Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года показала, что именно образование, как один из результатов инновационного развития и как основной интеллектуальный ресурс, обеспечивает устойчивое развитие России. Высшее образование становится основой экономического и интеллектуального воспроизводства жизни общества. Российскому университетскому образованию в данных условиях необходимо решать принципиально новые задачи. В рамках современной личностно-деятельностной парадигмы образования обучающийся переходит в статус активного субъекта образовательного процесса, который осознает свои способности и возможности, понимает, чего хочет добиться в избранной профессии, и, следовательно, готов к изучению и освоению материала на необходимом ему уровне [1]. Так как образовательный процесс в современном вузе ориентирован на формирование активной жизненной и профессиональной позиции студента, на построение индивидуального вектора личностного развития и профессионального роста, то для инициирования, сопровождения и реализации данного процесса необходимо подготовить самого преподавателя вуза, обладающего профессиональными компетенциями в области проектирования индивидуального образовательного маршрута.
Материалы и методы исследования. Проблематика индивидуализации обучения, представляющая собой приоритетное направление развития современного образования, является актуальной по сей день. Исследований по проблеме индивидуализации обучения студентов в профессиональной школе достаточно много. Основы проектирования индивидуально-образовательных маршрутов студентов раскрываются в работах П.С. Лернера, Ю.Н. Логиновой, П.А. Юцявичене, И.С. Якианской. Однако исследований, посвященных проектированию индивидуального образовательного маршрута преподавателя вуза, в дополнительном профессиональном образовании недостаточно, хотя актуальность и востребованность данных работ очевидна. Проведенный анализ нормативной документации (Федеральный закон «Об образовании в РФ», «Профессиональные стандарты»), выявление основных компонентов профессиональных компетенций преподавателей и их описание позволили определить цель работы.
Цель работы: критериально определить результаты прохождения педагогической практики слушателей программ «Преподаватель профессионального образования», «Преподаватель среднего профессионального образования» с помощью индивидуального образовательного маршрута. Под целью педагогического проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося мы понимаем процесс создания образовательно-информационной среды и изменения организации образовательного процесса. Выделяя задачи проектировочной педагогической деятельности, в качестве ведущих мы обозначили: обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для развития профессиональных компетенций преподавателей; создание, обеспечение, организация педагогических условий, которые позволяют определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижение; педагогический анализ и координация деятельности преподавателей, коррекция педагогических процессов [2].
Проектированию подлежали педагогически целесообразные образовательные маршруты, стратегии, средства, составляющие структуру педагогического сопровождения становления профессиональной компетентности преподавателя. Проектирование определяло границы образовательных сред, которые в результате взаимодействия осваивались субъектами, превращаясь в сферы профессиональной жизнедеятельности.
Таким образом, в нашей работе педагогическое проектирование представляет собой деятельность, реализуемую в организационно-педагогических условиях, существующих внутри любой профессиональной педагогической деятельности [3].
Результаты исследования и их обсуждение. В нашем понимании современные перспективы развития образования связаны, в первую очередь, именно с переходом на индивидуальные образовательные маршруты профессиональной подготовки обучающихся. Использование гибких моделей организации учебного процесса приводит к становлению личностно значимого характера данного процесса, в результате чего обучающийся становится более мотивированным. Проектирование личностно ориентированной педагогической деятельности преподавателя вуза определено в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», в котором сказано, что преподаватель осуществляет профессиональную деятельность, направленную на организацию деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивает достижение ими нормативно установленных результатов образования; создает педагогические условия для профессионального и личностного развития обучающихся и т.д. [4].
Соответственно, педагогическая деятельность преподавателя эффективна, когда он овладел проектировочными умениями, умеет проектировать организацию и содержание учебного процесса с использованием современных технологий обучения, проектирует педагогическое сопровождение обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам, прогнозирует результаты педагогического процесса, моделирует образовательные программы, планирует свой собственный профессиональный рост и повышение квалификации [2].
Функции педагогической деятельности реализуются в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута, что подтверждается при рассмотрении логики проектирования индивидуального образовательного маршрута, представленной на рисунке.
Логика проектирования индивидуального образовательного маршрута слушателей дополнительного профессионального образования (ИОМ)
С принятием Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» становится приоритетным переход к модульному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации [5].
В настоящее время слушатели программ дополнительного профессионального образования испытывают затруднения в самостоятельном выборе своего индивидуального образовательного маршрута и не всегда возлагают на себя ответственность за сделанный выбор и качество своих результатов при его реализации. В свою очередь, это определяет противоречие между необходимостью организации процесса профессиональной переподготовки слушателей, которые должны выступать как субъекты своей профессиональной деятельности, и отсутствием у них личностно-деятельностной направленности проектирования индивидуального образовательного маршрута [6].
Проанализируем две позиции, на основе которых формируется индивидуальный образовательный маршрут как образовательная программа слушателя: 1) образовательная программа рассматривается как организационно-управленческий элемент системы, позволяющий реализовать принцип личностной ориентации всего образовательного процесса (при создании определенных условий, способствующих достижению слушателями с разными квалификационными характеристиками (ассистент, доцент, профессор) установленного профессионального стандарта); 2) образовательная программа определяется как индивидуальный образовательный маршрут, проектируемый с учетом индивидуальных особенностей слушателя (учет возможности личного посещения аудиторных занятий, загруженность на кафедре и т.д.). Определение образовательной программы в форме индивидуального образовательного маршрута и является ее ведущей характеристикой, что позволяет представить образовательную программу своеобразным вектором достижения профессионального стандарта. Выбор пути достижения стандарта тогда полностью зависит от индивидуальных особенностей конкретного преподавателя-слушателя [7].
