Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

Организация исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа как средство ориентации их на непрерывное педагогическое образование

Одинцова Л.А. 1 Михайлова О.Ю. 1, 2
1 Алтайский государственный педагогический университет
2 Барнаульский государственный педагогический колледж
В настоящей статье на основе анализа научно-педагогических работ, посвященных организации непрерывного педагогического образования, личного опыта организации исследовательской деятельности студентов в педагогических учебных заведениях различного уровня обоснована необходимость подготовки студентов к включению в последипломное непрерывное образование и выявлена роль формирования исследовательской деятельности в системе этой подготовки. Сформулированы принципы, положенные в основу конструирования системы формирования исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа. Выявлены особенности отбора содержания исследовательской деятельности на основе рассмотренных принципов и описан методический инструментарий реализации системы формирования исследовательской деятельности, позволяющий осуществить непрерывное обучение студентов различным исследовательским действиям с постепенным их усложнением. Проиллюстрирована роль различных форм учебной и внеучебной работы в реализации системы формирования исследовательской деятельности студентов.
непрерывное педагогическое образование
организация исследовательской деятельности студентов
системность
многоуровневость
преемственность подготовки студентов
гармонизация теоретической и практической подготовки
1. Орлов А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы /А.Н. Орлов. – М.: Изд-во МПГУ, 1991. – 196 с.
2. Герман М.В. Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность /М.В. Герман // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 2 (18). – С. 147-154.
3. Григорьев Н.Ф. Университет как системообразующий элемент региональной системы непрерывного образования: дис. … канд. пед. наук. – Казань, 1999. – 203 с.
4. Одинцова Л.А., Григорьева О.Ю. Самостоятельная работа студентов бакалавриата как средство включения их в непрерывное образование / Л.А. Одинцова, О.Ю. Григорьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.; URL: http//www science-education/ ru //article/view?id=26158 (дата обращения: 17.03.2017).
5. Лозовая Н.А. Исследовательская деятельность студентов – будущих инженеров в процессе математической подготовки: критерии подготовки и уровни их проявления /Н.А. Лозовая // Вестник КГПУ им. В.П. Евстафьева. – 2012. – № 3 (21). – С. 88-92.
6. Саранцев Г.И. Гармонизация профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» /Г.И. Саранцев // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20. – № 2. – С. 211-219. DOI: 10.1550711991-9468.083.020.201602.211-219.
7. Одинцова Л.А., Михайлова О.Ю. Семинарские занятия по математическим дисциплинам как средство гармонизации фундаментальной предметной и практической подготовки будущих бакалавров педагогического образования / Л.А. Одинцова, О.Ю. Михайлова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.; URL: http//www science-education/ ru //article/view?id=2511 (дата обращения: 17.03.2017).

В современных условиях требования, предъявляемые к специалисту в любой сфере деятельности, акцентируют внимание на приобретение профессионального опыта, для овладения которым необходимо усвоить знания о видах профессиональной деятельности и освоить умения их осуществления, а также изучения, обобщения и адаптации к определенным производственным условиям имеющегося опыта, нашедшего отражение в научно-методической литературе. Таким образом, осознанному и продуктивному овладению профессиональным опытом должно предшествовать создание необходимой теоретической базы, на которую может опереться человек. Поскольку знания и умения осуществления профессиональной деятельности быстро устаревают, необходимо постоянное их обновление и пополнение, служащее совершенствованию профессиональной деятельности и внедрению в практику инноваций в определенной сфере.

