В настоящее время в системе подготовки специалистов высшего уровня в качестве новой парадигмы заложен компетентностный подход [1]. В соответствии с этим подходом в результате реализации образовательного процесса у выпускника вуза должна быть создана системно не противоречивая сумма компетенций, которая должна позволять специалисту самостоятельно применять и совершенствовать в своей дальнейшей профессиональной работе полученные знания и сформированные умения и навыки. Таким образом, выпускник должен обладать профессиональной компетентностью как совокупностью [2] психических свойств и состояний, в которой выражается единство теоретических знаний и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Сформировать такую совокупность свойств и состояний возможно, если преподавание специальных узкопрофессиональных дисциплин, с одной стороны, базируется на базовых естественно-научных дисциплинах, а с другой стороны - имеет в своей завершающей фазе практическую компоненту, ориентированную на решение задач, которые максимально приближены к будущей профессиональной деятельности выпускника.
Подготовка специалистов по направлению «Фармация» регламентируется двумя документами: профессиональным стандартом «Провизор» [3] и Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего образования по специальности 33.05.01 «Фармация» [4]. В профессиональном стандарте приведена основная цель вида профессиональной деятельности «Обеспечение населения, медицинских и других организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами, в том числе изготовленными в аптечных организациях, и другими товарами аптечного ассортимента» и описаны основные трудовые функции. С учетом того что непосредственно экстемпоральные фитопрепараты и лекарственные средства растительного происхождения занимают до 40% аптечного ассортимента, выделим две трудовые функции [3], имеющие приоритетное значение для курса фармакогнозии.
- Розничная продажа, отпуск лекарственных препаратов по рецептам и без рецепта врача, с консультацией по способу применения, противопоказаниям, побочным действиям, взаимодействию с пищей и другими группами лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента. Данная функция требует знать современный ассортимент лекарственных препаратов, их характеристики, медицинские показания и способ применения, противопоказания, побочные действия, синонимы и аналоги.
- Проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента. Данная функция требует знания методов анализа, используемых при контроле качества лекарственных средств.
Для реализации указанных трудовых функций у студентов должны быть сформированы соответствующие профессиональные компетенции [4]:
ПК-13: способность к оказанию консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата;
ПК-10: способность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов.
В существующих на настоящий момент курсах фармакогнозии для высшей школы [5-7] построение учебного материала проводится по принципу группировки изучаемых лекарственных растений (ЛР) и лекарственного растительного сырья (ЛРС) по содержанию биологически активных соединений (БАС) определенной структуры. Очевидно, что такая группировка должна производиться на основе единообразного и логически связанного с физиологическими процессами, протекающими в растительном организме, подхода. Однако в подавляющем большинстве учебных материалов не используется последовательная и логически непротиворечивая классификации БАС растительного происхождения. В этом случае группировка ЛР и ЛРС по видам БАС носит во многом искусственный характер, не может быть логически выведена из предшествующих естественно-научных закономерностей и требует чисто механического запоминания.
В частности, как показано в [8], выделение в отдельную группу для изучения ЛРС, содержащего «сердечные гликозиды», не базируется на каком-либо типе химических соединений, принятых в современной органической химии. Соединения, которые относят к этому классу, являются широко известными тривиальными О-гликозидами, агликоны которых имеют совершенно разную химическую структуру и тем более биогенетическое происхождение. Название «сердечные» или «кардиотонические» отражает фармакологическую активность подобных соединений, но и сумма флавоноидных гликозидов боярышника также обладает подобной активностью. При этом агликоны карденолидов имеют стероидный скелет, в то время как флавоноиды такого скелета не имеют.
Аналогично при рассмотрении ЛРС, содержащих терпеновые соединения, необоснованно, с позиций органической химии, выделяют тритерпеновые сапонины и стероидные сапонины [6; 7] или даже «тритерпеновые сапонины стероидного происхождения» [5]. Вместе с тем любые сапонины имеют своим биогенетическим предшественником тритерпеновое соединение сквален, и в этом смысле все сапонины могут быть только тритерпеновой природы и различаются исключительно химической структурой, но ни в коем случае не происхождением. В этом смысле и вышерассмотренные «сердечные гликозиды» являются производными сапонинов стероидной структуры и отличаются от своих биогенетических предшественников только наличием ненасыщенного лактонного кольца в 17-м положении. Соответственно такое ЛРС должно рассматриваться в разделе БАС тритерпеновой природы.
В классификации фенольных соединений выделяют широко известный с середины ХХ века класс соединений – фенилпропаноидов, имеющих скелет С6–С3. Известно [8], что в растениях все фенольные соединения, за исключением нескольких соединений хиноидной структуры, синтезируются по схеме: шикимовая кислота → фенилаланин → фенилпропаноид.
Вместе с тем в [7] отдельно выделена группа «простых фенолов», куда включен гидрохинон как двухатомный фенол, фенолоспирты и т.п., которые напрямую в растительном организме не синтезируются, а являются редукционными формами фенилпропаноидов.
