Актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны [1-3; 5; 9; 10]. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ N 273-ФЗ «Об образовании», N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [4; 7]. К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Здоровье ребенка подвергается воздействию экологических факторов, нагрузка в школе и даже детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества. Переутомление, влияние многочисленных гаджетов и т.д. - состояние здоровья детей отражает картину нашего общества [6; 8; 10].
Цель исследования – оценка здоровья детей дошкольного возраста, факторов в дошкольном образовательном учреждении для разработки профилактических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей.
Задачи исследования
1. Проанализировать показатели здоровья детей дошкольного возраста, посещавших дошкольное образовательное учреждение.
2. Определить средовые факторы в дошкольном образовательном учреждении, влияющие на здоровье детей.
3. Разработать профилактические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, посещавших образовательное учреждение.
Материалы и методы. Объектом исследования были дети в возрасте пяти–шести лет, посещавшие БДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида» г. Омска. Численность выборки - 30 человек. Контрольная группа – дети, посещавшие обычную группу; группа наблюдения – дети, посещавшие коррекционную логопедическую группу. Оценка здоровья производилась по медицинским картам 112/у, 026/у-2000 (за период нахождения детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с 2013 по 2016 г.). Для оценки физического развития использовался метод индексов. Для оценки условий пребывания в дошкольном образовательном учреждении использовалась методика А.Г. Сухарева по оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия [10].
Результаты и их обсуждение
Была проведена оценка здоровья детей 5-6 лет, посещавших дошкольную образовательную организацию. У детей контрольной группы и группы наблюдения преобладала 2-я группа здоровья 67% и 93,3% соответственно. 1-я группа здоровья составляла 26,6%, 3-я группа здоровья - 6,7% детей контрольной группы и группы наблюдения (рис. 1, 2).
Рис. 1. Распределение детей контрольной группы по группам здоровья, %
Рис. 2. Распределение детей группы наблюдения по группам здоровья, %
Нами была проанализирована заболеваемость детей за весь период пребывания в дошкольном учреждении. У детей контрольной группы и группы наблюдения на 1-м месте были болезни органов дыхания (ОРВИ, ЛОР - органов) - 76,5% и 62,2% соответственно. На 2-м месте в контрольной группе - инфекционные болезни (ветряная оспа) - 7,3%. В группе наблюдения - психические расстройства (задержка речевого развития) - 9,9%. На 3-м месте в контрольной группе болезни органов пищеварения и костно-мышечной системы – 4,4%, а в группе наблюдения инфекционные болезни и болезни костно-мышечной системы – 7,2% (рис. 3, 4).
Рис. 3. Заболеваемость детей контрольной группы за период пребывания в дошкольном образовательном учреждении, %
Рис. 4. Заболеваемость детей группы наблюдения за период пребывания в дошкольном образовательном учреждении, %
Для комплексной оценки здоровья дошкольников были проанализированы показатели физического развития с помощью метода индексов (рис. 5, 6). Индекс массы тела (ИМТ) был в пределах нормальных значений (15,0-18,5), в контрольной группе детей составлял 46,7% от числа всей группы, дети с дефицитом массы тела (13,0-14,9) – 40,0%, дети с предожирением (19,4-19,5) – 6,7%, с ожирением (21,1-21,4) – 6,7% (рис. 5). В группе наблюдения: 26,7% детей с нормальными значениями ИМТ. Детей с дефицитом массы тела 53,3%, детей с предожирением 6,7%, с ожирением 13,3% соответственно (рис. 6).
Рис. 5. Показатели индекса массы тела (ИМТ) детей контрольной группы
Рис. 6. Показатели индекса массы тела (ИМТ) детей группы наблюдения
Была проведена оценка условий пребывания детей в дошкольной образовательной организации (ДОУ). Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) ДОУ исследовалась по методике Сухарева А.Г. по показателям: санитарная ситуация территории образовательного учреждения; санитарно-техническое состояние здания и его инженерное благоустройство; набор, площади и оборудование помещений; световой и воздушно-тепловой режим; условия и организация учебно-воспитательного процесса; условия и организация физического воспитания; санитарное состояние пищеблока; организация питания; санитарно-противоэпидемический режим; организация медицинского обеспечения [10].
Таблица 1
Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия ДОУ по методике А.Г. Сухарева
Показатель |
||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
|
Сумма баллов по критериальному признаку |
90 |
75 |
96 |
95 |
91 |
100 |
100 |
92 |
90 |
90 |
Оценка степени риска показателя |
слабо выражен |
слабо выражен |
не выражен |
не выражен |
слабо выражен |
не выражен |
не выражен |
слабо выражен |
слабо выражен |
слабо выражен |
Суммарная оценка по 10 показателям составляет 916 баллов (табл. 1). Таким образом, «Детский сад № 375 комбинированного вида» имеет первый уровень, допустимое состояние уровня СЭБ.
