Процессы глобализации оказывают существенное воздействие на развитие высшего образования в разных странах мира. Инженерное образование также испытывает на себе влияние глобализации, оно проявляется особенно отчетливо в развивающихся странах, где идет постоянный поиск наиболее эффективного зарубежного опыта, заимствование которого обеспечит рывок в образовании, а, следовательно, в экономике. В то же время развитые страны стремятся повысить свой статус на международном научно-образовательном рынке, распространяя собственные модели инженерного образования через академическую мобильность, экспорт образовательных услуг, а также использование собственных стандартов для аккредитации образовательных программ в других государствах.
Цель исследования
Цель данного исследования – охарактеризовать современное состояние инженерного образования во Вьетнаме с учетом влияния глобализации и межкультурных особенностей участников образовательного процесса.
Материал и методы исследования
Материалом исследования выступила практическая деятельность технических вузов Вьетнама, он был собран в процессе реального взаимодействия Казанского национального исследовательского технологического университета с партнерами во Вьетнаме, а также из последних публикаций в российских и зарубежных научных журналах и прессе. В качестве методов исследования использовались наблюдение, опрос, анализ продуктов жизнедеятельности, а также анализ, обобщение и сравнение международного педагогического опыта.
Результаты исследования и их обсуждение
Значительное влияние на современное состояние высшего профессионального образования Вьетнама оказали реформы, связанные с либерализацией экономики в 1980-х годах. Страна открылась миру, и появился целый ряд новых международных договоренностей. Следующим этапом на пути интернационализации вьетнамского высшего образования стало вступление страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2007 году, что открыло возможности выхода на вьетнамский образовательный рынок для иностранных государств. В рамках ВТО Вьетнам также стал участником Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), согласно которому в стране разрешено открывать образовательные учреждения со 100 % иностранного капитала. В настоящее время во Вьетнаме сосуществует несочетаемые для других стран неолиберальная политика и полный государственный контроль в сфере экономики и образования.
Экономические реформы во Вьетнаме сопровождались реформами высшего образования. Так, в период с 1998 по 2013 год число университетов увеличилось в четыре раза с 123 до 427, и эта цифра продолжает расти. Количество студентов, в свою очередь, выросло в 20 раз за последние двадцать лет и составляет в настоящее время более двух миллионов человек [1]. Университеты получили доступ к зарубежным образовательным моделям, образовательным программам, методикам преподавания, которые, однако, не могли быть перенесены во вьетнамские университеты в неизменном виде в силу целого ряда политических, исторических и культурных особенностей. В результате в стране появилось несколько направлений развития инженерного образования, основанных на таких моделях, как: традиционная конфуцианская, советская социалистическая, французская и американская модели.
В период французского колониализма во Вьетнаме до 1945 года в стране преобладала французская система образования, для которой было характерно наличие политехнических инженерных школ. После августовской революции 1945 года и до начала периода либерализации экономики инженерное образование Вьетнама следовало в основном советской модели, согласно которой в стране существовали специализированные технические вузы, большое внимание уделялось фундаментальной и теоретической подготовке инженеров и подразумевалось, что практические и прикладные навыки приобретаются непосредственно на производстве [2]. Сейчас эта модель сохранилась в северных провинциях Вьетнама. Университеты имеют узконаправленный инженерный профиль и готовят специалистов для местной промышленности. Здесь, в целом, наблюдается положительное отношение к советской модели образования в силу того, что многие профессора являются выпускниками советских вузов, владеют русским языком, используют русскоязычную научную и учебную литературу [3].
