Новые технологии развиваются стремительными темпами, их распространение во все сферы деятельности человека приводит к быстрым изменениям на глобальных рынках, в системе современного производства, экономики и социальной сфере. Такое развитие технологий приведет в ближайшие 10-20 лет к формированию совершенно новых рынков, которые будут предоставлять потребителям передовые технологические решения и принципиально новые сервисы. Можно говорить о разворачивающейся в настоящее время глобальной технологической революции, которая получила название Индустрия 4.0.
Изменения в технологическом развитии мировых лидеров должны найти отражение и в образовательной сфере, особенно в предметной области «Технология». Именно в предметной области «Технология» можно сформировать у обучающихся компетенции, умения и навыки творческого и проектного решения практических проблем преобразования энергии, информации и конструкционных материалов; конструирования, проектирования и изготовления изделий, знания и умения в области технического или прикладного творчества, представления о мире науки, техники и технологий, влиянии технологий на общество и окружающую среду.
Предметная область «Технология» является основой для инженерного образования, на которое в настоящее время обращено особое внимание и государства, и образования.
Такое положение требует совершенствования и переоценки профессионального педагогического образования при подготовке учителей технологии. Совершенствование содержания и методов технологического образования требует опережающей подготовки педагогических работников и их дополнительного профессионального образования, учитывающих современные образовательные технологии и средства обучения, включая электронное обучение, дистанционные технологии, технологии автоматизированного проектирования и управления.
В данном исследовании представлена концепция методической системы опережающего профессионального образования учителя технологии в области современных радиоэлектронных и информационных технологий. Концепция стала основой методической системы подготовки учителя технологии и представляет собой систему теоретических знаний, положений, принципов и формы их практической реализации. Структура рассматриваемой концепции включает в себя:
- Основание концепции, которое определяет цели, особенности концепции, теоретические и эмпирические положения.
- Теоретический раздел, которой содержит теоретические основы концепции, модели и структуры.
- Раздел практических приложений, содержащий методическую систему, программы учебных дисциплин, дидактические средства и т.п.
Основание концепции включает элементы, которые обосновывают ее проектирование, определяют исходную эмпирическую и теоретическую основу: ценностно–целевая обусловленность, особенности концепции, научные факты и факторы.
Целевая обусловленность концепции определяет ее назначение и основной смысл и может быть представлена следующими положениями:
- Концептуальные положения определены фундаментальными преобразованиями в социальной и производственной сферах общества, быстрым развитием производственных и информационных технологий, необходимостью реализации основных направлений модернизации технологического образования в системе основного общего образования и при подготовке учителей технологии.
- Концепция направлена на реализацию Федеральных государственных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» с учетом современных требований к профессиональной деятельности учителя технологии, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и профессиональным стандартом педагога.
- Концепция нацелена на опережающее образование учителя технологии как субъекта образовательного процесса для решения новых задач, обусловленных стремительным появлением и развитием новых технологий.
- Концепция обусловлена особенностями взаимосвязи образовательной системы и педагогического процесса. Современные требования к уровню профессиональной деятельности учителя технологии определяют необходимость изменений как в педагогических технологиях профессиональной деятельности, так и в содержании образования. Система подготовки учителя технологии, её цели, содержание и технологии должны соотноситься с тенденциями, которые определяются развитием современных промышленных (в частности радиоэлектронных) и информационных технологий.
- Концепция направлена на развитие личностных качеств будущего учителя технологии и его ориентацию на достижение целей и решение задач технологического образования учащихся общеобразовательных школ на основе учета их способностей, склонностей и интересов, создания условий для их обучения в соответствии с их намерениями и профессиональными интересами в отношении продолжения образования.
Источником концепции является совокупность научных теоретических и эмпирических фактов, теоретико-методологических положений, обобщений и теорий, раскрытых в научных трудах и содержащихся в нормативно-правовых документах.
К нормативно-правовым документам, которые являются источниками формирования концепции, относятся:
- Федеральные государственные стандарты высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Профессиональный стандарт педагога.
- Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.
- Национальная технологическая инициатива, рассчитанная до 2035 года.
