На протяжении всей истории человечества дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда привлекали к себе особое внимание [1; 2]. В те моменты, когда государство переставало оказывать им помощь, они становились серьезной угрозой для сохранения общества: пополняли ряды асоциальных и криминальных структур, бродяжничали, занимались попрошайничеством, воровством, грабежами, убийствами. В ходе исторического развития существовали разнообразные представления о человеческой неполноценности, в зависимости от требований, предъявляемых производством, экономических, политических условий, религиозных, правовых взглядов, уровня развития общего образования, медицины, культуры. Во время существования примитивных орудий труда людьми с отклонениями признавались лишь те, кто имел грубые недостатки, мешавшие добывать пищу с помощью элементарных приспособлений. В современном обществе даже незначительные формы нарушений психических или физических качеств могут существенно ограничить формирование профессиональной квалификации и овладение уровнем образования, позволяющем ориентироваться в окружающем мире [3].
Обучение и воспитание детей с ОВЗ – сравнительно молодая отрасль педагогической науки, которая возникла не многим более 200 лет назад. За данный период человечеству удалось добиться значительных результатов в процессе социализации наименее подготовленных к самостоятельной жизни детей [4-6]. Все это время не утихали научные дискуссии о том, каких детей считать особенными, нуждающимися в специальных образовательных условиях, в какой форме им должна оказываться помощь, каковы содержание, цели и задачи процесса обучения и воспитания [7-9].
Основными направлениями государственной политики в области специального (коррекционного) образования России являются: информатизация процессов принятия решений в области совершенствования систем общего и специального образования; повышение качества функционирования психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) с целью адекватного определения форм обучения и правильного комплектования образовательных организаций всех видов; обеспечение специальными условиями детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всех категорий для получения ими качественного образования [10]; создание условий для взаимодействия образовательных организаций общего и специального образования, реализующих инклюзивные подходы к обучению детей с ОВЗ [11]; создание правовых и организационных условий для успешного взаимодействия образовательных организаций общего и специального образования, ПМПК, ППМСЦ [12; 13]; совершенствование системы дополнительного профессионального образования специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, а также повышения квалификации профессорско-преподавательского состава специальных (дефектологических) факультетов организаций высшего образования [14; 15]; создание условий для развития системы подготовки подростков-инвалидов и подростков с ОВЗ к самостоятельному проживанию и профессиональному самоопределению; создание условий для участия в специальном образовательном процессе родителей или лиц, их замещающих; формирование положительного отношения общества к детям-инвалидам и детям с ОВЗ, соответствующего Конвенции ООН о правах инвалидов; проектирование компонентов системы общего и специального образования обучающихся с инвалидностью или ОВЗ, соответствующих современным запросам общества; создание общероссийского общественного объединения специалистов, обучающих детей с ОВЗ (Ассоциация дефектологов).
Информатизация процессов принятия решений в области совершенствования систем общего и специального образования предполагает создание информационной базы данных: о детях с инвалидностью, детях с ОВЗ; о системе государственных и негосударственных организаций, осуществляющих комплексную помощь детям с инвалидностью и/или детям с ОВЗ; о системе подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих комплексную помощь детям с инвалидностью и/или детям с ОВЗ; а также создание единой информационной сети для органов управления образованием в целях координации деятельности в области принятия оперативных управленческих решений.
Повышение качества функционирования психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) с целью адекватного определения форм обучения и правильного комплектования образовательных организаций всех видов предусматривает экспертизацию и модернизацию существующих диагностических технологий и методик для применения в условиях ПМПК, их лицензирование; создание Федерального банка данных о диагностическом инструментарии, получившем лицензии; совершенствование нормативных документов, регламентирующих деятельность ПМПК и обеспечение всех ПМПК адекватной нормативно-правовой документацией; изучение в системе профессионального образования, подготовки и переподготовки сертифицированных и лицензированных наборов диагностического инструментария, методик его применения.
