В последнее время в научной литературе и периодической печати всё чаще воспроизводятся результаты опросов работодателей, связанных с физической культурой и спортом (руководители образовательных организаций, детско-юношеских спортивных школ, спортивных клубов и др.), в которых говорится о необходимости целенаправленной подготовки студентов физкультурных вузов к осуществлению организационно-управленческой деятельности [1-3].
Будущий выпускник физкультурного вуза, являясь субъектом учебной и тренировочной деятельности, должен быть готов к коммуникации и управлению другими людьми (обучающимися, занимающимися, родителями), уметь принимать обоснованные и взвешенные педагогические решения (в том числе при выборе средств и методов учебного и тренировочного процессов), осуществлять целесообразные управленческие / педагогические воздействия (использовать систему созидающих и тормозящих педагогических приёмов), предвидеть и определять тенденции развития физической культуры (знать и использовать инновационные методы и технологии педагогической и тренировочной деятельности) [4; 5].
Высокую значимость организационно-управленческой деятельности подчёркивают и разработчики Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Физическая культура», которые с 2009 года последовательно включают её в перечень видов профессиональной деятельности, к осуществлению которых должен быть готов студент физкультурного вуза. Таким образом, вопрос целенаправленного формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза в период получения ими высшего физкультурного образования является актуальным.
Однако проведённый анализ научно-методической литературы позволил констатировать, что на сегодняшний день недостаточно изученными и дискуссионными остаются вопросы о сущности организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза, их компонентном составе, о методах и технологиях их формирования, критериях и показателях оценивания [3; 5; 6].
Перечисленные выше вопросы обусловили появление ряда противоречий в практике высшего физкультурного образования:
- между требованиями, предъявляемыми со стороны государства к профессиональной подготовке бакалавров по физической культуре, относительно готовности их к осуществлению организационно-управленческой деятельности и отсутствием целенаправленной работы по формированию организационно-управленческих компетенций в период получения профессионального образования;
- между потребностью работодателей в квалифицированных и конкурентоспособных бакалаврах по физической культуре и сложившейся «знаниецентрированной» практикой их подготовки в образовательных организациях (то, что в вузе относят к показателям готовности к профессиональной деятельности, работодатели порой таковыми не считают);
– между необходимостью диагностики и оценивания уровня сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза и недостаточностью соответствующего научно обоснованного инструментария.
Эти противоречия порождают проблему поиска и экспериментального обоснования средств, методов и технологий формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза.
Цель исследования – теоретически обосновать, экспериментально проверить и оценить эффективность модели формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза.
Объект исследования – процесс формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза.
Предмет исследования – модель формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза.
Основным методом исследования явился формирующий параллельный педагогический эксперимент, в рамках которого осуществлялась разработка и экспериментальная апробация модели формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза.
Продолжительность экспериментальной части составила четыре года. Всего в эксперименте приняли участие 40 студентов ФГБОУ ВО «ЧГИФК», из которых было сформировано 2 группы – контрольная и экспериментальная, по 20 человек в каждой (для обеспечения чистоты эксперимента в это количество не вошли студенты, находящиеся на индивидуальном графике обучения в вузе).
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов предварительного исследования, проведенного среди студентов-выпускников физкультурного вуза, позволил констатировать, что только у 13% из них выявлен пороговый уровень сформированности организационно-управленческих компетенций (у всех остальных (87%) – допороговый), что свидетельствует о неготовности выпускников к осуществлению организационно-управленческой деятельности. Подобные результаты ещё раз подтвердили актуальность и необходимость проводимого нами исследования.
Анализ диссертационных исследований, научно-методической литературы и сложившейся практики высшего образования по проблеме формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза позволил определить их как «комплекс управленческих знаний, организаторских умений и практических действий, позволяющий эффективно осуществлять управление профессионально-педагогической и физкультурно-спортивной деятельностью», а процесс их формирования как «процесс создания организационно-педагогических условий, направленных на систематизированное накопление позитивных количественных и качественных изменений в содержании организационно-управленческих компетенций и достижение диалектического единства их компонентов».
