Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Климбей Л.В. 1 Ядрова Н.В. 1 Нуржанова Р.М. 1
1 Филиал Акционерное общество «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»
В статье рассматривается влияние педагогических подходов на формирование познавательной активности учащихся. Использование на уроках активных методов и приемов являются неотъемлемой частью педагогических технологий. Дан обзор положительных сторон активных методов в современном учебном процессе. Реализация принципов активного обучения имеет большое значение так как в связи со стратегией развития образования,обучение носит деятельностный характер. Проблема познавательной активности рассматривается нами в контексте коммуникативного, исследовательского подхода. Совокупность данных подходов дает возможность в сотрудничестве учителя и ученика творить, искать, работать на высокие результаты и позволит уйти от репродуктивного способа информации и перейти на новый уровень взаимодействия в образовательном пространстве. Анализ и обобщение опыта педагогов позволяет сделать вывод, что описанные подходы обогащают знания и побуждают желание созидать и являются основой современного образования.
активная позиция
коммуникативная деятельность
взаимодействие межличностное
1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования Республики Казахстан: введ. 2012. – 45 с.
2. Типовая учебная программа по предмету «Познание мира» для 1-4 классов уровня начального образования Республики Казахстан: введ. 2016 // Педагогические подходы и технологии к организации учебного процесса. – 2016. – 50 с.
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. – URL: http://www.kipk.ru/ (дата обращения: 20.10.2017).
4. Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников // Начальная школа. – 2016. - № 6. – С. 2.
5. Штуканова Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников // Начальная школа. – 2014. - № 11. - С. 2.
6. Жилина Л.И. Лото для устного счета // Математика в школе. – 2000. - № 5. - С. 3.
7. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: учебное пособие / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2008. – 296 с.
8. Уровни познавательной активности: учебное пособие / Т.И. Шамова. – М.: Просвещение, 2005. - 286 с.

Все изменения в сфере образованияи науки в настоящее время направлены на достижение главной цели ­­- качественного обучения для каждого. Новый взгляд в образовании признан обеспечить возможности выбора программ обучения в соответствии с необходимостью обновления знаний и умений в любой области и максимальной адаптации к любым изменениям. Обучающиеся в двадцать первом веке требуют других навыков для того, чтобы взаимодействовать с миром завтрашнего дня. Образование является долгосрочной стратегией для успешного участия в современной конкуренции. Учителю необходимо перестроить обучающихся - перейти от запоминания информации к ее осознанию и, что немаловажно, к применению этих знаний в различных аспектах. Знание современных методик - необходимое условие учебного процесса. В связи со всеми изменениями в образовании наиболее актуальными являются коммуникативная, деятельностная, исследовательская методики. Главные черты данных методик включают в себя не только учебный, но и познавательный, развивающий, воспитательный аспект. Данные методики применяются в различных способах обучения, но имеют много сходного, так как строятся на идентичных принципах. Особенностью коммуникативного метода является организация обучающегося общения. Навыки аудирования, говорения, чтения и письма являются основными в коммуникативной деятельности. Отработка данных навыков особенно продуктивна при организации группового взаимодействия, где весь материал используется в ситуативных диалогах. При такой организации обучающиеся понимают основное содержание беседы, текста, представляют точку зрения, участвуют в обсуждении, соблюдая речевые нормы [1, с. 4]. В соответствии с коммуникативным подходом процесс обучения должен включать задания, способствующие формированию умений общения и режимов работы, адекватных условиям реальной коммуникации (парная и групповая работа) [2, с. 4]. Так, например, на уроках естествознания проявление навыков взаимодействия можно проследить через организацию исследовательской деятельности.

Приведем пример. В разделе об изучении животных предложить задание развивающего характера на тему: «Сколько весит слон?». Исследование проводится на этапе закрепления нового материала. Цель исследования: «Какой предмет движется быстрее (который полегче или потяжелее?». Ресурсами могут выступать: весы – безмен, баскетбольный и футбольный мячи, пакет. Ставим перед учащимися задачи исследования:

1) произвести взвешивание мячей;

2) одновременно привести их в движение;

3) сделать вывод, какой мяч движется быстрее.

Учащиеся должны выдвинуть гипотезу, выбрать ресурсы, составить план исследования. И сам ход исследования основывается на практическом взаимодействии всех участников группы. Дети при помощи безмена и пакета взвешивают волейбольный и баскетбольный мячи. Результаты записывают. Затем на полу приводят толчком их в движение. И наблюдают, какой мяч быстрее движется. При этом учителю важно научить детей правилам групповой работы: каждый член группы знает и исполняет роли спикера тайм-менеджера, эксперта и т.д. В результате дети придут к выводу, что из двух предметов, разных по массе, если их толкнуть с одинаковой скоростью, быстрее будет двигаться мяч, который полегче. В данном случае прослеживается деятельностный подход. Деятельностный подход заключается в том, что учащийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его знаний, учебных умений и навыков, и навыков широкого спектра. Деятельность учащихся сгруппирована по таким категориям, как «знать», «понимать», «применять», «анализировать», «оценивать», «синтезировать» [2, c. 5].

