Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Андреева Н.А. 1 Волошина Л.Н. 1 Лащенко Н.Д. 1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
На основе анализа современных исследований авторами выявлены особенности развития познавательной деятельности современного ребенка-дошкольника. Отмечено наличие серьезных проблем в развитии познавательной сферы в этот возрастной период, а именно: наблюдается резкое снижение когнитивного развития; фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения; у 30 % детей дошкольного возраста обнаружен низкий уровень развития познавательной деятельности. В статье рассматриваются преимущества и риски использования информационных технологий в развитии познавательной деятельности ребенка на дошкольной ступени детства. Приведены результаты анкетирования педагогов дошкольных образовательных организаций (158 человек), направленные на выявление целевых ориентиров использования информационных технологий в образовательном процессе. В выводах определяется направленность информационной поддержки познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
дошкольники
познавательная деятельность
информационная поддержка
информационные технологии
педагогика
дошкольная педагогика
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – Москва; Воронеж: Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2012. − 171 с.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва // Российская газета. – Федеральный выпуск. – 2013. − № 6241 (265).
3. Новосёлова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 6-13.
4. Коновалова Н. В. Применение ИКТ в дошкольном образовании // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 721-724.
5. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Известия Российской академии образования. – 2011. − № 4. –С.5-24.
6. Ященко Ю.Б., Колюбакина Л.В. Оценка факторов риска нарушений познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Украинский медицинский журнал. – 2001. − № 3 (23) V–VI [Электронный ресурс]. – URL: http://www.umj.com.ua/wp/wp-content/uploads/archive/23/pdf/902_rus.pdf?upload= (дата обращения: 12.10.2017).
7. Гризик Т.И. Познаю мир: метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» /Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2004. – 160 с.
8. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ин-тов / А.А. Люблинская. − М.: Просвещение, 2001. – 415 с.
9. Психология человека от рождения до смерти / под общей редакцией А.А. Реана. – Москва: Изд-во АСТ, 2015. – 656 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. − СПб.: Питер, 2002. − 720 с.
11. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. − Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 329 с.
12. Немов Р.С. Психология [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1/03.php (дата обращения: 21.09.2017).
13. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и др.]. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 352 с.
14. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов педвузов /А.Г. Шмелев [и др.]. – М., Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. − 544 с.
15. Гуляева Е.В., Соловьева Ю.А. Компьютерные игры в жизни дошкольников /Е.В. Гуляева, Ю.А. Соловьева // Психологическая наука и образование. − 2012. − № 2. − С. 5–12.
16. Greenfield P.M. Mind and Media: The Effects of Television, Video Games, and Computers. Cambridge Mass.: Harvard University Press, 2004. − 232 p.
17. Li X., Atkins M.S. Early childhood computer experience and cognitive and motor development // Pediatrics. – 2004. – Vol.113, No. 6. – P.1715-1722.
18. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных интересов детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.
19. Сурова О.А. Что могут дать детям компьютерные игры? / О.А. Сурова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. − № 8. − С. 55-60.
20. Клопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников /Е.Е. Клопотова, Ю.А. Романова // Научный поиск. – 2014 [Электронный ресурс]. – URL: http://dovosp.ru/insertfiles/files/VAK/2014_07/2_072014.pdf (дата обращения: 21.12.2014).
21. Пучкова Д.А. Роль компьютерных игр в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста /Д.А. Пучкова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17583.
22. Гигиенические требования к организации деятельности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. – Москва, 2012 [Электронный ресурс]. – URL: http://niigd.ru/obuchenie/bezopasnaya-pedagogika.html (дата обращения: 10.09.2017).

В новом тысячелетии информатизация образования становится ключевым элементом его совершенствования и развития, приобретает фундаментальное значение. В современных условиях возрастает роль информационных технологий не только на ступени общего, но и дошкольного образования. Использование информационных технологий в различных сферах образования, по убеждению В.П. Беспалько, становится частью культуры и необходимой нормой [1].

В соответствии с ФГОСДО внедрение новых информационных технологий в дошкольное образование является одним из условий реализации основной общеобразовательной программы [2]. Возможность и целесообразность использования компьютера уже на дошкольной ступени образования убедительно доказывают отечественные и зарубежные исследования С. Новоселовой, Н.В. Коноваловой и др. В них обосновывается особая роль компьютера в развитии познавательной деятельности и личности ребенка-дошкольника в целом [3,4].

Необходимость поиска новых способов информационной поддержки развития познавательной деятельности дошкольников актуализируют существующие  проблемы ее развития в дошкольный период детства. Представленные исследователями в публикациях данные свидетельствуют о снижении уровня развития познавательной деятельности у современных дошкольников. Как отмечается в работах Д.И. Фельдштейна, у них преобладает непроизвольная образная память, наблюдается резкое снижение когнитивного развития [5]. Выявлены крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Снижается общий уровень развития познавательной деятельности, так, по данным Калюбакиной Л.В., Ященко Ю.Б., у 30 % детей дошкольного возраста обнаружен низкий уровень развития познавательной деятельности [6].

