Одной из лимитирующих характеристик функционального состояния организма является цена приспособительных реакций сердечно-сосудистой системы, позволяющая оценить регуляторную роль структур центрального и автономного контуров регуляции [3; 7; 10], способных находить отражение в антропометрических характеристиках. Менее изучена взаимосвязь между особенностями функционирования сердечно-сосудистой системы и дерматоглифическими паттернами, генетически детерминированными и индивидуальными. Усиление исследовательского интереса к поиску взаимообусловленности характеристик личности, отдельных заболеваний с особенностями дерматоглифической картины [1; 5], по-видимому, обусловлено общим эмбриональным зачатком кожи и нервной системы [4]. Кроме того, в научной литературе содержатся сведения об информативной значимости дерматоглифического метода в характеристике адаптационных ресурсов функциональной системы мать-плацента-плод [8]. Имеется ли взаимосвязь контуров управления ритмом сердца и особенностей дерматоглифики при задержке психического развития, относящейся к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии, характеризующейся в последние годы возрастанием встречаемости и в большинстве случаев возможным обратимым развитием в условиях специального обучения и воспитания [6].
Практическая значимость исследования заключается в выявлении характерных особенностей дерматоглифической конституции, установлении межсистемных закономерностей морфологической изменчивости и функциональных параметров организма, что позволит разработать систему критериев выявления врожденной патологии, коррекции изменений и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.
Целью работы явилось исследование спектральных характеристик кардиоритма и признаков пальцевой дерматоглифики у подростков с задержкой психического развития.
Материал и методы. Исследования проведены с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации и директивах Европейского сообщества (8/609ЕС). В реализации программы исследования на добровольной основе приняли участие 80 подростков (средний возраст 14,39±1,06 года), являющихся учащимися МБОУ «СОШ № 5» г. Лермонтов Ставропольского края. Первая и третья группы сформированы из 40 подростков (мальчиков-1) и (девочек-3), обучающихся в общеобразовательном классе. 2-я и 4-я группы сформированы аналогично из 40 подростков, обучающихся в классе коррекционно-развивающего обучения с диагнозом задержка психического развития (ЗПР) конституционально-соматогенного происхождения, установленным врачом-психиатром в возрасте 12,4±1,1 года. При анализе ритма сердца использован метод спектрального анализа на диагностическом приборе «Варикард 2.5» с применением специализированного программного обеспечения «Иским-6.1». Получение дерматоглифических отпечатков и анализ проведен по Cummins, Midlo [9]. Результаты исследования подвергались вариационно-статистической обработке при помощи пакета анализа Microsoft Office Excel и STATISTIKA 6.0.
Результаты исследования. В ходе спектрального анализа ритма сердца (табл. 1) в условиях физиологического покоя, максимальные (10215,1±121,0 мс2) значения общей мощности спектра, отражающей суммарный эффект всех уровней регуляции, выявлены у девочек с задержкой психического развития (ЗПР). С учетом имеющихся в литературе сведений, что значение общей мощности спектра в диапазоне 3446,8±102,4-6524,7±129,3 мс2 характеризует оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы здоровых подростков и юношей Ставрополья [2], полагаем, что выявленное увеличение общей мощности спектра характеризует состояние напряжения регуляторного аппарата девочек с ЗПР. Анализ частотных составляющих кардиоритма выявил в условиях физиологического покоя доминирование низкочастотных волн (Low Frequency-LF) у всех подростков, обусловленное симпатической модуляцией сердечного ритма структурами 3-го уровня центрального контура регуляции (подкорковые центры продолговатого мозга). На этом фоне в условиях физиологического покоя и мальчиков и девочек с ЗПР характеризует увеличение в спектре ультранизкочастотных колебаний (Ultra-Low Frequency) ULF-волн, характеризующих 1-й (корковый) уровень центрального контура регуляции сердечного ритма, а девочек и высокочастотных (High Frequency-HF) волн, отражающих активность структур автономного контура. Рабочими структурами автономного контура регуляции являются: синусовый узел, n. vagus и ядра, формирующие парасимпатический контур. Если подключение структур автономного контура у девочек и 3-го уровня центрального контура у всех подростков представляется физиологически оправданным, то увеличение ультранизкочастотной (ULF) составляющей, отражающей церебральные эрготропные влияния, иллюстрирует состояние психоэмоционального напряжения подростков с ЗПР. С позиции многоконтурной иерархически организованной функциональной системы регуляции кровообращения, при задержке психического развития текущие потребности женского организма в условиях физиологического покоя обусловливают включение и автономного, и центрального контуров регуляции, а мужского организма - смещение механизмов регуляции кардиоритма в сторону централизации.
