В условиях развития современного общества и увеличения воздействия на окружающую среду так или иначе возникают проблемы потребительского отношения к природе и природным ресурсам. В связи с этим в рамках концепции устойчивого развития приобретает актуальность такое понятие, как экологическая культура, поскольку неграмотность населения в экологических вопросах пагубно влияет не только на состояние окружающего нас мира, но и на качество жизни каждого из нас.
Цель исследования
Изучение формирования экологической культуры посредством экологического просвещения детей школьного возраста на примере экопросвещения, проводимого на базе природного парка «Воскресенское Поветлужье».
Материал и методы исследования
Формирование экологической культуры неразрывно связано с экологическим просвещением, являющимся обязательной составляющей в деятельности государственных природных заповедников, национальных и природных парков. Так, на территории природного парка «Воскресенское Поветлужье» осуществляется деятельность, связанная с организацией работы в области экологического просвещения населения. Она подразумевает целенаправленное информирование посетителей в экологических вопросах в условиях непосредственного взаимодействия с природными и культурно-историческими комплексами, а также вовлечение широких слоев населения в активное участие в природоохранной деятельности. Кроме того, руководство парка не останавливается на достигнутых результатах и старается совершенствовать свою деятельность.
Результаты исследования и их обсуждение
По мнению академика Н.Н. Моисеева, либо человечество будет продолжать жить по-старому, постепенно совершенствуя свои технологии, либо перейдет к новому типу цивилизации. В первом случае его ожидает общепланетарный экологический кризис и в конечном счете деградация и исчезновение человека как вида. Второй вариант основывается на гипотезе о том, что человечество, подвергнув свои ценности радикальным изменениям, сможет найти пути создания общества, способного к совместному развитию с биосферой, то есть сможет перейти в эпоху ноосферы. И это общество будет качественно отличаться от современного [1].
В этих условиях основанием для любых природопреобразующих действий должны служить строгие научно обоснованные ограничения в деятельности, которые направлены на согласование людьми своего развития с развитием остальной биосферы. Эти ограничения требуют от человечества большой ответственности, то есть осознания необходимости неукоснительного выполнения условий экологического императива и стремления выработать новые методы и способы деятельности, не выходящие за рамки возможностей биосферы.
Иными словами, нерациональное отношение к природным ресурсам и природе, необоснованное понимание своего места и положения в окружающей природной среде ведут человечество к деградации и вымиранию. Вследствие этого вопросы правильного отношения к природе и возможности дальнейшего коэволюционного развития требуют иного мировосприятия, так называемой экологической культуры.
В.А. Ясвин к основным инструментам формирования экологической культуры относит эколого-образовательную деятельность (проводится в образовательных учреждениях), эколого-просветительскую работу (в национальных парках, заповедниках, музеях и др.), экологическую пропаганду (проводят природоохранные службы, СМИ, общественные организации) и эколого-художественную деятельность (фильмы, картины, литературные произведения и т.д.) [2].
В эколого-просветительской работе особая роль отводится национальным паркам и другим особо охраняемым природным территориям (ООПТ), располагающим огромным образовательным потенциалом и осуществляющим просветительскую деятельность в сотрудничестве с учреждениями образования и культуры. Наибольшее внимание при организации этой деятельности отводится работе со школьниками [3; 4].
Природный парк «Воскресенское Поветлужье» - это первый и единственный природный парк в Нижегородской области. Датой создания считается 10 июня 2008 года. Общая площадь парка составляет 34 983,0 га. Эта территория Воскресенского района, выделенная по побережью реки Ветлуги и прилегающая к памятнику природы озеро Светлояр, имеет богатейшее природное и культурное наследие [5]. Парк создан не только в целях сохранения природной среды и биологического разнообразия на реке Ветлуге, но и для внедрения эффективных методов охраны природы, в том числе экологического просвещения [6].
Экологическое просвещение на территории парка ориентировано на формирование экологической грамотности населения, которая включает не только распространение знаний об окружающей природной среде, культурно-исторических и социально-экономических, но и пропаганду бережного отношения к культурному и природному наследию этого края, что содействует формированию экологического сознания и развитию экологической культуры населения. Эколого-просветительская работа при этом направлена на самые широкие слои населения, охватывая практически все социальные, профессиональные и возрастные его группы.
На прилегающих к природному парку территориях сосредоточено большое количество разнообразных памятников истории и культуры, памятников природы: старинные усадебные парки в д. Галибиха и с. Богородское, парковый массив с остатками декоративно-плодового сада в с. Успенском, а также старинный ландшафтный парк р.п. Воскресенское, являющиеся памятниками природы регионального (областного) значения. Кроме того, на территории парка расположены памятники архитектуры XVIII-XIX веков: комплекс Троицкой церкви в с. Троицкое и Владимирская церковь клетского типа, расположенная в центре с. Владимирское, а также Городище ананьинской культуры - археологический памятник (VII-V вв. до н.э.) у д. Русениха, на правом берегу Ветлуги [7].
