Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАГНОСТИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ КУРСАНТОВ МВД РФ

Дрягалова Е.А. 1 Степанова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
В работе представлен теоретический анализ определения сущности акмеологического потенциала личности и профессиональной надежности курсантов МВД РФ. В работе акмеологический потенциал личности представляется как динамическая система, включающая в себя ценностные, мотивационные, рефлексивные, оценочные, когнитивные и операциональные элементы. Профессиональная надежность определяется способностью человека точно и безошибочно выполнять свои профессиональные обязанности (функции) в различных условиях: нормальных или экстремальных. Также представлен диагностический материал и результаты проведенного исследования по выявлению основных характеристик акмеологического потенциала личности и показателей профессиональной надежности. На основании полученных результатов к основным характеристикам акмеологического потенциала относятся мотивация, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, волевые качества, инициативность, стремление к высоким профессиональным достижениям, а также позитивная Я-концепция и высокая степень удовлетворенности своим трудом и жиз¬нью. Профессиональную надежность курсантов составляют самоконтроль, ответственность, чувство долга, дисциплинированность, самооценка, воля и самообладание, мотивация на профессиональную деятельность и стрессоустойчивость.
акмеологический потенциал
профессиональная надежность
1 Анисимов О.С. Акмеология и мудрость: сущность трактовки /О.С. Анисимов. – М.: Знание, 2008. – 572 с.
2 Богданов Е.Н. Введение в акмеологию (изд. второе, переработанное и дополненное) / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – Калуга: КГПУ, 2006. – 144 с.
3 Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности /
К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 2009. – 256 с.
4 Абульханова-Славская К.А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / К.А. Абульханова-Славская; под ред. В.А. Бодрова. – М.: Ин-т психол. АН СССР, 2005. – 198 с.
5 Степанова А.А. Анализ взаимосвязи акмеологического потенциала и профессиональной направленности личности / А.А. Степанова, Е.А. Дрягалова // VI Всероссийский фестиваль науки: сборник докладов: в 2 т. / Нижегородский государственный архитектурно-строительный ун-т. – Нижний Новгород, 2016. – С. 108-112.
6 Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. – М.: МГУ, 2007. – 114 с.
7 Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Наука, 2005. – 194 с.
8 Никифоров Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. – СПб.: Литера, 2009. – 28 с.
9 Степанова А.А. Влияние акмеологического потенциала личности на профессиональную надежность сотрудников органов внутренних дел / А. А. Степанова // Юридическая наука и практика (трибуна молодых ученых): сборник статей / под ред. М.П. Полякова, Р.В. Павленкова, А.Ю. Смолина, А.В. Рогова. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2015. – Вып. 15. – С. 367-373.
10 Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
11 Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.
12 Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие /В.П. Прядеин. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. – 209 с.
13 Степанова А.А. Изучение профессионально-ценностных ориентаций будущих офицеров МВД РФ / А.А. Степанова, Е.А. Дрягалова // Международная молодежная научная конференция «Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества», 21 Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: материалы докладов / отв. за вып. Зверева И. А. – Княгинино: НГИЭУ, 2016. – С. 136-139.
14 Азлецкая Е.Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Краснодар, 2001. – 194 c.

Проблема становления специалистов органов внутренних дел как профессионалов является в настоящее время весьма существенной и актуальной. В условиях, связанных с тяжелой физической и психологической нагрузкой, важную роль играет овладение специалистом акмеологическими знаниями о своих внутренних ресурсах, способностями их объективно оценивать и применять в процессе самосовершенствования профессиональной деятельности, в развитии профессионализма самой личности.

Целью исследования является выявление основных характеристик акмеологического потенциала личности и показателей профессиональной надежности курсантов МВД РФ.

Акмеологией называют раздел психологии развития, исследующий механизмы и закономерности, которые обеспечивают возможность достижения высшей ступени индивидуального развития. Эта наука занимается не только изучением достижений человека, но и исследует, что привело его к этим достижениям. Иными словами она определяет, при каких условиях человек сможет достичь максимального развития физических, интеллектуальных и духовных возможностей [1, 2].

В процессе акмеологического развития можно выделить две взаимосвязанные и взаимообусловленные фазы: саморазвитие и самореализация. Саморазвитие, или самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания [3].

Таким образом, акмеологический потенциал личности определяется как динамическая система, включающая в себя ценностные, мотивационные, рефлексивные, оценочные, когнитивные и операциональные элементы. Профессиональный акмеологический потенциал выступает, как наличие у личности индивидуальной системы особым образом организованных внутренних ресурсов, предпосылок и возможностей [4, 5].

