В России развитию физической культуры и спорта придается очень большое значение. Именно физическая культура способна воспитать гармонически развитую личность и подготовить детей к практической жизни.
К сожалению, подрастающее поколение не всегда понимает важность и значимость физической культуры. Существует немало способов вызвать у детей интерес к дисциплине. Преимущественно это игровые методы или методы соревновательного плана. Для ребенка важно стать лучшим, первым. Именно таким мероприятием может стать олимпиада по физической культуре. А если она выходит за пределы школы, города, области, то является поистине глобальным событием для учащихся средних общеобразовательных школ. В этом крупномасштабном событии принимают участие ученики, наиболее разносторонне развитые физически и интеллектуально.
Направленность олимпиады проявляется, прежде всего, во всестороннем развитии личности школьника. При регулярном выполнении физических упражнений происходит развитие мышечной памяти, а это способствует сохранению двигательного потенциала до глубокой старости. C помощью варьирования и поэтапного усложнения практических испытаний от этапа к этапу школьники вовлекаются в регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями. Это способствует также повышению качества преподавания предмета «Физическая культура» в школе [1].
Олимпиада по физической культуре решает следующие задачи:
- выработать у школьников потребность в постоянном физическом самосовершенствовании;
- расширять теоретические знания по физической культуре;
- пропагандировать здоровый образ жизни с целью профилактики и устранения вредных привычек;
- выявлять и поощрять наиболее подготовленных школьников, а также учителей физической культуры и руководителей образовательных учреждений, добившихся высоких результатов в развитии физической культуры [2].
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» – это конкурсное испытание учащихся 9–11-х классов средней (полной) школы: отдельно для юношей и девушек в своих возрастных группах.
Конкурсное испытание состоит из заданий теоретико-методического и практического характера [3,4]. Задания олимпиады составляются на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.
Победителем олимпиады может стать всесторонне развитый физически и интеллектуально школьник, который продемонстрировал свои знания и умения в области физической культуры.
Цель исследования состояла в проведении качественного анализа выполнения практических испытаний по гимнастике и баскетболу и составлении методических рекомендаций для уменьшения ошибок выполнения отдельных элементов.
Методы и организация исследования. Исследования проводились на базе Астраханского государственного технического университета в 2016–2017 учебном году в рамках регионального этапа Всероссийской олимпиады по предмету «Физическая культура» по разделам: гимнастика и баскетбол. В них приняло участие 79 юношей и 60 девушек 9–11-х классов.
Теоретико-методическое испытание заключалось в ответах на тестовые вопросы.
Практические испытания заключались преимущественно в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по курсу «Физическая культура». Олимпиадные задания состоят из набора технических приемов, характерных виду спорта, по которому проводится испытание [5].
В гимнастической дисциплине участники выполняли акробатическую комбинацию, которая оценивалась по двум параметрам: трудность исполнения и качество исполнения.
Критерий и методика оценки выполнения заданий были разработаны специально Центральной предметно-методической комиссией олимпиады. Максимально возможная оценка, как у юношей, так и у девушек составляла 20,0 баллов. За каждое неисполненное упражнение снималась «стоимость» этого упражнения (в баллах).
Оценка качества выполнения практического задания по баскетболу складывалась из двух параметров: времени, затраченного школьником на выполнение всего конкурсного испытания, и штрафного времени (за нарушения техники выполнения отдельных приемов).
Результаты и их обсуждение. Анализ полученных данных показал слабый уровень прыжковой подготовки школьников. Эти упражнения вызвали трудность у школьников (табл. 1, 2).
Таблица 1
Основные ошибки выполнения элементов гимнастики (юноши)
№ п/п |
Ошибки выполнения |
Сбавки в % |
1. |
Недостаточная высота полетной фазы прыжков, искажение рабочей осанки |
38 |
2. |
Отсутствие слитности, неоправданные задержки и паузы между элементами |
26 |
3. |
Сильное искажение обязательного элемента |
19 |
4. |
Недостаточная фиксация статических элементов |
9 |
5. |
Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом |
8 |
Таблица 2
Основные ошибки выполнения элементов гимнастики (девушки)
№ п/п |
Ошибки выполнения |
Сбавки в % |
1. |
Отсутствие слитности, неоправданные задержки и паузы между элементами |
31 |
2. |
Недостаточная высота полетной фазы прыжков, искажение рабочей осанки |
27 |
3. |
Сильноеискажение обязательного элемента |
16 |
4. |
Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом |
14 |
5. |
Недостаточная фиксация статических элементов |
12 |
Юноши и девушки допускают одинаковые ошибки. Разница заключается только в их количестве. Основной причиной выявленных ошибок служит недостаток развития мышечной памяти.
Самыми распространенными ошибками были ошибки приземления и недостаточной фиксации статических элементов. Чтобы избежать их, необходимо иметь хорошую мышечную систему.