На обустроенных экологических тропах и маршрутах, снабженных информационными стендами, проводятся различные экскурсии, на которых можно узнать об овеянной легендами истории этого края, и ознакомиться с культурными достопримечательностями, узнать много нового о редких видах растений и животных, о типичных обитателях природного парка, как меняется их быт в разное время года.
На территории природного парка функционируют три экологические тропы:
- Этно-экологическая тропа «На пути к древности». Здесь можно узнать о прошлом Поветлужья, о геологии и археологии этого края. Стоит отметить, что место расположения тропы считается крайне уникальным. Это связано с археологическими раскопками, проводившимися здесь, при которых были найдены останки древней водной амфибии, обитавшей в районе Ветлуги около 200 миллионов лет назад.
- Экологическая тропа «Ноев ковчег». Эта тропа расположена в селе Троицкое и представляет собой фаун-парк. Здесь можно ознакомиться с жизнью диких животных: лосей, маралов, косуль, северных и пятнистых оленей, в естественной для них среде обитания.
- Экологическая «Тропа раздумий». Тропа располагается на территории историко-археологического и природного музея-заповедника «Усадьба Левашовых» в д. Галибиха. Полноценной экскурсии по тропе нет, однако посетители могут самостоятельно по ней пройтись. Пролегает тропа мимо старинных деревянных домов, живописно расположившихся на обрыве над Ветлугой, затем огибает часть тенистого парка и возвращается к своему началу. По всей протяженности установлены стенды с фотографиями видов Воскресенского Поветлужья и цитатами величайших поэтов, писателей и мыслителей, посвященных природе [5].
Экскурсионный маршрут «Тропа раздумий» проложен в старинном парке усадьбы помещиков Левашовых в деревне Галибиха. Сохранившиеся здания усадьбы выполнены в едином стиле усадебного деревянного зодчества середины и второй половины XIX века. Эта усадьба успела побыть и детским домом, и больницей, парк и усадьба использовались как санаторий (в настоящее время недействующий). В настоящее время лишь одна усадьба была восстановлена, остальные постройки нуждаются в реконструкции. Парк усилиями волонтеров и сотрудников природного парка был облагорожен, расчищен от борщевика.
Усадебный парк представляет собой парковый ансамбль с уникальной планировкой, включающий местные и интродуцированные виды деревьев и кустарников, таких как сосна сибирская, сосна Веймутова, лиственница сибирская, ирга колосистая, декоративная форма ольхи серой и др. [6; 7].
В настоящее время в ряде особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и музеев есть опыт проведения экскурсий в интерактивной форме. И данный опыт можно применить при разработке экскурсии, направленной на экологическое и культурное просвещение школьников на экскурсионной «Тропе раздумий». Главной идеей такого подхода является то, что дети будут непосредственно вовлечены в историю данного комплекса и создания этого парка, при этом мозговым штурмом будут выявляться основные проблемы, связанные непосредственно с деятельностью, здесь осуществлявшейся в тот или иной временной промежуток. Кроме того, в рамках реализации проекта можно визуализировать данные аспекты, используя стенды, содержащие информацию о видах хозяйственной деятельности в Поветлужье.
В начале будет небольшой экскурс в историю переезда Левашовых в деревню Галибиху. История Левашовых на Нижегородской земле начинается с 1831 года, когда Н.В. Левашов купил усадьбу в деревне Богородское, где в последующем стал заниматься лесосплавом, построил свечной и водочный заводы. В рамках совместного обсуждения можно рассмотреть основные направления хозяйственной деятельности, распространенные в XIX веке. При этом можно более подробно рассмотреть вопросы, связанные с развитием лесной промышленности, в том числе и со сплавом леса по реке, выявить основные перспективы и недостатки технологического процесса.
Зарождение проекта строительства усадьбы в деревне Галибиха приурочено к 1840 году. Проектированием усадебного комплекса и парка занимался зять Н.В. Левашова А.И. Дельвиг. Выбор места был обусловлен живописностью данной территории: завораживающие пейзажи заливных лугов, открывающиеся с высокого берега Ветлуги, заросшего одичалыми липами. При рассмотрении этой темы можно обсудить понятия эстетики ландшафта как гармонического устройства мира, а также ее роли в жизни человека.
