Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одной из самых распространенных форм нервно-психической патологии у детей [1; 2]. Поиск способов устранения патогенетических звеньев и, как следствие, клинических проявлений обращает наше внимание на огромный арсенал терапии немедикаментозной, которая, в силу своего известного ряда преимуществ, наиболее рационально применима в педиатрической практике, особенно при неврологических заболеваниях [3; 4]. Существует не много методов патогенетической, и ещё меньше саногенетической, для детского организма, направленности при данном синдроме. Метод комплексной терапии с включением дыхательных, гипокси-гиперкапнических, тренировок (ГГТ) на тренажере «Карбоник» способствует не только редукции основных симптомов СДВГ, но и пролонгированному эффекту после курса лечения [5; 6].
Цель исследования. Изучить влияние комплексной терапии с включением дыхательных, гипокси-гиперкапнических тренировок в катамнезе через 6 месяцев на клинико-инструментальные показатели у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Материалы и методы
Данное исследование одобрено на заседании Этического комитета в ГБОУ ВПО «АГМУ» Минздрава РФ (протокол № 1 от 29.01.2014 г.). Критерии включения: наличие верифицированного диагноза по МКБ 10: F 90.0 с сохранением основных клинических симптомов СДВГ на протяжении не менее 6 месяцев. Возраст: от 10 до 15 лет (средний возраст составил 12,0±1,2 года). Исследование проводили открытым сравнительным методом с формированием основной группы и группы сравнения. Под нашим наблюдением находилось 129 детей с СДВГ, которые были разделены на 2 группы: основную группу составили 66 детей, получавших классический массаж шейно-воротниковой зоны, седативную фитотерапию, локальную магнитотерапию, ЛФК по общепринятой методике, гипокси-гиперкапнические тренировки на дыхательном тренажере «Карбоник» (рег. уд. № ФСР 2009/05033 от 10.06.2009 г). ГГТ проводились 1 раз в день, через 2 часа после еды, ежедневно в положении сидя. Порядок тренировочных занятий заключался в проведении цикла дыхательных движений через аппарат ртом, нос перекрывался специальным зажимом. Во время тренировки дыхание спокойное, естественное. Время тренировочного режима 20 минут. Количество процедур на курс – 21, ежедневно. Группу сравнения составили 63 ребёнка, которые получали тот же базовый комплекс лечения, но без дыхательных, гипокси-гиперкапнических тренировок. В исследование включены мальчики 51,5%, девочки 49,2%.
Комплаенс через 6 месяцев составил 85,3% (86,4% детей основной группы, 84,1% детей группы сравнения). У детей с СДВГ оценивалась динамика клинических и субъективных симптомов, нейропсихологического исследования по тестам: «Запоминание 10 слов», «Таблицы Шульте»; исследование толерантности к гипоксии и качества жизни (КЖ) по опроснику PedsQL 4.0. Инструментальные методы: электроэнцефалограмма и комплексная эхография, также выполнялись в полном объеме.
При обработке материалов использовали методы математической статистики. Обработку данных проводили с помощью компьютерных программ Statistica 10.0, Excel 2007. Нормальность распределения оценивалась при помощи метода Колмогорова-Смирнова. Для оценки полученных результатов использовали методы параметрической и непараметрической статистики. Данные представлены в виде «среднее ± ошибка среднего» (М±m) (нормальное распределение признака). Для сравнения выборок использовали t-критерий Стьюдента (нормальное распределение и равенство выборочных дисперсий). Равенство выборочных дисперсий оценивали по F-критерию Фишера. Для сравнения связанных выборок использовали парный t-критерий Стьюдента. Анализ таблиц сопряженности проводили с использованием критерия согласия χ2 (при объеме выборки более 50 и частотах более 5). Уровень статистической значимости при проверке нулевой гипотезы принимали соответствующий p<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Первостепенной задачей исследования катамнеза у детей с СДВГ явилась оценка выраженности основных клинических проявлений данного синдрома (табл. 1) и неврологических симптомов (симптом пирамидной недостаточности, напряжение задне-шейных мышц, статико-локомоторная атаксия).