Необходимо сохранить параметры процесса коммуникации - это деятельностный характер поведения на всех уроках, поведения учителя, ученика, как субъекта общения и учения, ситуации общения с учетом речевых навыках. Это основные качества взаимодействия, носящие деятельностный характер, мотивированность обучающихся, содержательность, целенаправленность. Если эти параметры методически интерпретировать, процесс развития навыков речевой деятельности достигнет наивысших процентов в качестве обучения. Очевидно, что процесс обучения, обладающий указанными характеристиками, будет существенно отличаться от традиционного. Он будет коммуникативным.

Тесно перекликающийся с коммуникативным, исследовательский подход ассоциируется с самостоятельной деятельностью детей. Следовательно, запускается процесс любознательности, самообучения и саморазвития.

Главной отличительной особенностью данных методов является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а функциональных, творческих знаний. На уроках важно включать задания, направленные на овладение умениями анализа, обобщения, сравнения, поиск проблем. Свойство, которое характеризует мышление человека - это умение видеть проблему. Способ организации поисковой деятельности с элементами творчества есть сущность исследовательского метода, который тесно перекликается с коммуникативным. Учащихся необходимо учить решать проблемы при организации постепенного возрастания сложности заданий, проектов. Функция исследовательского метода обеспечивает овладение научным познанием, чертами творческой деятельности, формированием интереса. Считаем, что образовательные задачи данных подходов осуществляются путем создания развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимул для саморазвития.

Основные требования:

- опираться на собственный опыт ребенка, т.е. аутентичный характер обучения;

- обучение в действии;

- побуждение к экспериментированию.

Предлагая различные области для изучения, мы расширяем круг заинтересованности и глубокого изучения темы любой направленности.

Таким образом, мы запускаем процессы развития мышления: навыки высокого порядка - анализа, синтеза, оценки исследования.

Данная деятельность ориентирует школьника на творческую деятельность. И невольно происходит отказ от традиционных знаний и умений, поскольку исследование всегда выступает как поиск, анализ оптимальных вариантов. И весь процесс происходит в групповом обсуждении. Так как межличностное познавательное общение и взаимодействие в группах - это качественное восприятие любого материала, на любом уроке.

Особенность данного метода - активизировать обучение, передавая инициативу ребенку к самостоятельной организации учебной деятельности.

Для этого ученика необходимо познакомить со схемой исследования. Учащиеся многократно повторяют действия: выдвигают гипотезы, планируют наблюдение или эксперимент, анализируют результаты, делают выводы, классифицируют, создавая графики, и получают информацию. Ну а задача учителя - сформулировать цель исследования через постановку проблемной ситуации.

В данных подходах ключевое место занимает категория «деятельности», а деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат. Реализовать данные подходы возможно при любой программе. Главный принцип - добывать знания самостоятельно. Деятельностный подход - подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе [3, с. 18].

Учащимся предлагается тема и цель исследования. Содержание остальных этапов исследования дети продумывают самостоятельно, работая индивидуально, в парах, в группах.

Ниже предлагается примерный вариант ведения исследования. Например:

Цель: узнать, как получается улыбка?

Гипотеза: допустим, что в улыбке участвуют не только губы, но и другие части лица. Проверим. Учащиеся проводят сбор информации с помощью эксперимента и наблюдения. Затем учащиеся указывают в таблице источники информации. Оборудованием могут служить простые материалы - зеркальца.

Важный процесс исследования это обработка данных: обсуждение информации, полученной при проведении эксперимента. Затем этап предоставления информации. Это могут быть таблицы, схемы, пиктограммы, кластеры, сообщения, электронная презентация, реферат, стенгазета, статья.

Делают вывод, что в улыбке участвуют не только губы, но и глаза, брови, лоб, нос, щёки, подбородок.

Здесь можно предложить учащимся провести ещё один эксперимент и улыбнуться только глазами, только губами. Получится ли полноценная улыбка? Ведь улыбка – это не только мимика лица, губ или глаз, но и отражение душевного состояния человека. Поэтому улыбка может быть разной. Например, радостной, скептической, унылой, печальной, скорбной, ехидной, снисходительной и т.д. Здесь можно продолжить эксперимент с зеркалом.

На этапе рефлексии дети обсуждают, что получилось, не получилось; степень удовлетворения проделанной работой; в таблице обводят соответствующий смайлик.

После проведения исследования учитель может предложить детям караоке «Улыбка».

Карта исследования

Тема

Как мы улыбаемся?

Цель

Узнать, как получается улыбка?

Гипотеза

 

Сбор информации

 

Обработка данных

 

Представляем результат

Вывод:

Рефлексия

Картинки по запросу смайлики

 

Известно, что в памяти человека запечатлевается 90 процентов того, что он делает, до 50 процентов того, что видит, и только 10 процентов того, что слышит. Поэтому наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в действие. Это показывает целесообразность активных методов [4, с. 2].