В связи с этим и возникла идея реализации непрерывного образования. Существуя со времен Аристотеля, Платона и Конфуция, она постоянно развивалась, внедрялась  в практику профессионального образования. В нашей стране тоже накоплен опыт реализации послевузовского педагогического образования: действовали институты повышения квалификации учителей; на производстве ­– наставничество, когда опытные специалисты помогали выпускнику вуза адаптироваться к новым условиям, освоить имеющийся опыт на производстве; органы образования регулярно организовывали семинары, знакомящие учителей с достижениями педагогической науки и практики. Педагогические вузы проводили научно-практические конференции, мастер-классы по актуальным проблемам развития образования, на которые приглашались учителя-практики. Однако стройной системы непрерывного образования не существовало. Существенный толчок развитию непрерывного образования в разных странах дало обсуждение на конференции ЮНЕСКО в 1965 году его концептуальной идеи, представленной П. Лендграндом. Но до сих пор нет единой трактовки данного понятия, единого подхода к построению непрерывного образования. Взяв за основу трактовку, предложенную А.Н. Орловым [1], будем понимать под непрерывным образованием целенаправленный процесс, гармонизирующий образовательные воздействия на личностное и профессиональное развитие человека в течение всей жизни в системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих его общекультурное развитие и профессиональную подготовку, исходя из общественных и личностных потребностей и запросов.

Таким образом, функциями непрерывного образования являются: обеспечение постоянного личностного развития и творческого совершенствования человека в соответствии с его способностями, склонностями, интересами и постоянно растущими потребностями государства и общества в мобильных, гибких, творческих специалистах для различных сфер деятельности.

Для включения в непрерывное образование любой член общества должен получить определенную мотивацию, осознать важность его для личностного роста, для профессионального и творческого самосовершенствования, приобрести определенные знания и умения организации самообразовательной деятельности, выбора перспективных направлений профессионального роста, овладеть методами исследовательской деятельности.  Иначе говоря, создать благоприятные стартовые возможности для включения в непрерывное образование. Считаем, что такая стартовая база должна создаваться во время обучения в профессиональных учебных заведениях различного уровня.

Целью настоящей статьи является выяснение роли и задач средних профессиональных образовательных учреждений в области педагогического образования в подготовке специалистов, обладающих вышеперечисленными качествами и готовых включиться в последовательное непрерывное педагогическое образование, выстроить в нем свою индивидуальную образовательную траекторию, оценив свои возможности и способности.

Исходя из изучения зарубежного опыта организации непрерывного образования, можно отметить, что там именно университетам отводится ведущая роль в организации последипломного образования [2, 3]. Подойдем с несколько иных позиций к определению роли педагогических учебных заведений в становлении и развитии непрерывного образования. Как мы уже отмечали в статье [4], любой член общества, прежде чем включиться в непрерывное последипломное образование, должен освоить те учебные действия, которые позволят ему свободно ориентироваться в потоке актуальной информации, в знаниях, составляющих теоретическую базу изучения нового профессионального опыта, и овладеть новыми видами профессиональной деятельности.

Для этого в процессе обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях студенты должны приобрести опыт творческой деятельности, овладеть методами научного изучения, составляющими основу исследовательской деятельности [5], следовательно, уже в педагогическом колледже необходимо начать формирование исследовательской деятельности обучающихся, используя средства различных предметных областей. Это окажет неоценимую помощь выпускнику педагогического колледжа при выборе профиля последипломного образования.

Выделим, прежде всего, какие принципы должны быть положены в основу отбора содержания и дидактического инструментария формирования исследовательской деятельности будущего учителя начальных классов в процессе преподавания математики.

Учитывая личный опыт в формировании исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, считаем целесообразным за основу формирования исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа в преподавании математики выбрать принципы: системности, гармоничного сочетания теоретической и практической подготовки, профессиональной направленности, многоуровневости, непрерывности и преемственности. Приведем характеристику каждого из них.

Принцип системности означает, что, приступая к формированию исследовательской деятельности студентов, преподаватель должен осуществлять системно-деятельностный подход, создав специальную систему, имеющую:

  • цель – сформировать личностные и профессиональные качества выпускника, позволяющие ему продолжить образование после получения диплома, свидетельствующего о достижении определенного уровня профессионального образования;
  • содержание – систему заданий, на основе которых будет формироваться исследовательская деятельность на учебных занятиях, при выполнении домашней самостоятельной работы, на внеклассной работе по предмету, при выполнении выпускной квалификационной работы;
  • инструментарий реализации разработанного содержания (формы, методы и средства реализации содержания по различным видам занятий);
  • критерии, характеризующие уровни сформированности исследовательской деятельности студентов.