В настоящее время вьетнамским студентам предлагается три траектории получения инженерного образования. Первая траектория подразумевает учебу в государственных университетах, подчиняющихся Министерству образования и подготовки кадров или Министерству промышленности и торговли. Образовательные программы в данных университетах составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами. В рамках второй траектории предлагается получить образование в двух национальных университетах страны – Вьетнамском национальном университете в Ханое или Университете Хошимин. Университет в Ханое был основан в 1918 колониальными властями Французского Индокитая, и французское влияние в нем ощущается до сих пор; университет в Хошимине появился лишь в 1995 году путем объединения ряда сильных университетов города. Два данных университета имеют право самостоятельно разрабатывать образовательные программы, в том числе инженерные. Третья траектория – это зарубежные образовательные программы, которые студентам предлагается освоить во Вьетнаме либо в соответствии с договорами о двойных дипломах, либо в филиале зарубежных университетов; другой вариант – обучение за рубежом за счет собственных средств или грантовых программ отправляющей или принимающей стороны.
Влияние конфуцианской и советской моделей прослеживается во всех траекториях инженерного образования. Согласно конфуцианским учениям, образование рассматривается как основа для получения высокого социального статуса, поэтому его важной составляющей являются нормы морали и управления государством. Большая роль в образовании детей отводится семье, поэтому все программы университетского образования во Вьетнаме являются платными. Считается, что внося плату за образование ребенка, семья берет на себя ответственность за результаты обучения. Преподаватель почитается студентом выше родителей. Данное утверждение входит в противоречие с современным взглядом на место преподавателя в образовательной культуре исследовательского университета, где он вступает в равные отношения со студентом [4].
В соответствии с советской системой образования, право контролировать реализацию образовательных программ принадлежит государству. В стране существует строгая бюрократическая система, в соответствии с которой качество образования оценивается Министерством образования и подготовки кадров в соответствии с разработанными критериями. В последние годы все большее влияние приобретают западные образовательные модели, в результате чего многие программы инженерного образования реализуются в соответствии с международными стандартами. Так, в 2002 году при поддержке Всемирного банка во Вьетнаме был запущен проект создания первого частного университета, филиала Мельбурнского королевского технологического университета в г. Хошимин [5]. Данный проект нацелен на предоставление вьетнамским студентам западной модели образования, включая структуру управления университетом, образовательные программы, систему управления качеством. Будучи частным, университет имеет автономию в разработке и аккредитации образовательных программ, а также определенную долю независимости от Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама.
Большую роль в создании системы аккредитации образования во Вьетнаме сыграл Всемирный банк, выступив спонсором двух проектов в области высшего образования, направленных на обеспечение качества образования в период с 1996 по 2006 и с 2007 по 2012 годы. В 2007 году Министерство образования и подготовки кадров Вьетнама сделало обязательной аккредитацию всех образовательных программ через сеть университетов стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN (Association of Southeast Asian Nations) University Network) [6]. Сеть была основана в 1995 году, от Вьетнама в нее вошли два национальных университета, в Ханое и в Хошимине.
В 2006 году были разработаны рекомендации по аккредитации образовательных программ, включающие в себя 17 стандартов и 53 критерия, такие как цели, задачи и ожидаемые результаты обучения, содержание программ, спецификация программ, организация программ, дидактические концепции и стратегии обучения, оценка студентов, качество преподавателей, качество вспомогательного персонала, качество студентов, поддержка студентов, инфраструктура, обеспечение качества, мнение студентов, структура учебного плана, развитие персонала, обратная связь от работодателей, промежуточные результаты [7]. В 2008 году при Министерстве образования и подготовки кадров Вьетнама был создан Национальный совет по аккредитации, который, однако, был расформирован в 2010 году в связи с реализацией нового проекта создания системы аккредитации вьетнамского образования на период 2010–2020 гг. (Project on Developing Educational Quality Accreditation System in Higher Education and Vocational Education period 2010 to 2020) [8]. Система аккредитации программ высшего образования находится в процессе постоянного реформирования, все участники процесса осознают важность создания работающего инструмента аккредитации, одновременно учитывающего зарубежный опыт и национальные особенности Вьетнама.
В настоящее время в стране действует три центра аккредитации, при Национальном университете Вьетнама в Ханое, при Университете Хошимин и при Университете Дананга. Все университеты и образовательные программы обязаны проходить через процедуру аккредитации один раз в пять лет. Допускается получение аккредитации от одного из трех центров, либо от признанного международного аккредитационного агентства.
