Результативность техники плавания определяется ее экономичностью, эффективностью, вариативностью и стабильностью [1]. Эффективность техники плавания определяется её соответствием решаемым задачам и высокому конечному спортивному результату, должному уровню физической и технической подготовленности [2].
В настоящее время изыскиваются резервы повышения результативности спортивной техники плавания, одним из важных направлений в этом процессе является поиск оптимального соотношения параметров гребка. Специалисты [3; 4] отмечают, что для достижения максимальной скорости плавания необходимо добиваться оптимального соотношения между темпом движений и длиной гребка, и подчеркивают, что исследование зависимости между максимальной скоростью, темпом и длиной гребка демонстрирует наличие сложного и существенно отличающегося для различных спортсменов характера. По мере роста спортивного мастерства пловцов все больше внимания уделяется работе над повышением темпа при относительно стабильных показателях длины гребка [5]. При этом, как следует из ряда исследований, посвященных водным видам спорта, соотношение между этими параметрами может существенно варьировать применительно к разным участкам дистанции [6; 7].
Важность построения учебно-тренировочного процесса юных пловцов на основе учета типологических параметров отмечается во многих научных трудах, посвященных совершенствованию техники плавания [8-10]. Исследователи солидарны во мнении о необходимости применения различных подходов, средств и критериев оценки технической и специальной физической подготовленности юных пловцов различных возрастных групп и спортивной квалификации, но к настоящему времени, к сожалению, нет единой позиции по основным критериям распределения спортсменов на типологические группы, не выяснены наиболее ключевые методические основания и приоритеты рациональной последовательности применения упражнений в рамках учебно-тренировочного процесса, не определены благоприятные возрастные периоды для проведения такой спецификации, не конкретизированы эффективные специфические организационные формы применительно к каждой из типологических групп.
Материал и методы исследования. В рамках нашего исследования было проведено анкетирование представителей тренерского штаба, в котором приняло участие 33 тренера по плаванию, задействованных в подготовке высококвалифицированных пловцов-кролистов. Стаж их тренерской деятельности варьировал от 7 до 35 лет: со стажем работы до 10 лет – 10 человек; стаж работы в диапазоне от 10 до 20 лет – 11 человек; со стажем работы от 20 лет и более – 12 человек. Согласно полученным в ходе анкетирования данным, по мере увеличения стажа работы тренеров (со стажем работы до 10 лет – 20,0%; стаж работы в диапазоне от 10 до 20 лет – 36,4%; со стажем работы от 20 лет и более – 58,3%) повышается число специалистов, разделяющих мнение о значимости типологической принадлежности юных пловцов.
Также увеличивается доля количества тренеров, владеющих способами распределения пловцов на типологические группы (силовой, темповой и техничный типы): со стажем работы до 10 лет – 30,0%; стаж работы в диапазоне от 10 до 20 лет – 45,5%; со стажем работы от 20 лет и более – 66,7%. К сожалению, большая часть тренеров, принимавших участие в анкетировании, не владеет в должной мере такими приемами, а 12,1% из них вообще не знакомы с рассматриваемыми типологическими особенностями. Мнения представителей тренерского штаба об оптимальном возрасте для выделения типологических групп также разделились: возраст 9–10 лет – 12,1%; возраст 10–11 лет – 30,3%; возраст 11–12 лет – 39,4%; возраст 12–13 лет – 18,2%.
Только отдельный контингент тренеров (15,2%) постоянно использует ключевые параметры (длина гребка, темп гребков, скорость плавания) для оптимизации и усовершенствования тренировочного процесса юных пловцов. Более половины специалистов (54,5%) используют данные характеристики в зависимости от необходимости и при этом исключительно скорость плавания в качестве критерия управления направленности тренировочной деятельности. Большая часть (57,6%) респондентов указала, что они определяли длину гребка и темп плавания, но чаще при этом именно второй из указанных параметров. Достаточно значительная группа наставников (42,4%) эти характеристики вообще не определяет в рамках тренировочного процесса. Большинство тренеров (66,7%) указали на важность длины гребка и темпа гребков и значимость их роли в повышении соревновательной результативности юных пловцов; 18,2% специалистов отметили значимость длины гребков и 15,1% наставников указали на важность темпа гребков.
