Сегодняшнее осознание обществом воспитательного содержания традиционной культуры дало возможность на государственном уровне поставить перед исследователями традиционной культуры и педагогами задачу сохранения и возрождения народных традиций, а также их внедрения в образовательные и воспитательные системы на разных уровнях. Актуальность данной темы обусловлена потребностями российского общества в изучении, сохранении, освоении и развитии национальной культуры и определяется, прежде всего, повышенным вниманием к проблемам приобщения детей к отечественному национально-культурному и культурно-историческому наследию [1].
В настоящее время в России идёт сложный процесс трансформации общественного сознания и поиска новых социальных и культурных ориентиров, основная функция которых должна нести не только развлекательную, но и образовательную и воспитательную нагрузку; обусловлено это тем, что на протяжении нескольких десятилетий у молодого поколения под воздействием социально-экономических и культурно-просветительских факторов терялась связь с культурой своих предков, изначально содержащей в себе основные постулаты национального культурного воспитания, формирования личностных качеств, духовно-нравственных ценностей, национального самосознания.
Подобные задачи могут быть частично решены искусственным путём в рамках педагогической работы в учреждениях образования и воспитания. Такая возможность может дать положительные результаты в процессе освоения уже имеющихся в работах педагогов учебных программ, изучающих обобщённые данные о народной культуре России в целом. И хотя эти программы играют свою положительную роль в воспитании подрастающего поколения, в них, как правило, не учитывается в полной мере традиционное наследие собственной местности, и особенно это касается отдельных населённых пунктов, обладающих собственным богатым культурным наследием. В их случае проблема возрождения культуры и воспитания подрастающего поколения в основном сосредоточена в необходимости обеспечить процесс преемственности собственной традиции детьми и молодёжью. Наиболее эффективным и качественным образом сделать это возможно в рамках педагогической работы в детском коллективе-спутнике местного фольклорно-этнографического ансамбля. Эта проблема и вызывает наш научный интерес, формируя цель исследования – обоснование принципов работы с детским коллективом-спутником фольклорно-этнографического ансамбля.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ специальной литературы (научно-методической, психолого-педагогической, учебной, культурологической); метод диагностических ситуаций; обобщение и систематизация данных анкетирования и имеющейся документальной базы ансамблей «Сударушка» и «Здравица» с. Иловка Алексеевского района Белгородской области; подготовка дидактических материалов для приобщения обучающихся коллектива-спутника «Здравица» к музыкальному фольклору своего села.
Анализ исследований в области народных песенных традиций позволяет выделить несколько основных направлений, затрагивающих обозначенную проблематику: народная педагогика, этнопедагогика, музыкальное образование; причём, учитывая локальность рассматриваемых традиций, данные направления должны изучаться в контексте региональных особенностей культуры края.
Рассматривая работы учёных, проводивших исследования в данных областях научных знаний, мы можем выделить труды великих педагогов-классиков Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, подчёркивающих взаимодействие народной педагогики и народного воспитания. Также большой вклад в изучение процесса образования на основе национальной культуры внесли отечественные педагоги, просветители народного творчества Б.В. Асафьев, Г.С. Виноградов, О.И. Капица. Вопросы этнопедагогики изложены в работах Г.Н. Волкова, Л.Д. Столяренко, В.С. Кукушкина, М.Н. Мельникова, Ш.А. Мирзаева, Г.М. Науменко. Исследования в области музыкального образования освещены в работах П.А. Сорокина, П. Шаталова, Г.И. Лупандиной, М.Т. Картавцевой.
Одно из направлений изучения проблемы народной культуры связано с научными работами в области этнопсихологии таких учёных, как А.О. Боронаев, В.Н. Павленко, С.В. Лурье, Т.Г. Стефаненко. Междисциплинарным исследованиям посвящено разностороннее изучение этнографии детства М.Н. Мельникова, М.В. Осориной, С.М. Лойтер, М.П. Чередниковой и др.
