Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕЖКАФЕДРАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аракелян Г.Л. 1 Егошин И.В. 1 Павлова В.И. 2
1 ФГКОУ ВО Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
2 ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Статья посвящена проблемам организации и проведения межкафедральных занятий в образовательных организациях системы МВД России, а также формирования профессиональных компетенции у обучающихся при проведении таких занятий. В работе положительный опыт проведения межкафедрального занятия по учебной дисциплине «Тактико-специальная подготовка» на примере Уральского юридического института МВД России. Проведение данного занятия направленно на формирование у курсантов и слушателей профессиональных компетенций, необходимых им в повседневной деятельности при выборе тактики действий с лицами, скрытно переносящими огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и иные предметы в местах массового пребывания людей. Дополнительно представлены результаты опроса, касающиеся уровня сформированности образовательной потребности курсантов и слушателей образовательной организации МВД России в проведении с ними межкафедральных занятий.
межкафедральные занятия
тактика действий
факторы риска
курсанты
профессиональные компетенции
1. Арутюнян К.С. Изменения в общественном сознании в условиях социального кризиса (социально-философский аспект) // Известия высших ученых заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1 (25). – С. 73-79.
2. Гольнева Д.П. Человек, его здоровье и окружающая среда: пособие для учителей и студентов естественно-географических факультетов / Д.П. Гольнева, В.И. Павлова. – Челябинск, 1997. – 120 с.
3. Девиантная субкультура уральских подростков в ракурсе общественной безопасности в регионе / Б.С. Павлов, В.И. Павлова, Ю.Г. Камскова, Д.А. Сарайкин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 214-229.
4. Игнатьева Е.Ю. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в вузе: анализ опыта // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. - С. 150-156.
5. Егошин И.В. Междисциплинарные занятия по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» как средство формирования профессиональных компетенций // Правоохранительные органы: теория и практика. – 2016. – № 1. – С. 88-91.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2016 г. № 1424. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71458878/#ixzz4uF50LFzG.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. N 1613. – URL: http://fgosvo.ru/news/3/2163.
8. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Социальная психология» / Ю.М. Волынский-Басманов, В.Ю. Волынский, М.Е. Каменева и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 223 с.
9. Голубых Н.В. Об опыте проведения межкафедральных практических занятий (на примере Уральского юридического института МВД России) / Н.В. Голубых, В.А. Чашников // Право и образование. – 2015. – № 9. – С. 59-67.

На современном этапе для развития российского общества характерно широкое многообразие изменений сфер жизни, сопровождаемое трансформацией и переоценкой общественного сознания [1]. Преобразования начала XXI века достаточно сильно изменили наши взгляды на мир, государственное устройство, человека. Мы пытаемся перейти к формированию таких условий, которые реально раскрывали бы способности граждан и возможности их реализации, что, в свою очередь, являлось бы существенной предпосылкой для развития всего нашего общества в целом [2; 3]. В этой связи шаги, предпринятые государством в реформировании образования, и системы высшего образования в частности, выходят на первые роли.

Актуальность. В настоящее время процесс освоения учебного материала в образовательных организациях системы МВД России ориентирован на выполнение требований федеральных государственных стандартов высшего образования третьего поколения (далее – ФГОС ВО), основанных на реализации компетентностного подхода. Отправной точкой в проектировании образовательной программы в них становятся планируемые результаты, формируемые общекультурными, профессиональными, общепрофессиональными и профессионально-специализированными компетенциями ФГОС ВО [4]. Реализация компетентностного подхода в обучении позволяет выпускнику получить не только навыки, умения и знания, но и одновременно с этим необходимый профессиональный опыт деятельности в той или иной складывающейся ситуации в профессиональной деятельности [5, с. 89].

Реорганизация системы образования отразилась и на специфике обучения в образовательных организациях системы МВД России. Наше общество крайне заинтересовано в профессиональных, компетентных сотрудниках органов внутренних дел, способных к самосовершенствованию, самообразованию и самовоспитанию. Министерство внутренних дел Российской Федерации как основной работодатель качественно подходит к подготовке своих кадров, с перспективой оценивает, каким должен быть выпускник ведомственной образовательной организации, причем не только сегодня, а и через три, четыре, пять лет.