Обеспечение специальными условиями детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ всех категорий для получения ими качественного образования осуществляется в ходе разработки и утверждения всех видов нормативной и учебно-методической документации с целью повышения качества деятельности образовательных организаций общего и специального образования, регулирования соотношения традиционных и инновационных подходов; организацией Федеральной базы данных о научной, учебно-методической литературе, технических средствах обучения и изделиях для комплексной реабилитации детей-инвалидов и/или детей с ОВЗ, социальной адаптации средствами образования; комплектованием всех образовательных организаций необходимым количеством апробированных учебников и учебно-дидактического материала для обучающихся; выявлением потребностей различных субъектов РФ в учебной литературе с целью создания перспективного плана книгоиздательской деятельности для системы общего и специального образования; снабжением всех образовательных организаций учебно-методической литературой; выявлением потребностей различных субъектов РФ в учебно-методической литературе с целью планирования переиздания и до издания учебно-методической литературы для системы общего и специального образования; внедрением инновационных методов, приемов и средств обучения, с учетом вариативности форм организации, в рамках существующего содержания образования образовательных организаций общего и специального образования; снабжением материально-техническими средствами образовательных организаций общего и специального образования (с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования); выявлением потребностей различных субъектов РФ в материально-техническом обеспечении образовательных организаций общего и специального образования с целью планирования поэтапного переоснащения и дооснащения системы общего и специального образования современными техническими средствами обучения.
Создание условий для взаимодействия образовательных организаций общего и специального образования, реализующих инклюзивные подходы к обучению детей с ОВЗ, определяет необходимость накопления информационной базы данных о продуктивном педагогическом опыте, теоретико-методологических подходах, методических разработках и положительных результатах в области инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ; обеспечения специалистов образовательных организаций общего и специального образования, родителей информацией об эффективных формах и моделях инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, требованиях к инклюзивному обучению, проблемах и достижениях инклюзивного обучения; разработки нового функционала специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и организаций дошкольного образования компенсирующего вида, как ресурсных центров инклюзивного обучения; организации системы межведомственного взаимодействия в обсуждении условий, моделей перспектив инклюзивного обучения, прогнозируемых результатов и возможных проблем (всероссийские конференции, круглые столы, освещение в СМИ); распространения успешных моделей инклюзивного обучения на всей территории страны.
Создание правовых и организационных условий для успешного взаимодействия образовательных организаций общего и специального образования, ПМПК, ППМСЦ предусматривает совершенствование отечественной законодательной и нормативно-правовой базы, соответствующей современным запросам общества, социально-культурным и экономическим условиям.
Совершенствование системы дополнительного профессионального образования специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, а также повышение квалификации профессорско-преподавательского состава специальных (дефектологических) факультетов организаций высшего образования подразумевает определение потребностей образовательных организаций общего и специального образования в профессионально подготовленных кадрах разного профиля; разработку и реализацию программ дополнительного профессионального образования для системы общего и специального образования, ПМПК, ППМСЦ (с учетом федеральных и региональных требований к уровню компетенций подготовки специалистов); экспертизацию и лицензирование образовательных программ профессиональной подготовки и переподготовки образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, способных проводить подготовку и переподготовку кадров в соответствии с запросами работодателей; реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с последующей оценкой их эффективности в условиях образовательных организаций общего и специального образования; разработку и реализацию программ дополнительного профессионального образования с применением дистанционных технологий.
Создание условий для развития системы подготовки подростков-инвалидов и подростков с ОВЗ к самостоятельному проживанию и профессиональному самоопределению: разработка инструментария для оценки уровня успешности сформированности жизненных компетенций (навыки самообслуживания, пространственно-временная ориентировка; социально-бытовая, социально-культурная и социально-трудовая адаптированность; коммуникативная деятельность (в том числе альтернативная коммуникация), самосознание и саморегуляция поведения в обществе; объем жизненного кругозора; готовность к жизненному и профессиональному самоопределению; социальная мобильность); формирование устойчивой мотивации на участие в общественно-полезном труде, трудовой занятости в соответствии с психофизическими возможностями, формирование интереса к ознакомлению с особенностями различных видов труда и профессий; воспитание положительного отношения к труду; развитие мотивации и личностной целеустремленности на овладение определенным видом труда, профессией в соответствии с собственными психофизическими возможностями, знаниями, умениями и интересами; формирование личностной установки на выбор и реализацию профессиональной карьеры; формирование навыков ручного труда, общетрудовых умений и навыков по определенным видам труда, профессиям; освоение элементов знаний о содержании и видах профессиональной деятельности, экономике современного производства, формах трудовой деятельности, оплате труда; формирование элементарных теоретических и практических знаний, начальных допрофессиональных навыков в овладении отдельными видами (операциями) профессионального труда (профессии); овладение рабочей профессией (полностью/ частично в совместном труде с сопровождающим); подготовка рабочих первого/второго разряда из числа лиц с легкими/умеренными нарушениями в интеллектуальном развитии на базе профессиональных колледжей и лицеев без получения среднего общего и профессионального образования со сроком обучения 1–2 года; овладение квалифицированной профессией; развитие представлений о профессиональной карьере, получение высшего профессионального образования; развитие межличностного взаимодействия, разнообразных форм общения с взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности; формирование личностных качеств целеустремленности, самоэффективности, навыков уверенного поведения, делового общения, планирования времени, активной жизненной позиции, умений взаимодействия в коллективе; осуществление личностной самореализации, достижение финансовой независимости, решение творческих целей и задач; включение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в профессиональную и социокультурную жизнь.