Зная, что акмеологический потенциал личности составляют саморазвитие и самореализация человека, в системе обучения курсантов МВД можно выделить соответствующие, имеющие свою специфику акмеологические ресурсы – основные характеристики акмеологического потенциала. К ним относятся мотивация, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, волевые качества, инициативность, стремление к высоким профессиональным достижениям, а также позитивная Я-концепция и высокая степень удовлетворенности своим трудом и жиз­нью.

В настоящее время профессиональная надежность изучается как отдельное направление либо в рамках профессиональной пригодности. С точки зрения педагогики и психологии, это способность человека точно и безошибочно выполнять свои профессиональные обязанности (функции) в различных условиях: нормальных или экстремальных.

Профессиональная надежность обеспечивается физическим и психологическим здоровьем человека, на которого в процессе профессиональной деятельности влияют различные факторы. К ним относят окружение, мотивацию, уровень адаптации к деятельности, функциональное состояние в период выполнения работы и др.

Основу профессиональной надежности, независимо от конкретного вида трудовой деятельности, составляют определенные черты характера и личностные качества работника. К ним относятся такие черты, как: воля, самообладание, самоконтроль, самооценка, чувство долга, дисциплинированность и ответственность.

Таким образом, учитывая влияние различных факторов на профессиональную деятельность работника, выделяются показатели и черты характера, обеспечивающие его профессиональную надежность. С психолого-педагогической точки зрения ими являются чувство долга, ответственность, самоконтроль, самооценка, дисциплинированность, самообладание, воля, мотивация на профессиональную деятельность и стрессоустойчивость [6-8].

По результатам проведенного теоретического исследования акмеологического потенциала и профессиональной надежности курсантов МВД РФ нами была организована опытно-экспериментальная работа по выявлению взаимосвязи акмеологического потенциала и профессиональной надежности будущих офицеров МВД России. Исследование проводилось на базе ФГКОУ ВПО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» города Нижнего Новгорода. В опытно-экспериментальной работе участвовали 49 курсантов трех групп 3 курса (№ 3, № 303, № 305) в возрасте 20–21 года.

Материалы и методы исследования

Для диагностики основных характеристик акмеологического потенциала и показателей профессиональной надежности курсантов МВД РФ нами были использованы следующие методики (табл. 1 [9]):

Таблица 1

Диагностические материалы исследования

Измерение характеристик акмеологического потенциала

Измерение показателей профессиональной надежности

1. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс) [10]

1. Вопросник «Ответственность» (В.П. Прядеин) [12]

2. Опросник для исследования уровня импульсивности (В.А. Лосенков) [11]

2. Методика оценки карьерных ориентаций (Э. Шейн) [10]

3. Опросник потребности в достижении цели «Шкала оценки потребности в достижении успеха» (Ю.М. Орлов) [10]

3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс и Р. Раге) [11]

4. Методика «Диагностика самооценки Дембо – Рубинштейн» в модификации А.М. Прихожан [11]

4 Методика определения степени готовности к риску (В. Шуберт) [10]

5. Методика «Изучение направленности личности» (В. Смекала и М. Кучера) [10]

 

6. Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Л.А. Курганский и Т.А. Немчин) [11]

 

 

Проведенное диагностическое исследование позволило выявить основные характеристики акмеологического потенциала личности и показатели профессиональной надежности будущих сотрудников МВД РФ.

Результаты диагностического исследования характеристик акмеологического потенциала личности указаны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики акмеологического потенциала личности

Качество / Характеристика

Среднее значение (mean)

1. Импульсивность

42,14

2. Мотивация на успех (потребность в достижениях)

12,41

3.Мотивация к избеганию неудач

17,33

4. Психическая активация

11,37

5. Интерес

7,84

6. Эмоциональный тонус

11,53

7. Напряжение

13,67

8. Комфортность

14,31

9. Направленность на себя

33,82

10. Направленность на взаимные действия

29

11. Направленность на задачу

27,2

12. Уровень притязаний

84,87

13. Самооценка

65,68

 

По данным таблицы 2 видно, что курсанты обладают средним уровнем импульсивности, т.е. субъекты обладают умеренным самоконтролем общения и деятельности, имеют некоторые ценностные ориентации и представления, однако не проявляют жесткой настойчивости в достижении поставленных целей.

