Здоровье населения и его уровень формируются в результате воздействия определенных социальных детерминант, а также представляют собой интегральный показатель эффективности реализации государственной демографической политики [1]. Несмотря на достигнутую позитивную динамику ряда медико-демографических показателей в Российской Федерации (РФ) в последнее десятилетие, смертность населения от предотвратимых причин в РФ почти в 2 раза выше, чем в странах Евросоюза в среднем, а ожидаемая продолжительность жизни на 8 лет ниже [2].
В 2014 г. утверждена новая редакция Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» (Программа) (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294), главной целью которой является обеспечение доступности качественной медицинской помощи на основе повышения эффективности ее оказания с учетом потребностей населения (в зависимости от уровня заболеваемости и смертности и их основных причин), с использованием современных достижений медицинской науки [3]. В качестве результатов реализации Программы установлены значения целевых индикаторов и показателей (всего с учетом подпрограмм – 101 показатель) на период до 2020 г. В паспорте Программы определены значения 16 базовых показателей (индикаторов) по каждому субъекту РФ.
Субъектами РФ региональные государственные программы развития здравоохранения разработаны на основе основных направлений, сформулированных в Программе, с учетом региональной специфики размещения МО, дорожной сети, а также уровня и причин заболеваемости и смертности населения.
Во исполнение указанной федеральной Программы в ЧР также утверждены государственная программа ЧР «Развитие здравоохранения» и региональные планы по снижению смертности от ведущих причин [4].
Значительная часть показателей, предусмотренных программными документами ЧР, прямо или косвенно связана с деятельностью МО, и достижение запланированных показателей здоровья реально зависит от эффективности работы лечебно-профилактических учреждений («Охват диспансеризацией взрослого населения», «Доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II стадиях», «Смертность от ишемической болезни сердца», «Охват неонатальным скринингом» и многие другие) [5].
Принимая во внимание наличие других факторов, влияющих на значения вышеуказанных показателей, в т.ч. ответственность человека за свое здоровье, для выбора релевантных критериев оценки эффективности системы здравоохранения и отдельных МО актуально определение измеряемой достоверной связи между результатами деятельности МО и изменениями в состоянии здоровья населения [6; 7].
Для оценки эффективности реализации мероприятий государственной программы развития здравоохранения в субъекте целесообразно проведение регионального анализа соотношения показателей заболеваемости и смертности населения с учетом особенностей социально-экономического развития и уровня здоровья населения муниципальных образований и субъектов РФ с использованием региональных информационно-аналитических систем здравоохранения [7; 8].
Цель исследования: экспертная оценка результативности оказания амбулаторно-поликлинического наблюдения в ЧР в разрезе муниципальных образований.
Материалы и методы исследования. Использованы отчетные формы федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья: № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации» за 2006-2016 гг., а также данные демографических ежегодников, опубликованных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по ЧР за соответствующие годы.
Для оценки результативности работы амбулаторно-поликлинического звена определены наличие и показатель тесноты связи между показателями общей смертности и распространенности заболеваний, а также численностью населения 65 лет и старше по разработанным нами методикам [9; 10].
Согласно проведенному анализу, связь между показателями смертности и распространенности заболеваний умеренная и обратная =-0,34302; между показателями смертности и численностью населения 65 лет и старше высокая и прямая =0,711686, связь между показателями распространенности заболеваний и численностью населения 65 лет и старше умеренная и обратная =-0,35479.
Далее нами рассчитан коэффициент соотношения усредненных показателей распространенности заболеваний и общей смертности (коэффициент КЗ/С), определение которого позволило выделить районы, где зарегистрированы максимальные (муниципальные образования с относительно высокими показателями распространенности заболеваний и низкими показателями общей смертности) и минимальное значения КЗ/С (муниципальные образования с относительно низкими показателями распространенности заболеваний и высокими показателями общей смертности - выше среднереспубликанского показателя смертности и меньше показателя распространенности заболеваний в среднем по республике).
Для распределения муниципальных образований в зависимости от величины КЗ/С и среднего по республике значения КЗ/С определены интервалы названного коэффициента для групп со сверхвысокими, высокими, средними, низкими, сверхнизкими показателями КЗ/С. Для этого рассчитана делитель 4 применен для удобства обработки данных [11], где kmax – максимальный показатель коэффициента КЗ/С по административным территориям ЧР, - минимальный показатель коэффициента КЗ/С по административным территориям ЧР.
При этом нами определено, что:
группа сверхвысоких КЗ/С – в случае если коэффициент выше среднереспубликанского;
группа высоких показателей: КЗ/С-;
группа средних показателей: КЗ/С-2;
группа низких показателей: КЗ/С-3;
группа сверхнизких показателей: КЗ/С-4.