Принцип гармоничного сочетания теоретической и практической подготовки ориентирует построение образовательного процесса таким образом, чтобы его содержание и методы осуществления не только способствовали формированию фундаментальной предметной подготовки, но и позволяли осознанно и достаточно глубоко овладеть приемами профессиональной деятельности, создать некоторую базу профессионального опыта [6].

Принцип профессионально-педагогической направленности означает, что разработанная система формирования исследовательской деятельности должна реализовываться в контексте будущей профессиональной деятельности и последипломного профессионального образования.

Принцип многоуровневости подразумевает, что процесс формирования исследовательской деятельности в педагогическом колледже должен реализовываться на пропедевтическом и систематическом уровнях. На пропедевтическом уровне преподаватель постепенно включает обучающихся в процесс постановки проблемы, поиска путей ее решения, анализа полученного решения, поиска источников информации по определенной проблеме, решения творческих задач.

В свою очередь, пропедевтический уровень может быть реализован на двух ступенях: явной и неявной. На неявной ступени студентам предлагается выделить основные этапы доказательства теоремы или решения задачи, пояснить, на основании какого известного предложения делается заключение на каждом из них; решить задачу нестандартным способом с подробным пояснением.  После накопления достаточного опыта выполнения таких действий на явной ступени преподаватель постепенно вводит необходимую терминологию и систематически включает в рассмотрение задачи, требующие поиска оригинальных решений и их обоснования.

На втором систематическом уровне студенты самостоятельно анализируют работу, выполненную однокурсниками, формируют список литературы по определенной теме, осуществляют рефлексию собственной деятельности.

Принцип непрерывности и преемственности ориентирует на реализацию горизонтальных и вертикальных взаимосвязей разработанного содержания и вертикальных взаимосвязей используемых форм, методов и средств формирования исследовательской деятельности на различных уровнях обучения (средней общеобразовательной школы, педагогического колледжа и педагогического вуза).

Для осуществления в соответствии с перечисленными принципами описанной выше подготовительной работы по ориентации и дальнейшему включению студентов педагогического колледжа в непрерывное образование необходим методический инструментарий, способствующий осознанному освоению и выполнению обучающимися учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности. Реализуя идеи системного подхода и учитывая необходимость гармоничного сочетания теоретической и практической подготовки, целесообразно использовать в различной степени все формы организации образовательного процесса: лекционные, практические, семинарские занятия, самостоятельную работу (в аудитории и дома) и внеурочную предметную деятельность (викторины, математические бои, олимпиады и т.д.).

На лекции преподаватель знакомит студентов с образцами исследовательской деятельности, на практических занятиях обучающиеся приобретают первичный опыт самостоятельного осуществления ее элементов; введение в практические занятия фрагментов семинарских занятий способствует гармонизации теоретической и практической подготовки и развитию опыта исследовательской деятельности (поиску и выбору наиболее адекватных рассматриваемой ситуации моделей, рациональных приемов обоснования утверждений в рамках соответствующей модели, анализу и интерпретации полученного решения на языке оригинала) [7].

Для реализации непрерывного образования важно сформировать умение осуществлять самообразовательную деятельность, в том числе самостоятельную исследовательскую деятельность. Следовательно, большую роль в подготовке к непрерывному образованию играет рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Причем в ходе аудиторной самостоятельной работы должны формироваться первичные умения самостоятельного выполнения учебных действий, в том числе и исследовательского характера, во внеаудиторной – отрабатываться навыки использования усвоенных методов и приемов. Внеаудиторная работа по предмету способствует повышению уровня мотивации к занятию исследовательской деятельностью, развитию творческого потенциала обучающихся.

