Современная сфера образования характеризуется динамичностью, глобальной информатизацией и, как следствие, необходимостью широкого использования и постоянного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Многие современные ученые пишут, однако, что существует противоречие между высоким образовательным потенциалом ИКТ и недостаточностью исследований, определяющих технологии использования современных электронных дидактических ресурсов [1-3]. Осмысление выделенного противоречия позволяет обосновать актуальность темы статьи.
В рамках нашего исследования рассматривается дисциплина «Курс подготовки гида-переводчика» по направлению «Лингвистика» (45.04.02), которая изучается студентами заочного отделения как дисциплина по выбору в первом семестре обучения в магистратуре. Актуальность введения в учебный план данной элективной дисциплины обусловлена тем, что будущие выпускники-лингвисты неизбежно должны участвовать в развитии межнациональных связей, сотрудничества и контактов [4]. Организация элективного курса, однако, связана с необходимостью учета ряда факторов, таких как малое количество аудиторных часов, слабая мотивация студентов, необходимость в постоянном промежуточном контроле и ряд других. Учет этих факторов должен быть ориентирован на повышение эффективности образовательного процесса в рамках заочной формы обучения через процессы интенсификации, оптимизации, повышение интереса студентов, развитие целого ряда компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и специальных.
Дидактически правильно организовать самостоятельную работу студентов-заочников, на наш взгляд, возможно с помощью электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Согласно ГОСТу Р 52653-2006 ЭОР определяется как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [5]. Исследователи [1; 6-8] сходятся во мнении, что наиболее эффективным средством для организации самостоятельной работы студентов является применение платформы LMS Moodle (Learning Management System – система управления обучением), которая включает в себя средства подготовки и доставки образовательного контента до обучающихся, а также средства управления образовательным процессом. На основании проанализированных научных трудов (А.А. Андреева, В.М. Вымятин, Е.С. Полат, А.В. Хуторской и др.) и опыта использования различных образовательных платформ нами был сделан вывод, что LMS Moodle является надежным и удобным способом размещения ЭОР на базе высшего учебного заведения.
Каждый курс, разработанный на платформе Moodle, представляет собой ресурс, имеющий модульную структуру, в котором можно выделить следующие основные элементы:
- Интерактивный контент. Данный элемент позволяет создавать ИОР, например: вопросы с множественным выбором, презентации, интерактивные видео, задания Drag&Drop и др. Данный ресурс весьма эффективен и нагляден, однако он не оценивается платформой по 100-балльной шкале, как, например, элемент курса «задание» или «тест».
- Форум. Данный элемент курса является коммуникативным элементом, функционирующим в асинхронном режиме. Представлено несколько типов форумов: стандартный форум, где каждый участник может начать новое обсуждение; форум «вопрос-ответ», где студенты должны вначале ответить на вопрос; форум, где можно начать лишь одну тему. Данный элемент позволяет прикреплять рисунки, которые отображаются в сообщениях. Участники курса могут подписаться на сообщения из форума, в таком случае на их электронный адрес будут приходить уведомления, если новостная лента пополнилась записью. Преподаватель также принудительно может подписать всех студентов, например, на общий новостной форум. Сообщения форума можно оценивать.
- Вики. Данный элемент курса позволяет создавать документ несколькими людьми сразу с помощью простого языка разметки прямо в окне браузера, то есть с его помощью учащиеся могут работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.
- Глоссарий. Данный элемент курса позволяет создать основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов каждой лекции.
- Задание. Данный элемент курса позволяет руководителю курса ставить задачу, которая требует от участников обучения подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.
- Тест. Данный элемент курса позволяет преподавателю создать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть в закрытой форме (множественный выбор), с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других).
Нами был разработан курс на электронной платформе Moodle по дисциплине «Курс подготовки гида-переводчика» для магистров заочного отделения, обучающихся по направлению «Лингвистика» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в 2014-2017 учебных годах. Согласно учебному плану магистрантом заочного отделения, при общем объеме 138 часов, 122 часа отводится на самостоятельную работу. Поэтому перед преподавателем-методистом стоит задача организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность студентов на протяжении всего курса для достижения такого уровня развития студентов, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать для решения задачи знания и навыки [9]. Таким образом, одна из основных целей разработанного курса заключалась в активизации и интенсификации самостоятельной работы студентов на заочном отделении; создании комфортных педагогических условий для достижения образовательных целей.
Во вводной части курса представлены: рабочий план дисциплины; календарный понедельный план дисциплины, расширенный на весь семестр; список необходимой литературы со ссылками на онлайн-источники; правила аттестации по дисциплине; правила зачета с критериями оценивания полученных знаний; вопросы к зачету; глоссарий, где указано 20-30 ключевых понятий курса, соответствующих перечню вопросов к зачету; тест на знания глоссария; общие методические рекомендации по изучению дисциплины; общие методические рекомендации по самостоятельной работе. В этой части курса также представлен общий новостной форум, связанный с вопросами работы на платформе.
Каждый урок включает в себя пошаговые инструкции по выполнению заданий, необходимых для освоения практических навыков; задания для самостоятельной работы, предназначенные для закрепления полученных навыков по изучаемой дисциплине; ссылки на рекомендуемые учебные издания; гиперссылки на внешние источники информации с текстовыми документами (например, Wiki, saint-petersburg.com) и с видеоматериалами по теме (например, YouTube, TED); тестовые задания для организации промежуточного и итогового контроля. Содержание каждого урока может корректироваться самим педагогом во время изучения дисциплины.
