Необходимость оптимизации высшего медицинского образования [1, с. 8] и внедрение новых образовательных технологий непосредственно касаются проблемы метапредметности в додипломной подготовке врачей.
Методологические подходы в области метапредметного преподавания отражены в работах многих известных педагогов: по их мнению, метапредметная - универсальная деятельность, которая является «надпредметной» [2-8].
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов. Универсальность метапредметов состоит в обучении общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
А.В. Хуторской, доктор педагогических наук, автор доктрины образования человека в Российской Федерации, пишет, что «учебные метапредметы, метапредметное содержание и метапредметная образовательная деятельность достаточно давно ˗ более 20 лет ˗ проектируются и реализуются нашей научной школой, в основе которой заложен принцип человекосообразности» [3]. Действительно, эффективность метапредметного подхода доказана временем и результатами его применения [4; 5] ˗ понятие метапредметности и требования к реализации метапредметного подхода отражены в нормативных документах: ФГОС Основного общего образования (с изменениями от 29.06.2017 г.), ФГОС Высшего образования (нового поколения) - 44.00.00 Образование и педагогические науки, Профессиональный стандарт педагога (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 августа 2916 г. № 422н), Примерная основная образовательная программа основного общего образования и др. Вместе с тем А.В. Хуторской делает вывод о том, что в современных стандартах не раскрыта суть метапредметного содержания образования, а в итоге метапредметность образовательных результатов для большинства субъектов образовательного процесса осталась малопонятным требованием. Высшее профессиональное образование предусматривает значительный процент самостоятельного получения знаний, но обеспечение метапредметности содержания при этом обычно не требуется [6].
В сфере медицинского образования известны единичные исследования по метапредметному подходу [7]. Термин «надпредметность» фигурирует в работе Е.Ю. Сырцовой с соавт. [8] в виде технологии создания надпредметных учебных пособий для самостоятельной работы студентов медицинского университета при решении фармацевтических ситуационных задач, в которых надпредметность выступает как результат рассмотрения природного явления с разных ракурсов. Но в основном по проблемам высшего медицинского образования фигурирует междисциплинарный и компетентностно-ориентированный методологические подходы [9-11], в которых можно усмотреть элементы метапредметности [12].
Проведенный нами анализ показал, что требование метапредметности образования отсутствует в новых ФГОС ВО 3+ по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (уровень специалитета»), 35.05.02 «Педиатрия», 35.05.03 «Стоматология», 35.05.04 «Медико-профилактическое дело». Стандарты даже термина «метапредметность» не содержат. В то же время выделенные медицинские, организационно-управленческие и научно-исследовательские компетенции явно имеют метапредметный характер, так как каждая компетенция формируется комплексом изучаемых предметов и научных дисциплин.
При этом стандарты не разъясняют, как разрешить противоречия между высокими требованиями к подготовке будущего врача и узкоспециальными интересами учебных дисциплин, не ориентированных на метапредметный принцип, и как быть с недостатком специальной подготовки преподавателей в области метапредметного образования. Частично проблему решает разработка межпредметных связей, междисциплинарное обучение, межпрофессиональное обучение с использованием симуляции, однако педагогическая мысль обращает внимание на отличия этих технологий от метапредметной (надпредметной) деятельности [13], когда главное обучение универсальному способу работы обычно остается в тени, хотя и позволяет выйти за привычные рамки учебного предмета в другие области знания.
Это обстоятельство создает затруднения в разрешении проблемы качества образования в целом, что обосновывает актуальность данной статьи, цель которой – обосновать необходимость применения метапредметного подхода в медицинском образовании, разработать и применить универсальный способ учебной деятельности.
Научная новизна данной работы заключается в обосновании целесообразности включения в ФГОС ВО по медицинским специальностям требования реализации метапредметного подхода и дефиниции трех составляющих метапредметности: медицинской, правовой и этико-деонтологической (нравственной).
Содержание метапредметного занятия включает деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. При этом одной из самых эффективных технологий, по нашему мнению, является метапредмет «Проблема» и «Задача».
Метапредметный подход как универсальный способ работы используется преподавателями кафедр судебной медицины и кафедры психиатрии ФПК и ППС при обучении студентов, ординаторов, аспирантов и врачей.
В основном метапредметный подход мы реализуем на практических занятиях в процессе разбора ситуационных задач, составленных по материалам конкретных следственных и судебных дел. При этом любая проблема рассматривается комплексно с позиций трех составляющих: медицинского, правового и нравственного (этико-деонтологического) компонентов.