Больше всего ошибок в практических заданиях по баскетболу связано с непопаданием мяча в кольцо (табл. 3,4).
Таблица 3
Основные ошибки выполнения практического задания по баскетболу (юноши)
№ п/п |
Ошибки выполнения |
Сбавки в % |
1. |
Непопадание мяча в кольцо |
38 |
2. |
Нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение) |
17 |
3. |
Выполнение ведения не той рукой (оговаривается правилами выполнения испытания) |
16 |
4. |
Обводка стойки не с той стороны |
15 |
5. |
Сбивание стойки и пропуск обводки одной из стоек |
14 |
Таблица 4
Основные ошибки выполнения практического задания по баскетболу (девушки)
№ п/п |
Ошибки выполнения |
Сбавки в % |
1. |
Непопадание мяча в кольцо |
27 |
2. |
Нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение) |
25 |
3. |
Обводка стойки не с той стороны |
18 |
4. |
Выполнение ведения не той рукой (оговаривается правилами выполнения испытания) |
18 |
5. |
Сбивание стойки и пропуск обводки одной из стоек |
12 |
У девушек, в отличие от юношей, также распространенной явилась ошибка нарушения правил техники ведения мяча.
Умение точно бросить мяч в корзину зависит от многих факторов: глазомера, технических навыков, силы основных мышечных групп, умения хорошо координировать свои движения. Существенную роль играют и психологические факторы: нервозность, недостаток решимости, торопливость и т.п. Девушки более эмоциональны, чем юноши, поэтому этот фактор очень сказывался в умении точно бросить мяч в корзину.
Среди остальных ошибок, которые были допущены участниками олимпиады, явилось недостаточное разнообразие условий применения того или иного приема, который стимулирует формирование и совершенствование способов его выполнения.
Результаты выступлений юношей и девушек по двум видам практических испытаний представлены в таблице 5.
Таблица 5
Итоговые результаты по практическим испытаниям школьников
|
Юноши |
Девушки |
Зачетный балл по баскетболу |
31,9±0,08 |
29,8±0,09 |
Зачетный балл по гимнастике |
15,5±0,07 |
15,4±0,08 |
Итоговый балл |
47,4±0,08 |
45,2±0,08 |
Как видим, у юношей зачетные и итоговые баллы выше, чем у девушек. Это объясняется более развитой мышечной системой у них.
Заключение. В процессе исследования было установлено, что зачетные баллы по всем видам испытаний у юношей выше. Они более выносливы, чем девушки, и более уверены в своих силах, проявляя при этом спокойствие, так необходимое на пути к победе.
Существенное влияние на правильное исполнение элементов гимнастики оказывает уровень прыжковой подготовки, а баскетбола – уровень координационных способностей. При организации уроков физической культуры эти факторы необходимо учитывать.
Гимнастика к тому же имеет определенные требования к развитию физических качеств. К примеру, в акробатической комбинации необходимо присутствие силы, гибкости и координации. Уровень развития этих качеств сказывается на выполнении гимнастических упражнений. В связи с этим школьниками были допущены грубые, средние и мелкие ошибки.
К грубым ошибкам было отнесено выполнение комбинаций без четкого начала или окончания. К средним ошибкам относилось невыполнение общей детали техники упражнения, значительное разведение ног и др. К мелким ошибкам относились ошибки, связанные с деталями техники.
Проанализировав результаты выступления школьников, можно предложить следующие рекомендации для более эффективной их подготовки к участию в олимпиаде на всех ее этапах и устранения некоторых ошибок:
- При разучивании упражнений необходимо соблюдать гимнастический стиль их выполнения.
- При управлении поворотом на необходимый угол, необходимо добиваться должного угла поворота в упражнении.
- При выполнении упражнений на равновесие надо добиваться устойчивости и правильного положения тела.
- Для развития прыгучести необходимо вводить на уроки физической культуры как можно больше прыжковых упражнений. При этом ограничить высоту прыжков и научить детей мягче приземляться, так как у них выражен недостаточный уровень проявления мышечной силы нижних конечностей. Следует также обратить внимание на дозировку этих упражнений, так как вегетативные функции у детей отстают от развития моторики. В связи с учащением дыхания при прыжках, упражнения должны использоваться в правильном сочетании дыхания и двигательных действий.
- Для развития точности броска в баскетболе на уроках по физической культуре необходимо использовать упражнения с мячом в эстафетах и подвижных играх.
- Для поддержания психофизиологического состояния организма детей в пределах нормы необходимо грамотно сочетать упражнения высокой интенсивности со средней и низкой.
Библиографическая ссылка
Гладенкова В.П., Жмыхова А.Ю., Шишкина Ю.П., Лобанова Ю.О. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26950 (дата обращения: 08.12.2024).