Следует отметить, что реализация требований ФГОС ВО в учебном процессе Уральского юридического института МВД России немыслима без проведения занятий с курсантами и слушателями в активных и интерактивных формах. Данной работе уделяется значительное внимание, не менее 30% всех запланированных учебным планом практических занятий по дисциплинам проводится в активных или интерактивных формах в сочетании с внеаудиторной работой.

Кроме этого, с целью наиболее качественного формирования профессиональных компетенций широкое распространение получило проведение межкафедральных занятий по различным дисциплинам. Внедрение данных занятий в образовательный процесс позволяет формировать у обучающихся опыт профессиональной деятельности, необходимый им при выполнении оперативно-служебных задач, а также закреплять на практике знания, полученные на занятиях теоретическим путем, вырабатывать соответствующие умения и навыки действий.

Организация и методы исследования

Так, например, в рамках организации межкафедральной интеграции кафедрой тактико-специальной подготовки Уральского юридического института совместно с кафедрой психологии служебной деятельности и педагогики на базе международного аэропорта Кольцово было проведено практическое межкафедральное занятие по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». Занятие проводилось при поддержке сотрудников УТ МВД России по УрФО. Учебно-воспитательные цели занятия были направлены на формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области охраны общественного порядка, развитие навыков применения психологических методов, средств и приемов при выполнении служебных задач [6], а также способностей психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в условиях пресечения террористических посягательств на объекты транспортной инфраструктуры [7].

Занятие проводилось на трех учебных местах. Первое учебное место – привокзальная площадь, второе учебное место – пункт контроля прибывающих пассажиров (входная группа, тамбур здания аэропорта), третье учебное место – комната досмотра линейного отдела полиции. На привокзальной площади отрабатывались вопросы, связанные с определением факторов риска общественной безопасности, а также выработкой тактики действий сотрудников ОВД по обеспечению безопасности граждан в зависимости от этих факторов. Профессорско-преподавательским составом характеризовались факторы риска безопасности (террористический акт: взрыв, применение огнестрельного оружия; массовые беспорядки в связи с противоправными действиями, обстоятельствами чрезвычайной ситуации) применительно к местности, времени суток, плотности потока граждан, обстоятельствам ситуации.

Рассмотрение вопроса, связанного с наблюдением признаков риска общественной безопасности в местах массового пребывания граждан, проводилось на учебных местах № 1, 2. Основными задачами на данном этапе занятия выступали разработка различных подходов к выявлению потенциально опасных и угрожающих общественной безопасности граждан, а также использование технологии профайлинга, позволяющей выявлять признаки подготовки противоправных действий на самых ранних этапах [8, с. 5].

В начале рассмотрения учебного вопроса преподавателями были продемонстрированы варианты размещения взрывных устройств в автомобилях, урнах, в местах массового скопления людей и на других объектах, показаны возможные способы использования таких устройств, а также приведены алгоритмы действий сотрудников органов внутренних дел в случае их обнаружения. Далее ими было представлено описание профилей внешних признаков лиц, представляющих потенциальную угрозу общественной безопасности, дана их психологическая характеристика, позволяющая классифицировать граждан по выявленным признакам на предмет их потенциальной опасности.

После этого курсанты группировались в тройки и располагались последовательно на протяжении движения пассажиров к зданию аэровокзала. Выявляя потенциально опасных лиц (с использованием комплексного анализа таких значимых факторов, как внешность человека, его поведение, имеющийся багаж, одежда), курсанты сигнализировали о них на пункт контроля, где сотрудники службы авиационной безопасности проводили осмотр подозрительных граждан. Следует отметить, что в роли «потенциально опасных лиц» выступали преподаватели участвующих в занятии кафедр. После выявления на пропускном пункте «потенциальных преступников» проводился разбор действия групп курсантов и обсуждение правильности их действий на учебных местах.

