В современной образовательной системе особую значимость приобретает коммуникативно-деятельностный подход к процессу обучения русскому языку, который направлен на развитие общей культуры школьников, их способности выбирать и использовать разнообразные средства языка в процессе коммуникации в зависимости от цели и ситуации общения. Важной составляющей частью общей культуры личности является коммуникативная культура, которая предполагает определенный уровень владения такими видами речевой деятельности, как говорение, слушание, чтение и письмо, развитие эмоциональной культуры, а также культуры мышления человека.
Формирование коммуникативной культуры учащихся начинается на начальных этапах обучения. По мнению Т.Е. Тихоновой, «сформированность основ коммуникативной культуры в начальной школе является необходимым условием успешного обучения и воспитания на последующих образовательных ступенях» [1, с. 3]. Ученый рассматривает коммуникативную культуру учащихся начальных классов как «как интегральное личностное образование, которое позволяет ребенку в процессе общения совершать речевые поступки целесообразного, воздействующего, гармонизирующего характера» [1, c. 14]. Она считает, что «данное личностное единство базируется на совокупности полученных на начальной ступени образования лингвистических и риторических знаний, умений и навыков, положительного опыта речевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к культуре межличностных контактов» [1, с. 14]. Т.Е. Тихонова выделяет следующие особенности коммуникативной культуры младших школьников: «большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий; преобладание речевых средств общения над неречевыми, эмоциональная насыщенность, ситуативность, стремление к взаимопониманию и сопереживанию в процессе общения» [1, с. 13].
Большие возможности для формирования коммуникативной культуры учащихся имеет жанр письма, который способствует формированию умений использовать в процессе письменного общения различные стили речи в зависимости от адресата и ситуации общения; осуществлять выбор формы для выражения мысли, использовать разнообразные языковые средства для выражения конкретного содержания письма; выражать эмоционально-оценочные суждения в процессе письменного общения. Для того чтобы методически правильно организовать процесс обучения младших школьников письму как виду речевого жанра, учитель должен иметь представление о его особенностях. Так, в жанре письма имеет место пересечение устной и письменной речи. В зависимости от цели письма, от адресата, от того, будет ли письмо прочитано одним человеком или его прочтут многие, в текстах данного жанра могут употребляться языковые средства разных стилей: художественного официально-делового, публицистического. Эпистолярный жанр отличает сфера употребления, коммуникативные задачи. Он является жанром монологической речи, хотя имеет ярко выраженный диалогический характер, поскольку в тексте письма выражено обращение автора к адресату, желание поделиться определенными мыслями и чувствами. При этом адресант учитывает ответное восприятие письма адресатом. Жанр письма имеет следующую структуру: зачин (приветствие и обращение), основное содержание письма, концовку (прощание, дата и место написания).
В процессе обучения учащихся составлению текста в жанре письма необходимо учитывать типологию писем по определенным признакам: в зависимости от ситуации общения (количества корреспондентов), от ведущей темы письма, стиля и цели написания.
Так, в работах Н.И. Белуновой представлена классификация писем в зависимости от их стиля: а) официально-деловые письма (деловые документы), в которых отражаются официальные отношения; б) письма профессионально ориентированного содержания, для которых характерен научный стиль речи; в) публицистические письма (например, письма в редакцию газеты); г) художественные письма; д) частные неофициальные письма, в которых представлен синтез языковых средств, их различных функциональных стилей [2].
А.А. Акишина и Н.И. Формановская предлагают следующую типологию писем в зависимости от того, какие цели преследует автор при их написании. Самую многочисленную группу составляют письма-сообщения. К ним относятся «письма-извещения, письма-подтверждения, письма-напоминания, сопроводительные письма, рекомендательные письма, письма-повествования (о жизни, делах, событиях и т.п.)» [3]. Ко второй группе относятся побудительные письма, в которых содержатся приглашения, просьбы, запросы, советы или убеждения. Третья группа – эмоционально-оценочные письма. Четвертая группа – этикетные письма. Это «письма-благодарности, письма-поздравления, письма-извинения» [3]. Данная классификация представляет несомненный интерес для обучения младших школьников составлению текстов эпистолярного жанра.
На формирование коммуникативной культуры младших школьников оказывает положительное влияние ознакомление с формулами речевого этикета, которые являются обязательным языковым средством, используемым в жанре письма. Остановимся более подробно на тех формулах речевого этикета, которыми должны овладеть младшие школьники при составлении текста данного жанра.
В начале письма традиционно используется обращение. При выборе обращения и его употреблении необходимо учитывать тип письма и особенности его адресата. Так, для официально-деловых писем характерны следующие этикетные формулы, которые используются в качестве обращения к незнакомым лицам: Уважаемый редактор газеты, Многоуважаемый директор, Глубокоуважаемые ветераны и другие. Если обращение адресовано знакомому лицу, то в письмах такого типа имеет место этикетная формула: Уважаемый Михаил Петрович, Уважаемая Елена Львовна.