Результаты анкетирования свидетельствуют о недостаточном уровне знаний представителей тренерского штаба в вопросах определения типологических особенностей в рамках подготовки юных пловцов, отсутствии продуктивных спортивных технологий тренировочного процесса. Спортивная практика в сложившейся ситуации обязывает специалистов искать инновационные пути повышения уровня спортивного мастерства юных пловцов за счет рационализации ключевых параметров плавания.
Цель исследования. Разработать типологию двигательных возможностей юных пловцов-кролистов на основе учета соотношений параметров гребка.
Результаты исследования и их обсуждение. На этапе предварительных исследований в работе принимали участие воспитанники спортивной школы № 13 по плаванию г. Волгограда, пловцы-кролисты 10–11-летнего возраста, имеющие спортивную квалификацию I юношеского – III спортивного разряда. Были проанализированы результаты, показанные в плавании на дистанциях 50, 100 и 200 метров в 25-метровом бассейне.
Исследуя коэффициенты корреляции между смежными 25-метровыми отрезками 100-метровой дистанции, следует констатировать, что показатели длины гребка демонстрируют стабильность с тенденцией к увеличению во второй половине пути: первый-второй отрезки – 0,86; второй-третий отрезки – 0,84; третий-четвертый отрезки – 0,90. Следовательно, в середине пути повышается устойчивость показателей как темпа гребков, так и длины гребка, а по мере приближения к финишу дистанции отмечается уже устойчивость только показателя длины гребка. При этом коэффициенты вариации по мере прохождения дистанции имеют тенденцию к уменьшению при сопоставлении первых и четвертых 25-метровых участков пути: темп плавания – от 7,0 до 4,6%; длина гребков – от 8,4 до 6,3%; скорость плавания – от 5,1 до 5,0%. Скорость плавания на первом отрезке, прежде всего, обусловлена длиной гребков (r = 0,71); на втором отрезке – темпом гребков (r = 0,76); на третьем (r = 0,72) и на четвертом (r = 0,60) отрезках – снова темпом гребков. Темп гребков и длина гребка имеют противоречивую взаимосвязь от r = -0,38 на третьем участке, до r = -0,82 на первом 25-метровом участке пути.
Полученные в ходе предварительных исследований данные отчетливо указывают на то, что спортивный результат на дистанции 100 м вольным стилем зависит от показателей темпа гребков: на первом отрезке – r = 0,49; на втором отрезке – r = -0,50; на третьем отрезке – r = -0,24; на четвертом отрезке – r = 0,43. Как видно из представленных данных, влияние данного показателя, наиболее отчетливо выраженное на втором отрезке пути, снижается по мере продвижения по дистанции.
Значимость длины гребков, наоборот, наиболее существенно проявляется на первом и четвертом участках пути: на первом отрезке – r = -0,82; на втором отрезке – r = -0,75; на третьем отрезке – r = -0,71; на четвертом отрезке – r = -0,82. Отмеченные результаты указывают на необходимость сбалансированного учета обоих ключевых параметров плавания при проплывании 100-метровой дистанции.
Опираясь на мнение специалистов [5; 9], указывающих, что «чувство развиваемых усилий» имеет ускоренные темпы прироста в кроле в возрастном диапазоне от 10 до 11 лет, а также на мнение опрошенных экспертов, мы пришли к заключению, что распределять юных пловцов-кролистов на типологические группы целесообразнее всего в 11–12-летнем возрасте. Для проведения данной процедуры мы использовали способ оценки комплекса тестовых заданий, которые по 10-балльной шкале характеризуют уровни технической и физической подготовленности, а также параметры морфофункционального и психического состояния (табл. 1).