Всего было выделено три группы таких организационно-педагогических условий.
К группе «условия-предпосылки» были отнесены:
- детализация структуры организационно-управленческих компетенций, на основе требований ФГОС ВО;
- формирование у студентов физкультурного вуза устойчивой мотивации к их совершенствованию.
Вторую группу составили «условия–обстановки», в которой должно происходить формирование организационно-управленческих компетенций:
- методическое и информационное обеспечение преподавателей и студентов;
- междисциплинарная организация процесса формирования организационно-управленческих компетенций;
- организация квазипрофессиональной деятельности студентов при использовании активных методов и нетрадиционных технологий обучения.
К третьей группе «условий-требований» отнесли:
- определение уровней сформированности организационно-управленческих компетенций и их содержания;
- разработку диагностического инструментария и фондов оценочных средств;
- организацию предварительного, оперативного, этапного и итогового контроля уровня сформированности организационно-управленческих компетенций.
Эти условия легли в основу модели формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза и составили три её относительно самостоятельных блока: мотивационно-целевой (обеспечение условий для формирования организационно-управленческих компетенций), содержательный (выбор и отбор компонентов организационно-управленческих компетенций, установление структуры) и критериально-оценочный (установление соответствия полученного результата подготовки социальному заказу).
Практическая апробация модели осуществлялась в рамках изучения дисциплин: «Введение в образование» (36 час.), «Правовые основы профессиональной деятельности» (36 час.), «Менеджмент физической культуры и спорта» (36 час.), «Экономика физической культуры и спорта» (36 час.), «Теория и методика физической культуры» (108 час.), «Педагогика физической культуры» (54 час.), «Психология физической культуры» (54 час.), «Теория и методика избранного вида специализации» (54 час.).
В структуре этих дисциплин осуществлялось формирование организационно-управленческих компетенций и отдельных их компонентов.
При этом при организации эксперимента преподаватели не затрагивали содержательную сторону изучаемых дисциплин (объём и содержание изучаемого материала полностью идентичны). Изменения касались лишь организационной стороны обучения (используемых методов и технологий обучения) (таблица 1).
Таблица 1
Различия в организации учебного процесса в контрольной и экспериментальной группах при изучении дисциплин, задействованных в формировании организационно-управленческих компетенций
Показатель |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Характер образовательного процесса |
Академический |
Практико- и личностно ориентированный |
Преимущественная направленность образовательного процесса |
Решение образовательных задач (информационная функция) |
Решение задач по развитию личностных характеристик (развивающая функция) |
Используемые педагогические технологии |
Традиционные технологии |
Технологии квазипрофессиональной деятельности |
Преимущественные виды работы студентов |
Подготовка сообщений, докладов, презентаций для семинарских занятий. Составление таблиц и опорных схем на практических занятиях |
Кейсы, деловые игры, психолого-педагогические тренинги, «мозговой штурм», метод проектов |
Способ организации работы студентов |
Индивидуальные задания |
Задания, выполняемые в малых группах |
Оценку уровней сформированности организационно-управленческих компетенций осуществляли педагоги, ведущие указанные дисциплины.
Наиболее распространённым методом при формировании организационно-управленческих компетенций стал метод кейсов (метод решения ситуационных задач, практических управленческих/педагогических ситуаций).
При выборе ситуаций преимущество отдавалось ситуациям, отражающим специфику будущей профессиональной деятельности, требующим актуализации организационно-управленческих знаний и коллективного поиска оптимального решения на основе дискуссий.
Метод проектов нашёл максимальную реализацию в рамках изучения дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта» в виде «Конкурса бизнес-идей».
Студенты, работая в микрогруппах, должны были предложить какую-либо бизнес-идею в сфере физической культуры и спорта, представив при этом её социальное и экономическое обоснование.
Так, например, в 2016 году проект-победитель и проекты-призёры были посвящены организации экстремальных видов спорта в Федеральном центре подготовки по зимним видам спорта им. А.А. Данилова «Снежинка» (соревнования по скоростному забегу на трамплин «Top Of The Hill», «гонка героев», троллей и «панда-парк»).