Таблица 1
Спектральный анализ кардиоритма
|
HF, мс |
LF, мс |
VLF, мс |
ULF, мс |
ТР, мс2 |
1 группа (n=20) |
|||||
Клиноположение |
1362,7±221,6 |
1400,0±218,5 |
352,4±20,7 |
167,3±21,9 |
3282,8±118,9 |
Ортостаз |
864,1±111,1 |
1084,6±217,7 |
422,1±56,4 |
140,7±18,2 |
2491,5±157,1 |
р |
≥0,1 |
≥0,1 |
≥0,1 |
≥0,1 |
≤0,002 |
2 группа (n=20) |
|||||
Клиноположение |
1753,4±122,5 |
1979,4±112,1 |
913,9±112,8 |
465,7±27,8 |
5112,5±115,7 |
Ортостаз |
586,4±61,3 |
691,9±62,4 |
482,7±59,3 |
348,5±29,2 |
2109,6±145,2 |
p |
≥0,1 |
≥0,1 |
≤0,01 |
≥0,1 |
≤0,05 |
P1 |
≥0,1 |
≥0,1 |
≥0,1 |
≤0,001 |
≥0,1 |
P2 |
≥0,1 |
≤0,001 |
≥0,1 |
≤0,001 |
≥0,1 |
3 группа (n=20) |
|||||
Клиноположение |
1751,5±124,7 |
3138,5±125,4 |
1970,4±92,7 |
271,2±19,1 |
6131,7±218,5 |
Ортостаз |
2463,1±117,2 |
4229,5±136,3 |
1503,1±211,2 |
243,0±18,9 |
8438,7±209,7 |
р |
≥0,1 |
≤0,02 |
≥0,1 |
≥0,1 |
≥0,1 |
4 группа (n=20) |
|||||
Клиноположение |
3892,9±132,3 |
3968,7±172,1 |
1925,6±132,1 |
445,3±28,1 |
10215,1±121,0 |
Ортостаз |
3405,9±143,3 |
4444,9±141,1 |
2497,9±154,1 |
457,2±25,3 |
10238,8±287,6 |
р |
≥0,1 |
≤0,05 |
≤0,05 |
≥0,1 |
≥0,1 |
P3 |
≤0,01 |
≤0,001 |
≥0,1 |
≤0,02 |
≤0,001 |
P4 |
≥0,1 |
≥0,1 |
≥0,1 |
≤0,001 |
≥0,1 |
Примечание: р – значимость различий показателей в клиноположении и ортостазе в группах; р1 - значимость различий показателей в клиноположении у мальчиков 1 и 2 групп; р2 – значимость различий в ортостазе у мальчиков 1 и 2 групп; р3 - значимость различий в клиноположении у девочек 3 и 4 групп; р4 - значимость различий в ортостазе у девочек 3 и 4 групп; n – количество исследуемых человек.
Анализ реакции регуляторных аппаратов здоровых подростков на нагрузочную пробу выявил у мальчиков снижение общей мощности спектра, а у девочек увеличение мощности в спектре низкочастотных LF-волн, характеризующих активную работу вазомоторного центра продолговатого мозга, осуществляющего афферентный синтез и посылающего в сосудистую систему эфферентную импульсацию. Таким образом, у здоровых подростков нагрузочная проба выявила снижение функционального резерва сердечно-сосудистой системы в мужском организме и адекватную реакцию механизмов регуляции сердечного ритма в женском организме. Реакция регуляторных аппаратов на нагрузочную пробу у мальчиков с ЗПР выразилась в снижении мощности и общего спектра, и очень низкочастотной его составляющей (VLF-волн), характеризующей активность гипоталамо-гипофизарной системы. В организме девочек с ЗПР реакция на нагрузочную пробу выразилась в возрастании мощности LF- и VLF-волн, характеризуя доминирующую роль симпатического контура и влияний гипоталамо-гипофизарной системы в модуляции сердечного ритма и обусловливая адекватную реакцию регуляторного механизма. В организме мальчиков с ЗПР реакция на нагрузочную пробу не отражает роли структур отдельных звеньев, определяемых текущими потребностями организма, и выявляет снижение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.