Изучением возможностей реконструирования традиционного фольклора в сельской среде занимались Э.Е. Алексеев, А.А. Банин, В.Е. Гусев, М.А. Некрасова, Н.Г. Михайлова и др. Вопросам формирования национального самосознания у подрастающего поколения посвящены труды Е.В. Бондаревской, Ю.В. Лазарева, Б.Т. Лихачёва, Т.В. Поштаревой, Л.Н. Сушковой и др.
Ставя перед собой задачу по обоснованию методики работы с детским коллективом-спутником фольклорно-этнографического ансамбля, необходимо уточнить понимание термина «фольклор» в его сегодняшнем прочтении. Долгое время фольклор, являющийся для нас основным проявлением традиции, определялся учёными как «традиционная для этноса бытовая художественно-утилитарная деятельность и ее результат, отражающие философско-эстетическое самосознание этноса, сложившиеся в результате многовековой коллективной коммуникации и проявляющиеся в основном в устной форме и в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов произведений» [2, с. 54]. По словам В.Е. Гусева, музыкальный язык фольклора является одним из наиболее абстрактных. Он обретает смысл и значение только в определенной культурной традиции, и для того чтобы его понимать, человек должен обладать соответствующим слуховым опытом и знаниями. Этот язык содержит в себе генетический код нации, а сами образцы народной культуры заключают огромный опыт множества поколений, этику, эстетику, духовно-нравственные ценности.
Именно поэтому в последнее время исследователи всё чаще рассматривают музыкальный фольклор как часть системы воспитания, приводя в пример традиционную модель передачи опыта от поколения к поколению, когда творчество (в частности, музыкальный песенный фольклор) было частью быта, регулировало процессы жизни человека, семьи, общества. Содержание явлений творчества транслировало подрастающему поколению базовые поведенческие модели, формировало вкус, систему ценностей. В подобных условиях вектор моделирования процесса воспитания детей был очевиден, а методы воспитания были закреплены многовековым опытом и не могли вызывать сомнений.
Также сам процесс приобщения детей с младенчества к творчеству (вокальному, песенному искусству, региональной хореографической лексике, прикладным формам творчества) развивал в ребёнке музыкальность, чувство ритма, физические данные, а поскольку большинство исполнительских музыкальных жанров бытовало в ансамблевой форме, участие в данных видах творчества помогало детям социализироваться, учило сотрудничеству с самых ранних этапов жизни. Регулировали этот процесс взрослые как непосредственной помощью в творческих начинаниях, так и собственным примером, когда дети постигали азы традиции непосредственно от старших, наблюдая за ними и принимая активное участие в обрядах календарного и семейно-бытового циклов.
С течением времени, в условиях сегодняшнего сокращения традиции и разрушения традиционной воспитательной среды, возникла необходимость искусственного моделирования процесса передачи традиционного опыта подрастающему поколению.
Реализовать подобную задачу частично возможно в системе образования на базе детских музыкальных школ и школ искусств, а также в эстетических классах средней школы. Но при всех положительных сторонах в данном варианте моделирования передачи традиционного опыта мы сталкиваемся с проблемой жёсткого разделения субъектов образовательного процесса на учителя и учеников, которые должны зачастую изучать материал не столько из большой любви к искусству или следуя примеру окружающих, сколько из необходимости получения оценок, аттестата. Исключение составляет работа в детском фольклорном ансамбле, являющемся коллективом-спутником фольклорно-этнографического коллектива [3].
Как правило, детские фольклорные ансамбли позволяют соединять в одном коллективе детей разных возрастов, с разным профессиональным и социальным опытом. При этом младшие могут учиться у старших, а менее опытные – у опытных. Поэтому именно на базе фольклорного ансамбля как творческой единицы возможно смоделировать традиционный процесс передачи знаний. В свою очередь, детские фольклорные ансамбли могут разделяться на обучающие (на базе детских музыкальных школ (ДМШ), детских школ искусств (ДШИ)) и любительские (на базе домов культуры, клубов, предприятий и др.). Обучающие детские фольклорные ансамбли призваны реализовывать образовательные программы, а деятельность любительских детских фольклорных ансамблей развивается в соответствии с планом работы коллектива.
