Проблема ответственного подхода к выбору профессии является особенно актуальной в настоящее время в связи с новыми социально-экономическими рыночными условиями в России, быстро меняющимся рынком труда, стремительным вхождением новых профессий, о которых учащиеся старших классов имеют лишь поверхностные знания.
Старший школьный возраст является одним из важных этапов социализации личности. Именно в период обучения в школе происходит допрофессиональная социализация, результатом которой должен стать осознанный и ответственный выбор профессии и путей получения образования [1].
Допрофессиональная социализация – это многогранный процесс включения индивида с момента его рождения в дотрудовую деятельность, а именно: получение знаний о современных и востребованных в обществе профессиях, выявление индивидуальных склонностей к определенным специальностям, приобщение к социальным нормам общества, развитие профессиональных качеств [2].
Задачи допрофессиональной социализации должна решать школа, имеющая для этого серьезные возможности, как один из важнейших социальных институтов, способных оказывать учащимся реальную помощь в адаптации к будущим производственным отношениям. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего старшеклассником должна выступать неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной школы. Требования современного рынка труда заставляют пересматривать систему организации профессионального самоопределения современного старшеклассника. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в образовательном процессе разработке системы профессионального сопровождения, которая бы учитывала индивидуально-психологические детерминанты допрофессиональной социализации старших школьников, уделялось недостаточно внимания.
Вследствие этого в теории и практике сохраняются проблемы, которые не преодолены и сегодня. К ним можно отнести:
- отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с учетом их индивидуально-психологических и динамических характеристик;
- несоответствие между потребностями общества в количестве и качестве специалистов и выбором старшеклассниками будущей профессии;
- отсутствие социальных и психологических механизмов, обеспечивающих развитие профессиональных качеств обучающихся с учетом их профессиональных склонностей [3].
Возрастной период обучающихся с 9 по 11 класс по П.С. Лернеру характеризуется как этап формулирования и уточнения социально-профессионального статуса. Как раз готовность выбора будущей профессии и сферы профессиональной деятельности будет являться неким итогом, результатом процесса профессионального самоопределения.
У школьника есть право свободно выбирать будущую профессиональную деятельность, но только лишь желания и интереса к определенной профессии будет недостаточно. Сознательный выбор профессии можно осуществить, имея в своем багаже комплекс знаний и умений, способствующих готовности подростка к выбору своей профессиональной сферы. Данная готовность - это результат длительного педагогически направленного процесса профессионального самоопределения обучающихся. Это и является сутью психолого-педагогического сопровождения. По А.А. Лазареву и П.С. Лернеру, процесс психолого-педагогическое сопровождения - это оперативная и превентивная помощь в процессе саморазвития человека, направленная на решение его индивидуальных проблем, которые связаны с направлением и продвижением профессионального самоопределения школьника, и представляет собой сложную многоуровневую систему. Педагог и психолог здесь выступают как наставники, помощники на пути выбора профессиональной деятельности, способствуют выработке самосознания, активизируя и мотивируя обучающихся [4].
Процесс взаимодействия педагога и обучающегося осуществляется с помощью таких аспектов, как:
- поддержка имеющихся у обучающегося качеств, которые потенциально находятся в зоне его ближайшего развития;
- построение условий, которые способствуют переведению поддерживающихся качеств в деятельность самого обучающегося;
- формулирование собственных проблем, противоречий и придание им (через взаимодействие с взрослым) развивающего характера путем превращения проблемы в деятельностную задачу [5].
Результатом психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации обучающихся, по С.Н. Чистяковой, являются три показателя:
- Ценностно-смысловой – наличие мотивов, установок выбора профессии, активная позиция старшеклассника в процессе принятия решения.
- Информационный – умение работать с источниками информации, осведомленность о требованиях профессии.
- Деятельностно-практический – умение проводить самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, контролировать и корректировать профессиональные планы, заниматься профессиональным самовоспитанием и саморазвитием [6].
На сегодняшний день работодатели предъявляют жесткие требования к таким качествам специалиста, как компетентность и профессионализм. Для того чтобы стать профессионалом, необходимо пройти очень длинный и долгий путь. Человек раньше становится профессионалом, если им была успешно преодолена стадия профессионального самоопределения, приходящаяся на 9-11 классы. Поэтому в данный период очень важной является работа по психолого-педагогическому сопровождению допрофессиональной социализации обучающихся.
Таким образом, в психолого-педагогической литературе отмечается недостаточность комплексных подходов к сопровождению допрофессиональной социализации старшеклассников, что позволяет нам поставить цель исследования: разработать и внедрить модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации учащихся.
В исследовании принимали участие 53 обучающихся 10 классов средней общеобразовательной школы № 118 г. Омска.
Программа исследования включала в себя следующие методики: [7; 8]
- «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина);
- «Изучение мотивов профессионального выбора» (А.А. Кибирев);
- «Изучение статуса профессиональной идентичности» (А.А. Азбель и А.Г. Грецов);
- «Готовность к профессиональному самоопределению» (В.Б. Успенский).
Результаты исследования старшеклассников показали, что 60% обучающихся имеют средний уровень готовности к профессиональному самоопределению, который является преобладающим. У 20% подростков выявлены высокий и низкий уровни соответственно. Это говорит о том, что большинство обучающихся уже выбрали свою будущую профессию, но все еще ищут альтернативные варианты и наиболее подходящую для них специальность.
Анализ мотивов профессионального выбора показал, что доминирующими у 14% старшеклассников являются мотивы: предметный, указывающий интерес к конкретному учебному предмету; ситуативно–прагматический, который обусловлен рейтингом выбираемой профессии на рынке труда, но без учета собственных интересов и склонностей, а также конформный, когда выбор профессии совершается под влиянием лидеров и референтной группы.