Принимая во внимание, что потребность в медицинской помощи зависит от возрастной структуры прикрепленного населения, а также учитывая результаты корреляционного анализа, к коэффициенту КЗ/С применен Квозраст (отношение численности населения старше 65 лет к общей численности муниципального образования по итогам 2016 г.).
Таким образом, получен индекс результативности деятельности амбулаторно-поликлинической службы в разрезе муниципальных образований - Канализ. Для группировки административных территорий ЧР определены интервалы показателя Канализ по описанной выше методике.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате позитивной динамики основных демографических процессов в 2006-2016 гг. показатель ожидаемой продолжительности жизни населения в ЧР увеличился до 71,52 года. Коэффициент рождаемости составил 13,2 родившихся на 1 тыс. населения (РФ – 12,9, ПФО – 12,9), показатель общей смертности - 13,2 ‰, что выше среднего уровня по РФ и ниже - ПФО (12,9 и 13,6 ‰, соответственно) (рис. 1). Естественный прирост населения в 2016 г. составил 0,05 (в РФ – минус 0,01, в ПФО – минус 0,7 на 1000 населения) (рис. 1).
Рис. 1. Коэффициенты естественного движения населения ЧР (на 1000 населения)
На 4,2% увеличился по сравнению с 2006 г. показатель распространенности заболеваний и составил 2158,7 на 1000 населения (рис. 2). Аналогичный среднероссийский показатель по итогам 2015 г. – 1602,1, средний по ПФО – 1812,6 на 1000 населения
Рис. 2. Распространенность заболеваний в ЧР (на 1000 населения)
В структуре основных причин смертности жителей ЧР в 2016 г. - болезни системы кровообращения (35,0% всех умерших), внешние причины смерти (13,5%), новообразования (12,6%), болезни органов пищеварения (6,4%) и дыхания (5,3%) (рис. 3).
Рис. 3. Структура общей смертности в Чувашской Республике (2016 г.)
Результаты картографического анализа показателей общей смертности, рассчитанные по разработанной с нашим участием методике [10], представлены на рис. 4. При этом нами выявлен ряд особенностей распределения усредненных за период 2006-2016 гг. показателей общей смертности в муниципальных образованиях ЧР. Южные районы Чувашии, для которых характерны, согласно исследованиям Толмачевой Н.В. с соавторами [12], приблизительно одинаковые эколого-биогеохимические условия проживания (Батыревский, Ибресинский, Комсомольский, Яльчикский, Алатырский и Порецкий районы), отличаются уровнем среднего за исследуемый период показателя общей смертности: в Батыревском, Ибресинском, Комсомольском и Яльчикском районах - сверхнизкий и средний уровни смертности населения в сравнении со среднереспубликанским показателем; в Порецком, Алатырском и Шемуршинском районах – сверхвысокие и высокие (рис. 4).
Кроме того, среднегодовые показатели общей смертности в северных районах ЧР другой эколого-биогеохимической зоны (Чебоксарский с одной стороны и Ядринский, Марпосадский - с другой) также имели полярные показатели общей смертности (рис. 4).
Таким образом, при анализе показателей смертности следует учитывать комплекс медико-социальных и медико-организационных факторов риска, которые зависят от конкретного муниципального образования, в том числе особенностей кадрового, ресурсного обеспечения здравоохранения и системы предоставления медицинской помощи.
- сверхвысокие - высокие - средние - низкие - сверхнизкие |
Рис. 4. Показатели общей смертности населения в разрезе муниципальных образований ЧР за 2006-2016 гг. (на 1000 населения)
На рис. 5 представлены средние за исследуемый период уровни показателей распространенности заболеваний в ЧР по административно-территориальным районам. При этом сверхвысокий уровень показателя зарегистрирован в гг. Чебоксары, Новочебоксарск, Ядринском, Ибресинском и Яльчикском районах, высокий уровень – в г. Канаш, Шумерлинском, Аликовском, Янтиковском и Алатырском районах, для остальной части территории республики характерны средние и низкие показатели (рис. 5).
- сверхвысокие - высокие - средние - низкие - сверхнизкие |
Рис. 5. Распространенность заболеваний среди населения в разрезе муниципальных образований ЧР за 2006-2016 гг. (на 1000 населения)
Результативность оказания медицинской помощи в муниципальных районах и городах ЧР оценивалась по разработанной нами методике на основе сравнения картографических особенностей распределения показателей распространенности заболеваний и смертности [10].
При оценке численных показателей распространенности заболеваний и смертности в республике зарегистрированы значимые различия между названными показателями в отдельных муниципальных районах и городах.
