Актуальность формирования единого образовательного пространства образовательной организации и микросоциума обусловлена отмечаемым противоречием между снижением общего уровня образованности населения и востребованностью компетентных, всесторонне образованных кадров во всех сферах жизни страны. Наличие единого образовательного пространства может обеспечить постоянное взаимодействие школы и тех структур, которые заинтересованы в притоке творчески активных, высококвалифицированных кадров.
С данным тезисом перекликается положение Л.И. Новиковой и М.В. Сокольского о том, что радиус воспитательного пространства может колебаться от радиуса самой образовательной организации до радиуса поселка, города и даже области [1, с. 8].
Не согласимся, что скоординированность, согласованность и управляемость из единого центра образовательных пространств школы, спортивной секции, подросткового клуба и пр. – иллюзия советской системы воспитания, как считает Н.М. Борытко [1, с. 8]. Именно сегодня, как никогда, должна и может быть скоординирована и согласована образовательная деятельность различных структур, так как только тогда мы получим желаемый результат образования и выстроим пространство школы как здоровьесберегающего пространства [2]. Необходимыми являются и здоровьесберегающие технологии как «необходимое условие для успешного развития, обучения и воспитания на разных уровнях образования» [3, с. 3].
В настоящей статье представлены некоторые результаты исследования, направленного на организацию работы по формированию здоровьесберегающего пространства образовательной организации. Статья посвящена вопросам концептуальных подходов к проблеме здоровьесбережения и построения модели взаимодействия школы и микросоциума.
В экспериментальной деятельности мы опирались на триединый подход к здоровью, как совокупности физического, психологического и духовно-нравственного здоровья:
- физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем;
- психическое здоровье – сохранность и активность механизмов личной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование;
- духовно-нравственное здоровье – наличие у человека нравственных принципов, которые обеспечивают активную созидательную жизненную позицию. Духовно-нравственное здоровье предполагает способность человека противостоять различного рода жизненным трудностям без утраты социально-психологической адаптации.
Работа по здоровьесбережению опирается также на концепцию ортобиоза (разумного, здорового образа жизни.), предложенную И.И. Мечниковым, продолженную В.М. Шепелем, и развиваемую на кафедре человековедения и физической культуры ГБОУ ВО МО «АСОУ» технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотику) [4; 5].
Опираясь на этот подход, преподаватели кафедры выработали следующие критерии (показатели) здоровья школьников, которые служат ориентиром для диагностики результатов проводимой экспериментальной работы. Они представлены в таблицах 1-3.
Таблица 1
Физическое здоровье
Критерии здоровья |
Показатели наличия здоровья |
||
Дошкольник |
Младший школьник |
Подросток |
|
1. Регулярные рекреационные нагрузки, занятия спортом |
Наличие мотивации на движение |
Наличие желания заниматься физкультурой и спортом |
Умение спланировать регулярные занятия физической культурой и спортом и реализовывать план |
2. Соблюдение режима труда и отдыха |
Привычка к режиму |
Добровольное и охотное следование режиму |
Умение составить режим и следовать ему |
3. Наличие интереса к функционированию своего организма |
Интерес к функционированию своего тела |
Первичные знания по анатомии и физиологии |
Знание основных механизмов функционирования своего тела |
4. Умение восполнять ресурс своего организма различными средствами (закаливание, лечебное голодание, специальное дыхание и т.п.) |
Умение заявлять о своих потребностях взрослым |
Умение самостоятельно заботиться о своих физических потребностях |
Умение планировать время так, чтобы избегать физических перегрузок |
5. Индивиду-альный рацион питания |
Иметь представление о полезной и вредной пище |
Умение следовать рациональному режиму питания |
Умение составлять меню и следовать режиму питания |
Таблица 2
Психическое здоровье
Критерии здоровья |
Критерии наличия здоровья |
||
Дошкольник |
Младший школьник |
Подросток |
|
1. Стрессо-устойчивость |
Способность заявлять о своем дискомфорте, напряжении |
Способность справляться со своим дискомфортом и напряжением с помощью взрослых |
Способность справляться со своим дискомфортом и напряжением самостоятельно |
2. Проявление интереса к своей психике, освоение психологической грамотности |
Иметь представление об основных органах чувств и способах их совершенствования |
Иметь представление об основных психических функциях (внимание, память и т.д.) и способах их развития |
Заинтересованность в исследовании функционирования своей психики (особенностей темперамента, характера и т.д.) |
3. Регулярные занятия релаксацией |
Умение расслабляться под руководством взрослого |
Владеть элементарными приемами расслабления |
Владеть приемами снятия напряжения |
4. Способность к самостоя-тельной эмоциональной коррекции |
Владеть языком чувств и уметь словесно описать ощущения тела |
Уметь определить свои эмоции, называть и корректировать их |
Умение управлять своими эмоциями (не подавляя их) |
5. Наличие заинтересованности в эффективном общении |
Умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками, взаимодействовать с детьми и взрослыми |
Уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, реализовывать социальные роли |
Уметь взаимодействовать с людьми, упреждать и разрешать межличностные конфликты |
