Актуальность проблемы и темы данной статьи обусловлена тем, что в 2017 году в российских аспирантурах состоялся первый выпуск аспирантов, обучавшихся в новых условиях реформирования института аспирантуры. «Закон об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.2012 г.) качественно изменил статус аспирантуры и ее место в системе образования, преобразовав ее из послевузовского в третий уровень высшего образования. Отнесение аспирантуры к основным профессиональным образовательным программам высшего образования в качестве его третьего уровня, находится в русле международной стандартной классификации уровней высшего образования и соответствует практике его реализации в Европе. Образовательные организации разрабатывают программы аспирантуры на основе Перечня направлений подготовки в аспирантуре. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» регламентирует обучение аспирантов в соответствии c Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС аспирантуры) по направлениям подготовки. В процессе обучения аспиранты выполняют учебный план, проходят практики и промежуточную, а конце обучения – государственную итоговую аттестацию, формами которой являются государственный экзамен и научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), при успешном прохождении которой получают диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Также приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок приема в аспирантуру и порядок проведения государственной итоговой аттестации. Образовательные программы аспирантуры подлежат не только лицензированию, но и аккредитации.
Изменение статуса аспирантуры вызывает многочисленные дискуссии в академической среде. Исследователи, анализируя первые результаты реформирования аспирантуры, отмечают неоднозначность указанных нововведений [11]. Так, в заявлении Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ от 31.03.2016 г. отмечается, что переход аспирантуры с уровня послевузовской подготовки на уровень высшего образования был «осуществлен механически, без учета особенностей аспирантуры как системы подготовки научно-педагогических кадров» [8]. Авторы [10, с. 5–15] говорят о недостаточной проработанности, нормативно-правовой неопределенности, внутренней противоречивости современной модели аспирантуры, связанной, прежде всего, с процедурой государственной итоговой аттестации аспирантов. Так, программа подготовки аспирантов, регулируемая ФГОС, не включает обязательную подготовку и защиту кандидатской диссертации. Также отмечается несовершенство механизмов финансового сопровождения реформы, что не позволяет большинству образовательных организаций реализовывать инновационные программы аспирантуры [5], а традиционная дисциплинарная структура предоставляемых финансовых ресурсов (контрольные цифры приема) не соответствует ни мировым трендам, ни структуре российских исследований и разработок [7].
В работе [15, c. 32] отмечается, что российская аспирантура оказалась не готова к реализации структурированных образовательных программ в соответствии с ФГОС, а целью аспирантской подготовки должна быть защита кандидатской диссертации.
Таким образом, очевидно, что в связи с изменением статуса аспирантуры необходим поиск новых подходов к содержанию образовательной программы аспирантуры, обеспечивающей эффективную подготовку кадров высшей квалификации. Явным становится противоречие между теми новыми требованиями, которые предъявляют основные «потребители» данного процесса – государство, научно-педагогическое сообщество и сами аспиранты – к системе подготовки кадров высшей квалификации, теми задачами, которые выпускникам аспирантуры предстоит решать, и прежними подходами к его реализации, результатом чего стала низкая эффективность данного процесса. Указанное противоречие позволяет обозначить научную проблему – необходимость разработки новой концепции образовательной программы аспирантуры, включающей как теоретическое осмысление, так и разработку ее конкретного методического обеспечения.
И первоочередным в данном процессе является ответ на вопрос: а каковы цели современной аспирантуры? Исследователи проблем аспирантуры выделяют два основных подхода к определению цели аспирантской подготовки: диссертационный и квалификационный [1]. Рассмотрим кратко каждый из них.
Позиция сторонников «диссертационного» подхода» заключается в том, что целью аспирантуры должна быть целенаправленная научно-исследовательская работа аспиранта и как ее результат - защита диссертации, а установленная ФГОС образовательная программа отвлекает аспирантов от подготовки диссертации. Согласно [15], кандидатская диссертация должна одновременно и совершенствовать и обогащать науку в конкретной области знаний, и стать научно-квалификационной работой, раскрывающей имеющийся потенциал аспиранта, обладающего набором определенных компетенций. Период обучения в аспирантуре связан не только с освоением образовательных программ структурированной модели, но и с важнейшим процессом самоактуализации личности, с выявлением, раскрытием и развитием возможностей и способностей аспиранта [15, c. 31]. Кроме того, исследователи, придерживающиеся «диссертационного» подхода, считают, что основные академические и исследовательские компетенции должны формироваться на уровнях бакалавриата и магистратуры, а в период обучения в аспирантуре данные компетенции могут только развиваться и совершенствоваться, главным образом, в ходе занятий научно-исследовательской работой [15, c. 31].
