По результатам различных исследований в области социально-педагогической профилактики наркотизации несовершеннолетних, можно сказать, что профилактическая работа с несовершеннолетними, склонными к наркотизации, имеет социальную основу. Это связано с тем, что непосредственные участники такой работы: педагоги, родители и сами несовершеннолетние находятся во взаимозависимых социально регулируемых отношениях и осуществляют взаимодействие в социальных институтах воспитания, к которым относятся образовательные организации, семья и др. [3].
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что при благоприятных условиях личность несовершеннолетнего формируется по социально-положительному типу, в противном случае личность может стать носителем различных асоциальных установок.
Исходя из вышесказанного, на кафедре педагогики УНК ПСД пришли к выводу, что необходимо разработать методику подготовки и организации социально-педагогической работы с несовершеннолетними по профилактике наркомании слушателями Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя во время прохождения преддипломной практики в качестве стажеров по должности инспектора по делам несовершеннолетних в территориальных органах внутренних дел Москвы и Московской области. В ходе контроля за прохождением преддипломной практики был выявлен ряд вопросов к подготовке слушателей по организации социально-педагогической работы с несовершеннолетними по профилактике наркомании [1].
При организации профилактической работы на местах преподавателями кафедры педагогики УНК ПСД и слушателями было выделено, что ключевой особенностью социально-педагогического подхода к профилактике наркотизации несовершеннолетних выступает деятельность, направленная на создание определенных условий, способствующих успешной работе в этом направлении, а именно:
- использование потенциала различных социальных институтов (семьи, образовательной организации, здравоохранения, службы социальной защиты, правоохранительных органов, общественных организаций), а также их взаимодействие;
- активизация непосредственного потенциала личности несовершеннолетнего;
- включение несовершеннолетних в совместную трудовую и/или творческую социально-значимую деятельность [5].
Одним из условий эффективной профилактической работы выступает использование потенциала различных социальных институтов, таких как семья, образовательная организация, учреждения здравоохранения, службы социальной защиты, правоохранительные органы, общественные организации, а также их взаимодействие. При этом именно взаимодействие различных ведомств и учреждений и их совместные усилия в процессе профилактики наркотизации несовершеннолетних играют значительную роль на первичном этапе предотвращения вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков [6].
При изучении личности наркозависимых несовершеннолетних было выявлено, что именно слабая актуализация потенциала личности явилась одним из ключевых факторов наркотизации [3].
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что современные стратегии профилактики наркотической зависимости несовершеннолетних должны ориентироваться на активизацию позитивных ресурсов личности несовершеннолетнего и раскрытие ее потенциалов: разума, воли, чувств, социальных, творческих, духовных потребностей и возможностей.
Приступая к экспериментальному исследованию форм и методов профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними, необходимо кратко остановиться на уровнях вовлеченности подростков в наркотическую аддикцию, так как знание этого во многом определяет вектор деятельности.
Рассмотрение уровней вовлечённости подростков в наркотическую аддикцию позволяет сказать, что социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению наркотиков, может дать результаты только на определённом уровне наркотизации несовершеннолетнего. Важно не упустить начало интереса подростка к наркотикам и действовать незамедлительно, используя все возможные формы и методы работы. Социально-педагогическая деятельность с данной категорией подростков представляет собой комплекс профилактических, реабилитационных мероприятий и организацию различных сфер жизнедеятельности подростков [4].
Основной целью проведения экспериментальной работы в рамках представленного исследования была апробация форм и методов профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними, которые были разработаны нами для апробации данной методики. Экспериментальная часть исследования проводилась на базе одной из школ Волоколамского района Московской области. В эксперименте приняли участие педагог-психолог школы, социальный педагог, 2 классных руководителя и 47 учащихся 8-х классов, из них 25 мальчиков и 22 девочки.
Экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов. Первый этап включал диагностику подростков с целью выявления наркозависимых несовершеннолетних и определения их количества в сравнении с общей численностью обследуемых подростков. Проведение анкетирования с целью выяснения отношения подростков к наркотическим веществам. Второй этап включал апробацию предложенных автором исследования мероприятий по социально-педагогической коррекции несовершеннолетних, склонных к наркозависимости. На третьем этапе производилась интерпретация результатов эксперимента и подготовка соответствующих выводов. Вся экспериментальная работа проходила во внеурочное время по согласованию с руководством МОУ СОШ при непосредственном участии и руководстве автора исследования.
На первом этапе для решения диагностической задачи нами была использована методика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орла. Приступая к диагностике, мы предположили, что участники опроса, показавшие наибольшую готовность к отклоняющемуся поведению по выбранным нами шкалам, в том числе и по шкале аддиктивного поведения, склонны к наркотизации. Дополнительно наши предположения о показателях шкал были согласованы с социальным педагогом и психологом школы. Тестирование и обработка результатов проходили при их непосредственном участии.
В абсолютном соотношении полученные результаты наглядно представлены на гистограмме № 1.
Гистограмма №1. Общее соотношение подростков, склонных к наркотизации, с общим числом обследуемых подростков
Из гистограммы №1 можно сделать вывод, что из общего числа подростков, принимающих участие в исследовании, была выявлена склонность к наркотической аддикции у 33 человек.