Рис. 6. Динамика распространенности заболеваний и общей смертности в разрезе муниципальных образований ЧР за 2006-2016 гг.
На рис. 6 представлено, что в некоторых районах Чувашии относительно низкий уровень смертности сопровождается относительно высоким уровнем заболеваемости и, наоборот, низкий уровень распространенности заболеваний сочетается с высоким уровнем смертности.
Нами рассчитано соотношение показателей общей смертности и распространенности заболеваний (коэффициент КЗ/С) по всем муниципальным образованиям ЧР (рис. 7). При этом низкие показатели распространенности заболеваний и высокие уровни смертности свидетельствуют о недостаточной эффективности работы первичного звена МО по выявлению заболеваний среди населения, прикрепленного для получения первичной медико-санитарной помощи по территориальному принципу как в части профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения, так и в части диспансерного наблюдения за группой пациентов с хроническими заболеваниями.
В гг. Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, а также в Чебоксарском, Яльчикском, Ибресинском и Янтиковском районах сформировалась наиболее благоприятная ситуация по соотношению показателей (КЗ/С). В противоположной ситуации - Порецкий, Красночетайский, Шумерлинский, Шемуршинский и Канашский районы с явно высокими показателями общей смертности и низкими показателями выявляемости заболеваний, что свидетельствует о низкой результативности работы амбулаторно-поликлинического звена на этих территориях и о необходимости дифференцированного подхода к принятию соответствующих управленческих решений в каждом муниципальном образовании.
- сверхвысокий - высокий - средний - низкий - сверхнизкий |
Рис. 7. КЗ/С в разрезе муниципальных образований ЧР (2006-2016 гг.)
Таким образом, рассчитанный нами КЗ/С на территории ЧР позволил выявить муниципальные образования, в которых соотношение уровень распространенности заболеваний/уровень общей смертности выше среднереспубликанского за исследуемый период - Порецкий, Шумерлинский, Канашский, Шемуршинский и Красночетайский районы.
В 2016 г. 23,9% населения республики составляли лица старше трудоспособного возраста, при этом удельный вес данной возрастной группы увеличился с 2006 г. на 4,3 процентных пункта. Для муниципальных образований ЧР характерна различная возрастная структура населения, поэтому введен дополнительный поправочный коэффициент, учитывающий динамику удельного веса населения старше трудоспособного возраста в муниципальных образованиях ЧР Квозраст. Для расчета названного коэффициента определено соотношение общей численности населения и численности населения старше 65 лет.
С использованием Квозраст рассчитан аналитический индекс результативности деятельности МО в разрезе муниципальных образований ЧР (Канализ), проведена группировка по уровням результативности (рис. 8).
- сверхвысокий - высокий - средний - низкий - сверхнизкий |
Рис. 8. Индексы результативности деятельности МО в разрезе муниципальных образований ЧР (2006-2016 гг.) с поправкой на возраст (удельный вес лиц старше 65 лет)
Заключение. Значительная часть показателей результативности, предусмотренных программами демографического развития и развития здравоохранения субъектов РФ, прямо или косвенно связана с деятельностью МО, и достижение запланированных показателей здоровья реально зависит от эффективности работы учреждений здравоохранения. Одной из задач формирования объективных оценок деятельности МО и прогнозирования значений показателей в сфере здравоохранения является создание инструментов, позволяющих определить и измерить уровень влияния каждой отдельно взятой МО на показатели здоровья.
Расчет индекса результативности деятельности амбулаторно-поликлинической службы в разрезе муниципальных образований, основанный на анализе соотношения показателей общей смертности и распространенности заболеваний, позволяет выделить административные территории в регионе, где необходимо комплексно оценить качество предоставляемой медицинской помощи и разработать конкретный план достижения показателей здоровья, обозначенных в качестве индикаторов реализации государственной программы «Развитие здравоохранения», региональных и муниципальных планов по снижению смертности от ведущих причин в рамках стратегии демографического развития субъекта.
Управление показателями здоровья через совершенствование работы МО дает возможность своевременно и в достаточном объеме изыскивать ресурсы (материально-технические, кадровые и финансовые) на направления, которые способствуют достижению максимальной эффективности деятельности МО. Обеспечение учреждений здравоохранения обоснованными научно-методическими рекомендациями по применению инструментов измерения эффективности и результативности деятельности МО способствует созданию условий, мотивирующих к достижению целевых (ожидаемых) результатов, выраженных в показателях здоровья населения.
Библиографическая ссылка
Богданова Т.Г., Герасимова Л.И. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27055 (дата обращения: 07.10.2024).