Группа курсантов по уровню потребности в достижениях имеют шкальную оценку 4, что означает уровень мотивации на успех – ниже среднего. Уровень мотивации к избеганию неудач – высокий. Из этого следует, что основное побуждение группы – это мотивация избегания неудач. Такие люди чаще всего выбирают более лёгкие задачи, боясь оказаться в ситуации проигрыша, и стараются избежать чувства неудовлетворённости. Иногда они выбирают и очень сложные задачи, т.к. в этом случае неудавшееся дело, провал, воспринимается как стечение обстоятельств и не зависит от личностных качеств или способностей.

Курсанты обладают средним уровнем психической активации, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности и высоким уровнем интереса, что может говорить о среднем уровне психического функционирования на момент исследования. Что можно объяснить как заинтересованность субъектов в деятельности при общем нормальном психологическом состоянии.

В группе доминирует направленность на себя. У людей с этой направленностью преобладает мотивация собственного благополучия, они стремятся к личному первенству и престижу. Они ориентированы на свои чувства и переживания, мало реагируют на потребности окружающих людей, чаще всего занимаются самими собой, в приоритете личные дела и достижения. Основой их рабочей деятельности, прежде всего, является удовлетворение своих притязаний. В наименьшей степени выражена групповая направленность на задачу, что отражает сниженное значение мотивов, вызванных какой-либо деятельностью, бескорыстным стремлением к познанию, получению новых умений и навыков, увлечением самим деятельностным процессом. Однако необходимо отметить, что все три вида направленности (на себя, на взаимодействие, на задачу) не абсолютно изолированы, а сочетаются.

В группе наблюдается высокий (но не завышенный) уровень притязаний, что может быть связано с обучением в условиях вуза МВД. В соответствии с ключом теста полученный результат считается нормой. Курсанты предъявляют к себе завышенные требования, при этом у них отмечается реалистический уровень притязаний, что подтверждает оптимальное представление о своих возможностях, однако возможно проявление некритического отношения к своим способностям. Также у курсантов наблюдается высокий (но не завышенный) уровень самооценки, что в соответствии с ключом удостоверяет реалистическое, адекватное представление о себе.

Результаты диагностического исследования показателей профессиональной надежности представлены в таблице 3 [13, 14].

Таблица 3

Результаты исследования показателей профессиональной надежности курсантов МВД РФ

Качество / Характеристика

Среднее значение (mean)

1. Готовность к риску

5,08

2.Стрессоустойчивость

Среднее

130,76

23,53

3. Динамическая Эргичность

25,24

4. Динамическая Аэргичность

17,12

5. Мотивация Социоцентрическая

23,39

6. Мотивация Эгоцентрическая

18,69

7. Когнитивная Осмысленность

25,47

8. Когнитивная Осведомленность

18,45

9. Результативность предметная

24,88

10. Результативность субъектная

25

11. Эмоциональность стеническая

25,82

12. Эмоциональность Астеническая

18,43

13. Регуляторная интернальность

26,08

14. Регуляторная Экстернальность

16,78

15. Трудности

18,24

16. Искренность

16,00

17. Ориентация на профессиональную компетентность

6,59

18. Ориентация на менеджмент

6,64

19. Ориентация на автономию

6,57

20. Ориентация на стабильность:

работы

места жительства

6,92

8,18

5,69

21. Ориентация на служение

7,89

22. Ориентация на вызов

6,2

23. Ориентация на интеграцию стилей жизни

7,51

24. Ориентация на предпринимательство

5,64

 

По данным таблицы 3 видно, что в группе среднее значение готовности к риску, группа ведет себя ситуативно. Группа обладает большой, т.е. очень высокой сопротивляемостью к стрессам. Т.е. при воздействии сильных отрицательных эмоций, приводящих к высокому психическому напряжению, члены группы способны противостоять им, обеспечивая спокойный или нормальный ход деятельности, выполнение профессиональных обязанностей.

