Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012), высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [1, с. 69].
Одним из важных ресурсов в достижении поставленной цели является научно-исследовательская деятельность студентов. Включение обучающихся в научную деятельность, использование новых знаний и результатов проводимых исследований в образовательной деятельности являются неотъемлемой частью учебного процесса современного вуза. «Учреждения, которые ограничиваются исключительно предоставлением образовательных услуг по программам бакалавриата и магистратуры, вправе претендовать только на статус высшей школы (даже при очень качественном оказании образовательных услуг), но не современного университета» [2].
Как указывает министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, министерство считает своей основной задачей создание условий для научных исследований, комфортной и конкурентной научной среды [3]. Безусловно, в создании благоприятной среды для научной работы в системе высшего образования участвуют органы управления различных уровней, но важнейшим из них остаётся уровень взаимодействия преподавателя и студента. Результативность этого взаимодействия зависит как от мастерства преподавателя заинтересовать своим предметом и побудить обучающихся к исследовательскому поиску, так и от способности студента к исследованию, от его понимания науки как ценности для его избранной профессии и общества в целом. Особенности взаимодействующих сторон порождают необходимость реализации различных подходов к организации научной деятельности в вузе.
Согласно толковому словарю, подход – это совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого-нибудь или что-нибудь, в изучении чего-либо, в ведении дела) [4]. Определим особенности реализации некоторых подходов в практической работе со студентами в процессе их приобщения к научному творчеству.
Системный подход ориентирует на умение видеть в каждом объекте определённую систему. В процессе функционирования сложный объект выступает как многоуровневое образование, имеющее различные подструктуры и взаимосвязи. Различные подструктуры системы в своем взаимодействии образуют интегральную совокупную структуру [5]. Структурные компоненты этой системы, находясь в постоянном развитии и взаимодействии, задают структуру системы, придают ей устойчивость.
К структурным элементам научно-исследовательской деятельности как системы можно отнести цель, задачи, формы, методы, содержание, среду, субъекты образовательного процесса, результаты. Взаимодействие преподавателей со студентами-исследователями в вузе в основном осуществляется в рамках студенческого научного общества (СНК).
В ныне действующих нормативных документах студенческое научное общество определяется как добровольная организация студентов, активно участвующих в проведении научных исследований в области изучаемых учебных дисциплин и успешно сочетающих научную работу с учебной деятельностью. По мнению И.В. Карасёвой, «научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, – все это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников и партнеров по организации своих исследований» [6, с. 3].
Реализуемые в настоящее время формы научной работы студентов, такие как подготовка научных статей, рефератов, докладов, написание рецензий и аннотаций, выступления на заседаниях научных кружков и др., указывают на сохранение традиций, которые были заложены студенческой молодёжью прежних поколений, и их дальнейшее развитие.
Среди подходов, определяющих содержание научно-исследовательской деятельности, важное место занимает аксиологический подход.
В зависимости от той или иной области знаний можно говорить о совокупности ценностей. В науке – это ценности познания бесконечной вселенной, её «тайн» (законов и закономерностей), формирование адекватной физической научной картины мира и жизненной позиции, познание собственных интеллектуальных и личностных возможностей, использование достигнутых научных результатов в решении проблем общества и индивидуумов.
Наука наряду с такими категориями, как патриотизм, гражданственность, труд, семья, творчество, природа, человечество, отнесена к системе национальных ценностей. Научно-исследовательская деятельность в вузе призвана формировать у студента положительное оценочное суждение о науке как о ценности.
С этой целью в процессе НИР необходимо использовать те источники, которые подпитывают научный поиск, одухотворяют его, наполняют смыслом и делают личностно значимым. К ним относятся:
– общечеловеческие гуманистические идеалы, опора на вековые традиции многонационального российского общества, материальная и духовная культура нации;
– концептуальные положения фундаментальных и прикладных отраслей наук, а также изучаемые студентами научные области учебных дисциплин;
– передовой опыт профильных организаций, их новаторские идеи и достижения;
– история научных открытий и изобретений, убеждающая в том, что озарению или нахождению правильного решения предшествуют напряжённый умственный труд ученого, накопление знаний, опыт работы;
– научный и творческий потенциал профессорско-преподавательского состава образовательной организации, коллективные установки и оценки которого выступают в качестве стимулов для развития творчества и инициативы студенчества.