Результаты проведенного анкетирования позволили выяснить отношение подростков исследуемой группы к психоактивным (наркотическим) веществам. Анкета представляла собой 13 вопросов по тематике употребления какого-либо наркотического вещества и шкалу баллов, которые использовались при выборе ответа. Система оценки основана на алгебраическом методе сложения, т.е. с учётом знака. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Суммарные результаты анкетирования отношения подростков к психоактивным (наркотическим) веществам
№ п/п |
Категория ответов |
Кол-во ответов |
1. |
Наличие психологической склонности к употреблению психоактивных (наркотических) веществ |
30 |
2. |
Наличие стремления демонстрации своей склонности к употреблению психоактивных (наркотических) веществ |
6 |
3. |
Отсутствие психологической склонности к употреблению психоактивных (наркотических) веществ |
7 |
4. |
Результат не определен |
4 |
Из таблицы 1 видно, что наличие психологической склонности к употреблению психоактивных (наркотических) веществ обнаружилось у 30 подростков из общего количества участников эксперимента в количестве 47 подростков. Кроме того, было выявлено, что 6 подростков из 47 участников анкетирования проявили желание продемонстрировать свою склонность к употреблению психоактивных (наркотических) веществ. У 7 участников не было выявлено психологической склонности к употреблению психоактивных (наркотических) веществ. У 4 участников результат не определился. Мы можем предположить, что эти участники анкетирования не захотели быть откровенными с экспериментаторами.
На втором этапе эксперимента нами были проведены специальные мероприятия по оказанию помощи подросткам, учащимся 8-х классов, по коррекции склонности к наркотизации. Учитывая рекомендации педагогического состава школы, школьного психолога и социального педагога в мероприятиях формирующего этапа экспериментальной работы принимали участие не только подростки, показавшие склонность к аддиктивному поведению, но и все участники исследования в количестве 47 подростков.
Во время проведения формирующего эксперимента был организован просмотр познавательного фильма В. Любецкого «Иного пути нет» (Белоруссия, 2007 г.), который наглядно и образно показал подросткам, что происходит с органами человеческого тела под воздействием психоактивных веществ, как они влияют на человеческий зародыш, на маленьких детей, и что происходит с подростками, если они принимают наркотические вещества.
Дополнительно был организован просмотр видеолекций Владимира Георгиевича Жданова, профессора Сибирского гуманитарно-экологического института и президента международной ассоциации психоаналитиков. Лекции профессора Жданова содержат очень наглядный лекционный материал, помогающий преодолеть тягу к употреблению наркотических веществ и встать на путь трезвости и здорового образа жизни.
С подростками 8-х классов было организовано проведение классных часов по тематике «Что такое аддикции?» Перед каждым классным часом объявлялась его тема, и на добровольной основе назначались докладчики.
На третьем этапе экспериментальной работы необходимо было собрать и обработать данные, показывающие характер наметившихся изменений в поведении подростков и их внутренних самоощущениях. С этой целью было проведено повторное тестирование по тест-опроснику СОП, применявшемуся в начале эксперимента. Необходимо сказать, что подростки с большим желанием участвовали в повторном заполнении тест-опроса.
Из гистограммы № 2 можно сделать вывод, что общее число подростков, принимающих участие в исследовании, у которых после проведенных мероприятий была выявлена склонность к наркотической аддикции, составляет 20 человек из 47 участников исследования.
Гистограмма № 2. Склонность к аддикциям у подростков после эксперимента
Подводя итоги по апробированию разработанной нами методике по организации практического исследования профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними, необходимо акцентировать внимание на следующих моментах.
При планировании профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними необходимо включать диагностическую составляющую как начальный этап, который позволит дальнейшее грамотное построение деятельности. Кроме того, при организации и проведении профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними, необходим тщательный отбор форм и методов этой деятельности, а также учет ценностных ориентаций референтной среды или группы, а также включение в работу групповых методов и форм педагогического воздействия.
Согласно предложенной нами методике необходим также и тщательный подбор тренинговых методик, которые могут оказать воздействие на эмоционально-волевую сферу несовершеннолетнего, которая по-своему индивидуальна, динамична, находится в сложных взаимодействиях со всеми другими сторонами его внутреннего мира. Формы и методы профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними могут быть самыми разнообразными: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с позитивной направленностью; искоренение привычки к опозданиям, прогулам и т. д.
Эффективная социально-педагогическая профилактика наркотизации несовершеннолетних заключается в квалифицированной и своевременной социально-педагогической помощи несовершеннолетнему, в сопровождении его социализации, а также формировании психологического и нравственного барьера, который бы предотвратил «первую пробу» и последующую наркотизацию несовершеннолетнего.
Экспериментальное исследование форм и методов профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними показало, что выбор форм и методов зависит от конкретно поставленных задач и уровня вовлеченности подростка в процесс наркотизации. Формы и методы социально-педагогической работы связаны с процессом организации, мотивации и осмысления деятельности. Они направлены на восстановление или переформирование социально значимых качеств личности несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков, помогают преодолеть проблему детской и подростковой наркотизации.
На подростковую аудиторию целесообразно воздействовать не индивидуально, а через референтную группу [2]. Для этой цели хорошо подойдут дискуссии на темы, связанные с профилактикой наркотизации несовершеннолетних. Просмотр документальных фильмов на антинаркотические темы с последующим обсуждением является наиболее оптимальным вариантом воздействия на группу подростков. В результате таких просмотров с последующим дискуссионным обсуждением может сформироваться групповое антинаркотическое мнение, которое будет поддерживать большинство членов группы. Во время проведения экспериментальной работы хорошо зарекомендовали себя ролевые игры. С помощью ролевых игр, имеющих профилактическую антинаркотическую направленность, происходит личностное развитие несовершеннолетнего, он обучается умению не поддаваться на уговоры, т.е. говорить «нет». Выделяются главные коммуникативные умения и навыки, которым может обучиться несовершеннолетний, участвуя в ролевых играх. Это умения четкой аргументации отказа от принятия наркотика и твердого противостояния давлению референтной группы, в некоторых случаях расставанию с ней.
Библиографическая ссылка
Алпатова О.Б. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.05.02 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27097 (дата обращения: 13.02.2025).