Из-за разлада в семье дальнейшим строительством усадеб занимались сыновья Н.В. Левашова. Они завершили строительство двух домов усадьбы по эскизам А.И. Дельвига. К концу XIX века усадьба Левашовых состояла из пяти барских домов, также включала в себя хозяйственные постройки и живописный парк, где были высажены интродуцированные виды деревьев и кустарников. Также, по историческим данным, отмечается интерес Левашовых к научно-техническим новшествам. Так, например, в одном из домов была устроена обсерватория с телескопом, а для увеличения поставок леса выписан из-за границы паровоз и проведен телефон. Помимо обустройства зданий, была создана оранжерея, где выращивались экзотические цветы, а также огромные теплицы с южными плодовыми деревьями: ананасами, черешней и персиками.
На данном этапе экскурсии много возможностей для размышлений на тему взаимодействия человека и природы. Главным образом наиболее важным будет рассмотрение вопросов, связанных с интродукцией растений, так как она подразумевает искусственное расширение ареала распространения видов и внедрение пород в нетипичные для них условия. Кроме того, понятие интродукции соприкасается со многими биологическими науками, заимствуя их теоретические положения и методы (экология, систематика, география, агрономия, лесоведение). Это определяется тем, что диапазон ответной реакции растений на действия экологических факторов и различных видов и их форм различен и зависит от генетических особенностей организмов и амплитуды их приспособительных возможностей.
Следующий исторический этап, рассматриваемый в экскурсии, приурочен к периоду с 1920 года, когда Левашовым пришлось покинуть усадьбу. Начались годы запустения. Барские дома варварски грабили, мебель, которую не удалось вынести – разрубали топором и выбрасывали. Теплицы и оранжерея также были разрушены. Не сохранилась и пихтовая аллея, так как во время войны столетние пихты срубали на дрова. Также был уничтожен фамильный дуб Левашовых, а во времена существования турбазы для научных сотрудников были сведены и столетние вязы, так как они затеняли территорию. Также за последние 90 лет в домах располагались госпиталь, различные детские учреждения и санаторий. Сейчас усадьба пустует, окна и двери заколочены, утрачены внутренние интерьеры. В последние годы усилиями волонтеров и сотрудников природного парка был отреставрирован один дом, территория расчищена от борщевика и крапивы. Однако этих усилий недостаточно, усадьба продолжает разрушаться и, если не предпринять каких-либо действий, достояние может быть утрачено.
Завершающий этап экскурсии заключается в обсуждении негативных последствий человеческой активности, которые охватывают как живую природу, так и творения самого человека. Судьба усадебного комплекса в д. Галибиха очень ярко отражает проблему потребительского и пренебрежительного отношения человека к природе и объектам культурно-исторического значения. Человек, стремясь к собственному обогащению и удовлетворению надуманных потребностей, не замечает того, что преобразует былые пейзажи, уничтожая среду, пригодную для собственного существования и существования своих потомков. При этом оскверняет труды своих предков и свое историческое прошлое. На современном этапе многие осознают существование экологических проблем, однако не все готовы в одночасье изменить свои привычки и мировосприятие. Это свидетельствует о невозможности гармонизации отношений общества и природы, ограничившись лишь осознанием проблем. Это требует много усилий и времени. И осуществление эколого-просветительской деятельности хоть немного, но приближает человечество к осуществлению природоохранной деятельности и рационального природопользования.
Выводы
Формирование экологической культуры является условием коэволюционного развития человечества и природы и результатом экологического образования и просвещения, реализуемых в образовательных учреждениях, природоохранных службах, в музеях, на особо охраняемых природных территориях. Особую роль в эколого-просветительской работе играют национальные и природные парки, имеющие огромный образовательный потенциал и уделяющие наибольшее внимание работе с детьми школьного возраста.
Одной из целей создания природного парка «Воскресенское Поветлужье» в Нижегородской области, обладающего богатейшим природным и культурно-историческим наследием, была реализация программ экологического просвещения и развития экологической культуры населения. Для этого на территории природного парка обустроены экологические тропы, где осуществляется экскурсионная деятельность: этно-экологическая тропа «На пути к древности» по геологическим и археологическим объектам Поветлужья, экологическая тропа «Ноев ковчег», знакомящая с жизнью диких животных, и «Тропа раздумий», экскурсий по которой в настоящее время нет.
Развитие деятельности парка по экологическому просвещению включает разработку новых экскурсионных маршрутов, в том числе экскурсии для детей школьного возраста по «Тропе раздумий». Экскурсия состоит из 4 частей: переезд Левашовых в деревню Галибиху, зарождение проекта строительства усадьбы, его реализация и годы запустения. Содержание каждого этапа предоставляет возможности для размышлений о взаимодействии человека и природы, развитии хозяйственной деятельности на основе рационального использования ресурсов, необходимости сохранения среды, пригодной для жизни.
Библиографическая ссылка
Копосова Н.Н., Мизгирева М.С. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА БАЗЕ ПРИРОДНОГО ПАРКА «ВОСКРЕСЕНСКОЕ ПОВЕТЛУЖЬЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27379 (дата обращения: 10.11.2024).