В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» подчеркивается необходимость социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) отмечается необходимость создания условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями, включающих в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и др. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, поэтому важным является решение вопросов, связанных с обеспечением условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс жизнедеятельности наряду со здоровыми детьми.
Человек с ограниченными возможностями определяется как тот, кто «не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности» [1]. Для решения проблем развития, воспитания, обучения, самоопределения, социальной адаптации детей с ОВЗ необходимо их комплексное сопровождение, разработка и апробация инновационных технологий поддержки как самих детей, так и их ближайшего окружения. Хаидов С.К., Степанова Н.А., Лещенко С.Г. отмечают необходимость «грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением) ребенка» [2]. Поэтому необходима работа в двух направлениях: поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и поддержка самих детей.
Цель исследования заключается в систематизации и обобщении материалов исследований авторов по актуальным проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам анкетирования детей, родителей, специалистов психолого-педагогического профиля, волонтеров), программ подготовки психолого-педагогических кадров к работе в системе сопровождения детей с ограниченными возможностями развития.
Научная новизна исследования - обоснование направлений психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития и их семьям, формирование специальных компетенций для специалистов психолого-педагогического профиля. Особое внимание уделяется следующим задачам: помощь родителям в принятии своих детей такими, какие они есть, вооружение родителей различными способами коммуникации, помощь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей, снятие тревоги и страха отвержения, помощь в избавлении от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи и др.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- методология системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.);
- закономерности профессиональной подготовки будущих специалистов (В.Я. Ляудис, В.А. Сластенин, Г.Д. Шадриков и др.), социальных педагогов (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Л.П. Кузнецова, И.С. Якиманская и др.), волонтеров (Г.П. Бодренкова, Л.Е. Сикорская и др.);
- теоретические положения о личности ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Лисина и др.), в том числе с ограниченными возможностями здоровья (Л.И. Акатов, Р.Е. Баранов, Е.Ю. Бикметов, С.А. Болотов, Б.С. Бондаренко, И.В. Добряков, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева и др.).
В рамках концепции разработаны и апробированы следующие формы и технологии в комплексном сопровождении детей с особыми потребностями в развитии: родительский клуб, тренинг по подготовке здоровых школьников к принятию особых детей, педагогов, психологов к работе в системе инклюзивного образования, мастер-классы, семинары с участием различных специалистов, выставки-презентации региональных практик работы с различными категориями детей и т.д.
Методы исследования: теоретические методы – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы - анкетирование, тестирование, эксперимент; методы обработки данных – количественный и качественный анализ результатов исследования.
В 2017 г. на базе ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения № 1» (г. Тула) было проведено исследование проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста, в количестве 50 человек. Диагностическая программа включала следующие методики: авторская анкета, тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга. В.В. Столин), методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер). Изучение представлений родителей о психологических проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья показало, что главными признаками наличия психологических проблем у ребенка родители считают замкнутость и склонность к одиночеству (46%), непослушание (36%), плохое поведение и грубость (20%) и др. Проблемы с психическим здоровьем ребенка для большинства родителей связаны с тем, что он «не общается с людьми» (50%), «плохо себя ведет» (42%), «плохо учится» (16%). При этом основным источником стресса в семье родители назвали «здоровье» (60%), «общение внутри семьи» (32%), при этом 18% опрошенных отметили в качестве источника стресса «обучение» и 6% – «вредные привычки». 36% респондентов указали в качестве источника получения помощи педагога школы, наряду с другими специалистами. Важным является изучение возможностей и динамики развития ребенка с ОВЗ для составления и последующей коррекции индивидуальной образовательной программы [3].
Детско-родительский клуб считают интересной формой работы 95% родителей. В связи с этим была разработана программа детско-родительского клуба «В кругу семьи», основные задачи которого - повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей, формирование доверительных отношений между родителями и детьми, расширение сферы общения детей и взрослых через организацию досуга, обмен опытом между родителями в вопросах воспитания детей, поддержка и помощь семье в решении возникающих проблем и их профилактика через организацию и проведение семинаров, встреч со специалистами, тренингов и т.д. Основой работы с детьми с особыми потребностями в развитии являлись мастер-классы: «Проектная мастерская», «Творческий арт-объект», «Музыкальная терапия» и др. Например, мастер-класс «Проектная мастерская», «Дом, в котором я живу» направлен на диагностику состояния эмоциональной сферы (психологического климата) семьи. В традиционном понимании арт-терапия предполагает использование языка изобразительной экспрессии при непосредственном участии человека в изобразительном творчестве [4]. При этом в работе с детьми и семьей использовалась терапия искусством, включающая как изобразительное творчество (изотерапию), так и музыкальную и танцевальную терапию. Параллельно с мастер-классами для детей проводилась беседа с родителями, выстроенная в формате ответов на вопросы и анализа конкретных случаев, разбора кейсов, связанных с воспитанием детей с ОВЗ [5].