Таким образом, на фоне снижении общей мощности спектра у всех мальчиков, при ЗПР выявлено снижение роли регуляторных влияний и гипоталамо-гипофизарной системы (VLF). Напротив, на фоне возрастания у всех девочек роли симпатических воздействий, при ЗПР установлено увеличение роли регуляторных влияний гипоталамо-гипофизарной системы (VLF) на сердечный ритм. Данный факт, по нашему мнению, выявляет информативную значимость очень низкочастотных VLF-волн в спектральном анализе кардиоритма в подростковом периоде онтогенеза при задержке психического развития конституционально-соматогенного происхождения. Имеются основания полагать, что общая для подростков с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы, затрагивающая гипоталамо-гипофизарную систему, при выполнении нагрузочной пробы обусловливает в мужском организме снижение, а в женском – повышение роли гипоталамических и гипофизарных влияний на кардиоритм. Сравнительный межгрупповой анализ реакции регуляторного аппарата кардиоритма на выполнение нагрузочной пробы выявил у мальчиков с ЗПР в сравнении со здоровыми мальчиками снижение симпатической модуляции кардиоритма и возрастание церебральных влияний, а в организме девочек - возрастание только церебральных воздействий. Полагаем, что выполнение нагрузочной пробы подростками с задержкой психического развития выявляет ведущую роль структур 1-го (коркового) уровня центрального контура, преобладающих в женском организме. Большая степень церебральных регуляторных воздействий на кардиоритм женского организма подтверждается возрастанием в 1,3 величины ULF-волн ультранизкочастотной составляющей с 348,5±29,2 мс у мальчиков до 457,2±25,3 мс у девочек при задержке психического развития.
Таким образом, в условиях физиологического покоя в регуляции ритма сердца подростков с задержкой психического развития текущие потребности женского организма обусловливают включение структур и автономного, и центрального контуров регуляции, а мужского организма - смещение механизмов регуляции кардиоритма в сторону централизации. Выполнение нагрузочной пробы подростками с ЗПР на фоне возрастания церебральных влияний, максимально выраженных у девочек, вызывает в мужском организме снижение, а в женском – увеличение активности гипоталамо-гипофизарной системы.
Анализ волярной поверхности кистей рук установил отсутствие уклонений в признаках дерматоглифики. Максимальная встречаемость ульнарных петель (Lu), считающихся доминирующим дерматоглифическим узором в популяциях человека [4], характеризует девочек как класса коррекционно-развивающего обучения (65%), так и общеобразовательного класса (61%). Завитковые узоры (W), характеризующие ускорение темпов пренатальной дифференцировки эктодермы, максимально представлены у здоровых мальчиков (30%). Простой дуговой - бездельтовый узор (А), свидетельствующий о замедленности пренатальной дифференцировки эктодермы, максимально выявлен у здоровых девочек (29%). В целом у здоровых подростков описана дерматоглифическая конституция, фенотипически проявляющаяся преобладанием у девочек «женского» дугового узора и «мужского» завиткового узора у мальчиков, подтверждающая сложившееся представление о влиянии вектора «эндокринной формулы» плода на процессы гребнеобразования. Так, гормональная система женского плода, стимулируя накопление жидкости в эпидермальном слое, способствет формированию «женского» дугового узора, а мужского плода, стимулируя накопление жидкости в дермальном слое, обусловливает формирование завиткового «мужского» узора. В целом у подростков с ЗПР описана дерматоглифическая конституция, проявляющаяся преобладанием у девочек (65%) ульнарных петель и (21%) завитков, что в совокупности характеризует усложнение дерматоглифического узора, указывающего на возможные уклонения внутриутробной дифференцировки эктодермы. У мальчиков с ЗПР статистически доказана максимальная представленность редкого узорного типа – радиальной петли. Анализ количественных признаков дерматоглифики (табл. 2) установил, что максимальным значением дельтового индекса (Dli) характеризуются девочки с ЗПР (13,7±0,4 с индивидуальными колебаниями от 7,0 до 19,0). Доминирование дельтовых узоров, наряду с установленным усложнением узорных типов, указывает на возможность уклонения эмбрионального процесса гребнеобразования по формированию «женского» узорного типа. Выявленное у мальчиков общеобразовательного класса увеличение тотального гребневого счета обусловлено возрастанием гребневой плотности пальцев правой руки, а у девочек с ЗПР пальцев и правой и левой рук. Повышение тотального пальцевого гребневого счета у девочек с ЗПР, по-видимому, обусловлено высокой частотой встречаемости сложных узоров, в частности завитков.