Именно в детском фольклорном ансамбле формируется уважение к традиционной культуре, обычаям и обрядам, умение применить свои коммуникативные навыки в общении с участниками коллектива. Статистика работы детских фольклорных ансамблей Белгородской области показывает, что занятия фольклором позволяют ребёнку развиваться наиболее интенсивно, т.к. он учится творчески мыслить, совмещать разные виды деятельности, а также планировать своё время.
При этом детский коллектив может не ограничиваться только лишь процессом обучения, он может стать полноправным явлением общественной творческой жизни, и данная задача может быть выполнима как в работе в рамках детского предпрофессионального (дополнительного / общеразвивающего) образования, так и в детском самодеятельном коллективе при условии компетентного руководства педагога, имеющего возможность и способность грамотно работать с образцами местного традиционного искусства.
В сегодняшних условиях на уровне субъектов Российской Федерации разработан целый ряд нормативных документов, дающих возможность создания детского фольклорного ансамбля при действующем фольклорно-этнографическом коллективе, являющемся носителем культуры своего региона. Среди упомянутых документов Приказ Управления культуры Белгородской области об утверждении Положения о звании «Народный (образцовый) самодеятельный коллектив (студия)» (от 23 марта 2012 года).
Данное Положение о «Народном (образцовом) самодеятельном коллективе (студии)» разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Положением о народных самодеятельных коллективах, утвержденным Постановлением Секретариата ВЦСПС и коллегии Министерства культуры СССР от 15 сентября 1978 г. № 24-10, Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества» [4, с. 2].
Данное положение позволяет существующим фольклорным ансамблям, являющимся носителями своей местной культуры, получить статус официальной творческой единицы и некоторую финансовую поддержку, что в условиях тотального угасания многовековой культуры особенно важно. При этом, по данному Положению, каждый коллектив, получивший звание «Народный», должен иметь детский коллектив-спутник, в задачи которого входит как собственная воспитательная, образовательная и творческая работа, так и формирование нового поколения участников фольклорно-этнографического ансамбля, поскольку «цель коллектива-спутника – обеспечение преемственности творческих традиций и постоянного притока в основной коллектив подготовленных в достаточной степени участников» [4, с. 3].
В процессе работы фольклорного коллектива со званием «Народный» и его коллектива-спутника они могут функционировать и как самостоятельные творческие единицы, и как полноценное творческое объединение. За время существования подобной практики на территории Белгородской области есть несколько сёл, где существуют и фольклорно-этнографические коллективы, защитившие и регулярно подтверждающие звание «Народный», и их коллективы-спутники, например ансамбль села Иловка Алексеевского района Белгородской области, ансамбль села Нижняя Покровка Красногвардейского района Белгородской области и др. [5].
При рассмотрении вопроса работы коллективов-спутников фольклорно-этнографических ансамблей нами был проведён мониторинг эффективности данной деятельности на примере фольклорно-этнографического ансамбля «Сударушка» села Иловка Алексеевского района Белгородской области (руководитель Е.Д. Стручева) и его коллектива-спутника - детского фольклорного ансамбля «Здравица» (руководитель Т.И. Трапезникова). В процессе работы коллективов моделировалась ситуация погружения участников детского фольклорного ансамбля в традицию своего села. На примере творчества фольклорно-этнографического ансамбля дети знакомились с культурой своего края, учились её естественному восприятию через личные и творческие контакты с носителями культуры.
Также, руководствуясь п. 4 приложения к Положению о «Народном (образцовом) самодеятельном коллективе (студии)» (от 23.03.2012 № 68), в детском фольклорном ансамбле велась учебная работа в рамках программ обучения детской музыкальной школы по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», благодаря чему дети осваивали основы музыкальной грамоты, сольфеджио, постановку голоса, обучались игре на музыкальных инструментах.