Данная деятельность связана с поиском познавательной задачи с неизвестным решением. Эта деятельность не регламентирована какими-либо установками. Она должна быть свободна, с долей импровизации. Применение таких заданий в исследовательской деятельности развивает стремление наблюдать, ведь поисковая деятельность - это естественное состояние ребенка. Конечно, на первых порах от детей требуется наименьшая самостоятельность. По мере накопления знаний степень самостоятельности должна возрастать. Говоря о плюсах самостоятельной исследовательской деятельности, необходимо помнить, что в образовательных программах есть информация, которая носит репродуктивный характер. А самостоятельное исследование требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснений. Оптимальным вариантом будет сочетание традиционного изложения материала с включением проблемных ситуаций, элементов эксперимента и так далее. Залог ее успеха - в наличии устойчивой учебной мотивации. Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться. На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Это может иметь большое значение. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самостоятельной работе.

В ходе учебного процесса важно создавать условия для возникновения ситуации успеха: знакомство с новой информацией через познавательные противоречия, творческие задания, замысловатые головоломки, проблемные ситуации.

Другим элементом работы является использование нетрадиционных форм проведения занятий с детьми, среди которых особое место занимают нетрадиционные уроки, в том числе с использованием информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), интегрированные уроки, предметные недели и олимпиады, смотры знаний. Обучение протекает более успешно, если школьники вовлечены в активную самостоятельную творческую деятельность.

Поэтому в учебном процессе важно использовать проектную технологию [4, с. 7].

Сущность метода проектов состоит в том, что в процессе обучения учащиеся сами определяют конкретную интересующую их практическую цель, составляют, проектируют план достижения, самостоятельно осуществляют деятельность, а затем представляют ее результаты. Проектная деятельность - одна из ведущих в современной действительности. Это некое отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Проектирование – серия алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной проблемы и заканчиваются получением определенного результата. Проект связан с прогнозированием, а поэтому может служить эффективным инструментом развития интеллекта, творческих способностей и познавательных интересов детей, создания атмосферы сотрудничества и сотворчества. Данный метод в комплексе решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи: организовать деятельность, воспитывать терпимость, развивать воображение, расширить кругозор, эрудицию, развивать навыки публичных выступлений.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемных задач проекта предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а другой - предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

«Человек рожден для мысли и действий», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой [5, c. 2].

Школа должна предложить школьникам возможность освоения знаний на максимальном уровне. Школа создает атмосферу доброжелательности, ориентированную на реализацию идей сотрудничества, развитие форм общения. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности и может играть значительную роль в структуре личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обусловлено рядом условий: уровнем развития интереса, характером, местом познавательного интереса, среди других мотивов и их взаимодействие, связь с жизненными планами и перспективами [6, с. 5]. Характер общения - поисковый. Для того чтобы знания были результатом поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать их познавательную активность, координируя учебный процесс. Мы приходим к выводу, что наиболее актуальными становятся педагогические подходы, основными чертами которых выступают:

- активная позиция обучающихся;

- ориентация обучающихся на самостоятельное освоение опыта;

- развитие познавательных возможностей;

- познавательная рефлексия;

- самостоятельный выбор принятия решений;

- оценочная деятельность;

- процесс обучения носит творческий характер;

- позиция педагога как «равноправного партнера».

Совокупность данных черт дает возможность в сотрудничестве учителя и ученика творить, искать, работать на высокие результаты и позволит уйти от репродуктивного способа обучения, ненужной информации и перейти на новый уровень взаимодействия в образовательном пространстве. Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы [7, с. 2]. В познавательной деятельности мы исходим из того, что она представляет сложную систему в качестве структурной единицы, в которой можно выделить познавательное действие. Мы имеем в виду осознанный целенаправленный результативно завершенный познавательный акт, связанный с решением задачи. Познавательное действие характеризуется осознанием цели, в силу чего и осознается само действие, ведущее к достижению цели [8, с. 30]. Обобщение опыта педагогов, анализ методики и приемов позволяют сделать вывод, что исследовательская деятельность, коммуникативный подход несут в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивают мышление, обогащают знания и словарный запас, побуждают желание созидать. Активность детей так или иначе зависит от активности педагога. И в процессе такой активности формируются различные интеллектуальные способности, важные в учебном процессе: умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.

В конечном итоге результатом должно стать воспитание конкурентоспособного выпускника. Такой выпускник ставит перед собой цели, решает жизненные задачи и отвечает за свои поступки. Чтобы достичь этой цели, учителя должны понимать, что педагогический процесс является совместной деятельностью в условиях глобальных изменений, происходящих в современном мире, а человек с такими качествами всегда востребован. Именно поэтому описанные подходы являются основой современного образования.


Библиографическая ссылка

Климбей Л.В., Ядрова Н.В., Нуржанова Р.М. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27253 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674