Таблица 1
Динамика клинических проявлений, по данным анкеты DSM-IV, у детей с СДВГ, в обеих группах, в катамнезе за 6 месяцев (М±m) (в баллах)
Показатель |
Основная группа |
Группа сравнения |
||
После лечения (n=66) |
Через 6 месяцев после лечения (n=57) |
После лечения (n=63) |
Через 6 месяцев после лечения (n=53) |
|
Нарушение внимания |
3,85±0,21 |
4,73±0,13 |
5,18±0,24 |
6,42±0,11*▲ |
Гиперактивность/Импульсивность |
3,47±0,14 |
4,92±0,18 |
5,24±0,13 |
6,71±0,12*▲ |
Примечание:
* – уровень значимости различий внутри группы p<0,05;
▲– критерий значимости различий между группами p<0,05.
Анализ данных таблицы 1 показал, что в основной группе положительная динамика сохранялась по клиническим симптомам СДВГ (нарушение внимания, гиперактивность/импульсивность) и достоверно значимых изменений не произошло (р>0,05). В группе сравнения у детей с СДВГ через 6 месяцев после окончания комплексной терапии нарастание основных клинических симптомов по показателю «нарушение внимания» произошло на 23,6% (p<0,05), а по показателю «гиперактивность/импульсивность» на 27,9% (p<0,05). Получены достоверные различия между группами детей с СДВГ. По показателю «нарушение внимания» на 36,2% (p<0,05), по показателю «гиперактивность/импульсивность» на 36,7% (p<0,05).
Значительное сохранение положительной динамики клинических проявлений СДВГ у детей основной группы можно связать с формированием «системного структурного следа», проявляющегося после курса гипокси-гиперкапнических тренировок, так как дети группы сравнения получали тот же терапевтический комплекс, но без данных дыхательных тренировок.
Динамика распространенности неврологических симптомов в основной группе через 6 месяцев была достоверно ниже, чем в группе сравнения: «напряжение задне-шейных мышц» на 14,1% (p<0,05), «статико-локомоторная атаксия» на 11,0% (p<0,05). По показателю «пирамидная недостаточность» достоверно значимых различий не прослеживалось (р>0,05).
Для исследования состояния слухоречевой памяти, у детей обеих наблюдаемых групп, были выбраны 2 симптома: «снижение кратковременной памяти» и «неустойчивость внимания» с учетом их наглядности.
Количество детей со снижением кратковременной памяти в основной группе через 6 месяцев было достоверно ниже, чем в группе сравнения: со снижением кратковременной памяти на 11,8% (p<0,05), с неустойчивостью внимания на 23,9% (p<0,05).
Для исследования внимания по «Таблицам Шульте», в катамнезе за 6 месяцев, был выбран показатель «лучшее время», как наиболее наглядный. Показатель внимания в основной группе через 6 месяцев был достоверно выше, чем в группе сравнения: «лучшее время» на 29,2% (p<0,05). Исходя из полученных данных, можем полагать, что у детей основной группы возможности когнитивных функций, как следствие парадоксального влияния ГГТ на ауторегуляцию мозгового кровообращения, выше, чем у детей группы сравнения.
При исследовании влияния гипокси-гиперкапнической тренировки на дыхательном тренажере «Карбоник» на реакцию сердечно-сосудистой системы детей с СДВГ обеих исследуемых групп через 6 месяцев после курса комплексной терапии с использованием проб с задержкой дыхания выявлено достоверное снижение показателей (табл. 2).