Основная деятельность детского фольклорного ансамбля «Здравица» складывалась из двух основных направлений:
- учебно-воспитательная работа,
- концертно-исполнительская деятельность.
Каждое из перечисленных направлений формирует у детей – участников коллектива-спутника личностные и профессиональные качества. Так, учебно-воспитательная работа охватывает вопросы формирования таких личностных качеств, как творческое мышление, духовно-нравственные ценности; и профессиональные навыки, охватывающие вокальное исполнительство, а также знание традиционной хореографии и этнографии; концертно-исполнительская деятельность формирует у детей личностные качества, такие как творческое самовыражение, уверенность, правильная профессиональная реакция. Всё это даёт возможность детям не только освоить местную певческую традицию, но и получить в дальнейшем профессиональное музыкальное образование в образовательных учреждениях музыкальной и социокультурной сферы.
Основной целью работы с ансамблем «Здравица» мы определили рост профессиональных навыков участников коллектива, а также их ценностное восприятие культуры своего села, для чего было проведено анкетирование детей и их родителей в 2012, 2014 и 2017 гг., а также была отслежена динамика коэффициента качества их профессиональных навыков, которую мы вычислили по формуле Х = + , где «Х» - коэффициент качества профессиональных навыков (выявленный на основе полученных оценок по изучаемым дисциплинам), «П» – подтверждающие документы (результаты участия детского ансамбля в профессиональных фестивалях, конкурсах, концертной работе), «Р» – количество освоенного репертуара, «В» – средний возраст участников коллектива.
В ходе обобщения полученных данных мы получили следующие результаты исследования: в процессе работы в 2012 году мы выявили базовый коэффициент качества профессиональных навыков участников детского фольклорного ансамбля – коллектива-спутника, который составил – 2,7 единицы. В мае 2014 года нами был проведён повторный мониторинг коэффициента качества профессиональных навыков детей, где также учитывалось количество подтверждающих документов о результатах концертной работы коллектива, количество освоенного детьми репертуара своего села, средний возраст участников ансамбля «Здравица». Коэффициент качества на данном этапе составил 3,1 единицы. На итоговом этапе исследования, в мае 2017 года, этот показатель составил 3,9 единицы. При этом никто из детей не изъявил желание покинуть коллектив, что само по себе, учитывая нагрузку в быту и в общеобразовательной школе, является доказательством заинтересованности детей в занятии народно-песенным исполнительством.
Анкетирование обучающихся и их родителей показало, что к 2017 году участники детского фольклорного ансамбля уверенно ассоциируют себя с полноценными трансляторами культуры своего села, демонстрируют большую тягу к фольклорному исполнительству, а особую роль в развитии профессиональных навыков и личностных качеств детей сыграла возможность общения с носителями местной традиционной культуры. Участники коллектива носителей традиции своим примером показывали детям основы пения и местной хореографической пластики. Также в рамках такого творческого союза дети смогли увидеть, насколько образцы культуры их села ценны для огромного круга специалистов и любителей традиционного фольклора, неоднократно приезжавших в село Иловка Алексеевского района Белгородской области для записи образцов культуры их села.
В заключение мы можем утверждать, что практика формирования коллективов-спутников при фольклорно-этнографических ансамблях является на сегодняшний день одним из самых предпочтительных способов сохранения преемственности традиционной культуры на местах, поскольку участники коллектива-спутника имеют редкую возможность учиться непосредственно у носителей культуры, общаться с ними в быту и постигать традицию без посредников. Именно при таком творческом союзе можно наиболее эффективно приобщать детей к музыкальному фольклору своего края. В свою очередь, обязательное привлечение в работу с детьми опыта детских музыкальных школ и школ искусств существенно расширит их профессиональные навыки, что позволит им в дальнейшем получить профессиональное музыкальное образование и сделать музыкальный фольклор своей профессией.
Библиографическая ссылка
Сушкова Л.Н. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НАРОДНО-ПЕСЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В РАБОТЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27645 (дата обращения: 16.10.2024).