Важной составляющей в воспитании и обучении военных специалистов является формирование проектно-технологической культуры, так как при профессиональной подготовке офицерского состава Вооруженных сил Российской Федерации курсантам необходимо усвоить новые знания и умения, которые позволят им в будущем быстро принимать решения и творчески решать профессиональные задачи. В ходе исследования установлено, что проектно-технологическая культура курсантов представляет собой сущностную характеристику личности, его способность применять свои знания и умения к преобразовательной деятельности для решения профессиональных задач [1]. Являясь современным типом организационной культуры, она выступает основой целостной системы технологии военного искусства и включает различные действия военнослужащего по выполнению задач военной службы. Офицеру необходимо с различных сторон проанализировать поставленные служебные задачи, проектировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с законами, приказами и требованиями воинской этики, а также оптимизировать свою деятельность. Военный специалист должен определять и успешно осуществлять те этапы своей деятельности, которые являются наиболее важными в конкретных условиях учебно-боевой обстановки [2]. При исследовании проблемы формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов особый интерес представляет уровень сформированности данного понятия в оценке качества подготовки военных специалистов.
Оценку сформированности проектно-технологической культуры курсантов военных вузов можно проводить с помощью различных критериев. Понятие критерий определяется как характеристика, по которой можно осуществить оценку, как средство и мерило оценки [3]. В педагогических исследованиях критерий выступает характерной чертой развития системы, по которой выполняется оценка [4]. Выраженность критерия проявляется в определенных показателях, характеризуемых рядом признаков. Показатель характеризует данные, по которым судят о развитии чего-либо [5]. Проанализировав понятия, мы пришли к выводу, что критерий шире показателя и является обобщенной основой для классификации. А показатель проявляет качественную степень сформированности свойства изучаемого объекта.
Все исследователи едины во мнении, что изучение уровней сформированности качества личности предусматривает применение целого ряда критериев, их необходимо сгруппировать по какому-либо основанию, поскольку различные критерии выполняют различную диагностическую функцию [6-9].
Проектно-технологическая культура курсанта военного вуза рассматривается нами как целостное явление, поэтому для ее оценки мы использовали совокупность критериев, которые соответствуют структурным компонентам проектно-технологической культуры [10]: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Для каждого критерия были избраны показатели, которые характеризуют компоненты проектно-технологической культуры:
- для мотивационно-ценностного критерия - мотивация к военно-профессиональной деятельности; ценностное отношение к проектной и технологической деятельности;
- для когнитивного критерия - технологическое мышление; пространственное воображение;
- для деятельностного критерия - проектные и технологические умения;
- для рефлексивного - самооценка и самоконтроль; рефлексия.
Обоснуем выбор каждого критерия сформированности проектно-технологической культуры.
Мотивационно-ценностный критерий отражает стремление курсантов к проектно-технологической деятельности, а также объединяет ценностные ориентиры и мотивы, актуализирующие проектную деятельность. Выбор показателя мотивации к успеху военно-профессиональной деятельности раскрывает побуждение курсанта к проектной деятельности, к предпочтению в определенных случаях проектно-технологического способа организации военно-профессиональной деятельности другим. Выбор показателя ценностного отношения к проектной и технологической деятельности выявляет качество личности к устойчивости и преемственности определенного типа поведения, обуславливает направленность потребностей и интересов.
Для оценки уровня сформированности мотивационно-ценностного критерия проектно-технологической культуры курсантов военных вузов может применяться диагностический аппарат, включающий наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, метод экспертной оценки [11].
Когнитивный критерий отражает профессиональные знания курсанта о технологиях, проектах как способе организации деятельности, а также развитость его мыслительной деятельности и интеллекта. Выбор показателя технологического мышления обусловливает мыслительные способности курсанта на поиск оптимальных средств решения военно-профессиональных задач. Необходимо дополнить когнитивный критерий таким показателем, как пространственное воображение, поскольку способность курсанта к умственным преобразованиям образов и оперирование ими в процессе решения различных профессиональных задач позволяет одновременно мысленно манипулировать созданными материальными предметами и абстрактными моделями, при этом создавать новые [2].
Диагностика уровня сформированности когнитивного критерия проектно-технологической культуры курсантов военных вузов осуществляется с помощью комплекса методов: наблюдение, беседа, тестирование, контрольная работа, анализ продуктов учебной деятельности.