Были выделены отдельные показатели для анализа влияния на здоровье детей.
Таблица 2
Оценка микроклимата в контрольной группе ДОУ
Помещение |
Точка измерения: в центре |
в углу стены |
в углу у окна |
Приемная |
Т=22,0 оС RH=32% |
Т=22,0 оС RH=31% |
Т=21,5 оС RH=33% |
Групповая |
T=22.0 oC RH=34% |
Т=22,0 оС RH=39% |
Т=21,0 оС RH=36% |
Спальня |
Т=21,0 оС RH=36% |
Т=20,0 оС RH=38% |
Т=21,0 оС RH=37% |
Туалетная |
Т=25,0 оС RH=38.9% |
Т=25,9 оС RH=38% |
Т=28,0 оС RH=38% |
Таблица 3
Оценка микроклимата в группе наблюдения ДОУ
Помещение |
Точка измерения: в центре |
в углу стены |
в углу у окна |
Приемная |
Т=20,2 оС RH=49% |
Т=22,0 оС RH=44% |
Т=20,0 оС RH=47% |
Групповая |
Т=21,7 оС RH=37% |
Т=22,1 оС RH=36% |
Т=22,1 оС RH=35% |
Спальня |
Т=22,2 оС RH=33% |
Т=22,3 оС RH=34% |
Т=22,2 оС RH=33% |
Туалетная |
Т=25,0 оС RH=38% |
Т=25,3 оС RH=38% |
Т=24,0 оС RH=38% |
Микроклимат в группах был дискомфортный по нагревающему типу, по субъективным ощущениям тепло (табл. 2, 3).
Была проведена оценка освещённости с помощью объективных и косвенных показателей в ДОУ (табл. 4, 5).
Таблица 4
Оценка освещенности в контрольной группе ДОУ
Помещения |
Световой коэффициент |
Приемная |
1/6,5 |
Групповая |
1/6 |
Спальня |
1/6 |
Туалетная |
1/2 |
Коэффициент естественной освещенности в групповой – 7,5%. Коэффициент заглубления в групповой – 1/2,5.
Таблица 5
Оценка освещенности в группе наблюдения ДОУ
Помещения |
Световой коэффициент |
Приемная |
1/6 |
Групповая |
1/5,8 |
Спальня |
1/7 |
Туалетная |
1/2 |
Коэффициент естественной освещенности в групповой – 2,2%. Коэффициент заглубления в групповой – 1/2,5.
Косвенные показатели организации естественного освещения: световой коэффициент и коэффициент заглубления не соответствовали рекомендуемым нормируемым величинам.
Была проведена оценка режима дня в контрольной группе и группе наблюдения. Установлено, что продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 часа. Прогулки осуществляются 2 раза в день: в первую и во вторую половину дня – перед ужином. Режим пребывания детей в детском саду составляет 12 часов, после обеда организуется 2-часовой дневной сон. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет - 25 минут. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня. Для профилактики утомления детей.
Выводы
1. При анализе информации о распределении детей по группам здоровья было выявлено, что показатели здоровья у детей дошкольного возраста в контрольной группе были более оптимальны, чем в группе наблюдения. 93,3% детей контрольной группы имели 2 группу здоровья, а в группе наблюдения – 66,3%.
2. Была проведена оценка физического развития детей, и выявлено, что у 63,3% детей из группы наблюдения установлена дисгармоничность физического развития (преобладал дефицит массы тела), вероятно, в результате наличия у них заболеваний костно-мышечной системы. В контрольной группе у половины обследованных детей наблюдалась гармоничность физического развития.
3. Суммарная оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) по 10 показателям составила 916 баллов. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение имело первый уровень СЭБ, что являлось допустимым.
4. При оценке влияния внутрисредовых факторов в детском саду на здоровье детей неблагоприятное влияние факторов среды не было выявлено. Это показывает, что дети 6 лет хорошо адаптированы к условиям детского сада в результате оптимального профессионального подхода к составлению режима дня, созданию благоприятных микроклиматических условий, к гигиеническим условиям для зрительной работы.
Рекомендации. Для укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим комплексный подход. Помимо внутрисредовых факторов дошкольного учреждения, важную роль играют и внутрисемейные факторы, а именно состав семьи, благополучие по межличностным отношениям, материальное обеспечение, высокий воспитательный потенциал, что является на сегодня основой для полноценного формирования полноценно здорового и развитого поколения.
Для воспитателей ДОУ важен более тщательный контроль за рассаживанием детей в соответствии с ростом, что будет являться профилактикой болезней костно-мышечной системы (сколиоза), проведение профилактики плоскостопия у детей путем выполнения специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышц стопы, голени, участвующих в формировании свода стопы.
Библиографическая ссылка
Семенова Н.В., Вяльцин А.С., Кошелева И.И., Вишнякова Д.В., Жернакова Г.Н. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27211 (дата обращения: 08.12.2024).