В настоящее время отечественная система образования вводит новые стандарты для обучающихся. В них особую значимость приобретают вопросы достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов. Среди личностных результатов находится профессиональное самоопределение школьников, подразумевающее осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в сложном мире профессий и профессиональных предпочтений. В профессиональном стандарте педагога указывается на необходимость обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов, в том числе касающихся формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
В Челябинской области реализуется образовательный проект «ТЕМП», главная идея которого состоит в определении эффективных управленческих решений в части использования ресурсов естественно-математического и технологического образования для повышения конкурентоспособности региональной экономики и удовлетворения рынка труда в подготовленных кадрах [1].
Вышеперечисленные обстоятельства предполагают организацию системной работы в направлении профориентации в современной школе.
В педагогике традиционно обсуждается тема подготовки школьников к выбору профессионального пути. Различные аспекты проблемы профессиональной ориентации представлены в исследованиях зарубежных и отечественных исследователей.
Заметный вклад в решение проблемы профессионального самоопределения молодёжи внесли исследования зарубежных авторов: А. Маслоу [2], С. Фукуямы [3], Дж. Холланда [4].
В работах Л.М. Митиной [5], Н.С. Пряжникова [6], А.К. Марковой [7] акцентируется важность использования личностно ориентированного подхода для осуществления помощи обучающимся в выборе профессионального пути.
Весомые аргументы в пользу профильного обучения и предпрофильной подготовки выдвинуты в работах Г.В. Резапкиной [8].
Несмотря на обращение государства к необходимости формирования у школьников профессиональной направленности и многочисленные исследования учёных в этой области, сохраняется острая потребность поиска оптимальных путей приобщения школьников к профессиям, представленным на территории родного края.
Авторы статьи полагают, что личностное и профессиональное самоопределение сельских школьников будет осуществляться успешно, если использовать технологию образовательного туризма, который может осуществляться в виде поездок и путешествий (по родному краю, по стране, за границу) с целью приобретения важной информации, развития значимых качеств. Образовательный туризм предполагает также обмен опытом через участие в семинарах, выставках, конференциях.
Авторы статьи разделяют позицию А.Н. Ковалёвой, касающуюся педагогического потенциала образовательного туризма. Действительно, образовательный туризм способен предоставить дифференцированные туристско-образовательные услуги различным группам населения и, как следствие, обеспечить не менее высокие результаты обучения по сравнению с формальным образованием за счёт устойчивой направленности на формирование личностно значимых качеств его участников [9].
Таким образом, ресурсные возможности образовательного туризма могут быть использованы и для вовлечения школьников в ознакомление с миром профессий, для понимания смысла трудовой деятельности и соотнесения собственных возможностей с требованиями рынка труда. Для проверки выдвинутого предположения был взят коллектив Коелгинской школы имени дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова, расположенной в Еткульском муниципальном районе Челябинской области. Эта школа является региональной инновационной площадкой, она разрабатывает проект по теме «Педагогические условия раннего личностного и профессионального самоопределения сельских школьников». Одним из таких условий является проектирование экскурсионно-познавательных маршрутов по градообразующим предприятиям сельского поселения: ЗАО «Коелгамрамор» и СПК «Коелгинское».
В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование 350 обучающихся различных возрастных групп и 30 педагогов. В результате были получены следующие данные:
– всего 23% школьников хорошо знают профессии предприятий села (ОАО «Коелгамрамор» и СПК «Коелгинское»);
– 82% старшеклассников хотят уехать из села после окончания школы;
– 54% школьников не знают точно, какую профессию выбрать;
– всего 15% педагогического корпуса проводят системную работу по приобщению обучающихся к профессиональному миру села.
Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что требуется пересмотр содержательной и технологической составляющих работы со школьниками для повышения привлекательности рабочих и инженерных профессий. Для достижения успеха в профессиональном самоопределении сельских школьников был разработан алгоритм проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов. Он состоит из четырёх этапов: формирующе-переходный; подготовительный; организационно-практический и результативный. Далее будет представлено описание смысла каждого из четырёх этапов.
- Формирующе-переходный этап включает в себя анализ основной образовательной программы; изучение потребностей села; определение ресурсных возможностей участников проектирования алгоритма; создание творческой группы.