Рассмотрение вопроса, связанного с организацией тактики действий сотрудников органов внутренних дел при организации личного досмотра лиц, проводилось в соответствующей комнате органа внутренних дел. На данном учебном месте отрабатывались задачи, связанные с организацией тактики личного досмотра граждан, правильности действий сотрудников полиции с лицами, угрожающими общественной безопасности. Преподаватели совместно с сотрудниками линейного отдела МВД России в аэропорту Кольцово демонстрировали особенности проведения личного досмотра граждан, акцентируя внимание на нормативно-правовых основаниях и приемах проведения досмотровых мероприятий. Курсанты сначала наблюдали за его проведением и затем практически отрабатывали действия по осуществлению личного досмотра. Далее в рамках отработки действий сотрудников полиции при возникновении различных угроз были проиллюстрированы действия сотрудников ОВД по организации взаимодействия со службами спасения, медицинской помощи, а также поиска лиц, осуществивших террористические действия.

Результаты собственных исследований

Следует отметить, что проведение данного занятия по тактике действий органов внутренних дел включало достижения современной психологической науки и практики, сопровождалось применением технических средств выявления оружия, опасных веществ и предметов. В ходе учебного взаимодействия курсантов, преподавателей и сотрудников линейного отдела МВД России были успешно освоены приемы оценки риска террористической угрозы и общественной опасности отдельных лиц по их поведению в местах массового пребывания людей, а также навыки досмотра их личных вещей и багажа.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что организация данного межкафедрального практического занятия позволяет включить в себя не только определенную систему педагогических методов, приемов и форм, но и комплекс практико-ориентированных мер учебно-воспитательного характера, направленных на повышение качества выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками полиции в рамках проведения крупных спортивных мероприятий. Решение основных задач межкафедрального занятия позволяет сформировать у обучающихся профессиональные компетенции и выработать чрезвычайно важную составляющую профессиональной деятельности сотрудника полиции – способность обеспечивать целенаправленное уменьшение психологического и физического риска сотрудника ОВД с одновременным решением задачи по обеспечению его личной профессиональной безопасности [5].

С целью определения уровня сформированности образовательной потребности курсантов и слушателей образовательной организации МВД России в проведении с ними межкафедральных занятий нами был проведен опрос курсантов Уральского юридического института МВД России. Основной целью исследования являлось изучение отношения обучающихся к проведению межкафедральных занятий по различным учебным дисциплинам в период обучения. На вопросы отвечали 40 курсантов, обучающихся на 3 курсе, а также 40 слушателей 5 курса. Лист опроса включал в себя шесть вопросов.

Стоит отметить, что на момент опроса с курсантами 3 курса было проведено незначительное количество межкафедральных занятий, тогда как со слушателями 5 курса такие занятия проводились по дисциплинам «Криминалистика», «Уголовный процесс», «Тактико-специальная подготовка», «Личная безопасность сотрудников ОВД», «Физическая подготовка» и др. Результаты опроса представлены в таблице.

Результаты опроса курсантов и слушателей 3 и 5 курса

п/п

Вопрос

Результаты ответов курсантов 3 курса

Результаты ответов слушателей 5 курса

1.

Проводились ли с Вами межкафедральные занятия?

Да – 36 чел. (90%)

Нет – 4 чел. (10%)

Да – 40 чел. (100%)

Нет – 0

2.

Считаете ли Вы эффективным применение межкафедральных практических занятий на данном этапе Вашего обучения?

Да – 23 чел. (57,5%)

Нет – 14 чел. (35%)

Затрудняюсь ответить – 3 чел. (7,5%)

Да – 39 чел. (97,5%)

Нет – 1 чел. (2,5%)

Затрудняюсь ответить – 0 чел.

3.

Как Вы считаете, проведение межкафедральных занятий способствует получению необходимых практических навыков и формированию профессиональных компетенции, необходимых в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности?

Да – 29 чел. (72,5%)

Нет – 11 чел. (27,5%)

Затрудняюсь ответить – 0 чел.