Создание условий для участия в специальном образовательном процессе родителей или лиц, их замещающих, предусматривает взаимодействие с ними как с равноправными участниками образовательного процесса.
Формирование положительного отношения общества к детям-инвалидам и детям с ОВЗ, соответствующего Конвенции ООН о правах инвалидов, определяет необходимость разработки и реализации национальной политики формирования положительного отношения общества к детям-инвалидам и детям с ОВЗ как к полноправным гражданам страны; создания национальной медийной продукции для демонстрации в СМИ с целью профилактики и преодоления негативного отношения общества к детям-инвалидам и детям с ОВЗ и пропаганды возможностей сотрудничества и взаимопонимания детей с нормативным развитием и их сверстниками с инвалидностью и ОВЗ; формирование адекватного отношения к инвалидам и лицам с ОВЗ в системе общего школьного образования нормативно развивающихся детей в ходе специальных курсов.
Проектирование компонентов системы общего и специального образования обучающихся с инвалидностью или ОВЗ, соответствующих современным запросам общества: создание государственной системы раннего выявления и ранней психолого-педагогической помощи в сопровождении и преодолении нарушений развития как структурного элемента отечественной системы образования; разработка системы раннего выявления детей, входящих в группу риска по подозрению на наличие возможных отклонений в развитии, по месту жительства и создание механизма своевременной комплексной психолого-медико-педагогической диагностики; разработка и апробация модели ранней дифференциальной психолого-медико-педагогической диагностики нарушенного развития у детей различных категорий для выявления потенциальных возможностей каждого ребенка и создания индивидуальных программ реабилитации, начиная с первых дней жизни; создание государственной системы ранней помощи в преодолении нарушенного развития и системы комплексного психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста с нарушенным развитием; проектирование разновозрастных моделей образовательных организаций для всех категорий детей; определение моделей взаимодействия организаций общего и специального образования всех ступеней; определение уровня сформированности профессиональных компетенций специалистов, принимающих участие в процессе обучения детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; определение степени участия родителей или лиц, их замещающих, в систему общего и специального образования; разработка нового содержания образования лиц с инвалидностью и/или с ОВЗ раннего, дошкольного, школьного возрастов, профессиональной подготовки и переподготовки.
Создание общероссийского общественного объединения специалистов, обучающих детей с ОВЗ (Ассоциация дефектологов), задачами которой являются: содействие процессу общедоступности образования; содействие повышению престижа профессий дефектологического направления, воспитание дефектологов в духе неукоснительного соблюдения норм общечеловеческих ценностей, профессиональной этики, положений закона; содействие созданию условий для активной профессиональной и общественной деятельности своих членов; содействие укреплению правовой основы деятельности дефектологов, их социально-правовой защищенности; вовлечение широкой дефектологической общественности к участию в гуманитарных, правовых и иных проектах и программах; развитие разностороннего сотрудничества между дефектологами, педагогами, психологами, медицинскими работниками, представителями общественных объединений родителей; содействие укреплению связи между дефектологической наукой, образованием и практикой; содействие решению социально значимых задач, повышению культуры и просвещения, обеспечение конституционных прав граждан.
В качестве выводов можно сделать заключение о том, что в последнее время в России вопросам помощи детям с инвалидностью и/или ОВЗ уделяется приоритетное значение. Положительные трансформации Российской системы специального образования обусловлены следующими факторами: совершенствование государственно-общественных отношений; социально-экономические и технические достижения в области помощи детям с ОВЗ; совершенствование законодательства в сфере образования; поступательное развитие дефектологии, как науки, сочетающей в себе медицинские основы отклоняющегося развития, специальную психологию и специальную педагогику; международное взаимодействие.
Библиографическая ссылка
Евтушенко И.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26825 (дата обращения: 14.10.2024).