Деятельностный критерий проектно-технологической культуры основан на комплексе умений применять знания для организации проектно-технологической деятельности. Показатель проектных и технологических умений выступает результатом преобразования проектных знаний в план действий, который курсант способен применить в процессе проектно-технологической деятельности без внешнего подкрепления.
Диагностический аппарат для оценки сформированности деятельностного критерия проектно-технологической культуры курсантов военных вузов основан на методах: анализ продуктов учебной деятельности, тестирование, наблюдение, метод экспертной оценки.
Рефлексивный критерий представляет самооценку и самоконтроль курсантом своей проектно-технологической деятельности. Таким образом, первый показатель - это самоанализ и самоконтроль. Показатель рефлексии выявляет способность курсанта оценить степень реализованности своих целей в проектно-технологической деятельности.
Применявшийся для оценки уровня сформированности рефлексивного критерия проектно-технологической культуры курсантов военных вузов диагностический аппарат включал такие методы, как наблюдение, беседа, психологическое тестирование, контрольная работа [11].
Раскрывая вопрос об уровнях сформированности проектно-технологической культуры курсантов военных вузов, воспользуемся утверждением В.С. Ильина о том, что изменяющаяся структура представляет исследуемое качество со стороны поэтапного возникновения и развития критериев свойств личности как целостной системы, то есть трансформация состояния от одного к другому [12]. С.Л Рубинштейн установил, что любой предыдущий этап представляет собой подготовительную ступень к следующему этапу [13]. Низший уровень при этом не зависит от высшего, при этом высший зависит, и формирование более высокого уровня невозможно без усвоения предыдущего. Исходя из этого для каждого критерия и соответствующего ему показателя нами были выделены различные уровни сформированности: низкий, достаточный, высокий.
При низком уровне курсант осознает необходимость проектно-технологической деятельности, имеет потребность в ее освоении, но даже при простых профессиональных ситуациях при воспроизведении может допускать ошибки, поскольку обладает слабыми проектно-технологическими умениями и навыками.
При обладании достаточным уровнем курсант хорошо осознает необходимость проектно-технологической деятельности и потребность в ее освоении. Способен выполнять простые проекты под контролем преподавателя. Владеет основными проектно-технологическими умениями и навыками.
При высоком уровне курсант убежден в необходимости овладения проектно-технологической деятельностью и дальнейшего ее совершенствования. Может выполнять проектные задания любой сложности, поскольку обладает целостным представлением о проектно-технологической культуре, проектно-технологические знания характеризуются систематизированностью, полнотой, глубиной и точностью.
Для оценки критериев пректно-технологической культуры, разъяснения представленных данных были разработаны критериально-уровневые шкалы сформированности компонентов (таблица).
Критериально-уровневая шкала для определения уровня сформированности проектно-технологической культуры курсантов военных вузов
Критерии, показатели |
Уровни |
||
низкий |
достаточный |
высокий |
|
1. Мотивационно-ценностный: - мотивация к успеху в военно-профессиональной деятельности |
Слабо сформировано понимание необходимости овладения проектно-технологическими знаниями, умениями, курсант не связывает овладение с успехами в военно-профессиональной деятельности. Слабо сформированы потребности участия в проектно-технологической деятельности, а также интерес к ней |
Сформировано понимание необходимости овладения проектно-технологическими знаниями и умениями, а также представления о роли проектно-технологической культуры в профессиональной деятельности военнослужащего. Потребность и интерес в участии проектно-технологической деятельности неустойчив |
Ярко проявляется мотивация на овладение проектно-технологическими знаниями и умениями как необходимым составляющим успеха в военно-профессиональной деятельности. Сформирована потребность в участии в проектно-технологической деятельности |
Диагностические методики: методики «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир, модификация А.А. Реана) |
|||
- ценностное отношение |
Овладение проектно- технологической культурой не осознается как ценность. Курсант не стремится к самообразованию и саморазвитию в области проектно-технологической деятельности |
Овладение проектно-технологической деятельностью как профессиональной ценностью осознается курсантом частично. Курсант проявляет интерес к самообразованию и саморазвитию в области проектно-технологической деятельности |