Таблица 1
Шкала оценки показателей технической и физической подготовленности, морфофункционального и психического состояния 11–12-летних пловцов-кролистов для определения их типологической принадлежности (баллы)
№ п/п |
Показатели |
Баллы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1. |
Плавание 50 м, с |
36,0 |
35,0 |
33,0 |
32,5 |
32,0 |
31,5 |
31,0 |
30,5 |
30,0 |
29,0 |
2. |
Плавание 100 м, с |
86,0 |
84,0 |
82,0 |
80,0 |
78,0 |
76,0 |
74,0 |
73,0 |
72,0 |
71,0 |
3. |
Плавание 200 м, с |
190,0 |
188,0 |
184,0 |
180,0 |
176,0 |
172,0 |
168,0 |
164,0 |
162,0 |
160,0 |
4. |
Темп гребков на 50 м, гр/с |
1,50 |
1,55 |
1,60 |
1,62 |
1,64 |
1,66 |
1,70 |
1,74 |
1,78 |
1,80 |
5. |
Темп гребков на 100 м, гр/с |
1,30 |
1,35 |
1,40 |
1,44 |
1,48 |
1,52 |
1,54 |
1,56 |
1,58 |
1,60 |
6. |
Темп гребков на 200 м, гр/с |
1,20 |
1,25 |
1,30 |
1,35 |
1,40 |
1,40 |
1,45 |
1,50 |
1,55 |
1,60 |
7. |
Длина гребка на 50 м, м |
0,70 |
0,74 |
0,78 |
0,80 |
0,82 |
0,83 |
0,84 |
0,86 |
0,88 |
0,90 |
8. |
Длина гребка на 100 м, м |
0,70 |
0,72 |
0,74 |
0,76 |
0,78 |
0,80 |
0,81 |
0,82 |
0,83 |
0,84 |
9. |
Длина гребка на 200 м, м |
0,70 |
0,72 |
0,73 |
0,74 |
0,75 |
0,76 |
0,77 |
0,78 |
0,79 |
0,80 |
10. |
PWC170, кгм/мин, кг |
18,0 |
18,2 |
19,0 |
19,4 |
20,0 |
20,4 |
20,8 |
21,4 |
22,0 |
22,6 |
11. |
Бег 60 м, с |
11,2 |
11,1 |
11,0 |
10,9 |
10,8 |
10,6 |
10,4 |
10,2 |
10,0 |
9,9 |
12. |
Теппинг-тест, кол-во ударов за 10 с |
35,4 |
38,5 |
41,1 |
43,5 |
46,0 |
48,3 |
50,5 |
52,7 |
54,7 |
56,4 |
13. |
Тяга штанги весом 20 кг за 1 мин, кол-во раз |
20,0 |
25,0 |
31,0 |
37,0 |
40,0 |
43,0 |
45,0 |
51,0 |
60,0 |
68,0 |
14. |
Коэффициент выносливости, с |
47,0 |
45,5 |
44,0 |
42,5 |
40,0 |
39,5 |
38,0 |
37,5 |
36,0 |
34,5 |
15. |
Коэффициент координации, % |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
65,0 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
95,0 |
16. |
Морфофункциональное состояние, баллы |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,4 |
2,8 |
3,3 |
3,7 |
4,2 |
4,6 |
17. |
Эффективность реализации технического мастерства, % |
-4,4 |
-3,3 |
-2,2 |
-1,1 |
0 |
1,1 |
2,2 |
3,3 |
4,4 |
5,5 |
18. |
Точность дифференцирования тяговых усилий в воде, % |
18,0 |
15,5 |
13,0 |
10,5 |
8,5 |
6,0 |
4,5 |
3,5 |
2,0 |
1,5 |
Рис. 1. Оценочные профили результатов психического и морфофункционального состояния, технической и физической подготовленности юных пловцов различной типологической направленности
Условные обозначения:
«силовой» тип
«технический» тип
Нами был подвергнут анализу широкий спектр показателей, характеризующих скоростные и силовые способности, уровень развития выносливости, характеристики техники спортсменов, морфофункциональные и психические особенности юных пловцов. У каждого пловца определяется профиль показателей спортивной подготовленности, отслеживаются отстающие и ведущие способности и качества.