В настоящее время велика значимость в работе с детьми с особыми потребностями в развитии волонтеров. Волонтеры могут оказать помощь в решении проблем адаптации детей с особыми потребностями к окружающей общественной жизни, обучения, допрофессиональной ориентации, оздоровления и коррекции недостатков и т.д. Программа подготовки волонтеров включает теоретические и практические аспекты. Теоретические аспекты охватывали следующие темы: «Понятие и категории детей с ограниченными возможностями здоровья», «Технологии работы с детьми с ОВЗ», «Возможности арт-терапии в работе с "особыми" детьми» и др. Практические аспекты программы включали в себя проведение серии мастер-классов арт-терапевтической, музыкальной, танцевальной направленности. В результате был составлен комплекс мастер-классов с подробным описанием, подборкой необходимых материалов, диагностическим инструментарием [6].
Контакт с волонтерами противодействует социальной изолированности детей с ограниченными возможностями здоровья, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним. Можно отметить следующие направления деятельности, которые будут способствовать улучшению качества жизни ребенка: развитие индивидуальных способностей; регулирование межличностных отношений в детском сообществе; организация общения со взрослыми и сверстниками.
Отдельного внимания заслуживает подготовка здоровых школьников к принятию особых детей. В своих исследованиях мы уже отмечали, что внедрение инклюзивного образования в нашей стране сталкивается не только с трудностями организации так называемой безбарьерной среды (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.
Здоровые школьники, как показывает практика, оказались одной из самых уязвимых категорий в плане подготовки к совместному обучению, поскольку подготовке педагогов, психологов, социальных работников в настоящее время уделяется достаточно большое внимание (семинары, конференции, методические объединения, многочисленные публикации, мировые сообщества и т.д.); подготовительная работа ведется и с особыми детьми и их родителями [7].
Именно здоровые школьники оказались наименее вовлеченными в подготовительную работу, тогда как результаты мониторинга, проведенного в школах г. Тулы и региона, наметили проблемы, с которыми сталкиваются и здоровые школьники в условиях перехода к инклюзии [8].
Начиная с 2011-12 учебного года в школах Тулы и региона (МБОУ «ЦО № 4», МБОУ «ЦО № 34», МБОУ «ЦО № 66», МБОУ «ЦО № 13 им. Евгения Николаевича Волкова», МБОУ «ЦО № 3», МБОУ «ЦО № 54», МБОУ «ЦО № 47», МБОУ «ЦО № 19», МБОУ «ЦО № 50») в рамках работы над грантом РГНФ «Подготовка учащихся массовых общеобразовательных школ региона к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию» нами проводились исследования, позволившие изучить степень готовности/неготовности здоровых школьников к совместному обучению с детьми-инвалидами. В общей сложности в исследовании приняло участие более 1,5 тыс. детей подросткового возраста. Для изучения готовности здоровых школьников к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию нами была составлена диагностическая программа, включающая ряд методик: анкета (авторский вариант), методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко; методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности; опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиан, Н. Эпштейн, диагностика принятия других (по шкале Фейя).
Анализ результатов исследования показал, что многие современные дети, отвечая на вопросы о готовности и желании учиться вместе с особыми детьми, преимущественно не выражали протеста, а говорили в большей степени о собственной неготовности к принятию «особых» детей, неумении взаимодействовать с ними, страхе обидеть, сказать «что-то не то».
Прикладной аспект концепции работы со здоровыми детьми включает тренинг по формированию у здоровых школьников установки принятия особого ребенка, представленный двумя блоками: просветительским и психологическим. В содержание просветительского блока мы сочли возможным на доступном для детей уровне включить информацию о том, что такое инклюзивное обучение, каковы его принципы, современные тенденции. В структуре психологического блока было выделено пять составляющих, направленных на повышение коммуникативной культуры здоровых школьников; формирование конфликтологической компетентности, работу с барьерами и стереотипами, развитие эмпатии, толерантности, снижение враждебности, агрессивности, формирование позиции позитивного принятия другого - особого ребенка.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента после проведения программы тренинга позволяет сделать выводы об изменении готовности здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ в условиях перехода к инклюзии. 80% здоровых школьников проявили интерес и желание к совместному обучению (по сравнению с 25% на констатирующем этапе). Если на констатирующем этапе 35% здоровых школьников ответили, что дети с ОВЗ должны учиться в специальных учебных заведениях, потому что так положено и так было всегда, то на контрольном этапе данные школьники изменили свою позицию. При этом отметили, что возможность учиться вместе во многом определяется состоянием особого ребенка, тяжестью нарушения. С 10 до 15% и с 30 до 55% соответственно увеличилось количество здоровых школьников с высоким и средним уровнем коммуникативной толерантности. Здоровые школьники стали в меньшей степени проявлять неприятие индивидуальности другого человека, категоричность в оценках других, неумение скрывать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, стремление подогнать партнера под себя, неумение приспосабливаться к привычкам и желаниям других. В выборке увеличилось количество школьников со средним уровнем эмпатии, для которых характерны эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. В выборке уменьшилось количество школьников, имеющих повышенную физическую агрессию, подростков с высокой вербальной агрессией, понизился процент школьников, демонстрирующих высокую и повышенную косвенную агрессии, уменьшилось количество здоровых школьников с повышенным негативизмом. Среди здоровых школьников увеличилось количество детей с высоким и средним с тенденцией к высокому показателем принятия.