При написании неофициальных частных писем, которые адресованы друзьям, родным, для обращения чаще всего используются такие формулы речевого этикета: Дорогой (имя), Дорогая (имя), Милая моя (бабушка, сестренка), Дорогой мой (папочка, дедушка, братик), Родная моя сестренка, Любимая моя мамочка и другие.
Обязательным компонентом начала письма является приветствие. Приведем примеры формул приветствия, которые используются в частных официальных и неофициальных письмах: Добрый день!, Здравствуй (-те)! Рад (-а, -ы) приветствовать Вас! Привет! Шлю (шлем) Вам (тебе) (большой, горячий и т.п.) привет! и другие. Следует отметить, что начало писем такого характера отличается разнообразием сочетания формул обращения и приветствия: в начале письма может быть только обращение или обращение и приветствие, или приветствие и обращение, или только приветствие. В содержании деловых писем формула приветствия отсутствует.
В процессе обучения составлению писем важно формировать у учащихся представление об этикете основного содержания письма. В нем имеют место специальные формулы, которые используются для введения в текст письма различного рода сообщений. Так, в письмах делового характера содержатся следующие этикетные формулы: Разрешите довести до Вашего сведения … , Доводим до Вашего сведения ... , Разрешите сообщить Вам … , Позвольте уведомить Вас … , Мы хотели бы (хотим, должны, вынуждены) довести до Вашего сведения (поставить Вас в известность … , напомнить Вам …) и другие.
Для частных официальных и неофициальных писем (писем-сообщений) характерны такие формулы ввода в текст письма сообщений: Мне хотелось бы поделиться с тобой впечатлением о … , Я хочу сообщить тебе интересную новость о … , Я хочу рассказать тебе о том, как … , У меня есть для вас (для тебя, для Вас) хорошая новость… , Я хочу поговорить о … , Мне хотелось бы знать твое мнение о … , В моей жизни все без изменений … , Мои дела идут хорошо … , Я очень часто вспоминаю о … и другие.
В методических исследованиях высказывается мысль о том, что с целью осознанного и продуктивного использования младшими школьниками в тексте письма формул данного содержания необходимо предлагать учащимся коммуникативные задачи и ситуации, которые помогут им действовать индивидуально, произвольно и осознанно при выборе языковых средств в процессе письменного общения.
В содержании писем-сообщений, в этикетных письмах используются этикетные формулы поздравления и пожелания. Например: Поздравляю (-ем) тебя (Вас) с Днем рождения (с праздником), Прими (-те) мои искренние поздравления с праздником (с Днем рождения), От всего сердца (сердечно, от все души) поздравляю с … , Разрешите поздравить Вас с праздником … , Примите мои (наши) поздравления с … , Желаю (-ем) Вам (тебе) здоровья (радости, хорошего настроения), От всей души желаю (-ем) тебе (Вам) счастья (исполнения желаний, приятных сюрпризов), Я хочу пожелать тебе (Вам) удачи, Пусть сбываются ваши мечты и желания. В качестве поздравлений и пожеланий могут быть использованы восклицательные предложения: Счастья! Радости! Пусть каждый день приносит радость! Удачи! Долгих лет жизни! и другие.
Для концовки письма также характерно разнообразие формул речевого этикета. В конце текста письма имеют место итоговые фразы, которые предшествуют прощанию: На этом я заканчиваю свое письмо, Я постарался (-лась) подробно описать … . Надеюсь, что я подробно изложил (-а)… . Надеюсь, что я ответил (-а) на все твои вопросы и другие. Кроме того, концовка зачастую содержит просьбы к адресату о получении ответа на письмо: Пришлите, пожалуйста, Ваши … , Я хочу попросить Вас (тебя) (как можно быстрее) ответить на мое письмо, Я с (большим) нетерпением жду ответа на мое письмо, Пиши (-те), очень жду твоего (вашего) ответа и другие. В конце письма могут быть представлены формулы, в которых содержатся высказывания и пожелания автора о регулярной переписке. Например: Не забывайте меня (нас) и пишите мне (нам) чаще, Надеемся (надеюсь) на дальнейшую переписку с Вами (с тобой), Постарайся (-тесь) писать мне (нам) чаще и другие.
В данной части письма в некоторых случаях повторно используются этикетные формулы благодарности, поздравления, пожелания или извинения: Позвольте еще раз поблагодарить Вас за … , Хотелось бы еще раз поздравить Вас (тебя) с … , Еще раз поздравляю Вас (тебя) с … , Хочется еще раз пожелать тебе … , Хочу еще раз извиниться перед Вами (тобой) за … и другие.
Для завершения письма традиционно используются такие формулы прощания, как Всего хорошего!, До свидания!, До скорой встречи! и другие, а также вежливая подпись. Например: Искренне Ваш (имя), Твой друг (имя), Твоя (ваша) любимая (дочка, внучка), Твой (ваш) сын (имя) и другие.
