В работах Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой и других подчеркивается значимость целенаправленного развития слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией.
В своем исследовании мы опираемся на определение фонематического восприятия Волковой Л.С - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [1; 2].
А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина [1; 2] рассматривают фонематическое восприятие как необходимое условие для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Дети, имеющие нарушения произношения и восприятия фонем, не различают звуки, отличающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Это ведет к сложностям соотнесения личных речевых высказываний с правильными речевыми образцами. Авторы отмечают, что для усвоения звуковой стороны речи необходимо совместное действие слуховой и моторной сфер. Подчеркивается приоритетность навыка различения разнообразных фонематических элементов, т.к. это позволяет ребенку контролировать собственное произношение. Развитие моторной сферы должно подкрепляться работой над правильностью артикуляции.
В работах Н.Х. Швачкина [2] рассмотрен онтогенез фонематического восприятия, выделены основные закономерности его развития. Выделены базовые процессы, лежащие в основе развития фонематического восприятия, основные периоды его становления.
М.Е. Хватцевым [2] выделены психические причины нарушения произношения: сложности в фонематическом анализе слова: вторичные нарушения слуха, как следствие поражения первичных моторных зон мозга; низкий уровень слухового внимания в отношении речи окружающих и своей собственной.
Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня характерно понимание, о чем говорят другие, но им сложно воспринимать сложные речевые обороты и логические связи. Дети могут выстраивать предложения, но звуковая и смысловая сторона речи страдает, т.е. могут говорить развернутыми фразами, но в основном строят только простые предложения. Звукопроизношение у таких детей нарушено, но в более простой форме, лексика на довольно хорошем уровне. Дети с ОНР III уровня используют все главные части речи, однако отмечается недостаточное применение в речи прилагательных и наречий, часто неправильно употребляют предлоги, окончания, неверно согласуют между собой слова, ставят ударение [2].
В онтогенезе фонематического восприятия можно выделить несколько основных периодов. На звуках человеческого голоса ребенок способен сосредоточиться уже на второй неделе жизни. В 3 месяца ребенок демонстрирует зрительное сосредоточение на говорящем, поворачивает в его сторону голову и следит за ним глазами. Активно подражать артикуляции губ взрослого ребенок начинает с момента появления лепета. С 6 месяцев ребенок, подражая, произносит отдельные фонемы, слоги. Стремится подражать тону, темпу, ритму, мелодике и интонации речи. К 2 годам дети различают слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). От 3 до 7 лет у ребенка активно развивается навык слухового контроля за своим произношением. К 4 годам в норме ребенок должен уметь дифференцировать все звуки, т.е. можно говорить, что к данному возрасту фонематическое восприятие сформировано. К этому же периоду у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Целью сопоставления фонематического развития детей с нормой речевого развития и детей с ОНР III уровня было составление практических рекомендаций для оптимального фонематического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Исходя из цели исследования, были сформулированы задачи.
· Рассмотреть специфику фонематического восприятия детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием и с ОНР III уровня.
· Сопоставить особенности фонематического восприятия детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием и с ОНР III уровня.
· Наметить направления коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с диагнозом ОНР III уровня (экспериментальная группа) и 20 детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием (контрольная группа).
Для реализации поставленных целей были использованы следующие диагностические методики: «Узнавание неречевых звуков», «Различение высоты, силы и тембра голоса», «Различение слов, близких по звуковому составу», «Дифференциация слогов», «Дифференциация фонем», «Навыки элементарного звукового анализа» [3].
Диагностические методики позволили выявить ряд умений испытуемых:
· узнавание неречевых звуков;
· различение высоты, силы и тембра голоса;
· различение слов, близких по звуковому составу;
· дифференциация слогов;
· дифференциация фонем;
· навыки элементарного звукового анализа.
Методика 1. Узнавание неречевых звуков
Цель: определить возможности узнавания неречевых звуков.
В методике использовались звукозаписи (бубен, вода, колокольчик, гудок машины).
Ребенку предлагалось внимательно послушать и сказать или показать, какой из инструментов звучит.
Методика 2. Различение высоты, силы и тембра голоса
Цель: выявить возможности детей различения высоты, силы, тембра голоса.
