Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЕМБРИДЖСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Агафонова М.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»
Статья посвящена исследованию ряда вопросов, связанных с формированием компетенций преподавателей английского языка в связи с внедрением профессионального стандарта педагога. Проанализирована структура профессионального стандарта, выделены основные компетенции, необходимые преподавателям английского языка. Рассмотрена возможность использования профессиональных экзаменов Кембриджского университета – ТКТ (тест по методике преподавания английского языка), CELTA (сертификат в области преподавания английского языка как иностранного) и DELTA (диплом преподавателя английского языка, работающего со взрослой аудиторией) в качестве эффективного средства для качественного формирования выявленных на основе профессионального стандарта компетенций. Подробно представлены уровни, форматы, структура и содержание данных экзаменов, а также ключевые компетенции, формируемые в процессе обучения по данным программам, которые в полной мере отвечают требованиям профессионального стандарта и способствуют дальнейшему профессиональному развитию преподавателей английского языка.
профессиональный стандарт педагога
компетенция
международные экзамены
профессиональное развитие
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014г. №1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. №554н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201502200044 (дата обращения: 20.09.2017).
2. Кузьминов Я.И., Матросов В.П., Шадриков В.Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности /Я.И. Кузьминов, В.П. Матросов, В.Д. Шадриков // Вестник образования. – 2007. – № 4. – С.20–34.
3. Мандель Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. – М.; Берлин: Директ – Медиа, 2015. – 260 с.
4. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.
5. Бюллетень о сфере образования. Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт). – Аналитический центр при правительстве Российской Федерации, Вып. 10, декабрь 2016. – 36 с.
6. Australian Professional Standards for Teachers. – Educational Service Australia, 2011. – 28 p.
7. «Как сделать профессию учителя – профессией будущего! Уроки со всего мира». Аналитический доклад международного саммита, посвященного профессии учителя. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2011. – 144 с.
8. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ug.ru/newstandards/6 (дата обращения: 20.09.2017).

В настоящее время в современном российском обществе наблюдается тенденция к выдвижению новых требований к системе образования, которая рассматривается как одна из важнейших составляющих экономического роста и благополучия нации, а также стабилизации социальной жизни страны. При этом в концепции по развитию и модернизации национального образования особое внимание уделяется вопросу качества российского образования и его соответствия мировым стандартам.

В этой связи следует отметить актуальность введения нового нормативно-правового документа – профессионального стандарта педагога, который был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г., № 544н. Первоначально данный стандарт планировалось принять к исполнению с 1 января 2015 года, однако впоследствии было решено перенести его введение на более поздний срок, обозначенный как 1 января 2017 года (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014 г. №115н) [1].

В.Д. Шадриков, один из создателей концепции профессионального стандарта педагога, разъясняя суть понятия профессионального стандарта, обращает внимание на следующее: «Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности» [2, с.21].

Профессиональный стандарт педагога определяет новые требования к профессиональной компетентности педагога, выдвигаемые в ходе процесса модернизации и развития образования в стремительно меняющемся мире. Это неизбежно приводит к пересмотру и последующему изменению учебных программ подготовки специалистов – педагогов в ВУЗах, а также их дальнейшей переподготовки на базе центров повышения квалификации. Таким образом, стандарт становится ориентиром, который обозначает необходимость качественных изменений в процессе подготовки учителей.

Общеизвестно, что в среднем знания обновляются каждые 3–5 лет, при этом «считается, что ежегодно обновляется 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний, которыми должен владеть любой специалист» [3, с.72]. Таким образом, следует отметить особую роль, которую занимает система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с учетом требований профессионального стандарта. Как справедливо считает один из создателей данного документа Е.А. Ямбург, «подготовка и переподготовка педагогов – главное условие перехода на новый профессиональный стандарт» [4, с.60]. Введение нового стандарта педагога должно повлечь за собой изменения в программах повышения квалификации учителей, способствующих овладению определенными компетенциями для решения функциональных задач и восполнения определенных профессиональных дефицитов.