Основным противоречием современной модели аспирантуры является, на наш взгляд, то обстоятельство, что аспирантура, которая изначально создавалась для подготовки кадров высшей квалификации, получающих в результате подготовки ученую степень, теперь не ставит перед аспирантом цель в процессе обучения подготовить диссертацию к защите. Если предыдущий нормативно-правовой акт – «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» - однозначно включал в программу аспирантской подготовки модуль «Подготовка к защите диссертации», то ныне действующие ФГОС аспирантуры не содержат такого модуля (как и модуля «Кандидатские экзамены») и определяют в качестве цели аспирантской подготовки формирование определенного набора компетенций: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. Таким образом, подготовка и защита диссертации не являются обязательной задачей аспиранта. Мы разделяем точку зрения исследователей о значительном ослаблении при данном подходе именно исследовательской составляющей аспирантуры, ее «выхолащивании» [14, с. 78].
В свою очередь «квалификационный подход» к целеполаганию подготовки аспирантов, нашедший свое отражение в ФГОС, признает основой аспирантской подготовки организованный образовательный процесс, главная цель которого – подготовка компетентного специалиста, готового в равной степени и к исследовательской, и к преподавательской деятельности, способного к планированию и решению задач собственного профессионального и личностного развития, свободно ориентирующегося в своей и смежных с ней областях науки, узнаваемого в научном сообществе, то есть овладевшего полным набором универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, перечень которых закреплен в ФГОС соответствующего направления подготовки. По мнению авторов [2-4], образовательные программы подготовки аспирантов должны быть ориентированы на подготовку кадров для сферы научной и научно-педагогической деятельности, обеспечивать углубленное индивидуальное образование с приоритетностью признаваемых в мировом научном сообществе научных исследований. Эти программы должны быть направлены на выявление и освоение специфики научной, инновационной и преподавательской деятельности в конкретных областях научного знания и формирование у выпускников комплекса универсальных компетенций, необходимых для построения профессиональной карьеры.
На наш взгляд, немаловажным фактором в определении цели подготовки аспирантов и, соответственно, содержания образовательной программы аспирантуры является запрос рынка труда. Для кого же готовит кадры современная аспирантура? Исследователи составили рейтинг значимости рынков труда для выпускников аспирантуры. На первом месте в этом рейтинге - профессорско-преподавательский состав вузов, на втором - научные сотрудники вузов и научно-исследовательских институтов, на третьем - руководители и менеджеры образовательных и научных организаций. Каждый из названных рынков труда требует сформированности значимых именно для него компетенций. Так, для рынка труда ППС наиболее значимыми являются компетенции в сфере использования приемов и технологий образовательной деятельности; компетенции в сфере научно-исследовательской деятельности; компетенции в сфере личностного саморазвития; этические и коммуникативные компетенции. Для рынка труда научных сотрудников: компетенции в сфере научно-исследовательской деятельности; компетенции в сфере личностного саморазвития; этические и коммуникативные и информационно-технологические; компетенции в сфере экспертно-аналитической деятельности. Для рынка труда руководителей и менеджеров образовательных и научных организаций: компетенции в сфере личностного саморазвития; этические, правовые, проектные и организационно-управленческие; компетенции в сфере финансовой и фандрайзинговой деятельности; коммуникативные компетенции [12]. Безусловно, основным рынком труда, на который ориентирована подготовка аспирантов, является профессорско-преподавательский состав вузов. Необходимо отметить, что на данном рынке труда в последние годы складывается достаточно неблагоприятная ситуация для выпускников аспирантуры. Анализ статистических данных [9, с. 229-230] показывает тенденцию сокращения количества рабочих мест преподавателей как в целом, так и по отдельным должностям профессорско-преподавательского состава. Так, если в 2005/2006 учебном году численность ППС организаций высшего образования составляла 358,9 тыс. человек, то в 2014/2015 учебном году всего 299,8 тыс. человек. Данное обстоятельство, с одной стороны, порождает проблему трудоустройства выпускников, а с другой - повышает конкуренцию на рынке труда, особенно с учетом роста выпуска аспирантов по социально-гуманитарным специальностям, и вновь актуализирует проблему качества подготовки в аспирантуре.