6. Умение оказывать психологическую поддержку |
Умение терпеливо ждать своей очереди (высказаться, пока взрослый обратит внимание и т.д.) |
Способность спокойно выслушать другого человека и повторить, то, что он сказал |
Способность спокойно выслушать другого человека и оказать ему эмоциональную поддержку |
7. Способность ставить жизненные цели и достигать их |
Умение формулировать цель задания с помощью взрослого |
Умение формулировать цель задания самостоятельно и удерживать ее в сознании |
Умение ставить цель, определять пути достижения, оценивать результат и корректировать пути достижения цели |
8. Умение очерчивать и защищать свои личные границы |
Умение озвучить, что не нравится |
Умение отказаться от чего-либо и постоять за себя |
Умение отказаться от чего-либо, постоять за себя, спокойно реагировать на отказ другого человека |
Таблица 3
Духовно-нравственное здоровье
Критерии здоровья |
Критерии наличия здоровья |
||
Дошкольник |
Младший школьник |
Подросток |
|
1. Позитивная «Я-концепция» |
Позитивный образ себя (со мной все в порядке). Способность быть спонтанным и открытым. Умение занять себя, будучи в одиночестве |
Наличие идеалов и способность воспринимать себя как развивающуюся личность. Способность быть открытым к любому жизненному опыту |
Наличие идеалов и способность составлять и реализовывать программу своего личностного развития. Способность переживать трудности и болезненный опыт без отказа от дальнейшего развития |
2. Наличие саморефлексии |
Умение описать свой поступок, озвучить мысли, желания, побуждения |
Наличие начальных навыков саморефлексии |
Развитые навыки саморефлексии и принятие себя в контексте личностного развития |
3. Оптимистическая жизненная позиция Позитивное мышление |
Стойко переживать дискомфорт, ожидая разрешения ситуации |
Умение ориентироваться на позитивное разрешение в любых затруднительных ситуациях |
Умение формулировать жизнеутверждающие аффирмации. Отслеживать иррациональные убеждения и освобождаться от них. Изыскивать ресурс как вовне, так и внутри себя для разрешения затруднительной ситуации |
4. Наличие нравственной системы ценностей |
Умение ориентироваться на базовые жизненные ценности (жизнь, здоровье, любовь, сострадание, дружба и т.д.) |
Умение отличать жизнеутверждающие жизненные ценности от деструктивных тенденций |
Умение реализовывать базовые жизнеутверждающие ценности в деятельности |
5. Чувство ответственности |
Восприятие себя как творца окружающей действительности |
Наличие чувства ответственности за свою жизнь |
Развитое чувство ответственности за свою жизнь, понимание важности осознанного выбора |
6. Толерантность |
Понимание, что все дети и люди отличаются друг от друга и все имеют одинаковое право на жизнь |
Наличие начальной стадии развития толерантного сознания (толерантности социальной, этнической, религиозной) |
Дальнейшее развитие толерантного сознания |
7. Креативность |
Наличие желания вносить творческий элемент в свои действия |
Способность к творческому решению задач |
Развитая способность к проектной и другой творческой деятельности |
8. Самоактуа-лизация |
Свободное проявление своего творческого начала в деятельности |
Осознание и развитие своих задатков и способностей |
Целенаправленное развитие своих способностей и склонностей |
9. Проявление любви |
Выражение любви и заботы к близким людям, друзьям, животным, растениям |
Выражение любви ко всему живому, осознанный отказ от нанесения вреда в той или иной форме |
Выражение любви ко всему живому, избегание ситуаций нанесения вреда, умение неагрессивно остановить других людей в разрушительных деструктивных проявлениях |
10.Наличие смысла жизни |
Проявление уважения к жизни человека и других живых существ |
Наличие сформированной базовой ценности «человеческая жизнь», осознание важности существования каждого живого существа в системе мироздания |
Понимание уникальности и неповторимости человеческой жизни, в том числе своей собственной, поиск своего жизненного предназначения |
Представляется, что работа в образовательной организации должна идти по нескольким направлениям:
1. Обучающая работа с педагогами (ознакомление с ортобиотическим подходом к здоровью, здоровьесберегающими технологиями обучения и т.д.) [4-7].
2. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
3. Организация целенаправленной деятельности школы во взаимодействии с микросоциумом. Примерная схема работы по формированию здоровьесберегающего пространства в образовательной организации представлена на рисунке.
Схема организации здоровьесберегающего пространства в ОО
Необходимо отметить, что наибольшие сложности возникают в сфере взаимодействия школы с микросоциумом. Можно констатировать, что на текущий момент в обществе не сформировано понимание важности создания единого образовательного пространства, которое не ограничено территорией образовательной организации, а распространяется на все стороны и сферы жизни. Отсутствует готовность участвовать в формировании нового поколения с предоставлением равных условий, с поддержкой образовательных инициатив коллективов школ у так называемых элит и властных структур, бизнес-сообщества. Таким образом, имеет место тенденция дальнейшей поляризации общества в вопросе получения доступного современного образования, а также недооценки значимости системы образования для благополучия и безопасности существования государства.
Библиографическая ссылка
Башмакова Е.А., Жданова О.И. ОСОБЕННОСТИ ОРТОБИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МИКРОСОЦИУМОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27442 (дата обращения: 18.02.2025).