Появление новых концепций обучения, развитие информационных технологий и моделей преподавания, необходимость снижения расходов на обучение, требования работодателей и потребность студентов в более гибкой системе обучения задают ориентиры изменений вузам культуры. Развитие Интернет и уровня компьютерной грамотности населения позволяет использовать различные формы и модели обучения, в частности – смешанное обучение (англ. «Blended Learning»). Смешанная модель обучения – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами дистанционного обучения, с использованием компьютерной графики, аудио и видео, интерактивных элементов и т. п. В условиях введения профессиональных стандартов, в частности в сфере культуры, требуется провести масштабную переподготовку и повышение квалификации кадров. Поэтому вузам культуры необходимо использовать преимущества смешанной модели обучения в организации образовательного процесса.
Требования профессиональных стандартов в сфере культуры оказывают влияние на деятельность вузов культуры, ведь с их введением большинство специалистов учреждений культуры должны будут пройти повышение квалификации или переподготовку. Например, в сфере библиотечного обслуживания населения будут действовать три профессиональных стандарта: «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» (БИД) [1] и «Руководитель организации культуры и искусства» в библиотеках министерства культуры, а также «Специалист в области воспитания», должность «Педагог-библиотекарь» (приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10 н) в библиотеках образовательных организаций. В соответствии со стандартом, целью профессиональной деятельности специалистов БИД является своевременное и качественное удовлетворение информационных, образовательных, досуговых потребностей пользователей библиотек и содействие культурному развитию общества средствами библиотечно-информационной деятельности. Обобщенные трудовые функции специалиста в области БИД соответствуют библиотечным технологическим процессам, такие знания специалисты получали в вузах всегда. Однако в новых профессиональных стандартах значительное внимание уделяется навыкам владения информационно-коммуникационными технологиями: созданию и сопровождению электронных каталогов и баз данных, справочно-информационному обслуживанию удаленных пользователей и другим. Но именно этими навыками и не владеют многие специалисты библиотек. Лишь выпускники вузов последних нескольких лет получают в процессе обучения достаточные навыки работы в электронной среде. Указанные в стандарте навыки владения ИКТ не смогут приобрести специалисты библиотек, не оборудованных техническими средствами и не подключенных к сети Интернет, а таких библиотек в стране – до 50 %.
Ввод профессиональных стандартов предполагает в каждом учреждении культуры анализ кадровой ситуации и разработку программы обучения персонала, переподготовку и повышение квалификации специалистов библиотечного дела в учебных заведениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Эти вопросы рассмотрены нами ранее [2, с. 52]. Специфика подготовки кадров для сферы культуры и искусств требует практикоориентированных методов обучения. Такое обучение организуют библиотеки страны, где все больше специалистов проходит курсы повышения квалификации на лицензированной основе. Известны библиотечные школы Российской государственной библиотеки, ГПНТБ в сотрудничестве с МГИК [3, с 55], Российской государственной детской библиотеки, и недавно начавшая действовать в Свердловской областной библиотеке для детей и молодежи – Уральская профессиональная библиотечная он-лайн школа. Большинство курсов повышения квалификации в библиотеках планируют расширение деятельности за счет дистанционного обучения, как наиболее востребованного специалистами-практиками.
Пока дистанционные курсы для библиотечных специалистов представлены в Интернете многочисленными образовательными организациями, не относящимися к сфере культуры. Поэтому вузам культуры необходимо разработать для специалистов БИД конкурентоспособные курсы повышения квалификации, совершенствовать обучение в очной, заочной и дистанционной форме, используя тренд современного образования – смешанное обучение, сочетание аудиторных и дистанционных форм.
И условия для этого есть. Так в «Программе развития Челябинского государственного института культуры» [4] отражен достаточно высокий уровень технико-технологической оснащенности: 15 компьютерных классов для учебной или самостоятельной работы студентов, 60 стационарных и мобильных мультимедийных комплексов, единая локальная сеть, развивается электронная издательская деятельность, обеспечивается открытый доступ обучающихся к ресурсам интранет, совершенствуются работы электронной библиотечной системы вуза. Следовательно, технические возможности и научный потенциал вуза позволяют подготовить дистанционные курсы по различным образовательным программам и использовать их для обучения в очной и заочной форме, для повышения квалификации и переподготовки кадров, в том числе для организации смешанного обучения. Исследования специалистов открытого университета Великобритании [5] и Стэндфордского университета, а также практический опыт российских вузов [6-8] доказали преимущества смешанного обучения перед традиционным и онлайновым.