Цель исследования: Выявление рисков внедрения информационных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, определение основных направлений развития информационной поддержки познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования: анализ современных исследований по проблемам развития познавательной деятельности детей и ее информационной поддержки, изучение документов и результатов деятельности участников образовательного процесса; методы педагогических измерений (анкетирование, опрос); методы качественного и количественного анализа полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследуя возможности информационной поддержки познавательной деятельности ребенка-дошкольника, необходимо учесть, что она сильно отличается от процесса познания взрослого. Т.Н. Гризик в своих работах отмечает, что дети познают мир эмоциями и чувствами в отличие от взрослых, которые  познают мир умом. По ее мнению, образ мира дошкольника формируется именно в процессе развития познавательной сферы, состоящей  из следующих компонентов: познавательные процессы (мышление, память, внимание, воображение, восприятие, интеллект, речь); информация (достижения и опыт, которые были накоплены человечеством на пути познания мира); отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные явления и события нашего мира, объекты и предметы) [7].

Как считает известный отечественный психолог Люблинская А.А., абсолютно каждому ребенку присуща врожденная познавательная направленность. Именно она помогает ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Со временем она перерастает в состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, то есть в познавательную активность, которая проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых знаний об окружающем мире [8].

Обратимся к определению познавательной деятельности А.А. Реана. Он утверждает, что познавательной деятельностью можно называть сознательную деятельность субъекта, направленную на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [9].

Говоря о деятельности, необходимо также упомянуть и о ее элементах. В своих работах  С.Л. Рубинштейн в качестве элементов деятельности рассматривал умения, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций [10].

Стоит отметить, что познавательная деятельность ребенка-дошкольника характеризуется его познавательной активностью, активной преобразующей позицией как субъекта данной  деятельности, заключающейся в способности: добиваться результата и анализировать его; отбирать способы решения поставленной задачи; намечать план действий; видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи.

Познавательные умения могут рассматриваться как «мыслительные действия, при помощи которых осуществляется познание: операции анализа, сравнения, синтеза, индукции, дедукции и т.д.; приемы запоминания, воспроизведения и припоминания знаний», рациональные приемы той или иной мыслительной операции, которая используется при решении различных познавательных задач (В.С. Безрукова) [11, с. 57].

По мнению Р. Немова, познавательные умения включают в себя способности, связанные с поиском, восприятием, переработкой и запоминанием информации. Именно они соотносятся с основными психическими процессами, а также предполагают формирование знаний; опираются на активную интеллектуальную деятельность и непременно включают в себя процессы мышления [12].

Говоря о старшем дошкольном возрасте, необходимо помнить о том, что именно на данной возрастной ступени ребенок осваивает умения применять разные способы познания: от обследования объектов до установления связей между свойствами предмета; сравнивать по разным основаниям (внешним видимым и скрытым существенным признакам) явления и предметы; измерять, упорядочивать, классифицировать (шестой год жизни). Как отмечается в комплексной образовательной программе «Детство», к познавательным умениям детей седьмого года жизни следует отнести следующие: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности [13].

Эти целевые ориентиры могут служить основанием для разработки содержания информационной поддержки познавательной деятельности ребенка-дошкольника.

Информационную поддержку мы рассматриваем как систему совместного использования участниками образовательного процесса информационного, содержательного, технологического компонентов единого информационного пространства образовательного учреждения для определения и формирования личностных интересов ребенка, целей, возможностей и путей его познавательного развития в процессе обучения.

Не существует единого мнения в научном сообществе и о влиянии информационных технологий на развитие личности ребенка. Мнения современных ученых разделились на сторонников использования компьютера в детском саду и его противников. Нами был рассмотрен данный вопрос с позиций различных ученых. Приведем некоторые из них.

А.Г. Шмелев, как и многие другие  исследователи, отмечает, что это использование компьютерных технологий и игр имеет негативный характер. Он указывает на опасность раннего приобщения к компьютеру, считая, что пока не сформировался образ реального мира, как интегративная основа элементарного здравого смысла, воздействие условных игр может оказаться, в случае впечатлительного ребенка, до некоторой степени «шизофренирующим» [14].

Ряд исследователей отмечает, что все компьютерные игры создают ситуацию, которая заранее смоделирована их создателями и предполагает весьма определенные способы и пути ее решения. Так ограничивается творческая активность ребенка, поскольку он должен найти именно тот способ, который создатели игры считают правильным [15].