Таблица 2
Динамика показателей толерантности к гипоксии у детей с СДВГ в катамнезе за 6 месяцев (М±m) (с)
|
Основная группа |
Группа сравнения |
||
Дыхательная проба |
После лечения (n=66) |
Через 6 месяцев после лечения (n=57) |
После лечения (n=63) |
Через 6 месяцев после лечения (n=53) |
Штанге
|
38,65±0,23 |
36,64±0,34*
|
29,81±0,15 |
25,54±0,19*▲
|
Штанге (после физ. нагрузки) |
29,22±0,16 |
28,72±0,28
|
19,59±0,23
|
16,26±0,17*▲
|
Генчи |
26,73±0,24 |
22,24±0,22*
|
21,14±0,34 |
17,43±0,19*▲
|
Примечание:
* – уровень значимости различий внутри группы p<0,05;
▲– критерий значимости различий между группами p<0,05.
Показатели толерантности к гипоксии в основной группе через 6 месяцев были достоверно выше, чем в группе сравнения: по дыхательной пробе «Штанге» на 30,3% (p<0,05), «Штанге после физической нагрузки» на 43,4% (p<0,05), «Генчи» на 21,6% (p<0,05).
Полученные результаты объясняются тем, что под воздействием ГГТ в головном мозге запускаются механизмы ангиогенеза и включения ранее не функционировавших сосудов. А чем больше плотность капилляров в ткани, тем выше диффузия кислорода в клетки. На основании этого можем полагать, что у детей основной группы функциональный резерв кардиоваскулярной системы, способность клеток к извлечению и использованию кислорода из притекающей крови и толерантность головного мозга к гипоксии выше, чем у детей группы сравнения.
Сравнительный анализ эффективности комплексной терапии детей с СДВГ наблюдаемых нами групп в условиях санатория оценивали через 6 месяцев по динамике качества жизни, которую проводили с использованием детского опросника – PedsQL 4.0 (Pediatrics Quality of Life Inventory, Generic Core Scales) (табл. 3).
Таблица 3
Динамика показателей качества жизни детей с СДВГ в исследуемых группах через 6 месяцев после курса комплексной терапии (M±m) (в баллах)
Параметр качества жизни по опроснику |
Основная группа |
Группа сравнения |
||
После лечения (n=66) |
Через 6 месяцев после лечения (n=57) |
После лечения (n=63) |
Через 6 месяцев после лечения (n=53) |
|
Физическое функционирование |
96,5±2,2 |
94,7±1,3 |
93,6±1,5 |
96,2±0,9 |
Эмоциональное функционирование |
85,4±1,2 |
98,6±0,8* |
77,1±1,9 |
71,5±1,4▲ |
Социальное функционирование |
67,7±2,1 |
73,9±1,4* |
49,3±2,1 |
44,5±0,5*▲ |
Жизнь в школе |
86,7±1,8 |
96,8±1,1* |
81,6±1,4 |
72,9±0,6*▲ |
Суммарный балл общего качества жизни |
83,6±2,3 |
91,0±0,4* |
75,5±1,7 |
71,3±1,3▲ |
Примечание:
* – уровень значимости различий внутри группы p<0,05;
▲– критерий значимости различий между группами p<0,05.
Как видим из таблицы 3, произошло достоверное увеличение показателей КЖ у детей с СДВГ в основной группе по шкалам: «эмоциональное функционирование», «общение», «жизнь в школе». В группе сравнения произошло достоверное снижение показателей КЖ по двум шкалам: «общение» и «жизнь в школе».
По шкале «физическое функционирование» в обеих исследуемых группах статистически значимых различий не выявилось. Этот показатель находился на высоком уровне как до и после курса комплексной терапии, так и через 6 месяцев (р>0,05).
Качество жизни в основной группе через 6 месяцев было достоверно выше, чем в группе сравнения: «эмоциональное функционирование» на 21,8% (p<0,05), «общение» на 39,8% (p<0,05), «жизнь в школе» на 24,7% (p<0,05). «Суммарный балл общего качества жизни» в основной группе был достоверно выше на 21,6% (p<0,05). Это свидетельствует, что дети основной группы через 6 месяцев субъективно оценили свое КЖ достоверно выше, а значит, имели большую возможность восстановления когнитивных функций и более полного выполнения повседневной и учебной деятельности.