Аналогично хиноидные соединения могут быть объединены в отдельную группу только по принципу наличия в их структуре хиноидного ядра, в то время как все они имеют различных биогенетических предшественников, и ЛРС, содержащие хиноны, должны рассматриваться в разных разделах курса фармакогнозии.
Следует в дополнение к [8] отметить, что неоднородна и такая группа БАС, как «органические кислоты и витамины». Под органическими кислотами можно понимать и карбоновые алифатические кислоты, глюкоуроновые кислоты – компоненты пектинов, и гулоновую кислоту – предшественник витамина С. Кроме того, есть фенилкарбоновые кислоты (соединения со скелетом С6-С1) и фенилпропановые или коричные кислоты (соединения со структурой С6-С3). Еще более разнообразна группа липофильных витаминов – хиноидные структуры - витамин К, тетратерпены - каротиноиды и т.д. Все приведенные соединения обладают не только различной структурой, но и синтезируются в растениях по разным путям биосинтеза.
Отмеченные выше недостатки в используемых системах классификации природных БАС необоснованно затрудняют понимание и усвоение студентами курса фармакогнозии, т.к. разрывают логические связи с базовыми фундаментальными науками.
В связи с вышеизложенным логично и обоснованно классифицировать БАС растительного происхождения, исходя из особенностей их биосинтеза в растениях. В процессе поиска биогенетических предшественников основных групп БАС можно, обобщая материал [8; 9], выделить следующие типы метаболизма, в соответствии с которыми провести разделение учебного материала:
- Основной метаболизм, или углеводно-липидный – здесь синтезируются все БАС, необходимые для роста и развития любого растительного организма. Соответственно в этом разделе последовательно изучаются ЛРС, содержащие следующие группы БАС - полисахариды, кислотные дериваты полисахаридов: глюкоуроновые кислоты - пектины и гулоновая кислота - ее лактон - аскорбиновая кислота; жирные масла, карбоновые кислоты.
- Специфический метаболизм – в процессе синтезируются видоспецифичные БАС, необходимые для приспособления конкретных видов растений к условиям произрастания и повреждающим а- и биогенным факторам. В зависимости от путей биосинтеза можно выделить два подтипа специфического метаболизма:
2.1. Изопреноидный метаболизм (синтез по пути ацетилкоэнзим А – мевалоновая кислота – изопрен). Здесь рассматриваются ЛРС, содержащие изопрен и его дериваты - такие как моно-, сескви-, ди-, тетра- и политерпеноиды; тритерпеноиды различной структуры и их производные.
2.2. Фенольный метаболизм (два пути – поликетидный и фенилпропаноидный). В свою очередь в данном разделе изучаются ЛРС, содержащие хиноидные соединения как соединения смешанного биосинтеза (фенилпропаноидного и изопреноидного), соединения ацетатно-малонатного биосинтеза, в т.ч. антраценоиды со структурой хризацина; фенилпропаноиды; их редуцированные дериваты (так называемые простые фенолы), и дериваты, образованные по смешанному пути - стильбены, флавоноиды и полифенольные соединения.
- Дополнительный, или азотный, метаболизм – в процессе азотного метаболизма происходит включение аминогрупп через кетоглутаровую кислоту во все процессы биосинтеза. В дальнейшем, в результате процесса переаминирования, аминные группы могут включаться в любые синтезируемые структуры с образованием как основных метаболитов – протеиногенных аминокислот, так и специфичных, которые включают наряду с алкалоидами цианогенные гликозиды и непротеиногенные аминокислоты.
Построение курса фармакогнозии по разделению ЛР и ЛРС по содержанию основных групп БАС в соответствии с предложенной биогенетической классификацией [9] требует базовых знаний по физиологии и биохимии растений и позволяет достичь нескольких целей образовательного процесса:
- Сформировать у студентов логические связи между фармакогнозией и предшествующими ее изучению естественно-научными дисциплинами (ботаника, физиология и биохимия растений).
- Сформировать единообразные подходы к стандартизации ЛРС по главным действующим БАС.
- Сформировать понимание закономерностей накопления БАС в растениях и обоснованный подход к заготовке ЛРС.
В курсах ботаники, используемых при подготовке специалистов на фармацевтических факультетах вузов [10; 11], основное внимание уделено вопросам морфологии, анатомии и систематики растений. Вопросы физиологии растений ограничиваются рассмотрением процессов фотосинтеза и в этом смысле не позволяют сформировать у студентов понятийный и логически непротиворечивый базис для понимания глубинного смысла биогенетической классификации БАС. Для ликвидации этого пробела нами было предложено [12] расширить курс ботаники за счет часов регионального компонента ФГОС и ввести в него изучение основ физиологии и биохимии растений.