При этом дальнейшему совершенствованию учительского корпуса будет способствовать «формирование национальной системы учительского роста и реализация комплексной программы по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» [5, с.12].

Следует также отметить, что профессиональный стандарт мотивирует учителей на дальнейшее профессиональное развитие и самосовершенствование. Этому будет способствовать как переход на «эффективные контракты», так и широко обсуждаемая в настоящее время система возможного введения различных должностей для учительского состава, представленная от ассистента учителя до наставника и эксперта. Такие нововведения создадут условия и возможности для карьерного роста наиболее успешных и амбициозных представителей профессии.

В этой связи интересен опыт стандартизации в образовании западных стран, в которых стандартами также предусмотрено ранжирование в рамках профессиональной области. В структуре западных стандартов можно выделить от двух до четырех уровней педагогического мастерства.

Например, в Австралии присутствует следующее деление:

 - базовый уровень (Graduate teachers) – имеют учителя с базовым педагогическим образованием;

 - профессиональный уровень (Proficient teachers) – присуждается учителям, которые прошли аттестацию в соответствии с требованиями стандарта;

 - учителя высшей категории (Highly Accomplished teachers) – опытные учителя, заслужившие признание в профессиональном сообществе и родительской среде;

 - учителя – лидеры (Lead teachers) – эксперты, достигшие высшей степени педагогического мастерства [6, с.5–7].

В Сингапуре учителю предоставляется возможность выбора трех вариантов развития карьеры:

 - ведущий учитель (Master teacher);

 - специалист по разработке учебных программ и проведению исследований (Specialist in Curriculumor Research);

 - администратор (School leader) [7, с.17].

Профессиональный стандарт невозможен без развития профессиональных компетенций учителя. Рассмотрим основные компетенции, представленные в стандарте применительно к преподавателям иностранного языка. На основе анализа данного нормативного документа нами был выделен перечень общепедагогических компетенций, которыми должен владеть преподаватель иностранного языка.

Итак, в соответствии с требованиями стандарта учитель должен:

 - определять оптимальные способы обучения и развития обучающихся;

 - планировать специализированный образовательный процесс с учетом специфики состава обучающихся на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок;

 - применять современные образовательные технологии;

 - проводить занятия, используя достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения;

 - планировать и проводить учебные занятия в соответствии с основной общеобразовательной программой;

 - разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, используя современные педагогические технологии компетентностного подхода, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся [8].

Для качественного формирования выявленных на основе профессионального стандарта компетенций нам представляется возможным обратиться к международному опыту профессионального обучения преподавателей английского языка и соответственно рассмотреть узкоспециальные экзамены Кембриджского университета – TKT (тест по методике преподавания английского языка), CELTA (сертификат в области преподавания английского языка как иностранного) и DELTA (диплом преподавателя английского языка, работающего со взрослой аудиторией). При этом необходимо также отметить, что данные международные сертификационные экзамены по праву можно рассматривать как элемент внешнего аудита, заложенного в профессиональном стандарте, который проводится независимыми центрами аттестации, имеющими высококвалифицированных экспертов с высоким авторитетом в мировом профессиональном сообществе.

На современном этапе развития профессионального лингвистического образования требуются новые подходы к оцениванию качества подготовки учителей и реализации педагогической деятельности в соответствии с современными образовательными стандартами. В этой связи представляется актуальным обращение к международным квалификационным экзаменам, которые позволяют произвести валидное оценивание сформированности профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка.

Особую важность уровень предметной и методической подготовки учителей иностранного языка приобретает в связи с введением основного государственного экзамена по английскому языку (ОГЭ) в 2020 году и обязательного экзамена по иностранному языку (ЕГЭ) в 2022 году, аналогичных по своему формату и структуре соответствующим зарубежным экзаменам, определяющих языковой уровень.