Применение в педагогической практике принципов смешанного обучения способствует достижению следующих целей:
- создание виртуальной образовательной среды с использованием открытых образовательных ресурсов и привлечением преподавателей мирового уровня;
- расширение образовательных возможностей обучающихся за счет увеличения доступности информации, создания оптимальных моделей ее представления, индивидуального темпа и ритма освоения учебного материала;
- формирование активной позиции обучающийся и создание индивидуальных образовательных траекторий: повышение мотивации, самостоятельное определение учебных целей и способов их достижения с учетом своих образовательных потребностей и способностей, рефлексия и самоанализ;
- трансформация стилей преподавания, переход от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимися.
Как следствие, повышается эффективность образовательного процесса в целом. Таким образом, реализация смешанного обучения соответствует требованиям ФГОС РФ, а значит, его нужно применять в вузах. Институты традиционной системы не должны оставаться вне общего процесса информатизации образования, они должны широко использовать возможности платформ дистанционного обучения, которые позволяют организовывать различные модели обучения. Примером этому служат созданный и успешно апробированный курс ГПНТБ России и Международной академии бизнеса и новых технологий «Электронные библиотеки: информационно-коммуникационная среда обитания» [6, с.83]. Изначально курс задумывался для системы дополнительного профессионального образования, но стал также модулем программы высшего образования.
В Кемеровском государственном институте культуры значительная часть занятий по программе магистратуры БИД проводится с использованием интерактивных и дистанционных образовательных технологий, основой и средством для которых является электронная информационно-образовательная среда КемГИК, включающая электронную полнотекстовую библиотеку. Таким образом, обеспечивается не только доступ к учебным планам и программам, но и к самим образовательным ресурсам, указанным в этих программах. Кроме того, электронная образовательная среда вуза позволяет фиксировать ход образовательного процесса, проводить оценку знаний, формировать электронное портфолио студентов, обеспечивать взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет [7, с. 106].
Элементы смешанного обучения реализованы нами в Челябинском государственном институте культуры в курсе «Электронные сервисы библиотек» для магистров БИД [8, с. 30]. Использовалась бесплатная платформа дистанционного обучения StudyBoard. В созданный курс нами загружены тексты лекций, презентации и задания по ряду тем. Студенты выкладывают в систему выполненные задания. Их удобно хранить и проверять. В системе реализованы интерактивные возможности, установлен график и даны оповещения о сроках выполнения задания. Однако необходимо создание единой электронной образовательной среды ЧГИК с продуманной структурой, включением открытых платформ дистанционного обучения, что позволит, по нашему мнению, значительно повысить эффективность обучения в вузе в целом.
Для организации смешанного обучения можно использовать бесплатные платформы, что позволяет ликвидировать финансовые проблемы и неготовность преподавателей к созданию электронных образовательных ресурсов. Так, Ассоциация «Национальное общество технологий в образовании» в сентябре 2017 г. представила бесплатную дистанционную программу повышения квалификации и профессионального развития для педагогов школ, библиотекарей и преподавателей вузов «Маршрут в будущее» [9]. Использовались известные открытые платформы для массовых онлайновых курсов: Moodle, Eliademy, Canvas. Различные темы программы повышения квалификации были направлены на развитие цифровых компетенций и позволяли преподавателю научиться организации смешанного обучения от планирования курса до его практической реализации.
Смешанное обучение позволяет преподавателю выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию, а студенту – управлять своим обучением. Обеспечивается возможность оптимизации отслеживания самостоятельной работы студента с курсом, проверки контрольных заданий с помощью систем тестирования, проведения онлайновых консультаций преподавателя, организации коллективной работы обучающихся, что повышает эффективность усвоения учебной программы. При этом смешанное обучение может быть интегрировано и стать дополнением к традиционной системе обучения. Используя возможности платформ дистанционного обучения, преподаватель может подготовить индивидуальный новый курс из частей разных курсов, геймифицировать и адаптировать процесс обучения, оценить знания и обеспечить обратную связь со студентами.
Главной проблемой внедрения модели смешанного обучения является значительное увеличение объема работы преподавателей в переходном периоде. Необходимо пересмотреть учебную программу и предлагаемый материал, часть перенести в дистанционную форму, а часть оставить для аудиторной работы. Нужно разработать тесты для контроля знаний, создать систему оценки самостоятельной и коллективной работы, овладеть инструментами разработки дистанционных занятий и их размещения в программной оболочке, и, наконец, создать сами уроки. Данная проблема имеет две составные части – методическую и технологическую. Технологическая часть проблемы является основной и требует от преподавателей постоянного развития теоретического потенциала и высокого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями.