При поддержке администрации ФГБОУ ВО «ЧГИФК» проект «Top Of The Hill» был реализован в 2016 году и оказался настолько успешен, что в 2017 году на базе ФЦП впервые в России прошли международные соревнования по данному виду спорта «RedBull400».
В организационном плане наибольшие затруднения возникали при реализации обратных и сложных форм мозгового штурма (студенты достаточно легко находят чужие недочёты и ошибки, но испытывают затруднения в предложении альтернатив и способов их устранения).
Во время занятий также использовали различные варианты деловых игр:
- проведение заседаний и совещаний по обсуждению новых нормативно-правовых документов, рекомендаций по отдельным вопросам в сфере физической культуры и спорта;
- обсуждение заранее составленных сценариев массовых физкультурно-спортивных мероприятий;
- анализ результатов проверки работы физкультурных организаций, проведенной студентами заблаговременно, и др.
Психолого-педагогические тренинги использовались и как своеобразная форма обучения, и как средство отработки отдельных профессиональных навыков, и как инструмент формирования профессиональной мотивации, рефлексивных и коммуникативных способностей студентов.
Применение данных методов положительно отразилось на результатах исследования.
В таблице 2 для сравнения представлены результаты формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза попарно для студентов контрольной и экспериментальной групп за период обучения в вузе (таблица 2).
Таблица 2
Сформированность организационно-управленческих компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп в начале и конце эксперимента, n=20 (баллы, ±σ)
Этапы эксперимента |
Группа |
Организационно-управленческие компетенции |
||||||
ПК-21 |
ПК-22 |
ПК-23 |
ПК-24 |
ПК-25 |
ПК-26 |
ПК-27 |
||
Начало эксперимента |
КГ |
2,5±0,5 |
2,6±0,5 |
2,4±0,5 |
2,4±0,5 |
2,4±0,5 |
2,2±0,6 |
2,2±0,6 |
ЭГ |
2,4±0,5 |
2,7±0,5 |
2,4±0,6 |
2,5±0,5 |
2,3±0,5 |
2,3±0,6 |
2,3±0,5 |
|
Po |
> 0,05 |
> 0,05 |
> 0,05 |
> 0,05 |
> 0,05 |
> 0,05 |
> 0,05 |
|
Окончание эксперимента |
КГ |
3,8±0,3 |
3,7±0,3 |
3,6±0,4 |
3,6±0,4 |
3,4±0,3 |
3,3±0,4 |
3,6±0,5 |
ЭГ |
4,2±0,6 |
4,3±0,6 |
4,3±0,5 |
4,6±0,5 |
4,3±0,5 |
4,4±0,5 |
4,5±0,5 |
|
Po |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
Согласно полученным данным о сформированности организационно-управленческих компетенций в начале эксперимента у студентов контрольной и экспериментальной групп можно сделать вывод об отсутствии существенных различий между группами.
По окончании эксперимента в обеих группах были зафиксированы статистически значимые различия в формировании организационно-управленческих компетенций (p < 0,05). При этом в экспериментальной группе уровень сформированности компетенций значительно выше, чем в контрольной группе (p < 0,05).
Прирост в формировании организационно-управленческих компетенций к окончанию педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы составил: ПК-21 – 1,8 балла, ПК-22 – 1,6 балла, ПК-23 – 1,9 балла, ПК-24 – 2,1 балла, ПК-25 – 2 балла, ПК-26 – 2,1 балла, ПК-27 – 2,2 балла.
В контрольной группе прирост формирования компетенций значительно ниже, чем в экспериментальной группе, и составил: ПК-24 – 2,1 балла, ПК-27 – 1,4 балла, ПК-21 -1,3 балла, ПК-23 – 1,2 балла, ПК-22 и ПК-26 - 1,1 балла, ПК-25 – 1 балл.
Заключение. Анализ полученных результатов позволяет говорить о результативности модели формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза и рекомендовать её к внедрению в учебный процесс физкультурных вузов при подготовке бакалавров физической культуры.
Библиографическая ссылка
Шарыгина И.Т., Зубков Д.А., Фендель Т.В. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27278 (дата обращения: 29.11.2023).