Рассмотрим уровни, форматы, структуру и содержание каждого из «трех китов» учительского профессионализма.

Экзамен для преподавателей английского языка ТКТ (The Teaching Knowledge Test) имеет теоретическую направленность и дает представление в полной мере о современной методической базе, необходимой для преподавания английского языка, а также проверяет знания этой методики. Цель экзамена – предоставить возможность преподавателю английского языка получить основную теоретическую базу для работы и последующего профессионального обучения.

Экзамен имеет модульную структуру и состоит из трех основных модулей:

Модуль 1 – «Система языка, основы теории изучения и преподавания языка» (Language and background to language learning and teaching);

Модуль 2 – «Планирование урока и использование дополнительных пособий, ресурсов и материалов» (Lesson planning and use of resources for language teaching);

Модуль 3 – «Ведение и ход урока» (Managing the teaching and learning process).

Каждый модуль состоит из 80 вопросов. Экзамен проводится в письменной форме, тип заданий – вопросы закрытого типа, ответы на которые проходят автоматическую обработку.

Преподаватели научатся различным приемам и методам обучения языку, смогут планировать уроки и структурировать их этапы в соответствии с поставленными целями и потребностями обучающихся, а также выбирать наиболее подходящие формы текущего и итогового контроля в соответствии с этапом и целями обучения определенной группы учащихся. Более того, учителя овладеют различными способами организации учебной деятельности на уроке с целью ее активизации, адаптивными технологиями, умением грамотно подобрать дополнительные пособия и материалы по курсу обучения.

Проанализировав учебный курс подготовки к экзамену ТКТ, мы приходим к заключению, что он обеспечивает должную методическую подготовку преподавателя английского языка в соответствии с современными требованиями.

Экзамены более продвинутого уровня CELTA и DELTA предполагают как владение глубокими теоретическими познаниями, так и умение эффективно применять их на практике. Подготовка к этим экзаменам включает в себя теоретический и практический курсы.

Квалификационный курс CELTA (Certificate of English Language Teaching to Speakers of Other Languages) на сегодняшний день является широко распространенной и признанной во всем мире начальной квалификацией преподавателя английского языка как иностранного. Каждый год более 10 000 человек во всем мире проходят обучение по этой программе.

Программа CELTA представляет собой интенсивный курс, в котором интегрированы теория и практика. Он знакомит слушателей с теорией и методикой преподавания английского языка, дает базовые принципы эффективной работы, предлагает практические варианты для решения различных ситуаций.

Учебная программа курса состоит из пяти разделов:

 - Раздел 1 – «Взаимодействие педагога и ученика в контексте методов и форм преподавания и обучения» (Learners and teachers and the teaching and learning context);

 - Раздел 2 – «Анализ языка и повышение уровня осведомлённости» (Language analysis and awareness);

 - Раздел 3 – «Основные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо» (Language skills: reading, listening, speaking and writing);

 - Раздел 4 – «Планирование урока и подбор материалов и ресурсов для различных целей» (Planning and resources for different teaching contexts);

 - Раздел 5 – «Развитие педагогических умений и профессионализма» (Developing teaching skills and professionalism).

Таким образом, после успешного завершения курса CELTA преподаватели английского языка смогут:

 - эффективно диагностировать уровень языковой компетентности обучающихся и планировать их дальнейшее обучение с учетом их индивидуальных потребностей;

 - владеть знаниями о языковом строе в целом и современными методиками преподавания;

 - использовать адекватные методы обучения рецептивным и продуктивным речевым умениям;

 - планировать и проводить уроки, способствующие развитию общей языковой компетенции обучающихся;

 - использовать различные методы и приёмы обучения;

 - владеть технологиями отбора, приобретения, использования и обновления знаний, а также навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля.

Следующая ступень в профессиональном развитии преподавателей английского языка – международный диплом DELTA (Diploma of English Language Teaching to Adults), который является одной из наиболее значимых и профессионально весомых квалификаций в сфере преподавания английского языка, что подтверждается выдачей именно диплома, а не сертификата.

