Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коровина И.А. 1 Заболотная С.Г. 1 Хабарова Т.С. 1
1 Оренбургский государственный медицинский университет
Профессия врача подразумевает ответственность не только за здоровье, но и за жизнь пациента. Одной из основных задач высшей медицинской школы является создание условий для успешного и эффективного раскрытия возможностей и способностей личности студентов медицинского вуза. Одной из главных целей модернизации высшего медицинского образования является создание педагогических условий для становления компетентного, интеллектуально развитого, творческого, активного профессионала, способного к саморазвитию. Согласно ФГОС ВО профессиональная сфера врача включает множество различных аспектов: совокупность технологий, способов, средств, методов деятельности, направленной на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи. В связи с этим актуализируется вопрос развития умений в исследовательской деятельности, которая способствует становлению системного логического мышления и обеспечивает готовность студента к самостоятельной творческой работе. Активизация аксиологического потенциала медицинского образования позволяет расширить и обогатить теорию и практику высшей профессиональной школы. В процессе включения студентов в перспективные научные исследования происходит восхождение личности будущего врача к ценностям познания, раскрытие личностных знаний и научной позиции, самореализация.
высшее медицинское образование
аксиологический потенциал
ценности
научные знания
исследовательские умения
студент медицинского вуза
1. Анисимова В.А., Найн А.А. Формирование исследовательских умений студентов вуза // Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 14. – С. 40-44.
2. Коровина И.А., Заболотная С.Г., Хабарова Т.С. Аксиологические основы формирования профессиональной направленности в условиях поэтапного включения студентов медицинского вуза в перспективные научные исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25937 (дата обращения: 18.12.2017).
3. Краевский В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманит. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2001. – 143 с.
4. Залуцкая Г.Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 1222-1226.
5. Ольховая Т.А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 122-125.
6. Бухарина Т.Л. Руководство по формированию профессиональной направленности студента-медика в условиях билингвизма / Т.Л. Бухарина, Е.А. Иванова, Т.В. Михина и др. – Екатеринбург: УРО РАН, 2006. – 242 с.

Модернизацию высшего медицинского образования невозможно рассматривать вне ее связи с развитием научных школ университетов и научно-исследовательских умений будущих специалистов. Стремление к качественному медицинскому обслуживанию, улучшению здоровья и повышению продолжительности жизни населения актуализирует одну из основных проблем здравоохранения – проблему кадрового потенциала. Конкурентоспособность выпускников медицинских вузов зависит от степени соответствия их профессиональной подготовки современным требованиям рынка труда. Работодатель заинтересован в творческом и инициативном специалисте, с высоким потенциалом к саморазвитию, способном ориентироваться в социальных проблемах разного уровня и находить решения с позиции исследователя [1]. Между тем здравоохранение очень часто сталкивается с неудовлетворенностью населения качеством оказания медицинской помощи, с недостаточным уровнем профессионализма и психологической подготовленности выпускников медицинских вузов к своей профессиональной деятельности, вследствие чего допускаются некомпетентные действия и серьезные ошибки. Остро стоит вопрос о подготовке специалиста-профессионала, психологически устойчивого и ценностно ориентированного субъекта деятельности, способного действовать в трудных и экстремальных ситуациях, продвигать медицинскую науку и практику в соответствии с профессиональными ценностями и современными требованиями. Сложившаяся ситуация подчеркивает важность обеспечения инновационного характера медицинского образования на основе эффективной взаимосвязи академических знаний, научно-исследовательских умений и практических навыков оказания медицинской помощи, присвоения личностью системы профессиональных ценностей [2].

Сочетание традиционности и инноватики в медицинской профессии, расширение сферы деятельности врача в современном мире, новые способы лечения и диагностики позволяют нам рассматривать исследовательские умения студентов медицинского вуза как ключевые в своде компетенций будущего врача. Исследовательская компетентность включает способность к анализу, владение технологиями принятия решения в вопросах новых разработок или оптимального выбора [3]. Главной целью высшего профессионального образования становится создание условий для включения студентов в активную познавательную деятельность, в частности исследовательскую, которая позволяет развить научный потенциал личности студента и сформировать социально адаптированного, способного к саморазвитию и самообучению, конкурентоспособного профессионала [4]. Значимой становится деятельность, направленная на формирование у студента медицинского вуза готовности вырабатывать собственную линию профессионального поведения при оказании эффективной медицинской помощи с опорой на медико-биологические и клинические знания, нравственные убеждения и ценностные ориентации, практические умения и навыки по сохранению здоровья и жизни пациентов.

