Современная российская образовательная система характеризуется активным внедрением инновационных технологий в образовательный процесс. Личность педагога является основным субъектом реализации происходящих перемен в образовании. Концепция модернизации образования указывает на то, что квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагоги играют ключевую роль в модернизации образования [1]. Направленность развития современного образования лежит в русле успешного решения основных задач социализации: усвоение определенных способов поведения и ценностных норм, формирование образа – Я, обучение социальным ролям, правам, обязанностям, саморазвитие и самореализация личности [2]. Возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом. Соответственно выдвигаются требования повышения не только качества образования в целом, но и требования повышения профессионализма, развития творческого потенциала педагога, готовности к непрерывному профессиональному развитию.
В организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [3]. Информационно-образовательная среда в свою очередь выступает сферой и средством развития профессиональной компетентности педагога и обучающихся.
Развитию электронной информационно-образовательной среды образовательной организации способствует создание личностного информационного пространства педагога, которое является ее неотъемлемой частью.
Большинство исследовательских работ посвящено проблемам создания образовательного пространства в рамках одной образовательной организации. Категория «личностное пространство» не имеет четкого определения и чаще всего рассматривается в рамках проблемы взаимодействия среды и личности, раскрывающейся в организации образовательной деятельности, влияние которой обеспечивает эффективную социализацию личности, способной легко адаптироваться к меняющимся условиям, осваивать и присваивать ценностно-смысловое содержание той культуры, где осуществляется его жизнедеятельность. В педагогической науке понятие «образовательное пространство» определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания. Образовательное пространство как составляющая более широкого социального пространства представляет собой образовательный континуум во всем многообразии его системных, процессуальных, ресурсных, субъектно-деятельностных, а также духовно-информационных составляющих, целостность которого обеспечивается интеграционными процессами, проявляющимися на всех его уровнях и затрагивающих все компоненты пространства, а также непрерывностью образовательного процесса во всех его составляющих и по всем параметрам [4].
Успешная педагогическая деятельность невозможна без развития готовности к инновационной деятельности. Современный педагог должен быть успешным в профессиональной деятельности, востребованным в среде студентов, готовым к развитию своего потенциала. В условиях информатизации общества каждый педагог должен уметь адаптироваться в динамично изменяющейся образовательной ситуации, опираясь на приобретенный опыт.
Таким образом, одной из главных задач современного образования является обеспечение непрерывного профессионального развития педагога, формирование у него способности к профессиональному самосовершенствованию, подготовка его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.
Владение современными технологиями, методическими приемами, идеями, методиками преподавания обеспечит современному педагогу эффективное решение своих профессиональных проблем. Доступ к информационным и образовательным ресурсам поможет раскрыть педагогу свои способности, реализовать творческий потенциал, самосовершенствоваться в вопросах образования и профессионального развития.
В основе профессионального развития лежит процесс саморазвития, понимаемый как внутренняя активность по качественному преобразованию себя самого, самоизменению [5]. Следовательно, необходим ресурс профессионального развития педагогов, который будет ориентирован на самообразование специалиста, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие информационно-коммуникативных компетенций. Таким ресурсом может стать личностное информационное пространство педагога.
Дефиниция «личностное пространство» чаще всего понимается в рамках проблемы взаимодействия личности и среды в образовательном процессе. Личностное пространство - пространство, которое формируется личностью – педагогом. Личностное информационное пространство педагога формируется в информационно-образовательной среде колледжа и является ее частью.
Личностное информационное пространство педагога колледжа - многокомпонентное системное образование, проектируемое и создаваемое педагогом, способствующее развитию его информационно-коммуникативной компетенции и устанавливающее связи и отношения между субъектами образовательного процесса и компонентами информационно-образовательной среды колледжа на основе информационной деятельности по достижению образовательных целей.
Личностное информационное пространство педагога колледжа представляет собой как условие для организации самостоятельной работы в процессе повышения квалификации (самообразования), так и средство, позволяющее самостоятельно повышать профессиональный уровень.
Педагог, развивающийся в соответствии со своими индивидуальными особенностями, создает свое личностное информационное пространство, которое становится частью информационно-образовательной среды образовательной организации.
Личностное информационное пространство педагога способствует индивидуализации и дифференциации образовательного процесса по содержанию, объему, темпу усвоения, активизации обучающихся, позволяет повысить их интерес к обучению, создать условия для развития их творческих способностей, повысить мотивацию обучающихся к предмету, построить разноуровневое обучение.
Расширение личностного информационного пространства педагога позволит обучающимся через доступ к образовательным ресурсам сети Интернет взаимодействовать дистанционно с педагогом, сверстниками, в том числе и в свободное время.
На основе анализа педагогической деятельности ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» выявлено, что педагоги прекращают свое развитие, достигнув определенного уровня профессиональной квалификации. У педагогов наблюдается периодическое появление кризисов профессионального развития. Это обусловлено замкнутостью педагогической системы на образовательном процессе. Для преодоления критических моментов в профессиональной деятельности педагога необходима переориентация на его профессиональное развитие.
Таким образом, современная система образования должна обеспечить непрерывный процесс профессионального развития педагога, способствовать его профессиональному самосовершенствованию. Образование, полученное в педагогических вузах, обеспечивает лишь основу для профессиональной деятельности. Владение современными технологиями, методическими приемами, идеями, методиками преподавания обеспечит современному педагогу эффективное решение своих профессиональных задач. Современный педагог должен быть успешным в профессиональной деятельности, востребованным в среде студентов.
Необходимым условием непрерывного развития и самообразования педагога может выступать личностное информационное пространство.