В методике использовались картинки (кошка, котенок, свинья, поросенок, собака, щенок), звукозаписи голосов данных животных.
Ребенку предлагалось внимательно послушать и угадать, кто так кричит, и поднять нужную картинку.
Методика 3. Различение слов, близких по звуковому составу
Цель: изучить навыки различения слов по звуковому составу.
В методике использовались картинки: шляпа, банан, танки, птенец. Педагог по очереди предлагал (говорил) ряд искаженных слов по каждой картинке. Ребенок должен был на слух выделить из ряда искаженных вариантов правильно произнесенное слово и хлопнуть в ладоши. Например, панан, данан, катан, банан.
Методика 4. Дифференциация слогов
Цель: определить способность дифференцировать звуки по: звонкости – глухости, твердости – мягкости, свистящие – шипящие и т.д.
Методика включает ряд заданий.
· Показать кружок, когда услышишь новый слог: на, на, на, па, на, па.
· Повторить слоги как можно точнее: да, та, да; ба, па, ба; па, да, па; ка, га, ка.
· Если услышишь новые слоги, хлопни в ладоши, если разные - топни: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва.
Методика 5. Дифференциация фонем
Цель: исследовать навыки дифференциации фонем и проверить готовность к формированию звукового анализа.
Методика состоит из двух заданий.
· Послушать внимательно и повторить фонемы за логопедом: ау, уа, аи, ио; аиу, иао, уао, оиы.
· Поднять руку, если услышишь названный звук. В данном исследовании предлагалось 5 звуков: ш, щ, ц, ч, с. Например, подними руку, если услышишь звук «ш». Далее педагог говорил ряд звуков, ребёнок должен был из него вычленить названный «ш» и поднять руку.
Ш: с, ш, ц, ч, ш, щ
Щ: ш, сь, щ, ч, ц, щ
Ц: т, сь, ть, ш, ц
Ч: ч, ш, ть, ч, сь, ч
С: с, сь, ж, ц, с, ч
Методика 6. Навыки элементарного звукового анализа
Цель: исследовать особенности выполнения элементарного звукового анализа.
Ребенку показываются и называются картинки не целиком, а он должен сказать целиком.
Картинки: веник, танк, кот, паук, сок, самолет. Например, педагог показывает картинку «кот» и говорит «ко…». Ребенок должен закончить слово, опираясь на слух и картинку «кот».
Сводные экспериментальные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводные экспериментальные результаты особенностей фонематического восприятия испытуемых экспериментальной и контрольной групп в баллах
Группы |
Методика 1 |
Методика 2 |
Методика 3 |
Методика 4 |
Методика 5 |
Методика 6 |
Э.Г. |
209 |
333 |
248 |
180 |
117 |
284 |
К.Г. |
333 |
448 |
301 |
224 |
153 |
462 |
Дети экспериментальной группы в первой методике справились только с половиной задания: узнали звук колокольчика и гудок машины. Дети путали звук колокольчика и гудок машины. При повторении дети верно определяли звуки, но через 30 минут после обследования снова совершали ошибки, что свидетельствует о нарушениях памяти. Дети экспериментальной группы набрали 209 баллов. В контрольной группе испытуемые полностью справились с заданием. Стоит отметить, что в контрольной группе наблюдались некоторые трудности: называли звук колокольчика звуком капели. Общий балл в контрольной группе – 333.
У детей экспериментальной группы во второй методике возникли трудности в распознавании высоты, тембра и силы голоса. Самым трудным оказалось отгадать свинью, справились 36% испытуемых. Самым легким, справились 50%, отгадать кошку. Можно предположить, что часто употребляемые слова «кошка», «котенок», «собака» и «щенок» испытуемые различают хорошо, а слова менее употребляемые – «свинья» и «поросенок» различают хуже. Общий балл в экспериментальной группе – 333. В контрольной группе справились все участники, общий балл 448.
У детей экспериментальной группы в третьей методике возникли трудности в различении слов, близких по звуковому составу, таких как «банан» и «птенец». Небольшие трудности у детей с общим недоразвитием речи вызвали анализ слов «шляпа» и «танки». С остальными словами справились лучше. Общий балл в экспериментальной группе – 248. В контрольной группе все дети справились с заданием, общий балл – 301.