У юных пловцов-кролистов силового типа отчетливо проявляются результаты тяги 20-килограммовой штанги за одну минуту, жима 20-килограммовой штанги за одну минуту, ярко выраженная силовая составляющая длины гребков; темпового – показатели плавания на 50 м, темпа гребков, бега на 60 м, теппинг-теста; технического – коэффициент техничности, эффективность реализации технического мастерства, сбалансированность длины и темпа гребков.
Установив индивидуальный профиль по указанным характеристикам спортсменов, определяем принадлежность их к одной из представленных типологических групп по фактору наличия доминации изучаемых качеств. На рисунке 1 представлены профили оценки параметров показателей технической и физической подготовленности, а также психического и морфофункционального состояния юных пловцов-кролистов технического и силового типов.
Изучение результатов исследования двух групп 11–12-летних пловцов, систематически занимающихся спортом 1–2 и 3–4 года, демонстрирует, что типологическое соотношение воспитанников значительно отличается. У 24 пловцов со стажем спортивных занятий 1–2 года зафиксированы следующие пропорции занимающихся: «темповой» − 41,7%, «силовой» − 33,3%, «технический» − 25,0%. У 30 спортсменов, занимающихся плаванием 3–4 года, выявлено другое типологическое соотношение воспитанников. Численное превосходство отмечено у «силового» типа (43,8%) пловцов. Далее следуют «темповой» (40,6%) и (с большим отрывом) «технический» (15,6%) типы. Соотношения, зафиксированные в указанных группах, свидетельствуют о существенном влиянии различных методических подходов в ходе тренировочного процесса.
Следовательно, смещение акцента используемых тренировочных средств на целенаправленное развитие выносливости и силовых способностей значительно подкорректировало по типологической принадлежности соотношение числа юных пловцов. Это говорит о том, что, с одной стороны, установлена значимость влияния педагогической компоненты в данном процессе, с другой - перегруппировка юных пловцов по типологической принадлежности содержит в себе потенциал прогресса спортивных достижений с позиций их последующей тренировочной деятельности.
В рамках исследования с учетом анализа взаимосвязи показателей силовой подготовленности и степени влияния их на уровень спортивных достижений была установлена функциональная организация развития силовых способностей у юных пловцов, относящихся к различным типологическим группам (табл. 2). У 11–12-летних пловцов силового типа результаты плавания на дистанции 50 м обусловлены преимущественно силой тяги в воде на руках (r = -0,561). Аналогичная закономерность наблюдается и у пловцов темпового (r = -0,575) типа, а у технического типа существенна значимость силы тяги в воде в координации (r = -0,540). В плавании на 100-метровой дистанции акцент результативности уже несколько смещается в сторону значимости силы тяги в воде на ногах. На дистанции 200 м фиксируется превалирование значимости силы тяги в воде на ногах и силы тяги в воде в координации, особенно это заметно у пловцов технического типа. В 13–14-летнем возрасте в целом наблюдается аналогичная закономерность проявления различных вариантов силы тяги в воде на результативность пловцов различных типологических групп. При этом отмечается повышение значимости вклада тяговых усилий в рост спортивных достижений юных пловцов.
Таблица 2
Взаимосвязь спортивных достижений и показателей специальной силовой подготовленности различных групп юных пловцов-кролистов
Показатели |
Возраст, лет |
|||||
11-12 |
13-14 |
|||||
Длина дистанций, м |
||||||
50 |
100 |
200 |
50 |
100 |
200 |
|
Сила тяги в воде на руках |
-561 |
-377 |
-340 |
-786 |
-676 |
-616 |
-151 |
-195 |
-202 |
-149 |
036 |
175 |
|
-575 |
-519 |
-341 |
-540 |
-521 |
-528 |
|
Сила тяги в воде на ногах |
-526 |
-509 |
-213 |
-536 |
-476 |
-508 |
-488 |
-498 |
-527 |
-521 |
-450 |
-535 |
|
-519 |
-416 |
-409 |
-513 |
-464 |
-385 |
|
Сила тяги в воде в координации |
-519 |
-352 |
-156 |
-505 |
-248 |
-200 |
-540 |
-509 |
-507 |
-560 |
-410 |
-554 |
|
-492 |
-325 |
-369 |
-547 |
-454 |
-399 |
Примечание. Первая строка – указаны показатели силовой, вторая – технической, третья – темповой типологических групп. Коэффициенты корреляции умножены на 103. Достоверные взаимосвязи выделены цветом.