С активным внедрением инклюзивного образования повышается роль педагогов в процессе сопровождении детей с ОВЗ [9]. На педагогов и классных руководителей возлагается новая роль – роль фасилитатора школьных изменений в области инклюзии. Это требует повышения профессиональной компетентности педагога как в области планирования и организации образовательного процесса с учениками, имеющими разные образовательные возможности, так и в знаниях психолого-педагогических основ адаптации «особого» ребенка в школе, развития их потенциальных возможностей, на основе углубленного изучения их психологических особенностей, работе с родителями «особых» учеников. Профессиональная компетентность современного педагога также включает высокий уровень информированности в области новейших психолого-педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающимися сверстниками и готовности к их реализации в различных учреждениях инклюзивного типа.
Педагог, работая в инклюзивной школе, сталкивается с новыми для себя трудностями, возникающими когда в подопечном классе учится и воспитывается «особый» ученик [9]. Обобщив собственный опыт профессиональной деятельности и опыт коллег, можно перечислить следующие проблемы: отсутствие принятия «особого» ребенка и толерантности как со стороны сверстников, так и их родителей, что формирует неблагоприятную психологическую атмосферу; собственное негативное отношение к «проблемному» ребенку, нехватка способов саморегуляции во взаимодействии с таким ребенком; сложности в организации учебной деятельности для детей с разными уровнями развития познавательной деятельности и способами восприятия учебного материала; сложности в выборе оптимальных методов и средств обучения, которые бы соответствовали образовательным потребностям каждого ребенка в классе; отсутствие желания взаимодействовать со стороны родителей ребенка с особыми образовательными потребностями и связанные с этим сложности в организации их работы с ребенком во внеучебное время.
Выводы
Для обеспечения эффективности процесса комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ необходимо обратить внимание на формирование у будущих специалистов психолого-педагогического профиля следующих компетенций.
- Способность к адаптации образовательной среды, которая включает в себя изменение способов подачи информации. К ним можно отнести предоставление краткого содержания глав учебников; списка вопросов для обсуждения до чтения текста; обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске; разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися и т.д. Изменение требований к учащемуся с ОВЗ: использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; акцентирование внимания на достижениях; разрешение переделать задание, с которым ученик не справился; ориентация на позитивное поведение и игнорирование незначительных поведенческих нарушений. Изменение способов взаимодействия в образовательном процессе с «особым» учеником: использование указаний как в устной, так и письменной форме; поэтапное разъяснение заданий; повторение учащимся инструкции к выполнению задания; обеспечение техническими средствами обучения; предоставление дополнительного времени для завершения задания, сдачи домашнего задания; обеспечение помощи при передвижении.
- Способность к саморегуляции и отреагированию собственных отрицательных эмоций, вызванных трудностями обучения «особого» ученика и конфликтными ситуациями, связанными с ним; к развитию эмпатических способностей, формированию установки принятия детей с ОВЗ.
- Способность выстраивать эффективное взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся сверстников: укрепление родительской компетентности и партнерской позиции, включение родителей в досуговую деятельность детей.
- Способность предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в классе, в том числе с участием «особого» ребенка и его родителей (устранение социокультурных, коммуникативных барьеров между «особым» ребенком и одноклассниками; снижение психоэмоционального напряжения у «особого» ученика, возникающего в школе).
Подобный компетентностный подход в инклюзивном образовании позволит сформировать психолого-педагогическую готовность к работе с учащимися с ОВЗ и эффективно решать задачи сопровождения учащихся с ОВЗ.
Цель психологической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов. В отдельные блоки психологической помощи можно выделить образовательное направление, которое позволяет родителям получать знания о воспитании, обучении детей с ОВЗ, а также воспитание гуманного отношения к данной категории детей у школьников. В психолого-педагогической работе с семьей можно выделить следующие направления: диагностическое, коррекционное, профилактическое, просветительское. Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи: ребенка с нарушениями в развитии, его родителей, близких родственников, а также особенностей социального окружения семьи с проблемным ребенком [10].
Представленный опыт разработки и апробации различных форм и технологий комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья способствует созданию активной жизненной позиции у семей, имеющих «особых» детей, корректировке содержания подготовки специалистов психолого-педагогических направлений подготовки, изменению отношения общества к детям данной категории.
Библиографическая ссылка
Декина Е.В., Черкасова С.А., Шалагинова К.С. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26956 (дата обращения: 14.10.2024).