Дети экспериментальной группы в четвертой методике показали результат ниже почти 2 раза, чем дети контрольной группы. У детей были сложности в повторении слогов, ошибки с группами парных слогов (па-да, ка-га и др.) Общий балл в экспериментальной группе – 180. В контрольной группе все дети справились с заданием, общий балл – 224.
Дети экспериментальной группы в пятой методике показали, что навыки дифференциации фонем и готовность к формированию звукового анализа развиты почти в 2 раза хуже, чем у детей в контрольной группе. У детей были сложности в различении исследуемого звука среди других речевых звуков (ш, щ, ц, ч, с). Общий балл в экспериментальной группе – 117. В контрольной группе все дети справились с заданием, общий балл 153.
У детей из экспериментальной группы в шестой методике уровень навыков выполнения элементарного звукового анализа ниже почти в 3 раза, чем у детей контрольной группы. У детей были сложности в анализе почти всех предложенных слов. Самый низкий процент у слов «танк» и «кот». Самый высокий – «самолет». Общий балл в экспериментальной группе – 284. В контрольной группе дети справились на 100%, общий балл – 462.
Количественные данные показали, что у детей с ОНР звуковой анализ не сформирован: многие дети не умеют выделять согласный в начале слова, в середине, испытывают трудности при определении последовательности звуков в слове. Также очень низкий процент выполнения заданий в группе определения высоты, силы и тембра голоса. Многие дети путали животных по звукоподражанию или вообще не узнавали того или иного животного.
Дети контрольной группы достаточно успешно выполнили все задания. Данные нашего исследования выявили у детей контрольной группы высокий уровень развития фонематического восприятия.
Анализ результатов, представленный в таблице, свидетельствует о более высоких показателях в контрольной группе испытуемых (дети с нормальным речевым развитием). Для проверки статистически значимых различий в результатах экспериментальной и контрольной групп был использован корреляционный анализ результатов исследования.
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа экспериментальных данных
Методика 1. Уровень значимости для эмпирического значения: Критические значения |
Методика 2. Уровень значимости для эмпирического значения: Критические значения
|
Методика 3. Уровень значимости для эмпирического значения: Критические значения
|
Методика 4. Уровень значимости для эмпирического значения: Критические значения
|
Методика 5. Уровень значимости для эмпирического значения: Критические значения
|
Методика 6. Уровень значимости для эмпирического значения: Критические значения
|
Полученные данные свидетельствуют, что эмпирические значения находятся в зоне значимости, следовательно, доля лиц, справившихся с задачей в контрольной группе, больше, чем доля лиц в экспериментальной.
Полученные экспериментальные данные позволяют сформулировать конкретные рекомендации по развитию фонематического восприятия детей с ОНР III уровня. Коррекционное обучение должно включать одновременную работу по нескольким направлениям: постановка звуков, использование поставленных звуков в речь, аналитико-синтетическая работа со звуковым составом слов.
· Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложить ребенку поставить руку на горло (если звонкий, то вибрация), закрыть уши.
· Использовать графическое обозначение звуков.
· Определение места звука в слове (звуковая линейка).
· Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.
· Звукобуквенный анализ слов.
· Придумывание слов по заданной схеме [1-3].
Также, по нашему мнению, представляет интерес для коррекционной практики использование таких приемов и технологий работы с детьми с ОНР III уровня, которые бы максимально активизировали старших дошкольников в процессе преодоления речевого недоразвития, несовершенств фонематического восприятия: составление детьми фонематических сказок и четверостиший, выполнение простейших мини-проектов (звуковые книжки-малышки) [4; 5]. Особого внимания заслуживает проблема изучения и совершенствования фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и с ОНР III уровня в процессе психолого-педагогической подготовки к обучению в школе [6].
Детальному рассмотрению эффективности приемов, форм коррекционной работы по развитию фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет посвящено дальнейшее исследование.
Библиографическая ссылка
Дурнева И.Е., Минаева Е.В., Иванова Н.В. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27240 (дата обращения: 04.12.2024).