Анализ основных образовательных программ, реализуемых в образовательной организации, позволил убедиться в том, что сегодня акцентируется важность личностного, профессионального, жизненного самоопределения школьника. Подчёркивается необходимость освоения обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда. Педагоги, проанализировав содержание учебных предметов, ввели экскурсионно-познавательные маршруты для различных возрастных категорий обучающихся в образовательную деятельность. Система использования полученных материалов существенно обогатила содержание учебной и внеурочной деятельности, а педагоги школы получили возможность поднять свой профессиональный уровень на новую высоту.
Вот пример. Тема по химии «Мрамор. Технология переработки мрамора и применение изделий из мрамора» может быть раскрыта следующим образом. Сначала на уроке изучаются свойства карбоната кальция, как составляющей части мрамора, анализируются литература и материалы интернет-сайтов по данной теме. Затем организуется экскурсия на предприятие «Коелгамрамор» в химическую лабораторию с целью расширения представления учащихся о методах химического анализа мраморного порошка и каролитов. Затем ученики знакомятся с оборудованием и технологией переработки мрамора. Материалы экскурсии будут основой для подготовки и оформления презентации или защиты проектов по темам: «Характеристика карьера. Оборудование и технологии обработки мрамора. Применение изделий из мрамора»; «Фракционная переработка мрамора. Применение порошков и каролитов».
Изучение потребностей села. Градообразующие предприятия села заинтересованы в притоке новых свежих молодых грамотных креативных работников, родители – в выборе достойной работы их детьми, ученики – в знакомстве с различными профессиями, школа – в помощи обучающимся в выборе своего будущего.
Изучение ресурсных возможностей участников проекта послужило отправной точкой для создания творческой группы разработчиков проекта, в которую вошли не только педагоги, но и родительская общественность, представители предприятий Коелгинского сельского поселения. Творческая группа спроектировала ожидаемые результаты:
– На уровне ученика: успешная социализация.
– На уровне родителей: реализация социальных ожиданий деятельности школы.
– На уровне учителя: обогащение спектра используемых педагогических технологий.
– На уровне школы: повышение результативности образовательного процесса; выбор выпускниками профессий, востребованных на рынке труда села и региона в целом; обогащение образовательной среды школы; расширение социального партнерства школы для эффективного использования ресурсных возможностей сетевого взаимодействия; приобретение опыта разработки инновационного продукта, востребованного на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
– Для педагогического сообщества: активизация креативности кадрового потенциала, его мобильности.
- Подготовительный этап состоит из подготовки учащихся к экскурсии и подготовки экскурсовода.
На подготовительном этапе важно психологически подготовить школьников, определить тему, цель экскурсии, предприятие, также необходимо обсудить план посещения, сбора материала, сроки и формы подведения итогов. Ребята должны погрузиться в задание заранее, подготовить блокноты, бумагу для записей и зарисовок, фотоаппараты.
Для экскурсовода на этапе подготовки к экскурсии необходимо решить следующие задачи:
– Встретиться с организатором экскурсии для уточнения замысла её проведения.
– Продумать организацию пространства, в котором любая информация, даже о непрестижной профессии, заинтересовала бы учащихся. Экскурсовод должен помнить, что активность мысли рождается, если учащийся во время экскурсии решает проблему, преодолевает трудности. Поэтому учитель ставит задачу перед учащимися в подготовительный период для того, чтобы они целенаправленно работали во время экскурсии на предприятие. Это мобилизует учащихся и даёт гарантированный импульс для поддержания внимания.
– Определить способы управления вниманием экскурсантов в течение всего посещения.
– Выбрать приёмы и средства эмоционального влияния на школьников.
– Чётко определить объём предъявляемого материала, выделить главное без лишних подробностей.
– Предусмотреть возможные вопросы школьников.
– Выявить те понятия, которые будут незнакомыми для учащихся, продумать способы их введения в тему экскурсии.
– Сделать проект экскурсии.
- Организационно-практический этап. При проектировании экскурсионно-познавательных маршрутов важно привлекать родительскую общественность, а роль учителя и роль учащегося можно представить следующим образом:
– 1–4 классы – 50% / 50%;
– 5–9 классы – 40% / 60%;
– 10–11 классы – 20% / 80%.