Обратная связь на курсе осуществляется с помощью синхронной коммуникации в личных сообщениях и асинхронной коммуникации на форумах.
Учебный процесс на электронной образовательной платформе строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности преподавателя и студента [3]. Для того чтобы начать процесс самостоятельного познания, обучающихся необходимо ознакомить с новой проблемой, то есть новой познавательной задачей. Для данного этапа познания можно использовать разные методы и средства обучения. Обучающимся, например, можно предоставить для размышления противоречивые и проблемные ситуации, представить предмет изучения с разных сторон и указать на источник информации, где самостоятельно необходимо найти материал, знакомящий участников курса с изучаемой проблемой или темой. В качестве ознакомления с дисциплиной «Курс подготовки гида-переводчика» нами были разработаны компоненты урока, где учащиеся самостоятельно могли ознакомиться с различными точками зрения на проблему. Например, были представлены ЭОР, организованные с помощью гиперссылок, которые отсылают участников курса как к текстовым документам, так и к видеоматериалам для самостоятельного изучения. Также с помощью задания (рис. 1) студенты могли самостоятельно проконтролировать насколько хорошо усвоен материал урока.
Рис. 1. Пример задания
Каждый урок начинается с инструкций (рис. 2), благодаря которым участник курса может легко ориентироваться на платформе и выполнять задания строго по траектории, которую организовал педагог.
Рис. 2. Пример инструкций
После ознакомления с представленным материалом необходимо удостовериться, что материал воспринят адекватно и сформированы соответствующие навыки и умения, включая интеллектуальные умения (работа с информацией) [7]. На данном этапе требуется не индивидуальная работа, а групповая, которая позволяет совместными усилиями преодолеть возникшие трудности, ответить на сложные вопросы, помочь друг другу, обменяться мыслями. На платформе Moodle данную форму работы можно осуществить с помощью элемента курса – форум, как и было сделано в представленном выше ресурсе. Таким образом, проработав весь материал, обучающиеся могли обсудить возникшие вопросы и общие идеи в элементе курса форум под названием «To Guide or not to Guide?».
Для контроля формирования компетенций, которые были обозначены выше, в данном дистанционном курсе были выбраны такие форма контроля, как:
- Реферат. Участники курса получают задание провести самостоятельное исследование или изучить тему с опорой на представленные в Интернете или в традиционных изданиях первоисточники. Темы рефератов были предложены студентам заранее. По итогам самостоятельной работы обучающиеся присылают отчеты по электронной почте в установленный срок.
- Эссе. Обучаемые выражают свою точку зрения в творческом задании, которое присылают либо на почту, либо через платформу в установленный срок.
- Проект. Обучаемые выбирают тему для исследования в группах (2-3 человека), после чего посещают выбранную достопримечательность и готовят презентацию к заранее оговоренному сроку.
Внедрение интернет-технологий в процесс заочного образования проходил в соответствии с целями и задачами учебного процесса, а также с учетом андрагогических принципов обучения и был направлен на индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося. Результаты устного опроса и анкетирования после прохождения дистанционного курса (86 студентов) показали, что практически все студенты регулярно выполняют задания, в том числе и творческие, что позволяет судить об активности обучающихся. Большинство студентов (94%) испытывали положительные эмоции при работе с представленным курсом на платформе Moodle, лишь 6% отметили, что не испытывают никаких эмоций при необходимости использования ЭОР в обучении. 100% студентов отметили, что используют электронные средства при подготовке к занятиям (78% - очень часто, 22% - часто). 69% студентов отметили, что у них повысилась успеваемость по тем предметам, где педагог интегрирует различные интернет-технологии в обучение. 87% студентов отметили, что в дальнейшем хотели бы иметь возможность самообучения с помощью электронной образовательной платформы. Итоговый контроль в виде тестов и контрольных заданий продемонстрировал высокий уровень владения необходимыми знаниями (95% студентов имели финальные оценки по дисциплине «4» и «5»), что позволяет говорить об эффективности использования данного электронного ресурса для самостоятельной работы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что предложенный нами электронный дидактический ресурс имеет весьма высокий дидактический потенциал в рамках организации самостоятельной работы студентов заочного отделения, поскольку позволяет студенту реализовать собственную образовательную траекторию в процессе изучения дисциплины; выбрать те формы контроля и те проекты, которые представляют для студента наибольший профессиональный интерес, что повышает мотивацию студентов; позволяет ориентироваться во всем объеме изучаемого материала, выбирать соответствующий теме контент для осмысления, что активизирует навыки аналитического мышления; интенсифицировать синхронную коммуникацию с преподавателем благодаря быстрой обратной связи, что способствует индивидуализации образовательного процесса. Кроме этого, происходит оптимизация процесса обучения за счет включения «пассивных» (не регулируемых преподавателем) часов на самостоятельную работу в формат «активных», соответствующих аудиторному по содержанию.
Основы разработки данного дидактического ресурса могут быть использованы при формировании других подобных дидактических ресурсов.
Библиографическая ссылка
Шумская С.А. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ АВТОРСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26847 (дата обращения: 14.12.2024).