Наиболее востребованными индивидуальными образовательными маршрутами в ходе реализации программы дополнительного профессионального образования являются маршруты прохождения модуля «Педагогическая практика» слушателями программ «Преподаватель профессионального образования» и «Преподаватель среднего профессионального образования».
Выбор индивидуально-образовательного маршрута перед прохождением практики предполагает следующую процедуру: прием заявлений с указанием желаемого маршрута; собеседование со слушателями с целью определения их мотивации выхода на индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), изучения их квалификационных характеристик и должностных рангов; уровня готовности к реализации выбранного маршрута; окончательное определение выбора образовательного маршрута слушателей и утверждение маршрута на заседании кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования (ДПО) [8].
При условии положительного решения кафедры слушателям предоставляется возможность прохождения педагогической практики по ИОМ и организуется сопровождение слушателей для преодоления возникающих трудностей.
Слушателю предоставляется определенная «степень свободы», когда он готов и принимает полноправное участие в формировании своего собственного ИОМ; дается право выбора формы прохождения практики (групповая, индивидуальная, дневная, вечерняя); право увеличивать или сокращать срок прохождения практики (в пределах допустимого) и т.п. [9].
Слушатель подготовлен заранее к тому, чтобы воспользоваться данными возможностями с целью профессиональной самореализации. Это достигается при оптимально организованной структуре прохождения педагогической практики, тьюторской поддержке слушателей преподавателями кафедры педагогики и психологии ДПО. По итогам практики проводится публичная защита ее результатов. В содержательной части программы практики даны информационные блоки:
1) разработка и реализация теоретических и практических учебных занятий по преподаваемой слушателем дисциплине;
2) разработка учебно-методической документации к представленным учебным занятиям;
3) разработка, подготовка технологической карты занятия;
4) проведение и анализ воспитательного мероприятия со студентами;
5) разработка программы организации самостоятельной и учебно-исследовательской работы студентов;
6) разработка контрольно-измерительных материалов, критериев оценивания качества подготовки студентов по преподаваемой дисциплине [10].
Уровень успешности прохождения педагогической практики оценивается по следующим критериям: положительная оценка проведенных занятий руководителем практики (им является преподаватель кафедры педагогики и психологии ДПО); развернутый ответ на вопросы при собеседовании; публичная презентация отчета по педагогической практике, анализ руководителем практики всего перечня выполненных работ и приобретенных практических навыков и профессиональных компетенций; положительная характеристика с той кафедры, на которой практика была пройдена [11].
Проведенный после окончания практики опрос преподавателей вуза, обучающихся по программе профессиональной переподготовки, позволил выявить трудности, возникающие у слушателей при ее прохождении. Отметим, что выборка опрашиваемых слушателей была случайной, 20 из них проходили практику по созданным ИОМ, 20 слушателей проходили практику в традиционной форме. Основные трудности заключались в написании ИОМ (у 20% слушателей), в составлении отчетов по проведенным занятиям (10%) и оформлении презентационных материалов (25%), так как это для слушателей являлось достаточно новым видом деятельности. 10% обучающихся отмечают недостаточность своих знаний об организации практики и проектировании индивидуального образовательного маршрута прохождения практики. У 45% слушателей данный вид учебной деятельности не вызвал затруднений. Эффективность и успешность заключались в качественной организации и квалифицированном сопровождении каждого слушателя своим руководителем.
Мониторинг мотивов профессиональной деятельности преподавателей вуза показал, что активное внедрение новых инновационных технологий, а именно проектирование для каждого слушателя индивидуального образовательного маршрута, наряду с совершенствованием существующих методов обучения, является в настоящее время объективной потребностью в процессе подготовки специалистов высшей квалификации.
Анализируя этапы проектирования и прохождения индивидуального образовательного маршрута, мы выявили у слушателей изменения уровня готовности к конструированию и осуществлению целеполагания. Изучение уровня удовлетворенности слушателей прохождением практики в традиционном формате (20 преподавателей) и тех, которые ее проходили с помощью ИОМ (20 преподавателей), показали, что при традиционном обучении уровень удовлетворённости организационным и содержательным наполнением практики распределился следующим образом: полностью удовлетворены – 25% (из 20 слушателей); частично удовлетворены – 70%; не удовлетворены – 5% (1 слушатель). При использовании ИОМ наблюдалась тенденция к повышению числа слушателей с показателем «полностью удовлетворен» – 85%, и 15% - «частично удовлетворен». Следует отметить, что учебные возможности групп были сравнимы, что свидетельствует об объективности и воспроизводимости результатов.
Повышение эффективности обучения мы связываем с изменением уровня мотивации слушателей в процессе прохождения практики. При использовании ИОМ отмечено сокращение более чем наполовину числа слушателей с низким уровнем мотивации и увеличение доли средне- и высокомотивированных слушателей.
Наши наблюдения подтверждают, что использование индивидуальных образовательных маршрутов слушателями в период прохождения педагогической практики способствует развитию профессиональных педагогических компетенций и усилению мотива к профессионально-педагогической деятельности.
Выводы. Подытоживая результаты нашего исследования, мы делаем выводы, что одним из условий индивидуализации современного послевузовского образования выступает обучение в рамках ИОМ. Неся ответственность за качество, направленность и результат своего образования, слушатель меняет отношение к процессу обучения. Роль преподавателя–тьютора заключается в помощи по проектированию индивидуального образовательного маршрута.
Библиографическая ссылка
Котенко В.В., Гетман Н.А., Котенко Е.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27217 (дата обращения: 19.09.2024).