Для подготовки к занятию, наряду с вопросами по теоретическому материалу, всем студентам задаются несколько ситуационных задач (казусов) и предлагается продумать ответы на ряд вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. К каждой ситуационной задаче прилагается перечень необходимых нормативных документов. При анализе ситуации студенты должны обозначить проблему и после завершения обсуждения наметить пути решения поставленной задачи в реалиях профессиональной деятельности. Обсуждение ситуации проходит в форме круглого стола. Причем результат дискуссии преподавателем планируется в общих чертах и зачастую непредсказуем, так как линия обсуждения определяется самими студентами и зависит во многом от их личностных особенностей, интересов, предпочтений, подготовленности по разным предметам и многих других моментов.
К примеру: на практических занятиях по дисциплине «Основы профессиональной деятельности врача» студентам-педиатрам второго курса предлагалось обсудить следующий случай: «На окраине города автомашиной был сбит молодой мужчина. В результате у него возник открытый перелом бедренной кости с повреждением сосудов и кровотечением. Оказавшиеся рядом трое студентов-медиков оказали первую помощь: наложили жгут, обеспечили иммобилизацию конечности. После этого они обратились к владельцу соседнего магазина с просьбой предоставить свой БМВ для перевозки раненого, но им было отказано. Не останавливались и проезжавшие машины. Наконец удалось дозвониться до станции скорой мед. помощи, и пострадавший был доставлен в больницу. В процессе судебного разбирательства ДТП возникли и такие вопросы, как: правильно ли студенты себя вели, имели ли право оказывать первую помощь, требовать автомашину?».
К обсуждению намечены вопросы:
- Сформулируйте проблему.
- О каком виде медицинской помощи идет речь? Кто обязан оказывать этот вид медицинской помощи?
- Кто имеет право требовать от водителей предоставления личных автотранспортных средств для перевозки пострадавших в медицинскую организацию?
- В каких случаях студенты медицинских вузов могут оказывать медицинскую помощь, а в каких случаях обязаны?
- Какая ответственность грозит водителям, отказавшимся предоставить свой личный транспорт, и лицам, обязанным оказывать первую медицинскую помощь?
- Какие этико-деонтологические аспекты можно выделить в данной ситуации?
В практической ситуации, прежде всего, должна быть выделена проблема. Обычно студенты указывают на несоответствие поведения участников ДТП нравственным и правовым нормам. А также называют противоречие между необходимостью оказания медицинской помощи лицом, обязанным ее оказывать по закону или специальному правилу, и конституционным правом любого гражданина защищать интересы других лиц, в том числе и оказывать медицинскую помощь.
Что касается студентов медицинских вузов, то Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.2007 г. № 30 «Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам» в 2014 г. утратил силу. Закон об охране здоровья 2011 г. различает первую помощь до оказания медицинской помощи (ст. 31) и собственно медицинскую помощь (ст. 32). При этом первую помощь обязаны оказывать лица в соответствии с федеральным законом или специальным правилом. К таким лицам относят и студентов старших курсов, когда они приобретают право работать в должностях средних медицинских или фармацевтических работников. К сожалению, право обучающихся в медицинских вузах оказывать соответствующую помощь законодательно не закреплено [14].
Также обсуждается проблема доставки пострадавшего в медицинскую организацию, так как в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. была статья 63, в которой пунктом 8 указывалось право медицинских и фармацевтических работников на «беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни». В Законе об охране здоровья 2011 г. это право перекочевало в статью 10 – «Доступность и качество медицинской помощи», которые должны обеспечиваться также «возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью».
Казалось бы, медработник вправе использовать и даже временно изымать транспортные средства любой формы собственности при угрозе жизни человека, однако на практике сами медработники этим правом не пользуются, так как водители игнорируют пункт 2.3.3 Правил дорожного движения, требующий «Предоставлять транспортное средство… медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни...», и не боятся штрафа в 500 р. по статье 12.25 КоАП РФ за отказ в предоставлении автомобиля.
Федеральный закон «О полиции» в статье 13 разрешает полиции «…37) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие… гражданам… для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи…».
Студенты поднимают и такие вопросы: какие опасности возникают при открытом переломе бедренной кости с повреждением сосудов и кровотечением? Как осуществляется оказание первой помощи при таком виде травмы? Каков механизм возникновения такого вида повреждения при автотравме? Чем грозит данная ситуация медицинской организации, медицинскому работнику, медицинскому сообществу, отношению к системе здравоохранения в обществе, нравственным ценностям медицины и др.
В ситуационные задачи, предлагаемые студентам выпускных курсов при изучении судебной медицины, вводятся данные, необходимые для диагностики состояния пациента. Так, в процессе обсуждения диагноза какого-либо повреждения разбираются анатомические и патологоанатомические аспекты, актуализируются знания по травматологии, патологической физиологии, хирургии, обязательно затрагиваются вопросы механизма возникновения повреждений, особенностей диагностики автомобильной травмы, патогенеза развития осложнений и т.д. При этом не упускаются правовые и нравственные компоненты обсуждаемой проблемы, особенно возможные исковые претензии пациентов и их родственников к медицинским организациям и врачам, варианты взаимоотношений медицинского работника с агрессивными пациентами и т.д. В судебной медицине достаточно частой проблемой является расхождение прижизненного и посмертного диагнозов, что побуждает родственников умерших пациентов обращаться в правоохранительные органы и возбуждать уголовные и гражданские дела в отношении медработников. При решении данной проблемы обсуждается необходимость пересмотра принципов клинико-анатомического анализа летальных исходов.