Да – 40 чел. (100%)

Нет – 0 чел.

Затрудняюсь ответить – 0 чел.

4.

Возрастает ли у Вас интерес к учебной дисциплине при использовании межкафедральных практических занятий в период ее освоения?

Да – 22 чел. (55%)

Нет – 16 чел. (40%)

Затрудняюсь ответить – 2 (5%)

Да – 39 чел. (97,5%)

Нет – 0 чел.

Затрудняюсь ответить – 1 чел. (2,5%)

5.

Как Вы считаете, стоит ли продолжить проведение межкафедральных занятий по учебным дисциплинам?

Да – 32 чел. (80%)

Нет – 7 чел. (17,5%)

Затрудняюсь ответить – 1 чел. (2,5%)

Да – 40 чел. (100%)

Нет – 0 чел.

Затрудняюсь ответить – 0 чел.

6.

Оцените (по пятибалльной шкале) уровень влияния межкафедральных занятий на формирование Ваших профессиональных компетенций (где 5 – наивысшая оценка, 1 – минимальная оценка)

5 – 6 чел.

(15%)

4 – 5 чел. (12,5%)

3 – 25 чел. (62,5%)

2 – 4 чел. (10%)

1 – 0 чел.

5 – 36 (90%)

4 – 4 чел. (10%)

3 – 0 чел.

2 – 0 чел.

1 – 0 чел.

 

Комплексное исследование сформированности учебной потребности курсантов к межкафедральным занятиям и сравнение результатов проведенного социологического опроса между респондентами 3 и 5 курса осуществлено на качественно-субъективном и количественном уровнях исследуемых характеристик.

Процесс межкафедральной интеграции учебных занятий для обучающихся в образовательной организации системы МВД рассматривается нами на уровне структуры формирования компетентностей, влияющих в течение профессионального становления личности на преобразование и улучшение целостной системы готовности курсантов к потенциальной деятельности.

В исследуемых группах выявлены выраженные различия по субъективным ощущениям эффективности межкафедральных практических занятий, что свидетельствует о том, что в отношении данной позиции при переходе от этапа к этапу обучения возрастает количество обучающихся, разделяющих страты убеждения необходимости получения профессионального опыта в сложных, интегрированных условиях.

Отсутствие отрицаний в мнениях респондентов 5 курса относительно целесообразности продолжения проведения межкафедральных практических занятий вполне объяснимо усилением мотивационных влияний по отношению к будущей практической профессиональной деятельности.

Однородность результатов проведенного социологического исследования между курсантами и слушателями 3 и 5 курсов образовательной организации МВД России исчерпывается сходством наличия практического опыта участия в межкафедральных занятиях и удовлетворительным уровнем оценки влияния подобных форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на формирование их профессиональных компетенций.

Анализ результатов проведенного опроса показал, что использование в образовательном процессе межкафедральных занятий влияет в достаточной степени на уровень формирования профессиональных компетенций у обучающихся. Слушателями 5 курса дана положительная оценка влияния межкафедральных занятий на формирование их профессиональных компетенций. Из полученных результатов видно, что обучающиеся 5 курса, имеющие больший опыт участия в межкафедральных занятиях, оценивают эффективность их применения и их значение намного выше, чем курсанты 3 курса, у которых за период обучения было проведено незначительное количество межкафедральных занятий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что активное внедрение межкафедральных занятий в образовательный процесс значительно повышает качество и эффективность обучения, позволяет получать новые знания, умения и практические навыки у обучающихся. Многоцелевой характер межкафедральных занятий в достаточной степени позволяет преподавателям достигать поставленных целей, формировать представление обучающихся о предстоящей деятельности, а также сформировать профессиональные компетенции будущих специалистов [9].

Статья выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 21.06.2017 г. № 16-747 по теме «Исследование стресс-ассоциированных гормонов в интегративной регуляции функционального состояния организма при адаптации к гипоксии и физической нагрузке».


Библиографическая ссылка

Аракелян Г.Л., Егошин И.В., Павлова В.И. МЕЖКАФЕДРАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27299 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674