Использование в тексте письма разнообразных языковых средств (этикетных формул, клише, стилистически окрашенной лексики, разных типов синтаксических конструкций и др.) диктует, в свою очередь, необходимость организации работы над пунктуационным оформлением данного жанра письменной речи. По мнению ученых-методистов, «привлечение внимания учащихся к знакам препинания как средству коммуникации будет способствовать формированию их умения использовать пунктуационные знаки для точного выражения мыслей и чувств в процессе письменного общения» [4, с. 5], что, безусловно, окажет положительное влияние на коммуникативную культуру письменной речи младших школьников.
На формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения составлению текста в жанре письма оказывает влияние дидактический материал, который представлен в учебниках русского языка. В связи с этим рассмотрим возможности учебников русского языка для 1-4 классов (УМК «Перспектива», авторы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина) для организации работы над жанром письма. Так, в учебнике русского языка для 1 класса содержится 7 упражнений, предполагающих организацию работы над эпистолярным жанром. В рамках темы «От предложения к тексту» представлены сведения следующего характера: «В общении люди нередко используют записки и письма. Они пишутся по определенным правилам». Приведем примеры заданий, направленных на ознакомление младших школьников с особенностями эпистолярного жанра.
Упражнение 239. Скажи, приходилось ли тебе писать письма? Если приходилось, то кому? О чем говорилось в письмах?
Упражнение 243. Приходилось ли вам получать приглашение на день рождения или на другой какой-нибудь праздник? Для чего пишут приглашения? Напишите своим родителям приглашение на праздник «Прощание с первым классом».
В учебниках русского языка для 2 класса представлено 5 упражнений, направленных на обучение младших школьников жанру письма. Например:
Упражнение 184. Прочитай. Какую записку оставила Ане сегодня утром мама?
Милая Анечка!
Когда придешь из школы, не забудь полить цветы. Налей молока котенку. Я сегодня немного задержусь.
Не скучай.
Целую. Мама.
Упражнение 185. Напиши записку родителям или друзьям. Пользуйся правилами составления записок, указанными профессором Самоваровым.
Профессор Самоваров: «Теперь вспомним, как пишут письма. Письмо обычно длиннее, чем записка. В письме должны быть такие части:
- Приветствие и обращение.
- Рассказ о своих делах.
- Вопросы о жизни того, кому адресовано письмо.
- Слова прощания.
- Подпись» [5].
Упражнение 188. Прочитай приглашение.
Дорогой Саша!
Приглашаю тебя завтра, 20 мая, в 12 часов ко мне на день рождения. Буду рад тебя видеть.
Твой друг Никита.
Приходилось ли вам получать приглашение на день рождения или на другой какой-нибудь праздник? Для чего и как пишут приглашения? Напишите своим родителям приглашение на праздник весны и окончания второго класса.
В учебнике русского языка для 3 класса содержится лишь 1 упражнение, предполагающее ознакомление младших школьников с текстом заявления, то есть с официально-деловым письмом. В упражнении 59 предлагается задание следующего характера:
Представьте, что вам хочется поступить в клуб «Космонавт». Подумайте, к кому надо обратиться, как выразить свое желание заниматься космонавтикой. Прочитайте образец заявления.
Директору клуба «Космонавт»
Звездину В.Н.
ученика третьего класса
Певцова Александра
заявление.
Прошу принять меня в ваш клуб, потому что я хочу изучать звездное небо и полететь на Марс.
25 сентября 2012 г.
Певцов А.
Обратите внимание на первую часть заявления. Кому адресовано заявление? Что должно стоять в конце после текста заявления? Составьте заявление с просьбой о чем-либо. Кому вы его адресуете?
В учебнике русского языка для 4 класса обнаружено 1 упражнение, которое предполагает ознакомление младших школьников с текстом объяснительной записки.
Упражнение 26. Приходилось ли вам писать объяснительные записки? Прочитайте объяснительную записку ученика. Точно ли он передал информацию? Уместно ли использовал слова в обращении?
Милая Анна Сергеевна!
Я часто опаздываю в школу не по своей вине.
Утром мне мешает щенок. Он запихивает мои ботинки под кровать. Потом котенок выбрасывает карандаши из пенала. Пока я собираю портфель, мои часы очень быстро бегут и показывают 9 часов.
Все ребята уже в школе, а я только собираюсь.
Сережа.
Таким образом, жанр письма способствует развитию у младших школьников мотивации использования письменного текста в процессе речевого общения. Ознакомление учащихся с особенностями эпистолярного жанра оказывает положительное влияние на формирование их коммуникативной культуры.
Библиографическая ссылка
Трегубова Л.С., Колотушкина С.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖАНРУ ПИСЬМА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27619 (дата обращения: 29.11.2023).