Вместе с тем разбор материалов конкретных судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз дает возможность преподавателю обратить внимание студентов на правовое значение медицинских документов, изменения в медицинском законодательстве, падение престижа профессии врача, обвинительный уклон в деятельности правоохранительных органов, негативные последствия коммерциализации и оптимизации здравоохранения, издержки попыток экономического подхода к оценке качества оказания медицинской помощи и многое другое.
Задача преподавателя - не упустить ни один из трех аспектов обсуждения, то есть применять схему, алгоритм рассмотрения любой проблемы в трех взаимоопределяющих, взаимосвязанных, не отделимых друг от друга аспектах: медицинском, правовом и нравственном. Пренебрежение одним из аспектов неизбежно ведет к неполному, дефектному анализу ситуации. Так, перекос в правовую составляющую создает у студентов иллюзию возможности разрешить все противоречия буквой закона, а сосредоточенность на моральной стороне, когда «пациент всегда прав», а у врача только обязанности и долг, порождает чувство незащищенности, беззащитности и бесправия врача перед произволом как пациентов, так и управляющих структур в обществе. Разбор дефектов оказания медицинской помощи позволяет не только рассмотреть медицинскую сторону проблемы, но и дает очень важный материал для защиты интересов медицинского работника.
На кафедре психиатрии ФПК и ППС КубГМУ используется метапредметный подход как эффективный способ повышения квалификации практикующих психиатров. К примеру, за круглым столом разбирается случай из практики: «Психиатрическая больница, выполняющая функции законного представителя пациентки А., признанной ранее судом недееспособной, обратилась в суд за дачей согласия на проведение искусственного прерывания беременности в отношении пациентки. Судья обязал привлечь А. к участию в процессе. Недееспособная гражданка А. высказалась за сохранение беременности. Медицинский работник психиатрической больницы настаивал на том, что А. не понимает, что с ней происходит и не отдает отчета в своих действиях…» [15].
Слушатели выделяют проблему недоработки регулирования права на искусственное прерывание беременности у пациентов психиатрического стационара, лишенных дееспособности по суду, противоречие между правом опекуна давать согласие на медицинское вмешательство и обязанностями суда принимать решение в присутствии недееспособной пациентки и испрашивать ее мнение. Решаются вопросы: как поступить – оставить беременность или прервать? Чьи интересы должен защитить суд?
В процессе занятия обсуждаются: регулирование искусственного прерывания беременности в Законе об охране здоровья; права пациента в Законе о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании; опасности привлечения медицинских организаций и врачей к ответственности по Административному (ст. 6.32 КоАП РФ) и Уголовному кодексу (ст. 123 УК РФ); нарушение порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология»; влияние беременности на течение основного заболевания матери; наследственность и психическое здоровье ребенка; неоднозначное отношение общества к абортам и религиозные запреты; посягательства на жизнь и здоровье врачей, проводящих аборты, и др.
Таким образом, в процессе занятий удается изучить необходимое содержание темы не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования в профессиональной деятельности. Студенты младших курсов получают опережающие знания, мотивируются на изучение судебной медицины и последующих дисциплин, укрепляют мотивацию к профессии в целом. Студенты старших курсов усваивают алгоритм универсальных действий при анализе любой профессиональной ситуации. Опережающий характер обучения на младших курсах и профессионально-правовой на старших способствуют формированию индивидуальной образовательной программы студентов, так как каждый из них осваивает содержание образования согласно своим внутренним и внешним ресурсам. Для слушателей в системе непрерывного медицинского образования метапредметный подход выступает как метод решения профессиональных проблем.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- Анализ состояния проблемы подтверждает целесообразность введения в ФГОС ВО по медицинским специальностям требования метапредметности.
- Апробированный алгоритм рассмотрения проблемы в процессе применения метапредметного подхода в обучении в трех взаимосвязанных аспектах – медицинском, правовом и нравственном - позволяет преодолеть разобщенность учебных дисциплин и способствует приобретению практических умений в плане осмысления и проектирования собственных действий в профессиональной сфере.
- Достоверность и обоснованность полученных в результате исследования выводов подтверждается достаточно полным теоретическим анализом проблемы метапредметности в образовании и апробированной авторами практикой применения трех составляющих метапредметного подхода в подготовке врача как инновационной технологии учебного процесса.
Библиографическая ссылка
Породенко В.А., Травенко Е.Н., Ломакина Г.В. ЭЛЕМЕНТЫ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27404 (дата обращения: 15.09.2024).