Отметим, что для решения технологической части проблемы в последнее время появились дистанционные курсы для преподавателей вузов, в частности в сфере культуры и библиотечного дела, ориентированные на создание образовательных программ дистанционного обучения. Например, постоянно действующий медиаресурс компании «Директ-медиа» – «Директ-академия» [10]. В годовом цикле из 150 вебинаров представлены продукты компании, а также информация технических экспертов по современным информационным сервисам, которые могут заинтересовать преподавателей вузов. Вебинары проходят бесплатно, участники получают сертификаты. Компания разработала электронную образовательную информационную систему «Университетская библиотека онлайн», в рамках которой российским вузам предоставляется комплексное решение по внедрению в образовательный процесс электронного обучения. На сайте компании представлены также курсы дистанционного обучения, ориентированные на профессиональную разработку электронного учебного контента и реализацию образовательных программ с применением электронного обучения.
Прежде всего для организации смешанного обучения необходимо выбрать его платформу. В России в настоящее время используется более десятка платформ ДО. Наиболее распространенная – Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) – система управления обучением. Она представляет собой свободное веб-приложение, позволяющее создавать сайты для онлайн обучения. Moodle распространяется в открытом исходном коде, включает встроенные разработки дистанционных курсов, что позволяет снизить стоимость разработки учебного контента. Платформа отличается легкостью инсталляции и перехода на новые версии и интуитивно-понятным интерфейсом. С ее помощью можно создавать привлекательные для обучающихся и мало затратные для преподавателя дистанционные курсы, включающие средства мотивации, учебно-игровые материалы, инструменты мониторинга и сопровождения процесса обучения. С курсами, созданными в данной системе для специалистов БИД, можно познакомиться, например, на сайте ГБО ДПО ЧИППКРО и КемГИК в разделах «Дистанционное обучение» [7].
В дальнейшем преподаватели вуза готовят для организации элементов дистанционного обучения:
- курс обучения: тексты лекций, презентации, запись видео лекций. Для этого существуют простые современные средства ИКТ;
- дополнительные материалы, ссылки на литературу и ресурсы Интернет, инструкции;
- задания (тесты, опросы);
- график выполнения заданий.
В смешанном обучении электронные и аудиторные занятия дополняют друг друга, каждому разделу образовательной программы должен соответствовать блок электронной информации. Это может быть текст лекций, справочные материалы, презентации, коллекция ссылок на интернет-ресурсы, тесты с автоматической проверкой, учебное видео и др. Электронный курс может содержать форумы, чаты, конференции, переписку по электронной почте, создание общего продукта в вики-среде, опросы. В ходе реализации учебного курса в необходимые сроки проверяются индивидуальные задания и результаты коллективной работы, ведется форум и чат, обеспечивается оперативная связь со студентами. Подробные рекомендации по рациональной структуре типового дистанционного курса даны в статье о виртуальных учебных средах [11]. Подготовленный для дистанционного обучения курс может стать основой учебного издания, в том числе мультимедийного.
Эффективность использования дистанционных технологий в вузе достигается за счет однократного приобретения (или установки открытого) программного обеспечения, создания электронной образовательной среды вуза, обеспечивающей взаимодействие всех факультетов и всех форм обучения. Полагаем, что представленные возможности смешанного обучения приведут в ближайшем будущем к значительному увеличению доли курсов, реализуемых в дистанционной форме вузами культуры, в частности для обучения специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. Это обусловлено как расширением потребностей специалистов в повышении квалификации и переподготовке в связи с введением профессиональных стандартов в сфере культуры, так и богатым опытом и высоким профессионализмом специалистов вузов культуры.
Кроме того, появилась возможность финансового обеспечения дистанционного и смешанного обучения. В рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» и госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. выделяются средства вузам, развивающим дистанционные формы обучения. Проект нацелен на широкое применение онлайн-обучения в средних и высших учебных заведениях. В ближайшие три года будут определены оптимальные модели использования онлайн-курсов в высшем образовании.
Таким образом, необходимость повышения количества и совершенствования качества обучения специалистов в связи с вводом профессиональных стандартов и формированием новых требований к современным библиотекам могут быть обеспечены расширением практикоориентированной подготовки специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, а также развитием системы дистанционного и смешанного обучения. В перспективе эти направления совершенствования обучения позволят повысить качество и эффективность образовательных программ вуза, реализовывать индивидуальные образовательные траектории для обучающихся.
Библиографическая ссылка
Олефир С.В. ВОЗМОЖНОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27339 (дата обращения: 08.10.2024).