В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для анализа и решения рассматриваемой проблемы. Аксиологическая концепция образования представлена в трудах В.П. Бездухова, А.В. Кирьяковой, Г.А. Мелекесова. Совершенствование профессиональной подготовки специалиста нового поколения исследовано в работах Э.Ф. Зеера, Т.А. Ольховой. Специфика формирования исследовательских умений будущих специалистов отражена в работах М.М. Гладышевой, Н.В. Зениной. Педагогическая сущность исследовательских умений и особенности их проявления раскрыта в трудах Н.С. Амелиной, Л.Н. Калугиной, Н.И. Мокрицкой. Этико-деонтологическая характеристика медицинской деятельности представлена в работах А.Я. Иванюшкина, И.В. Островской, А. Флинта. Разработкой инновационных подходов в системе высшего медицинского образования занимались В.А. Аверин, Т.Л. Бухарина, Ф.Е. Вартанян. Сущность аксиологического подхода в системе профессиональной подготовки специалиста раскрыта в исследованиях В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова. Исследования природы, сущности и структуры мотивации жизнедеятельности представлены в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, А. Маслоу, Н.М. Якобсона.

Т.А. Ольховая, рассматривая становление субъектности студентов университета, подчеркивает значимость приобщения к научным школам, в результате чего происходит развитие склонности студентов к научно-исследовательской деятельности, создание предпосылок для самореализации в научной сфере, расширение теоретического кругозора и научной эрудиции [5]. Исследовательские умения студента свидетельствуют о наличии у него глубоких учебных и профессиональных мотивов, стремления и устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности, конкретной ориентации на медицинскую профессию как ценность, ответственности и профессионального долга. Понимание такой значимости исследовательских умений позволяет рассматривать важность аксиологической среды медицинского вуза при поэтапном включении студентов в перспективные научные исследования, в ходе чего происходит расширение профессиональной аксиосферы будущих специалистов, развитие интеллектуально-познавательных умений, коммуникативных навыков и ценностного отношения к врачебной деятельности.

Развитие исследовательских умений студента в аксиологическом пространстве медицинского вуза предполагает сочетание как традиционных, так и инновационных форм выявления новых ресурсов медицинского образования. Присвоенные ценности (моральные, этические, интеллектуальные, общественные) оказывают влияние на становление личности студента и его становление как профессионала, определяя характер его поведения и поставленных задач, стиль деятельности и мышления. Аксиологический потенциал развития исследовательских навыков заключается, на наш взгляд, в растущем личностном интересе студента к проблемам образования и получаемой профессии, в накоплении образовательного опыта как элемента профессионального опыта, в характере ценностного выбора самостоятельной деятельности.

Проведенное нами исследование включало несколько этапов. Диагностический этап был направлен на определение первоначального уровня исследовательских умений студентов и на выявление наличия мотивации к исследовательской деятельности с использованием таких методов, как наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с преподавателями и студентами.

В теории и практике современного высшего образования в настоящее время накоплен достаточно большой фонд разнообразных форм и методов организации научно-исследовательской работы студентов: студенческие научные общества и кружки, школы молодых ученых. Однако для нас в педагогическом плане стало важным не только включенность студента в научную деятельность (участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, проектных работах, подготовка публикаций и наглядных пособий, написание рефератов и эссе), но и ценностный аспект этой деятельности, ее аксиологический потенциал в развитии самой личности студента. Становление студента-исследователя происходит в процессе совместной работы и общения с научным руководителем и другими участниками деятельности. Студент познает основы науки, методы и принципы научной работы, происходит присвоение ценностей научно-исследовательской деятельности. В процессе проведения исследовательской работы происходит преодоление разнообразных трудностей, поиск решений, разрешение научно-исследовательских противоречий, выбор, принятие решения, и как результат развивается личность с ее характером и ценностными ориентациями.