Обучение в соответствии с курсом DELTA способствует значительному расширению и углублению как теоретических, так и практических навыков преподавания английского языка. Данная программа обучения рассчитана на опытных преподавателей, уже имеющих начальную квалификацию (к примеру, Cambridge CELTA) или эквивалент и желающих повысить свою квалификацию, а также расширить профессиональный опыт.

В обязательную программу курса входят 120 часов аудиторной работы и 10 часов преподавательской практики английского языка для взрослой аудитории. Самостоятельная работа составляет около 300 часов. Это время посвящается изучению учебной литературы по курсу, исследовательской работе, а также выполнению письменных заданий.

Программа курса DELTA состоит из трёх модулей, при этом последний модуль имеет два варианта.

Модуль 1 – «Понимание английского языка как системы, методика его преподавания и ресурсы, используемые для обучения» (Understanding language, methodology and resources for teaching). В данном модуле подробно рассматриваются следующие вопросы:

 - теоретические перспективы изучения и преподавания языка;

 - история преподавания английского языка;

 - использование различных методов и подходов, включая современные тенденции;

 - система английского языка (грамматический, лексико-семантический, фонетический строй), а также лингвистические проблемы, связанные с его изучением и преподаванием;

 - проверка понимания языковых навыков и умений обучающихся, а также диагностика проблем при их формировании;

 - отбор ресурсов и материалов для преподавания языка;

 - ключевые понятия и терминология, используемые в языковом тестировании.

В модуле 2 – «Совершенствование практических навыков преподавания» (Developing professional practice) основное внимание уделяется принципам и практике планирования и обучения на уроке с эффективным использованием образовательных ресурсов. Он включает в себя следующие разделы:

 - контекст изучения языка и обучающийся как участник учебного процесса;

 - подготовка к обучению взрослых, изучающих английский язык;

 - анализ и принципы отбора учебных материалов;

 - современные приёмы и организационные формы управления обучением;

 - оценка подготовки и преподавания урока;

 - наблюдение за уроками других преподавателей и их оценка;

 - профессионализм и возможности дальнейшего профессионального развития.

Модуль 3 – «Дальнейшее совершенствование практики преподавания путём выбора специализации» (Extending practice and English language teaching specialism) предусматривает два варианта:

Вариант 1 – расширенная практика и специализация по преподаванию английского языка, которая может охватывать следующие сферы преподавательской деятельности: обучение детей, преподавание языка как подготовка к языковым экзаменам, преподавание академического английского;

Вариант 2 – управление в области преподавания английского языка.

Таким образом, рассмотрев данные экзамены в свете возможности формирования ряда компетенций, необходимых преподавателям английского языка с учетом требований профессионального стандарта, можно отметить, что, отличаясь по степени сложности учебного материала, данные экзамены и подготовка к ним могут в полной мере рассматриваться как эффективное средство формирования вышеуказанных компетенций. При этом следует отметить, что наличие международного Кембриджского сертификата (Cambridge ESOL) свидетельствует о несомненном признании профессионализма его обладателя и о высоком уровне сформированности его профессиональных компетенций, что значительно повышает самооценку такого преподавателя, мотивирует к дальнейшему самосовершенствованию и во многом способствует его профессиональному росту.

Задания, сформированные по материалам данных учебных программ, могут успешно применяться как на курсах повышения квалификации учителей, так и использоваться в качестве индивидуальной программы профессионального развития и самосовершенствования. Использование в образовательном процессе активных форм и методов обучения, непосредственная связь теории с практическим применением полученных знаний в образовательном процессе способствует удовлетворению профессиональных дефицитов и стимулирует дальнейшую учебно-познавательную деятельность педагогов на пути профессионального развития.


Библиографическая ссылка

Агафонова М.А. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЕМБРИДЖСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27026 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674