Необходимо отметить, что контент личностного информационного пространства педагога позволяет значительно повысить наглядность уроков и эффективность работы педагога. Личностное информационное пространство педагога помогает ему подготовиться к уроку, дополнить и обогатить его качественными иллюстрациями, сделать урок более доступным, насыщенным и содержательным, сэкономить время педагогу и обучающемуся, повысить мотивацию обучения. Личностное информационное пространство педагога содержит систематизированный материал, позволяет получать информацию более оперативно и педагогу, и обучающемуся, помогает оптимизировать работу на уроке и дома, индивидуализировать работу с обучающимися, систематизировать весь имеющийся материал. Личностное информационное пространство педагога значительно облегчает работу педагога, из этого можно сделать вывод, что оно занимает центральное место в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации.
Создавая свое личностное информационное пространство, в том числе используя уже кем-то созданные электронные ресурсы, педагог приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой - значит потеряться в информационном обществе.
Контент личностного информационного пространства педагога может компактно размещаться в памяти компьютера, на внешних носителях или в сети Интернет. Накапливая с годами электронные материалы, структурируя и систематизируя их хранение, педагог создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения – личностное информационное пространство.
Электронные материалы личностного информационного пространства педагога не так сложно структурировать и систематизировать, в отличие от материалов, которые находятся в распечатанном виде. Это позволит сформировать банк хранимых электронных материалов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме как для самого педагога, так и для обучающихся.
Активная работа над личностным информационным пространством способствует широкому обмену методическими наработками педагогов, дидактическими материалами, видеоуроками, тестами, презентациями, позволяет использовать опыт ведущих педагогов страны, следить за нововведениями в педагогической деятельности, актуальной информацией [6].
Личностное информационное пространство педагога позволяет обобщить и систематизировать результаты своей педагогической деятельности: представить опыт своей работы, рассказать о достижениях, успехах.
Готовность педагога к разработке и совершенствованию информационно-методического обеспечения личностного информационного пространства проявляется в профессиональном и личностном плане, т.е. профессиональная готовность характеризуется наличием необходимых педагогических качеств и стиля общения, профессиональной позиции, владением профессиональными знаниями и умениями работы со средствами информационно-коммуникационных технологий, а личностная готовность проявляется в наличии соответствующих мотивов, личностных качеств – умений действовать в личностном информационном пространстве в условиях информатизации [7].
Так как педагог – основной участник образовательного процесса, следовательно, создание эффективного личностного информационного пространства педагога колледжа - условие продуктивного педагогического взаимодействия. Применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов требует от педагога дополнительных временных затрат. Проблема усугубляется еще и тем фактом, что далеко не у каждого педагога в образовательной организации есть свое автоматизированное рабочее место. По объективным причинам самыми подготовленными к разработке и применению личностного информационного пространства являются педагоги дисциплин информационного цикла, но в то же время и педагоги дисциплин информационного цикла используют не все технологии.
Создание личностного информационного пространства позволит педагогу:
- передать педагогический опыт своим коллегам не только одного образовательного учреждения, но и находящимся в других городах;
- применять дистанционные формы обучения;
- повысить уровень информационно-коммуникативной компетенции;
- представить свое портфолио;
- получить независимую оценку и советы по формированию и содержанию своих материалов;
- организовать проектную деятельность участников образовательного процесса.
В процессе работы над личностным пространством у педагога накапливается творческий потенциал. Педагог самообразовывается, а самообразование выступает средством сохранения профессиональной компетентности и гарантом профессионального роста.
Личностное информационное пространство способствует удовлетворению потребностей педагога в повышении квалификации, повышению качества обучения. Эффективная обратная связь с педагогом обеспечит успешность обучения, которое ведётся с помощью современных технологий. Результатом такого обучения является собственный продукт, поэтому очень важно в начале такой деятельности поставить свои образовательные цели [6].
Расширяя своё личностное информационное пространство, педагог в своей профессиональной деятельности должен научиться проводить дистанционные уроки, уроки в компьютерном классе с выходом в Интернет, с использованием интерактивной доски, применением мультимедийного оборудования. Правильно организованное личностное информационное пространство педагога, грамотное использование информационно-коммуникационных технологий, создание и демонстрирование интерактивного динамического изображения на каждом уроке позволяет повысить мотивацию обучающихся, достичь нового качества образования, научить самостоятельно получать знания современными способами. С применением инструментов и средств организации урока педагог получает возможность проводить занятия, соответствующие современным интересам обучающихся: демонстрации, практикумы, компьютерные лаборатории, электронные журналы, дистанционное обучение, тестирование, аттестация обучающихся и многое другое. Чтобы более продуктивно проводить уроки, успешно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, педагог должен сам стать автором разработок материалов к урокам: презентаций, тестов, дидактического материала и др.
Работая над расширением своего личностного информационного пространства, педагог в совокупности со своим опытом будет оставаться компетентным, самосовершенствоваться, вдохновлять коллег на постоянное развитие. Личностное информационное пространство является результатом развития, выражающегося в творческой самореализации педагога, формировании индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Создание личностного информационного пространства педагога как ресурса профессионального развития педагога будет целесообразно, если условия пространства обеспечат:
- безопасность;
- информативность (ресурсное наполнение, которое будет отвечать запросам пользователей);
- коммуникативность (возможность взаимодействия с коллегами – обмен опытом, мнениями, идеями);
- возможность создания педагогами личных портфолио;
- возможность обсуждения материалов других участников и самоанализа собственных.
Таким образом, личностное информационное пространство является ресурсом профессионального развития педагогов, ориентированным на самообразование, формирование его профессионально-личностной сферы и развитие информационно-коммуникативной компетенций.
Библиографическая ссылка
Гусарова М.Н. ЛИЧНОСТНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27420 (дата обращения: 29.11.2023).