экспериментально-психологического метода исследований.
На теоретических (лекции) и практических занятиях студенты знакомятся с проблемой бессознательных психических процессов, иерархией потребностей личности, методами исследования психических процессов (методика счета и отсчитывания по Крепелину, таблицы Шульте, корректурная проба, метод пиктограммы, классификация предметов, ассоциативный эксперимент, проба Эббингауза, понимание рассказов, переносного смысла пословиц, поговорок, метафор, тест САН, тест Векслера и др.); индивидуально-психологических особенностей личности (опросник Шмишека, ПДО, MMPI (в варианте СМИЛ), 16-факторный Кэттелл, тест фрустрации Розенцвейга и др.); изучают диагностические (рейтинговые) шкалы, использующиеся для объективизации психических процессов (шкала оценки психического статуса, шкала полной психиатрической оценки, шкала Цунга, шкала Гамильтона, шкала депрессии Монтгомери-Асберг, госпитальная шкала тревоги и депрессии, шкала Бека, шкала маний Янга, шкала краткой психиатрической оценки, шкала позитивных и негативных синдромов, шкала обсессий и компульсий Йейле-Брауна, клиническая шкала тревоги Шихана, мини-тест психического статуса и др.).
Для ускорения интериоризации теоретических знаний в практические навыки по проведению психологического тестирования достаточно часто студенты выступают объектом исследования, осуществляя самостоятельное проведение и последующую расшифровку результатов или подсчета полученных баллов. Студенты-медики начинают понимать, что, например, рейтинговые шкалы могут широко использоваться не только при оценке психического состояния пациента, но и при проведении скрининговых исследований, что позволит будущим врачам владеть инструментарием, позволяющим за небольшой промежуток времени выявлять психические отклонения в состоянии своих пациентов.
На 5-м курсе логичным продолжением изучения психиатрии является ознакомление студентов с психотерапией – лечебным методом, основанным на различных формах психического и психологического воздействия на личность больного в терапевтических целях.
В настоящее время психотерапия преподается в основном на кафедрах усовершенствования врачей в качестве последипломной подготовки специалистов. В учебных же планах додипломного обучения в медицинских университетах данный предмет встречается крайне редко. Как было отмечено в материалах российской конференции «Современные принципы терапии и реабилитации психически больных» [33, с. 412], «Орловский медицинский институт является одним из немногих высших медицинских образовательных учреждений страны, где предмет "Основы клинической психотерапии" преподается на додипломном уровне подготовки специалистов».
Основным методическим подходом для получения студентами умений и навыков проведения наиболее известных и простых психотерапевтических техник и методик является обучение посредством научения и моделей. Моделями в учебном процессе выступают: преподаватель, врачи-психотерапевты, видеозаписи и т.д.
В целом занятия при проведении модуля «Основы клинической психотерапии» единой образовательной платформы по ментальным дисциплинам нацелены на реализацию двух целей: 1) продолжение формирования коммуникативных навыков будущих врачей (реализуется во время группового взаимодействия в рамках участия студентов в работе «тренинг-группы» с отработкой навыков формирования эмпатического (психотерапевтического) контакта, а также профилактики «эмоционального выгорания»); 2) разнообразные тренинги по развитию технических способностей в проведении психотерапевтических методик: релаксационного тренинга, суггестивных приемов и техник (в частности, косвенной психотерапии – плацеботерапии), биологической обратной связи (biofeedback), техник парадоксальной интенции и систематической десенсибилизации, психологических аспектов лекарственной терапии и т.д.
На кафедре психиатрии и неврологии МИ ОГУ большое значение придается участию студентов в работе студенческого научного кружка (СНК), имеющего несколько проблемных лабораторий, таких как: «Психиатрическая и наркологическая пропедевтика (методы и методики обследования больных)»; «Основы общей психопатологии»; «Проблема стигматизации в психиатрии»; «Психиатрия и неврология: точки пересечения (история, теория, практика)»; «Литература, музыка, кино и психиатрия»; «Головная боль» и др.
К занятиям СНК привлекаются интерны и клинические ординаторы кафедры, которые готовят больных для клинических разборов, делают тематические доклады и реферативные сообщения.
Наиболее интересные научные работы студентов представляются в виде устных или стендовых докладов на ежегодных научно-практических конференциях «Орловские психиатрические чтения им. П.И. Якобия» (в 2017 г. была проведена уже 12-я подобная конференция). Помимо региональных конференций, студенты СНК кафедры психиатрии и неврологии МИ ОГУ с успехом участвуют в конференциях молодых ученых в других городах и учебных заведениях.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС ВО подготовка студентов по ментальным дисциплинам на кафедре психиатрии и неврологии МИ ОГУ проводится с широким использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий, что в сочетании с динамичной внеаудиторной работой способствует реализации основной цели разработанной Программы - формированию профессиональных компетенций будущих специалистов.
Библиографическая ссылка
Некрасов М.А., Крутых Е.Г. ДОДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО МЕНТАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27667 (дата обращения: 14.12.2024).