Овладение проектно-технологической культурой осознается как профессиональная ценность. Курсант стремится к самообразованию и саморазвитию в области проектно-технологической деятельности |
Диагностические методики: методика С.С. Бубнова «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» |
|||
2. Когнитивный критерий:
- технологическое мышление |
Курсант обладает слабым представлением о проектно-технологической деятельности. Владеет знаниями основных алгоритмов, позволяющих ему осуществить проектно-технологическую деятельность по образцу в стандартных ситуациях |
Курсант обладает основными знаниями о технологиях проектной деятельности, о проектировании полного цикла, но знания при этом не точны и не системны |
Курсант обладает целостным представлением о технологиях проектной деятельности, знает условия повышения результатов проектной деятельности. Проектно-технологические знания характеризуются систематизированностью, полнотой, глубиной и точностью |
Диагностические методики: тест технических способностей «Механика», автор Дж. Фланаган, авторский опросник для оценки знаний в области технологической и проективной деятельности, решение технических задач, экспертная оценка |
|||
- пространственное воображение |
Курсант слабо представляет пространственные образы при решении проектных задач и редко оперирует ими |
Курсант при решении проектных задач мысленно конструирует пространственные образы изучаемых объектов, может оперировать ими в процессе решения этих задач |
Курсант при решении проектных задач имеет яркое представление пространственного образа изучаемого объекта, всегда оперирует ими, то есть выполняет над ними операции, которые должны быть выполнены над самим объектом, мысленно |
Диагностические методики: проблемные задачи и ситуации, задания, направленные на проектирование, на мысленную манипуляцию техническими объектами, экспертная оценка |
|||
3. Деятельностный критерий: - проектные и технологические умения |
У курсанта сформированы отдельные проектные и технологические умения, однако деятельность выполняется лишь в аналогичных ситуациях, по заданному образцу и непосредственно под контролем преподавателя. Не владеет технологиями проектной деятельности. Способен выполнять только элементарные проекты |
Курсант владеет основными проектными и технологическими умениями, позволяющими осуществлять проектно-технологическую деятельность. Может реализовывать основные технологии проектно-технологической деятельности под контролем преподавателя. Способен выполнять простые проекты |
Курсант владеет технологиями проектной деятельности. Способен самостоятельно осуществлять продуктивную деятельность, использовать проектно-технологические умения в новых ситуациях. Активно занимается проектно-технологической деятельностью, может выполнить проекты различного уровня сложности |
Диагностические методики: практика с техникой, решение технических задач, межпредметные проекты, проектные задания, работа на тренажерах и стендах, наблюдение, экспертная оценка |
|||
4. Рефлексивный: - самоанализ и самоконтроль |
Слабо сформированы умения самоанализа и самоконтроля, курсант редко ведет поиск недостающей информации |
Сформированы основные умения осуществлять самоанализ и самоконтроль проектно-технологической деятельности, может вести поиск недостающей информации |
Курсант способен к самостоятельному профессиональному развитию в области проектно-технологической деятельности, владеет способами самоанализа и самоконтроля проектно-технологической деятельности и ее результатов, ведет поиск недостающей информации |
Диагностические методики: методика «Способность к самоуправлению» (тест ССУ) Н.М. Пейсахова |
|||
- рефлексия |
У курсанта заниженная или завышенная самооценка, при этом он имеет потребность во внешнем регулировании проектно-технологической деятельности, ее внешней оценки |
У курсанта проявляется стремление оценивать свои действия в проектно-технологической деятельности, прогнозировать свои последующие действия; возникает понимание собственных способностей и возможностей в достижении цели |
Курсант может осуществлять систематический анализ и оценку своей проектно-технологической деятельности, сопоставить свои достижения с прежними; адекватное оценивание проектно-технологической деятельности для профессиональных возможностей и стремление к совершенствованию проектно-технологической деятельности |
Диагностические методики: методика исследования самоотношения, разработанная С.Р. Пантилеевым |
Таким образом, выявленные критерии и уровни сформированности рассматриваемого типа культуры являются одной из теоретических основ организации процесса формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов. Они позволяют обосновать этапы процесса и выполняют функцию источников целепологания.
Библиографическая ссылка
Сафонов И.А. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27647 (дата обращения: 14.09.2024).