Таблица 2
Количественные признаки дерматоглифики
Группы |
Гребневый счет правой руки |
Гребневый счет левой руки |
Тотальный гребневый счет |
Дельтовый индекс |
Индекс гребневой ширины правой руки |
Индекс гребневой ширины левой руки |
1 |
79,3±4,9 |
74,3±4,7 |
153,6±9,3 |
11,68±0,8 |
68,61±1,8 |
67,7±1,7 |
2 |
59,1±4,6 |
58,7±5,8 |
117,8±9,3 |
9,18±0,5 |
65,31±1,2 |
65,5±1,3 |
3 |
63,3±4,4 |
56,9±4,3 |
120,2±9,2 |
10,5±0,6 |
63,31±1,0 |
62,32±1,2 |
4 |
83,5±3,9 |
85,1±4,2 |
168,6±8,3 |
13,7±0,4 |
60,02±1,1 |
59,71±1,2 |
Р1 |
<0,02 |
>0,1 |
<0,05 |
>0,01 |
>0,05 |
>0,1 |
Р2 |
<0,05 |
<0,01 |
<0,01 |
>0,1 |
>0,1 |
>0,1 |
Р3 |
>0,1 |
>0,02 |
>0,1 |
>0,1 |
<0,05 |
>0,1 |
Р4 |
<0,02 |
<0,05 |
>0,01 |
<0,001 |
<0,05 |
<0,001 |
Примечания: р1 – значимость различий у мальчиков 1 и девочек 3 групп; Р2 – значимость различий у мальчиков 2 и девочек 4 групп; Р3 – значимость различий мальчиков 1 и 2 групп; Р4 – значимость различий у девочек 3 и 4 групп.
Увеличение индекса гребневой ширины, характеризующего отношение длины кисти руки к количеству гребешков и связанного с размером и ростом кисти, достоверно выше у подростков общеобразовательного класса, при этом у мальчиков - на правой руке, а у девочек – на обеих руках. Среди подростков общеобразовательного класса увеличением гребневого счета характеризуются мальчики, а девочки - возрастанием индекса гребневой ширины. Среди подростков с задержкой психического развития девочки характеризуются возрастанием гребневого счета и дельтового индекса. Доминирование дельтовых узоров указывает на возможность уклонения эмбрионального процесса гребнеобразования по формированию «женского» узорного типа.
Заключение. Спектральный анализ кардиоритма подростков при задержке психического развития в условиях физиологического покоя выявил у девочек двухуровневую модель регуляции сердечного ритма (автономный и центральный контуры) и централизацию аппарата управления у мальчиков. Выполнение нагрузочной пробы выявило у подростков с задержкой психического развития доминирующую роль в регуляции сердечного ритма церебральных структур, максимально выраженную у девочек. Общая для подростков с задержкой психического развития незрелость эмоционально-волевой сферы, затрагивающая активность нейронов коры головного мозга и гипоталамо-гипофизарную систему, при выполнении нагрузочной пробы обусловливает ведущую роль церебральных структур и разнонаправленность гипоталамо-гипофизарных влияний на кардиоритм мальчиков и девочек.
Установлена информативная значимость VLF-волн в спектральном анализе кардиоритма подростков с задержкой психического развития, проявляющаяся при выполнении нагрузочной пробы у мальчиков в снижении, а у девочек в повышении роли гипоталамо-гипофизарных влияний. У подростков с задержкой психического развития выявлена своеобразная дерматоглифическая конституция, проявляющаяся максимальной представленностью редкого узорного типа (радиальная петля) у мальчиков, возрастанием гребневой плотности узора, его усложнением у девочек.
Библиографическая ссылка
Бутова О.А., Боташева Т.Л., Бутов В.С., Гришко Е.А. СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАРДИОРИТМА И ОСОБЕННОСТИ ПАЛЬЦЕВЫХ ДЕРМАТОГЛИФОВ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27185 (дата обращения: 08.12.2024).