В группе наблюдается выраженная динамическая эргичность, что говорит о тщательной и качественной реализации трудных и ответственных поручений, заданий, без дополнительного контроля. Нейтральная, близкая к слабой выраженность динамической аэргичности, т.е. редкое проявление нерешительного и необязательного поведения субъекта, отсутствие склонности к отказам от выполнения сложных и ответственных обязательств. В целом, среди курсантов достаточно сильно выражена самостоятельность. В группе наблюдается нейтральное, ситуативное проявление социоцентрической и эгоцентрической мотиваций, т.е. субъекты в зависимости от ситуации могут выполнять ответственные дела из побуждения находиться вместе с людьми (коллегами, друзьями), в коллективе, обществе, действовать согласно чувству долга, а могут отдавать предпочтение личным интересам и значимости, с целью обратить на себя внимание в процессе исполнения ответственного поручения, получить поощрение, вознаграждение, избежать личных осложнений, возможного наказания. Однако из данных видно, что общественные интересы преобладают над личными чаще. У курсантов заметно выражена когнитивная осмысленность, т.е. субъекты глубоко и целостно представляют суть ответственности, схватывают стержневую основу этого качества. Показатели когнитивной осведомленности снижены, что говорит о ситуативном проявлении поверхностного понимания ответственности субъектами, общем, неспецифическом рассмотрении данного качества. В группе одинаково сильно выражена предметная и субъективная результативность. Для субъектов в равной степени важны результаты при выполнении коллективных дел, что говорит об их самоотверженности и добросовестности, и результаты ответственных заданий, связанных с личностным благополучием, самореализацией, с развитием различных сторон и качеств личности. В группе преобладает стеническая эмоциональность, т.е. субъекты проявляют положительные эмоции при выполнении ответственных дел. Однако ситуативно наблюдается астеническая эмоциональность, что объясняется нерегулярным проявлением отрицательных эмоций в ходе выполнения ответственных заданий, при необходимости их реализации или неудачного исполнения. Среди курсантов группы наблюдается значительное преобладание регуляторной интернальности над экстернальностью. Субъекты в большей степени склонны к самостоятельности, самокритичности и независимы в процессе выполнения ответственного задания, способны брать ответственность на себя, нежели к зависимости от других людей и внешних обстоятельств. Субъекты ситуативно испытывают трудности в начале выполнения ответственных заданий. Также одним из качеств ответственности является искренность, которую курсанты также проявляют ситуативно. В целом группу можно считать ответственной, хотя некоторые показатели проявляются нейтрально и ситуативно.

Ведущая ориентация группы – служение. На втором месте ориентация на стабильность, на третьем – интеграция стилей жизни. Ориентация на служение обусловлена основным стремлением человека работать с людьми, помогать им, служить человечеству, сделать мир лучше и т.д. При ориентации на служение человек откажется работать в организации, которая противоречит его целям и убеждениям, и не согласится с продвижением или переводом на другую работу, если она не будет позволять реализовывать главные жизненные ценности. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего встречаются среди сотрудников защиты прав потребителей, проверки качества продукции, товаров и услуг, охраны окружающей среды и т.д. Также у испытуемых выражена карьерная ориентация на стабильность. Этот тип ориентации говорит о потребности человека в безопасности и стабильности, для него важна предсказуемость будущих жизненных событий. Необходимо различать два типа стабильности – стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы определяется хорошей репутацией организации, работой с определенным сроком службы, заботой о своих сотрудниках и пенсионерах (например, большие выплаты пенсии). Для человека, ориентированного на карьерную стабильность, важна надежность своей отрасли. Человека с такой ориентацией часто называют «человеком организации» – он не против командировок, переездов и каких угодно географических передвижений, выполнит все, что будет требовать от него его компания согласно должности или обязанностям. Однако ответственность за управление карьерой перекладывает на своего нанимателя. Члены группы также ориентированы на интеграцию различных сторон образа жизни. Ориентация на интеграцию подразумевает сбалансированность, жизненную гармонию. Такой человек не хочет, чтобы в его жизни доминировало что-то одно – семья, карьера, образование, развлечения или только саморазвитие. Он больше ценит свою жизнь в целом – где живет, как совершенствуется, чем конкретную работу, карьеру или организацию.

В ходе экспериментального исследования были выявлены основные акмеологические ресурсы, составляющие акмеологический потенциал обследуемых. Анализируя полученные данные, можно утверждать о достаточно высоком уровне профессиональной надежности курсантов. Они не принимают необдуманных решений, готовы к риску в зависимости от ситуации, стрессоустойчивы, достаточно ответственны перед собой и обществом, ориентированы на служение в системе МВД, помощь людям и саморазвитие. Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяют провести корреляционный анализ между характеристиками акмеологичекого потенциала личности и показателями профессиональной надежности курсантов МВД РФ.

Таким образом, на основе теоретического анализа в данной статье был предоставлен психодиагностический комплекс стандартизированных методик и проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению основных характеристик акмеологического потенциала личности и показателей профессиональной надежности будущих офицеров МВД России.


Библиографическая ссылка

Дрягалова Е.А., Степанова А.А. ДИАГНОСТИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ КУРСАНТОВ МВД РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27160 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674