На деятельностном этапе студенты учились ставить цели и задачи, формулировать проблему, предмет и объект исследования, осуществлять отбор методов исследования, планировать ход исследовательской работы, осуществлять анализ, синтез, обобщение, находить и выстраивать пути доказательства. Нами были разработаны специальные педагогические условия, которые позволили не только развить исследовательские умения студентов, но и выявить и сформировать ценностное отношение личности студента медицинского вуза к будущей профессиональной деятельности и своему месту в данной профессии, тем самым актуализируя аксиологический потенциал личности. Так, например, ценностные субъектно ориентированные, информационно-поисковые, творческие, проблемно-ситуационные задачи успешно формируют и развивают навыки самостоятельного мышления. Использование симуляционного, тренажерного и фантомного обучения в сочетании с приемами информационных технологий способствуют овладению методологией исследовательского подхода к решению различных личностных и профессиональных ситуаций, получению навыков практической работы с выбором форм и способов профессиональных действий при реализации клинических сценариев по педиатрии, терапии и общему уходу за больными. Выполнение исследовательских и творческих проектов в сотрудничестве со студентами старших курсов и преподавателями других кафедр способствует развитию у студентов навыков оценочно-рефлексивного анализа деятельности, критического осмысления информации. Темы докладов кафедральных и межкафедральных монотематических конференций, публикаций материалов в научных студенческих сборниках, мастер-классов и встреч с известными врачами-исследователями города Оренбурга мы старались подчинить основной идее важности профессионального становления личности будущего специалиста и долга врача. Самостоятельное изучение научной, публицистической, художественной литературы (монографий, статей, обзоров, рецензий) расширяет профессиональный кругозор, обогащает образ-Я студента как компетентного врача. Научно-методическое обеспечение исследуемого процесса в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий сопровождалось работой с профессионально ориентированными аутентичными текстами и упражнениями, активизацией субъектного восприятия латинских афоризмов и крылатых выражений, написанием рецензий и эссе на иностранных языках, участием в лекторских группах и конференциях, выполнением субъектно ориентированных профессионально-творческих заданий [6].

Участие студентов в социальных проектах на базе лечебных и образовательных учреждений города и области на добровольных началах также способствовало расширению ценностных ориентаций студентов медицинского вуза на профессию. Сюда можно отнести следующие мероприятия: акция «Дарю сердце ребенку» в детских клиниках; организация досуговых групп для пациентов психиатрической больницы; работа Реабилитационного клуба для амбулаторных и стационарных больных; организация «Дня донора»; осуществление профессионально-ориентационной работы в школах области с привлечение школьников к участию в музейных круглых столах «О прошлом для будущего».

Личностно-профессиональное самоопределение, ценностное отношение к себе, пациенту и миру, субъектная позиция, ценностный выбор жизненного пути, принятие решений и ответственность за результаты определяют способы деятельности врача и стиль его мышления, которое приобретает характер избирательности, взвешенности, самостоятельности, целенаправленности, осознанности, системности.

Рефлексивный этап развития исследовательских умений студентов медицинского вуза предполагал осознание выполненных действий, выявление рисков и ошибок, соотнесение полученных результатов с запланированным итогом. Теоретический анализ изучаемого вопроса становится на этом этапе более осмысленным, самостоятельным, критичным. Студент освещает не только степень разрешенности проблемы, но и анализирует различные направления, дает критическую оценку позиций различных авторов, раскрывает дальнейшие перспективы в ее изучении.

Эффективность работы подтверждается тем фактом, что в течение нескольких лет студенческий научный кружок кафедры иностранных языков Оренбургского государственного медицинского университета занимает первое место среди кафедр гуманитарного цикла университета в номинации «Первые шаги в науке». Среди студентов 137 призеров Международной интернет-олимпиады по латинскому языку и основам терминологии (Ульяновск, 2012-2017); 24 призера межвузовской олимпиады по иностранным языкам (Оренбург, 2012-2014, Воронеж, 2017); 214 публикаций в сборниках студенческих научно-практических конференций (Оренбург, Москва, Новосибирск, Самара, Ульяновск, Тюмень, Чебоксары, Курск, Красноярск, 2012-2017); 47 призеров всероссийских студенческих научно-практических конференций (Оренбург, Самара, Ярославль, 2012-2017). Результаты исследования были обработаны математическими методами, которые позволили определить динамику становления исследуемого процесса и усовершенствовать работу по ценностному, личностно-профессиональному развитию студентов медицинского вуза. Диагностический комплекс исследования составили традиционные и авторские методики: тест на выявление сильных и слабых сторон личности, тест самоактуализации студентов, тест на профессиональные ценности, тест мотивов выбора профессии и способов учебной деятельности, ценностная диагностика М. Рокича, SWOT-анализ рисков образовательной деятельности, монографический анализ личности, метод экспертных оценок.