В обследовании, связанном с оценкой эффективности ключевых параметров плавания у юных пловцов-кролистов, принимали участие 11–12-летние спортсмены. В этом возрасте, по нашим данным, выявлена наиболее существенная взаимосвязь результатов плавания на дистанции 100 м и относительных показателей PWC170 (r = -0,746). Уравнения линейной регрессии имеют следующий вид: у = -2,42х + 126,00; х = -0,154у + 32,54, где у – результат в плавании на 100 м, с; х – показатель PWC170, кгм/мин/кг. Статистическая погрешность первого уравнения меньше второго, вследствие чего данное уравнение целесообразно применять для точности прогнозирования результатов. Нами была рассчитана линейка градации оценок различных уровней эффективности плавания: высокий – от 4,0% и выше; выше среднего – в диапазоне от 2,2 до 3,9%; средний − 0± 2,1%; ниже среднего – в диапазоне от -2,2 до - 3,9%; низкий – от -4,0% и менее.
Сопоставив персональные фактические и расчетные показатели результатов на дистанции 100 м, можно спроектировать для каждого юного пловца траектории уровней эффективности техники плавания, которые целесообразно учитывать в рамках учебно-тренировочного процесса.
Данный подход предоставил возможность сгруппировать 76 спортсменов, принимавших участие в педагогическом эксперименте, по спроектированным уровням эффективности плавания. Высокий уровень эффективности соотношения параметров гребка в двигательных действиях установлен у 7 занимающихся (9,2%), выше среднего – у 15 спортсменов (19,7%), средний – у 28 воспитанников (36,8%), ниже среднего – у 13 человек (17,1%), низкий − у 13 детей (17,2%). Оценка данного компонента, по нашему мнению, представляет собой важный показатель перспективности юных пловцов-кролистов. Для удобства определения характеристики эффективности гребковых двигательных действий нами, с учетом результатов проведенных ранее по данной проблематике исследований [7], была разработана номограмма, которая представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Уровни эффективности гребковых двигательных действий юных пловцов-кролистов на дистанции 100 м
Заключение. Результаты проведенных нами исследований указывают на необходимость изучения закономерностей изменения ключевых параметров плавания у юных кролистов, относящихся к различным типологическим группам. Только стремление к достижению оптимальных параметров данных характеристик применительно к каждой из категорий спортсменов может обеспечить выход на высокий уровень реализации двигательного потенциала.
Представленные данные демонстрируют, что юные пловцы разных типологических групп предпочитают различные варианты проплывания дистанции: одни спортсмены («темповой», «силовой» типы) демонстрируют преимущество на первой половине пути, вторые (как правило, «темповой» тип) – на протяжении второй, а третьи («технический» тип) достаточно равномерно проплывают всю 100-метровую дистанцию. По мере увеличения возраста и, соответственно, роста спортивной квалификации наблюдается, с одной стороны, повышение исследуемых ключевых параметров плавания, с другой - отмечается более равномерное проплывание пловцами-кролистами дистанции 100 м.
Важным условием эффективной спортивной подготовки юных пловцов-кролистов выступает разработка модельных типоспецифических характеристик и перечня требований к уровню физической подготовленности, физическому развитию, степени развития специальных физических качеств. Разностороннее сопоставление этих показателей юных пловцов как с обобщенными возрастными модельными характеристиками, так и между собой дает возможность оценить их спортивный потенциал, выделить типологические группы («темповой», «технический» и «силовой») и спрогнозировать успешность их соревновательной деятельности.
Библиографическая ссылка
Жарикова М.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ-КРОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27532 (дата обращения: 14.02.2025).