Основные теоретико-методологические положения, лежащие в основании концепции, представлены в научных трудах:
- Системный и целостный подходы к рассмотрению педагогического процесса (Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин [1] и др.). Современный обзор исследований в данной области приведен в работах [2; 3];
- Теоретические основы опережающего профессионального образования (Б.С. Гершунский [4], А.М. Новиков [5] и др.);
- Теоретические основы формирования и развития личностного потенциала (А.А. Деркач [6], Н.Д. Никандров [7] и др.);
- Теоретические основы подготовки учителя технологии к использованию современных радиоэлектронных и информационных технологий (А.Н. Богатырев [8], Г.Н. Некрасова [9], Ю.Л. Хотунцев [10] и др.).
Основными факторами концепции являются те обстоятельства, закономерности и существенные моменты, которые следует считать ориентирами при разработке концепции. Основными факторам являются: национальная технологическая инициатива, которую можно считать ориентиром развития технологии в нашей стране, реализация концепции технологического образования в основной общеобразовательной школе, принципы опережающего профессионального образования учителя технологии.
Особенностью концепции является специфика подготовки учителя технологии в условиях стремительного развития информационных и материальных технологий, что требует постоянного опережающего обновления содержания, технологий и средств технологического образования.
Теоретический раздел концепции содержит теоретические основы концепции, модель методической системы опережающего образования учителя технологии в области информационных и радиоэлектронных технологий и технологические схемы проектирования образовательного процесса. Теоретический раздел концепции конкретизируется основными принципами, концептуальными положениями, ведущими идеями, структурой и содержанием опережающего профессионального образования учителя технологии.
Ведущие идеи рассматриваемой концепции определяют следующие положения:
1) подготовка учителя технологии к профессиональной деятельности в области современных информационных и радиоэлектронных технологий должна быть основана на принципах опережающего образования;
2) результат профессионального опережающего образования учителя технологии в области современных информационных и радиоэлектронных технологий должен быть связан с формированием соответствующего личностного потенциала.
Основными принципами концепции являются:
1) принцип системности, который реализует системный подход к изучаемым объектам и предполагает рассмотрение объекта изучения как системы: выявление определенного множества ее элементов, упорядочение связей и установление классификации между этими элементами, определение из множества связей системообразующих, которые обеспечивают объединение разных элементов в систему;
2) принцип научности обучения, который предполагает соответствие методов, средств, а главное, содержания образования уровню развития современной науки, техники и технологий. Принцип научности предполагает, что содержание образования направлено на ознакомление обучаемых с явлениями, процессами, законами, объективными научными фактами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее перспектив развития и современных достижений. Данный принцип реализуем как в учебное, так и во внеучебное время в системе дополнительного образования;
3) принцип интеграции определяет взаимосвязь всех элементов процесса обучения, всех компонентов системы, связь между системами. Интегративный подход обеспечивает целостность и системность педагогического процесса и означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса;
4) принцип единства теории и практики, которые должны быть взаимообусловленными. Для того или иного теоретического положения практика является критерием истинности. Практика, не поддержанная научной теорией, страдает отсутствием должной целеустремленности, стихийностью и малоэффективностью. В то же время теория, не опирающаяся на практику, является для обучающихся умозрительной, не интересной и не понятной.
Концептуальные положения концепции формируют систему взглядов на профессиональное опережающее образование учителя технологии, ее содержание, структуру и результаты, формы и средства обучения:
1) подготовка учителя технологии к профессиональной деятельности в современных условиях быстрого развития техники и технологий должна сопровождаться формированием его личностного потенциала опережающего образования;
2) личностный потенциал опережающего образования учителя технологии – интегративное качество, которое объединяет в себе характеристики педагога, являющиеся базовыми для результативной педагогической деятельности, формирования педагогического мастерства, постоянного самосовершенствования, и помогает ему в самореализации в профессиональной деятельности;
3) личностный потенциал объединяет в себе ценностно-мотивационный, содержательный и операциональный компоненты.
Ценностно-мотивационный компонент – это такое качество личности, которое определяется совокупностью ценностей и мотивов, определяющих творческий характер деятельности учителя, стремлением к повышению квалификации, совершенствованию опыта творческой деятельности и достижению вершин профессионального мастерства, положительное отношение к своей работе, активная жизненная позиция и осознание значимости инновационных процессов в образовательной практике.
Содержательный компонент – технологическая, техническая, методическая грамотность учителя, представляет собой наличие компетенций в области современных технологий, не только материальных и информационных, но и образовательных.