Для того чтобы экскурсия стала действенным средством в формировании представлений младших школьников о мире труда и профессий, необходимо учитывать возраст. Для ребят младшего школьного возраста авторитетом являются родители. Поэтому целесообразно знакомить школьников данной возрастной группы с профессиями родителей, создавать у детей конкретно-наглядные представления о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для младших школьников целесообразно проводить обзорные и ознакомительные экскурсии с использованием элементов из тематических и профессиографических экскурсий. Для осмысления отдельных элементов изучаемой профессии важно использовать игры. Рисуночные методики будут уместны для ребят 1–2 классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В рамках внеурочной деятельности можно провести занятие для 1 класса: «Знакомьтесь! Профессия – бульдозерист», занятие для 2 класса «Пекарь – мастер вкусностей», где обучающиеся в парах создают сказочные пироги из соленого теста. К 3–4 классу дети должны знать информацию о профессиях, уметь самостоятельно подготовить описание профессии. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры закрепляются навыки устного счета и формируются коммуникативные компетенции. Для обогащения содержания учебной и внеурочной деятельности педагоги используют научно-методический комплекс «Дары Фребеля», «Тико-геометрия», «Уникуб», исследовательскую лабораторию «Наураша в стране Наурандии».
К одним из значимых методов активного и интерактивного обучения в 5–9 классах относятся веб-квесты. Эта технология была определена как исследовательская деятельность, в которой информация может быть получена с помощью ресурсов сети Интернет.
Образовательные игры служат для получения новых навыков и полезного опыта, который трудно заиметь в других условиях. Играя в ролевые игры, можно примерить на себе много профессиональных ролей и при этом обнаружить, что из них тебе больше по душе.
Когда учитель использует экскурсионный материал для своих уроков – это хорошо, но когда учащиеся сами принимают заинтересованное участие в использовании этого материала – это, несомненно, залог успеха в закреплении полученных знаний. В этом помогают следующие интерактивные методы: «Фишбоун», интеллектуальная игра «Мыслеголики», «Толстые и тонкие вопросы», приём «Словарная карта».
Трудовая практика позволяет увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем сельскохозяйственного производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.
При осуществлении экскурсионно-познавательных маршрутов в 10–11 классах используются практико-ориентированные задачи. Достичь усвоения математических знаний возможно при использовании профессионально ориентированных задач, содержание которых показывает конкретную взаимосвязь предмета с получаемой специальностью.
В экскурсионно-познавательных маршрутах будут нелишними и деловые игры. Деловая игра – это способ обучения через проживание специально смоделированной ситуации, позволяющей раскрыть и закрепить необходимые в работе знания, умения и навыки. Деловая игра даёт участникам возможность выйти за рамки предмета, проявить собственный потенциал. Формат деловой игры обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и качественному усвоению материала.
Организация социальных практик на базе градообразующих предприятий. Лучший способ узнать, добьется ли ученик профессионального успеха, – доверить ему искомую должность. Применительно к профессиональному выбору это означает, что чем большее количество различных профессий, специальностей, должностей «примерит» на себя подросток, тем легче ему будет определить, в каких областях человеческой деятельности он чувствует себя наиболее комфортно. Социальные практики дают определённые преимущества: вместо отчуждения от труда – включение практической созидательной деятельности в содержание осмысленного образования; вместо одинаковых рутинных заданий – индивидуальные продуктивные проекты, связанные с текущей работой.
- Результативный этап. Участники экскурсионно-познавательных маршрутов анализируют полученные результаты, выявляют достижения, проблемы и намечают дальнейшие пути роста. Так, в качестве одного из значимых результатов можно назвать развитие субъектной позиции школьников, когда они демонстрируют заинтересованность во взаимодействии с градообразующими предприятиями, с социальными партнерами, родительской общественностью. Результаты экскурсии могут быть оформлены в виде материалов школьного музея, выставки, презентации, стендовых докладов, праздника. Дальнейшее развитие образовательного туризма может происходить в виде детского форума «Выбираю профессию будущего». Примерными компонентами форума могут стать:
– квест-путешествие «МастерГрад» для учащихся 1–4 классов;
– проектная деятельность «ПСТ» – поселок современного типа для школьников 5–7 классов;
– детско-родительская профориентационная игра «Совершенно секретно» для ребят 8–9 классов;
– деловая игра «Приемная комиссия» для учеников 10 класса.
Таким образом, разработанный в рамках деятельности региональной инновационной площадки Коелгинской СОШ алгоритм проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов может быть взят за основу педагогами для формирования личностного и профессионального самоопределения школьников. Такой алгоритм можно проиграть в процессе подготовки к педагогическому совету [10].
Педагогическим работникам полезно изучить алгоритм проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов в ходе стажировки, организуемой Коелгинской школой совместно с Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования [11].
Библиографическая ссылка
Костенко О.А., Севрюкова А.А., Ильясов Д.Ф., Костина Н.П. РАННЕЕ ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27244 (дата обращения: 29.11.2023).