В основной группе сохранялась положительная динамика нейрофизиологического статуса и достоверно значимых изменений не произошло, кроме увеличения ЭЭГ с присутствием паттерна «усиление β-активности с уменьшением его представленности в передних отделах коры» на 13,1% (р>0,05). Через 6 месяцев после проведения комплексной терапии в группе сравнения наблюдается увеличение количества ЭЭГ с присутствием патологических паттернов: «ослабление синхронизирующих влияний ретикулярной формации» у 11,7% детей (р<0,05), «заинтересованность структур мезодиэнцефального уровня» у 9,3% (р<0,05), «неравномерная низкоамплитудная α-активность» у 7,8% (р<0,05), «дезорганизация корковой ритмики с замедлением α-ритма» у 8,1% (р<0,05), «усиление β-активности с увеличением его представленности в передних отделах коры» у 20,4% (р<0,05); «дизритмия с выраженностью высокоамплитудных медленных волн (∆- и θ-диапазонов)» у 12,7% (р<0,05), высокая пароксизмальная активность у 8,3% детей группы сравнения (р<0,05).
В группе сравнения произошло достоверное увеличение количества ЭЭГ с присутствием патологических ЭЭГ-паттернов через 6 месяцев после комплексной терапии, в то время как в основной группе оно было достоверно ниже.
Анализ показателей церебральной гемодинамики через 6 месяцев после окончания курса комплексной терапии детей с СДВГ показал, что достигнутые результаты сохранялись в течение этого времени в большей степени у детей основной группы и в меньшей степени – в группе сравнения (табл. 4).
Таблица 4
Количество детей в группах с различными нарушениями церебральной гемодинамики в катамнезе за 6 месяцев (%)
Нарушение церебральной гемодинамики |
Основная группа |
Группа сравнения |
||
После лечения (n=66) |
Через 6 месяцев после лечения (n=57) |
После лечения (n=63) |
Через 6 месяцев после лечения (n=53) |
|
Снижение кровотока в каротидном бассейне |
31,8 |
41,2* |
42,9 |
59,4*▲
|
Снижение кровотока в ВББ |
48,5 |
60,7*
|
63,5 |
80,4*▲
|
Спазм позвоночных артерий при поворотах головы |
50,0 |
64,8* |
50,8 |
61,6*
|
Венозная дисгемия |
27,3 |
39,3* |
53,9 |
68,8*▲ |
Примечание: количество детей в % соотношении
* – уровень значимости различий внутри группы p<0,05;
▲– критерий значимости различий между группами p<0,05.
Данные таблицы 4 указывают на то, что в основной группе положительная динамика сохранялась в большей мере по основным критериям нарушения мозгового кровообращения и, статистически достоверно, превосходила показатели группы сравнения. Полученные результаты объясняются тем, что при снижении парциального давления кислорода и увеличении парциального давления углекислого газа в крови происходит снижение тонуса артерий головного мозга и увеличение объемного мозгового кровотока. Вероятно, углекислый газ является не только основным регулятором кислородного обеспечения организма, но и модулирует эффекты гипоксии. Гипокси-гиперкапнические тренировки специфично действует на магистрали гемодинамики, расширяя резистивные сосуды головного мозга, при этом вызывая их спазм в большинстве периферических сосудистых регионов [5].
Выводы. Таким образом, включение дыхательных, гипокси-гиперкапнических тренировок в терапевтический комплекс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет, в катамнезе за 6 месяцев, статистически значимо улучшить клинические показатели, неврологический статус, когнитивные функции, толерантность к гипоксии, качество жизни и показатели инструментальных методов.
Библиографическая ссылка
Старцев А.А., Кулишова Т.В. РЕЗУЛЬТАТЫ КАТАМНЕСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ 6 МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ КУРСА КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ГИПОКСИ-ГИПЕРКАПНИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27596 (дата обращения: 17.09.2024).