Реализуя разработанное содержание, необходимо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы при выполнении заданий гармонично сочеталась работа с теоретическим материалом и его применение к решению практических задач, чтобы обучающиеся понимали, почему в каждом конкретном случае может быть применено определенное утверждение и как оно применяется. Важно, чтобы они могли выделить цепочку рассуждений при решении задачи и аргументировать каждый этап, провести анализ полученного решения. Весьма полезно проведение работы в парах и группах, чтобы студенты учились излагать результаты своего труда товарищам, обосновывать и пояснять выполненное задание, находить ошибки в рассуждениях партнеров, оценивать результаты их работы.

Поскольку исследовательская деятельность формируется на различных видах учебных занятий и во внеаудиторной работе, очень важно, чтобы все задания были взаимосвязаны, взаимодополняли друг друга, чтобы аудиторная работа готовила студентов к выполнению домашних заданий. Использование проблемного обучения тоже должно постоянно включать студентов в овладение приемами исследовательской деятельности, уровни проблемности должны использоваться по возрастанию сложности: проблемное изложение, проблемное обучение, проблемное учение, где студенты уже явно учатся ставить проблему, вести поиск и обосновывать решение, осуществлять его анализ, формулировать выводы.

Особую роль играет выполнение проектных заданий, курсовых и выпускных квалификационных работ. Работе над проектными заданиями должны предшествовать задания творческого и поисково-исследовательского характера, что позволит студентам овладеть умениями находить необходимые литературные источники, работать с ними, изучать самостоятельно научный материал, применять его к решению задач.

При осуществлении проектной деятельности студенты при непосредственной помощи преподавателя осваивают процесс постановки проблемы, целеполагания, выделения задач исследования, конкретизирующих цель, учатся конструировать гипотезу исследования. Используя имеющийся опыт, студенты ведут поиск литературных источников, изучают их, анализируют, выбирают понятийный аппарат, ведут поиск решения поставленной проблемы, обосновывают правильность решения. В качестве апробации проекта выступает подготовка презентации и защита.

В результате выполнения проектов студенты оказываются подготовленными к реализации еще одного вида учебно-исследовательской деятельности – написанию курсовой работы. Если при работе над проектом преподаватель оказывает существенную помощь, то здесь студенты самостоятельно осуществляют исследовательскую деятельность, преподаватель играет роль консультанта.

Завершающим этапом в подготовке к осуществлению исследовательской деятельности в колледже является написание выпускной квалификационной работы, в ходе которого отрабатываются навыки реализации различных исследовательских действий на всех этапах исследовательской деятельности.

Для выяснения эффективности функционирования разработанного методического инструментария подготовки студентов педагогического колледжа к включению в непрерывное образование был осуществлен мониторинг сформированности выделенных качеств личностного и профессионального развития обучающихся, составляющих базу включения их в непрерывное педагогическое образование, реализуемый на основе разработанного критериального аппарата. В результате мониторинга выявлена положительная динамика формирования мотивации самообразовательной и исследовательской деятельности студентов; осознания важности для педагогической деятельности непрерывного пополнения знаний и овладения профессиональным опытом на основе изучения достижений педагогической теории и практики; овладения основными этапами, методами и средствами работы с научно-педагогической информацией, организации самообразовательной и исследовательской деятельности.

В заключение отметим, что личный опыт авторов свидетельствует о том, что организация и развитие исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа, педагогического вуза способствует формированию исследовательской компетентности и нацеливает выпускников на постоянное пополнение знаний, ознакомление с инновационными процессами в образовании и развитие своего профессионального опыта при выполнении следующих условий:

  • развитие исследовательской деятельности происходит на основе принципов системности, гармоничного сочетания теоретической и практической подготовки, профессиональной направленности, многоуровневости, непрерывности и преемственности;
  • реализация указанных принципов происходит на основе разработанного методического инструментария и включает непрерывное обучение студентов различным действиям, составляющим исследовательскую деятельность, с постепенным их усложнением;
  • осуществление постоянного управления и формирование умений самоуправления, и постепенный переход от управления к самоуправлению исследовательской деятельностью студентов.

Библиографическая ссылка

Одинцова Л.А., Михайлова О.Ю. Организация исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа как средство ориентации их на непрерывное педагогическое образование // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26705 (дата обращения: 17.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252