Решение проблемы недостаточной ориентированности образовательных программ аспирантуры на требования значимых рынков труда возможно на путях разработки образовательных программ по профилям, которые не только соответствуют номенклатуре специальностей научных работников, но и учитывают целевую ориентацию на ключевые рынки труда и предъявляемые на них требования к компетенциям выпускников [12]. Мы разделяем точку зрения Б.И. Бедного о необходимости разносторонней образовательной программы аспирантской подготовки, направленной на развитие универсальных навыков выпускников аспирантуры вне зависимости от научного профиля их подготовки [14]. Кроме того, представляется интересным опыт разработки и апробации универсально-ориентированной образовательной программы подготовки аспирантов [6].
Таким образом, основным дискуссионным вопросом является вопрос о том, должна ли аспирантура сохранить свой прежний вид, где основной целью обучения аспирантов является подготовка и защита диссертации, или же стать полноценным третьим уровнем образования с обязательным освоением соответствующей образовательной программы по направлению подготовки, выполнением учебного плана, сдачей зачетов, экзаменов и не требовать от аспиранта на выходе защиты диссертации.
Если обратиться к мировой практике, то можно отметить два основных вида аспирантуры: классическую и структурированную. Аспирантура классического типа работает в соответствии c моделью «учитель – ученик». Структурированная аспирантура подразумевает реализацию в полном объеме образовательной программы, в структуру которой включена, прежде всего, обязательная диссертационная работа, кроме того, серьезная образовательная составляющая, направленная на формирование необходимых профессиональных компетенций, и, наконец, углубленная дисциплинарная и междисциплинарная подготовка [2, c. 81].
Таким образом, проблема заключается в том, какая модель аспирантуры предпочтительнее для современной российской системы образования и науки. И ответ на этот вопрос напрямую зависит от ясного осознания и четкой формулировки цели аспирантуры.
На наш взгляд, целью обучения аспиранта должна быть подготовка и защита кандидатской диссертации. Это следует определить в образовательной программе в виде самостоятельного блока, каковыми являются, например, блоки «Дисциплины (модули)», «Практики», «Научные исследования». Программа государственной итоговой аттестации аспирантов должна включать представление диссертации как форму ГИА.
Исходя из указанной цели подготовки аспирантов, в числе некоторых задач формирования образовательной программы аспирантуры можно назвать следующие:
- учет в процессе обучения аспирантов требований профессионального стандарта педагогического и научно-педагогического работника, отражающего структуру профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, который в своей работе реализует гностические, проектировочные, конструкторские, организационные и коммуникативные трудовые функции;
- обеспечение непрерывности и интеграции исследовательской подготовки на уровнях магистратуры и аспирантуры [13], исключив при этом в образовательной программе аспирантуры повторение и дублирование дисциплин и модулей из программ магистратуры и усилив формирование дополнительных компетенций, необходимых для успешного завершения научного исследования, грамотного оформления и представления его результатов;
- использование в полной мере потенциала сложившихся научных школ, так как обеспечить высокий уровень подготовки исследователей возможно только на базе конкурентоспособных научно-педагогических коллективов с достойным инфраструктурным и финансовым обеспечением проводимых исследований. Актуальность тематики диссертационных исследований аспирантов обеспечит их участие в реализации долгосрочных и перспективных научных проектов;
- построение образовательной программы аспирантуры на основе мониторинга современного рынка труда, применение методики, средств и форм обучения аспирантов, формирующих компетенции, востребованные на этом рынке;
- возможности проектирования индивидуальных образовательных траекторий аспирантов в образовательной программе аспирантуры.
Таким образом, мы разделяем мнение исследователей o том, что проблема разработки образовательной программы подготовки аспирантов – это практическая задача, которая может быть решена в том случае, если будет ясное представление о конечной цели работы аспирантуры в России и её ожидаемом результате. Целеполагание в данном случае должно исходить из того, что уникальность аспирантуры как института заключается в ее инфраструктурности для бизнеса, науки и образования.
Библиографическая ссылка
Капшутарь М.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА АСПИРАНТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛИ АСПИРАНТСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26934 (дата обращения: 07.10.2024).