Мотивация обучающихся в работе научного студенческого кружка может быть различной. Перечень различных мотивов для выбора наиболее значимого был предложен студентам в процессе анкетирования, проведенного сотрудниками отдела по научно-исследовательской работе (1-е полугодие 2016-2017 уч. года, Воронежский институт (филиал) МГЭУ, всего – 75 респондентов). На вопрос «С какой целью Вы посещаете научный кружок?» студенты, имея возможность выбрать от 1 до 3 мотивов, сделали следующий выбор.
Варианты ответов:
1) углубить и расширить знания по учебным дисциплинам (ответ выбрали 57 студентов);
2) приобрести опыт исследовательской работы (19);
3) расширить кругозор (25);
4) рационально использовать досуг (5);
5) с целью саморазвития (41);
6) узнать о жизни известных ученых (6);
7) сделать мини-открытия в научной области (5);
8) интересен научный руководитель, его интеллект и эрудиция (23);
9) получить бонусы для сдачи «автоматом» зачета или экзамена (34).
Согласно данным анкетирования, превалирующая часть ответов студентов (57 из 215 ответов) нацелена на то, чтобы «углубить и расширить знания по учебным дисциплинам». В процентном отношении эта цифра составляет 26,5% от общего числа ответов. Очевидно, что нацеленность студентов на повышение уровня знаний программного материала сыграет свою положительную роль в её единстве с пониманием приобретаемых знаний для достижения высоких результатов в своей будущей профессии.
На выяснение отношения студентов к науке был направлен вопрос «Что привлекает Вас в науке?». Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: открытие новых закономерностей (15% от общего числа выбранных ответов), возможность дать объяснение окружающим предметам и явлениям (25%), бесконечность познания тайн мира (26%), возможность раскрыть свои способности (34%).
Выбор студентов не противоречит общеизвестному утверждению о значимости познавательной потребности, её неиссякаемости и устремленности к новому и неизведанному.
Одной из важных задач в работе научного руководителя является забота о духовно-нравственной позиции каждого участника СНО, о воспитании такого важного качества для будущего учёного, как скромность, на важность которого указывал И.П. Павлов в своём «Письме к молодёжи» (1935): «Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее утратите меру объективности».
Деятельностный и рефлексивный подходы направлены на формирование у студентов умений вести научный поиск и обеспечение адекватной оценки ими результатов своей деятельности.
В деятельности формируются профессиональные компетенции студентов, составной частью которых является исследовательская компетенция студентов.
Исследовательскую компетенцию мы характеризуем как совокупность взаимосвязанных характеристик субъекта-исследователя, заключающихся в овладении логической структурой исследования, методами и методиками научного поиска, в способности к интерпретации, апробации и оформлению результатов поиска.
Исследовательская компетенция предполагает умения работать с научной литературой, искать, находить и критически оценивать полученную информацию; развивает способность формулировать проблемы и научные гипотезы, аргументировать свою позицию, участвовать в научной дискуссии; студенты вырабатывают навыки организации и проведения научного эксперимента, учатся создавать научные тексты (составлять планы, писать аннотации, рецензии, рефераты, тезисы, доклады, эссе, статьи, отчеты). Планируемые научные мероприятия предполагают обновление в силу накопления и обогащения опыта организации НИРС в вузе. Успешно в текущем году в Воронежском институте (филиале) МГЭУ прошёл конкурс портфолио «Студенческий кружок – путь в науку». Цель конкурса – содействие в повышении мотивации и потребности у студентов к научному творчеству на основе расширения информации о деятельности СНК института и творческого самовыражения студентов.
Рост публикационной активности студентов обеспечивается ознакомлением студентов с особенностями научного стиля письменной речи. Разработанный сотрудниками отдела по научно-исследовательской работе модуль «Культура письменной научной речи» направлен на решение ряда задач: дать представление об особенностях письменной речи; сформировать у обучаемых навыки коррекции письменных высказываний; познакомить с жанрами различных научных текстов; научить определять научные понятия; находить пути решения задач исследования; приводить аргументы, рассматривать точки зрения других исследователей; обучать студентов учитывать особенности адресной аудитории; учиться выражать свою мысль непротиворечиво и доказательно.
Овладение научным стилем снимает барьер неуверенности студентов в создании письменных текстов на основе собственной мысли.
Рефлексивный подход способствует установлению гармонии внутреннего мира личности и внешне проявляемых действий. По мнению И.В. Муштавинской, рефлексия – не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления [7, с. 26].