В предложенном подходе особняком стоят эфирномасличное и алкалоидоносное ЛРС. В существующих курсах фармакогнозии эфирномасличное сырье рассматривают как содержащее низшие терпеноиды, т.е. БАС изопреноидного механизма. Вместе с тем в составе эфирных масел выделяют не только моно- и сесквитерпеноиды, но и ароматические соединения фенольной природы. Таким образом, эфирные масла являются многокомпонентными смесями, содержащими БАС различной природы, и эфирномасличное сырье необходимо изучать после ЛРС, содержащего БАС основного и специфичного метаболизма.
Алкалоиды, как азотсодержащие соединения синтезируются в дополнительном метаболизме, когда в результате переаминирования из кислот цикла Кребса, захватывающих аминогруппы, образуются через аминокислоты истинные гетероциклические алкалоиды, или когда аминогруппа переносится на структурные единицы, синтезированные по другим путям биосинтеза, например изопреноидному – дитерпеновые и стероидные алкалоиды. В этом плане алкалоиды целесообразнее рассматривать в конце курса фармакогнозии.
В предложенном курсе наряду с практическими занятиями по изучению ЛР и ЛРС содержащим БАС одной классификационной группы, предусмотрены лабораторные работы по качественному химическому анализу (для определения подлинности ЛРС) и по их количественному определению (для установления доброкачественности ЛРС), что позволяет сформировать требуемые по ФГОС компетенции уровня умения. В заключение курса предусмотрена учебно-исследовательская работа по стандартизации ЛРС, которая формирует у студента требуемые практические навыки. В результате обучения по предложенному курсу фармакогнозии у студента будут сформированы профессиональные компетенции, необходимые для выполнения трудовой функции, связанной с проведением приемочного контроля ЛРС и фитопрепаратов на его основе.
Вместе с тем способность и умение проводить анализ ЛРС и фитопрепаратов не гарантируют выполнение студентами второй, не менее важной трудовой функции, связанной с консультацией по способу применения ЛРС и фитопрепаратов, противопоказаниям, побочным действиям, взаимодействию с пищей и другими группами лекарственных препаратов. В существующих курсах фармакогнозии эти знания рассредоточены по всему курсу и не дают возможность сформировать соответствующую компетенцию. Для формирования такой компетенции необходима группировка ЛР и ЛРС, основанная на фармакотерапевтической классификации. В настоящее время такой подход используется для подготовки учащихся фармацевтических колледжей [13] т.е. для специалистов со средним профессиональным образованием, которые в своей деятельности не сталкиваются с вопросами анализа ЛРС и фитопрепаратов. Возникшую проблему решают, вводя курс фитотерапии [14]. Однако нужно иметь в виду, что фитотерапия - врачебная специальность и требует соответствующей врачебной подготовки, которая не предусмотрена в системе подготовки провизоров. В предлагаемом курсе фармакогнозии, рассматривая его в широком плане, предусмотрен курс фитофармации, который проводится после завершения обучения по основному курсу фармакогнозии, где материал построен по химической общности групп БАС на основании их биогенетической классификации. Фитофармация – дисциплина, изучающая ЛРС и фитопрепараты на их основе, применяемые при лечении наиболее распространенных заболеваний с учетом их противопоказаний, нежелательных реакций, а также взаимодействия с пищевыми растениями. В курсе фитофармации ЛРС сгруппированы по их фармакотерапевтической классификации и основной упор делается на научно обоснованное, с использованием суммы знаний, полученных в основном курсе фармакогнозии, консультирование по способу применения ЛРС и изготовлению экстемпоральных фитопрепаратов на их основе, противопоказаниям, побочным действиям, взаимодействию с пищей и другими группами лекарственных препаратов. Курс фитофармации завершается решением ситуационных задач по эквивалентной и обоснованной замене ЛР в составе многокомпонентных фитопрепаратов, что позволяет сформировать требуемые в данной профессиональной компетенции умения и навыки.
Выводы
Предложенный усовершенствованный трехэтапный курс фармакогнозии дает возможность сформировать у выпускника-провизора необходимую сумму компетенций и подготовить его к выполнению требуемых трудовых функций.
На первом этапе изучается курсе ботаники с дополнительным разделом физиологии и биохимии растений, что позволяет сформировать у студента логические взаимосвязи с базовыми естественно-научными закономерностями и подготовить его к изучению основного курса фармакогнозии.
На втором этапе в основном курсе фармакогнозии изучаются ЛР и ЛРС, сгруппированные по биогенетической и химической общности содержащихся в них БАС, что формирует группу компетенций, необходимых для выполнения экспертизы качества ЛРС и фитопрепаратов.
Изучаются фитопрепараты и ЛРС, сгруппированные по фармакотерапевтической общности, что позволяет сформировать вторую группу компетенций, необходимых для консультирования пациентов.
Библиографическая ссылка
Круглов Д.С. КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КУРС ФАРМАКОГНОЗИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26734 (дата обращения: 16.02.2025).