Сторонники противоположных взглядов в своих исследованиях доказывают, что применение компьютерных игр и компьютера для развития дошкольников имеет ряд достоинств: оказывает положительное влияние на развитие невербального интеллекта дошкольника, а также его познавательное развитие (P.M. Greenfield); обеспечивает дополнительную возможность для когнитивного развития и подготовки к школе (Li и Atkins); расширяет возможности для развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания, способствуют развитию логического мышления, познавательной активности, концентрации и переключения внимания, волевых качеств, эмоциональной сферы, памяти, навыков ориентации в пространстве (О.К. Тихомирова); является фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка, активизируют познавательные процессы, мыслительные функции, способность к саморегуляции, что создает предпосылки достижения ребенком оптимального уровня готовности к обучению в школе (Сурова О.А.) и др. [16,17,18,19]. Мы полагаем, что с помощью информационной поддержки познавательной деятельности ребенка-дошкольника можно успешно разрешить указанные выше проблемы ее развития.

Однако, как отмечает ряд авторов, использование компьютера и информационных технологий в целом требует времени, правильного применения, терпения и внимания к ним со стороны педагогов, причем только в этом случае они могут дать положительный эффект в развитии познавательной деятельности [20,21].

Необходимо уточнить, что чрезмерное использование компьютера и информационных технологий, как и любое «лекарство», может не только не оказать позитивного эффекта, а даже, наоборот, предоставить негативный эффект. Во избежание данной проблемы сотрудниками  ФБГУ «Научный центр здоровья детей» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков были разработаны современные гигиенические требования к организации деятельности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

В своих рекомендациях они утверждают, что для предупреждения возможного негативного влияния применения информационно-коммуникационных технологий на здоровье и развитие детского организма педагоги должны знать особенности влияния данных средств на функциональное состояние, работоспособность и здоровье ребёнка; соблюдать гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию кабинетов, в которых используются эти средства, режиму дня  детей в образовательном процессе [22].

Современный педагог в процессе своей профессиональной деятельности может опираться на опыт использования компьютерных игровых технологий, накопленный в нашей стране начиная с 80-х годов 20 века.  Отечественные ученые отмечают, что в ходе применения информационных технологий появляются новые виды деятельности (творческое экспериментирование, компьютерное конструирование, проектирование и др.), необходимые для развития познавательной деятельности. При этом инициируется проявление в полной мере следующих познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, воображения; существенно возрастают самооценка и самостоятельность ребенка, обогащается словарь, развиваются коммуникативные навыки.

Нами было проведено анкетирование воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью выявления частоты использования информационных технологий в их повседневной деятельности. Оно показало, что 44,3 % (70 чел.) педагогов ежедневно используют компьютер, как в личных целях, так и в рабочих; 23,4 % (51 чел.) − несколько раз в неделю; 32,3 % (37 чел.) − один раз в неделю и реже. Однако компьютер, как правило, используется педагогами в качестве инструмента для написания документации (планы, отчеты и др.), а также для написания статей и конкурсных работ, реже всего средства информационных технологий используются в процессе образовательной деятельности с детьми и как средство развития их познавательной деятельности. На наш взгляд, такое положение дел связано не только с недостаточным количеством мультимедийного обеспечения дошкольных организаций, но и прежде всего с отсутствием информационно-методического обеспечения образовательного процесса, личным непринятием педагогами информационных технологий, сомнениями в их эффективности и положительном эффекте. 

Заключение

Анализ особенностей развития познавательной деятельности ребенка-дошкольника и существующих проблем применения информационных технологий в дошкольном образовании помог нам определить основные векторы развития информационной поддержки познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста:

  1. Для успешного решения задач развития познавательной деятельности ребенка-дошкольника необходимо сформировать специализированную информационно-образовательную среду, а именно – компьютерно-игровой комплекс (КИК), который органически впишется в целостный образовательный процесс дошкольного учреждения, направленный на развитие познавательной деятельности ребенка. Данный комплекс представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих развивающую предметную среду и технологию ее использования.
  2. При отборе содержания информационной поддержки необходимо учитывать возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, включать задания, направленные на овладение умениями использовать разные способы познания. Информация на мониторе, сопровождающаяся различными эффектами, должна быть для ребенка привлекательна, повышать его интерес; демонстрировать наглядные материалы, способствующие не только наилучшему усвоению ребенком информации, но и положительно влияющие на его эмоциональную сферу.
  3. Отбор технологии информационной поддержки определяется ее направленностью на формирование у ребенка позиции субъекта познавательной деятельности и в перспективе развитие его умения ставить цель, выбирать способы решения проблем, намечать план, достигать результатов и оценивать их.
  4. Информационная поддержка должна обеспечивать интеграцию традиционных  видов детской деятельности: игровой, познавательной, двигательной, и с учетом возрастных возможностей детей – новых видов деятельности: компьютерного конструирования, творческого экспериментирования, проектирования и др.

Библиографическая ссылка

Андреева Н.А., Волошина Л.Н., Лащенко Н.Д. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27051 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674