Следуя общей логике и задачам нашего исследования, на этапе констатации мы выявляли мотивы выбора профессии, ценностные ориентации студентов, понимание роли и ценности будущей профессии, отношение к проблеме поиска решения и принятия ответственности за него. Результаты проведенных диагностических исследований показали, что при поступлении в медицинский вуз 61% студентов сделали свой выбор осознанно. Более половины студентов (55%) ассоциируют свое будущее с выбранной профессией и планируют карьеру практикующего врача, при этом 67% имеют четкие представления о специфике медицинской профессии, о высокой степени личностной ответственности (56%), необходимости постоянного саморазвития и личностного самоконтроля (69%). Данное положение явилось мощной позитивной основой развития исследовательских умений студентов медицинского вуза. Особое внимание в процессе анализа диагностических данных было уделено критическому самоанализу студентов. Способность к критическому самоанализу – важная составляющая познавательной самостоятельности, определяющая готовность студентов к самостоятельному поиску учебной и профессионально ориентированной информации и обеспечивающая процесс саморазвития личности.

На завершающем этапе исследования нам было важно определить: изменились ли представления студентов медицинского вуза о самоорганизации учебного процесса, научились ли они фиксировать и оценивать свои достижения, находить оптимальные пути к успешному результату, осуществлять информационный выбор в соответствии со своим профессиональным будущим. Результаты показали, что число студентов, самостоятельно принимающих решения, увеличилось с 50% до 64%. На этапе констатации 63% студентов уделяли внимание и придавали важность процессам саморазвития и самообучения, на этапе формирования показатель вырос до 86%. Научились самостоятельно работать с информационными источниками на этапе формирования 75% опрошенных в сравнении с 47% студентов на этапе констатации. Увеличилось число студентов, регулярно проводивших анализ своих ошибок и успехов: 55% – этап констатации, 86% – этап формирования. Количество студентов, заинтересовавшихся научно-публицистическими изданиями по специальностям, увеличилось на 10%. Абсолютное большинство студентов проявило интерес к новым медицинским открытиям. Количество желающих опубликовать результаты своей работы по какой-либо проблеме в научном сборнике, выступить с докладом на конференции на этапе констатации составляло 51%, на этапе формирования – 80%. Число студентов, проявивших интерес к работе в студенческом научном кружке, увеличилось с 46% до 74%. На 25% выросло мнение студентов о том, что научная деятельность является неотъемлемой частью выбранной профессии. На этапе констатации лишь 36% студентов указали, что обладают способностями вести научно-исследовательскую деятельность, на этапе формирования 64% опрошенных отметили собственные умения в данной работе.

Результаты показали, что характер ценностных детерминант студентов медицинского вуза изменился относительно целей получения медицинского образования, представлений о профессиональной деятельности врача и способах работы студентов.

Таким образом, привлечение студентов уже на первом курсе к студенческой научно-исследовательской работе дает возможность осмысливать и оценивать отдельные стороны будущей профессиональной деятельности с теоретических позиций. Результаты нашего исследования позволили сделать вывод о том, что научная работа обеспечивает полное самораскрытие студента медицинского вуза как личности, субъекта деятельности, расширяет границы аксиосферы, ориентирует на ценности образовательной и профессиональной деятельности, что позволяет соотносить способы решения проблемных ситуаций с ценностно-личностным отношением. Обеспечение процесса развития исследовательских умений студентов в аксиологическом пространстве медицинского вуза предусматривает принятие студентом субъектной позиции в образовательной деятельности, формирование профессиональных качеств (ответственность, профессиональный долг, терпимость, внимательность, готовность оказать медицинскую помощь). Полученные результаты могут стать основой обновления научно-методического обеспечения профессиональной подготовки студентов медицинского вуза и использоваться в образовательном процессе для актуализации когнитивно-познавательной направленности и рефлексивно-оценочной деятельности студентов.


Библиографическая ссылка

Коровина И.А., Заболотная С.Г., Хабарова Т.С. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27405 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674