Изучение личности, её духовно-нравственных и интеллектуальных ресурсов осуществляется в повседневном общении со студентами, в процессе наблюдения за поступками, в беседах, через анкетирование.
Практика организации студенческих научно-практических конференций, проводимых в Воронежском институте (филиале) МГЭУ, указывает на целесообразность проведения анкетирования с преподавателями, студентами-докладчиками и студентами-слушателями [8].
Вопросы анкеты для преподавателей нацелены на выявление особенностей педагогической работы в период подготовки студентов к конференции. В частности, выявляются:
– характер трудностей (организационный, методический, коммуникативный и др.) в процессе подготовки к конференции;
– заинтересованность преподавателей в выяснении мотивов научно-исследовательской деятельности студентов, их предпочтений в выборе тем научной работы;
– компетенции преподавателей по использованию методов и средств, способствующих формированию желаемой мотивации обучающихся;
– межличностные аспекты в общении со студентами, связанные с их разным отношением к разработке выбранной темы (что порадовало, что огорчило);
– личностный аспект, отражающий отношение преподавателей к проводимому научному мероприятию, раскрывающий ценности и смыслы сотрудничества преподавателей и студентов в научном поиске.
Содержание вопросов анкеты для студентов (докладчиков) направлено на получение информации о деятельности студентов по следующим аспектам:
– диапазон студенческих интересов в области научного исследования;
– атрибуция выбора темы исследования (личная заинтересованность изучаемым вопросом, желание получить хорошую отметку на зачете, отсутствие аргументов в объяснении выбора и др.);
– уровень сформированности исследовательской компетентности обучающихся;
– приобретение студентами новых знаний в процессе научного поиска;
– дальнейшие перспективы по изучению выбранной темы;
– самооценка проведенной исследовательской работы;
– мнение студентов о способах совершенствования деятельности научного студенческого общества.
Анкета для студентов (слушателей) ориентирована на получение таких данных:
– впечатления от проведённой конференции в целом;
– проявление интереса к отдельным выступлениям на пленарном заседании и в ходе работы секций;
– мнения студентов о «лучших» докладах и о справедливом распределении призов между выступавшими студентами;
– собственная область научных интересов.
В процессе обработки результатов анкетирования по различным темам было обращено внимание на факты неуверенности студентов в достижении успеха в научной деятельности, неверия в собственные силы сделать новые открытия в науке. Так, по ряду вопросов были получены следующие результаты:
– на вопрос «С какой целью Вы посещаете научный кружок?» ответ «Сделать мини-открытия в научной области» выбрали 2% опрошенных;
– на вопрос «Чувствуете ли Вы в себе силы (желание) внести собственный вклад в науку» положительно ответили 30%;
– на вопрос «Что привлекает Вас в науке?» ответ «Открытие новых закономерностей» был выбран 15% респондентов.
Можно констатировать, что примерно 1/3 студентов нацелена на науку как сферу новых открытий в познании окружающего мира. Студенты верят в свой интеллект, в способность к творчеству, в силу воли для достижения успеха. Можно предположить, что к этой категории студентов относятся те, кто:
1) избирает будущую профессию по призванию; 2) осознаёт значимость избранной профессии для общества; 3) предвидит свой вклад (внедрение инноваций) в профессиональную деятельность; 4) результативность своей будущей трудовой деятельности связывает с повышением уровня научных знаний и творческим подходом к работе.
Изучение студенческой среды, выявление студентов, устремлённых к науке, опора на традиции в области научной деятельности – необходимые атрибуты моделирования НИРС в современном вузе. Конструирование этой модели возможно на основе реализации комплекса педагогических подходов, каждый из которых имеет свою функциональную нагрузку: системный подход упорядочивает взаимосвязь и взаимодействие структурных компонентов функционирования научного студенческого общества; аксиологический определяет ценностно-значимую тематику и проблематику проводимых исследований; деятельностный способствует формированию исследовательской компетенции студентов, овладению методами исследования, приобщает к научному творчеству; рефлексивный выявляет внутреннюю позицию личности, её понимание роли науки в области избранной профессии.
Современный российский университет, как и много лет назад, является и должен оставаться храмом науки. Это требует особой атмосферы в вузе, почтительного и возвышенного отношения к науке, без которой невозможно создание материальных и духовных благ общества. Без увлеченности наукой трудно говорить о сформированности общекультурных компетенций современных студентов.
Библиографическая ссылка
Веденеева Г.И., Бакланов И.О. О ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27118 (дата обращения: 09.12.2024).