По результатам изучения социально-психологических установок было выявлено, что 34% старшеклассников имеют слабовыраженные социальные ориентации и испытывают трудности в принятии решения, у 39% обучающихся проявились дисгармоничные социальные ориентации, что означает наиболее яркую выраженность одних и меньшую развитость либо вообще отсутствие других социальных установок, что свидетельствует о необходимости специального психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации. По результатам изучения социальных установок мы установили, что большинство оптантов ориентировано в будущей профессии на результат (21%). Чуть меньшее число испытуемых привлекают сам процесс, свобода и труд, что свидетельствует о психологической готовности к дальнейшему обучению, получению профессии и отражает направленность на ведущий вид деятельности, обусловливает потребность в честном самостоятельном труде. Несмотря на позитивное стремление к результату в деятельности, старшеклассники не всегда способны уделять должное внимание самому процессу деятельности, от этого ожидаемый результат может быть не достигнут, что приведет к разочарованию.
Помощь обучающимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: формирование мотивов и установок мотивов выбора профессии, получение знаний о себе; о мире профессионального труда (анализ профессий, профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности, корректировку статуса профессиональной идентичности, развитие профессиональных качеств.
На основе изученного теоретического материала и проведенных диагностических данных нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старших школьников, состоящая из четырех компонентов: профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование (рис. 1).
Все компоненты данной модели взаимодействуют между собой и вместе составляют систему психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старшеклассника, где педагог и психолог выступают как наставники, помощники в выборе будущего. Данная модель внедрялась в общеобразовательной школе города Омска № 118. Модель была реализована в три этапа: организационный, основной, заключительный.
Модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старшеклассников
На каждом этапе были проведены профориентационные мероприятия в рамках процесса психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.
На организационном этапе проводилась профессиональная диагностика, которая направлена на изучение личности школьника. Данный компонент включает в себя проведение с обучающимися комплекса диагностических методик, выявляющих уровни готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Основной этап. Профессиональное просвещение ставит своей целью информирование школьников о наиболее массовых профессиях, о способах и условиях овладения ими, пропаганду общественной значимости профессий, востребованных в регионе, усиливает мотивацию для поиска новых, недостающих сведений о будущей профессии, активизирует силы и мобилизует человека к самопознанию и самоопределению в океане труда и профессий.
Данный компонент предполагает проведение классных часов, диспутов, направленных на знакомство с наиболее распространенными в регионе профессиями, а также с основными принципами выбора профессии, которые необходимы для успешного самоопределения старшеклассника. Данная работа ведется и на родительском собрании с родителями обучающихся, которые являются неотъемлемыми участниками процесса психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации.
Профессиональное воспитание направлено на развитие социальных установок, мотивов, интересов и склонностей, на коррекцию и воспитание профессиональных свойств личности, склонностей. Данный компонент осуществляется при помощи диспутов, деловых игр, игр-дискуссий, проектов, направленных на знакомство с такими понятиями, как должность, специальность; на соотнесение свойств личности с различными видами профессий, формирование взгляда о современном рынке труда, расширение знаний о профессиях будущего, проектирование индивидуального плана своего профессионального будущего.
Также на основном этапе был разработан и реализован проект «Моя профессия. Мой город. Мое будущее», позволяющий укреплять знания старшеклассников о современных и востребованных в регионе профессиях, включать старшеклассников в творческую деятельность в процессе допрофессиональной социализации. Мероприятия были объединены идеей, посвященной родному городу. Например, профориентационная игра «Современные и востребованные профессии в моем городе», в процессе которой школьники достают карточки с профессиями и показывают остальным суть профессии, чем занимается специалист данной сферы. После того как ребята отгадывают профессию, ведущий спрашивает у них: чем занимается данный специалист, какими качествами он должен обладать, насколько востребована данная профессия в регионе.
Презентация «Визитка специалиста». Ребятам предлагается представить, что они являются специалистами выбранных ими профессий, и для этого создать визитные карточки с фотографией, личной информацией и персональным QR-кодом.
Проект «Я создаю красоту вокруг». Ребятам предлагается разбиться на команды по 4-5 чел., затем создать дизайн клумбы в графическом редакторе, посвященной 300-летию города Омска. Затем команды высаживают цветы, согласно своим дизайнам, на территории школы. Квест «По просторам малой Родины моей» предлагается создать для обучающихся 5 класса школы: подготовить задания для станций, маршрутные листы, курирование 5 класса. Таким образом, старшеклассники смогли попробовать себя в роли педагога-организатора.
Заключительный этап. Профессиональная консультация направлена на установление соответствия между индивидуальными, психологическими особенностями и специфическими требованиями той или иной профессии. Данный компонент включает в себя:
- индивидуальные беседы с обучающимися по проблемам профессионального самоопределения;
- беседы с родителями обучающихся по вопросу профессионального самоопределения;
- совместные консультации обучающихся с их родителями по разрешению проблем, возникающих в процессе профессионального самоопределения.
Конечным результатом процесса психолого-педагогического сопровождения является формирование у старшеклассника готовности активно выполнять намеченный план своего профессионального будущего [9].
Таким образом, на основании проведенного исследования и изученной научной литературы нами была разработана и частично внедрена модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старшеклассников. Только при взаимодействии всех элементов модели возможно организовать эффективное психолого-педагогическое сопровождение, где педагог, психолог, родители будут выступать наставниками в выборе будущего профессионального пути.
Библиографическая ссылка
Раянова Ю.Ю., Костихина Н.М. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27574 (дата обращения: 10.09.2024).