Операциональный компонент включает в себя компетенции, умения и навыки творческого и функционального применения системы своих знаний на практике, проектирования программы личностного развития и способов ее реализации, коррекции своей деятельности, рефлексии и самоанализа, способности к творчеству и сотворчеству;
4) формирование личностного потенциала опережающего образования учителя технологии в области современных информационных и радиоэлектронных технологий следует рассматривать как системные интегрированные процессы: а) овладение основами концепции опережающего образования в области современных технологий; б) освоение современных информационных и радиоэлектронных технологий на уровне, достаточном для выполнения профессиональных задач при обучении технологии в системе общего образования; в) применение указанных технологий в учебной, проектной, творческой, научно-исследовательской деятельности;
5) методическая система профессионального опережающего образования учителя технологи в области информационных и радиоэлектронных технологий должна быть интегрирована в технологическую и методическую подготовку учителя технологии, обеспечивая обобщение, интеграцию и актуализацию предметных, методических, методологических и психолого-педагогических знаний и умений, а также формирование и развитие личностного потенциала опережающего образования;
6) подготовку учителя технологии на основе методической системы опережающего образования к решению профессиональных задач целесообразно осуществлять в процессе учебной, проектной, исследовательской и педагогической деятельности.
Раздел практических приложений включает методическую систему, программы учебных дисциплин, дидактические средства обучения и инструменты оценки динамики развития уровня личностного потенциала опережающего образования.
Методическая система опережающего профессионального образования учителя технологии объединяет такие ее компоненты, как цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Данная структура считается классической структурой методической системы, однако считаем, что применяя это определение к вузовской системе, необходимо дополнить методическую систему еще одним элементом – диагностическим, позволяющим определять функциональную целесообразность методической системы. В модельном представлении структуры методической системы правильней сгруппировать указанные компоненты в четыре блока: целевой, содержательный, процессуальный и диагностический. Диагностический блок будет объединять методы, формы и средства обучения.
Реализация методической системы возможна с помощью различных методов, средств и форм обучения, которые создают деятельностную основу образования, обеспечивают перенос знаний в сферу будущей профессиональной деятельности, формируют профессиональные потребности и мотивы будущего педагога. Каждому элементу содержания образования должны соответствовать конкретные объединенные по определенным признакам методы, формы и средства обучения. Поэтому выбираемые для реализации методической системы методы, формы и средства подготовки должны удовлетворять следующим требованиям:
1) соответствие целям методической системы;
2) направленность на основные положения концепции методической системы;
3) соответствие модулям содержания подготовки;
4) создание условий для формирования опережающего образования учителя технологии.
В рамках методической системы были спроектированы учебные модули, включающие взаимосвязанные программы учебных дисциплин для направления подготовки бакалавриата «Педагогическое образование» с профилем «Технология» и для направления подготовки магистратуры «Педагогическое образование» (магистерская программа «Информационные технологии в образовании»). В учебном модуле вариативной части образовательной программы бакалавриата были введены дисциплины «Автоматика и микропроцессорная техника», «Микропроцессорные системы», «Образовательная робототехника», «Системы автоматизированного проектирования и моделирования» и др. В учебном модуле образовательной программы магистратуры были спроектированы и реализуются дисциплины вариативной части «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Программирование микроконтроллеров в научно-техническом творчестве», «Образовательная робототехника в дополнительном образовании» и др.
Для реализации указанных дисциплин были подобраны и разработаны соответствующие дидактические средства. В учебных дисциплинах и исследовательской деятельности студенты осваивают такие программные системы, как системы автоматизированного проектирования чертежей и радиоэлектронных схем КОМПАС, T-FLEX CAD, PCAD. В лабораторных практикумах по изучению микропроцессорной техники используются среды разработок Arduino IDE, наборы микропроцессорных устройств и периферийных модулей.
Таким образом, представленная концепция опережающей подготовки учителя технологии в области современных радиоэлектронных и информационных технологий позволила спроектировать и реализовать методическую систему, направленную на формирование и развитие современного учителя технологии, способного к овладению и использованию в своей практической деятельности инновационных радиоэлектронных и информационных технологий. При этом функциональное наполнение рассмотренной концепции может и должно изменяться во взаимодействии с внешней средой (изменения социальных заказов, стандартов профессионального образования и профессиональных стандартов). Концепция может быть расширена и дополнена в зависимости от особенностей и условий её функционирования, а также может быть применена в подготовке учителей технологии не только в области радиоэлектронных и информационных технологий, но и в других областях науки, техники и технологий.
Библиографическая ссылка
Китайгородский М.Д. КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27632 (дата обращения: 13.09.2024).