Среди международных агентств наибольшего успеха в аккредитации вьетнамского инженерного образования добился американский Совет по аккредитации программ в области техники и технологии (ABET, Accreditation Board for Engineering and Technology). При спонсорской поддержке со стороны американской корпорации Боинг (The Boeing Company), одного из самых крупных мировых производителей техники, ABET провел целый ряд обучающих семинаров в университетах Вьетнама с целью разработки комплекса мероприятий по подготовке к применению критериев ABET в программах инженерного образования. По итогам семинаров университеты провели внутреннюю оценку собственных образовательных программ на их соответствие критериям ABET и разработали планы по совершенствованию программ. В результате в 2014 году две программы национального Университета Хошимин, теория вычислительных систем и компьютерная инженерия, получили аккредитацию ABET [9].
Причина успеха именно американской аккредитации кроется в популярности американского образования среди вьетнамских работодателей. Такая популярность объясняется тем, что современным высокотехнологичным компаниям требуются инженеры, способные управлять потенциально инновационными проектами, а американская система образования, по мнению работодателей, развивает аналитические способности студентов, давая им возможность выражать собственное мнение через такие формы образовательного процесса, как дискуссии, семинары, самостоятельная работа, а также проектная деятельность, предусматривающая решение реальных задач производства. Все эти требования предусмотрены в критериях ABET аккредитации образовательных программ.
В условиях интернационализации образования и существования на территории Вьетнама различных типов высших учебных заведений, университеты превращаются в конкурирующие между собой структуры, выбирающие разные стратегии обновления инженерных образовательных программ в борьбе за абитуриентов и работодателей. К сожалению, в этой борьбе они оказываются бессильными при сравнении их выпускников с вьетнамцами, получившими образование в зарубежных странах. В связи с этим встает вопрос о признании вьетнамских дипломов об инженерном образовании и выживаемости всей системы инженерного образования, которая все больше тяготеет к американской модели.
Кроме того, в образовательной среде ведется множество дискуссий о соответствии инженерного образования потребностям местной экономики и промышленности. Как правило, вьетнамские образовательные программы длятся 5 лет, и по результатам обучения студентам выдается диплом, приравниваемый к степени бакалавра. В то же время в зарубежных университетах практически за тот же период времени можно получить диплом магистра, а затем – доктора философии (PhD), и стать намного более конкурентоспособным на вьетнамском рынке труда. Так, вьетнамцы, обучающиеся во Франции, за пять лет получают диплом инженера, приравниваемый на их родине к диплому магистра. Более того, зарубежный диплом позволяет трудоустроиться в любой стране мира [10]. Все это создает иллюзию, что обучение за рубежом намного лучше, чем на родине.
Возникающий конфликт приводит к тому, что инженеры, получившие образование во Вьетнаме, остаются работать на местных предприятиях, использующих устаревшее оборудование и технологии. Инженеры, получившие образование за рубежом, как правило, трудоустраиваются в современных инновационных компаниях. Большинство выпускников американских и французских учебных заведений формируют «промышленную элиту», занимающую руководящие должности в современных компаниях и промышленных предприятиях.
Примером взаимодействия инновационных компаний и университетов во Вьетнаме может служить проект корпорации Intel по обучению студентов, реализованный совместно с государственным университетом штата Аризона, США (Arizona State University). Проект получил название «Программа альянса в высшем образовании» (Higher Engineering Education Alliance Program (HEEAP)), и был реализован в период с 2005 по 2012 год [11]. Проект состоял в том, чтобы выбрать из числа студентов инженеров для работы на планируемом к открытию производстве корпорации во Вьетнаме. В рамках программы около ста вьетнамских студентов прошли стажировку в университете США, кроме того, была организована серия обучающих семинаров для более 300 вьетнамских преподавателей и представителей Министерства образования и подготовки кадров. В результате реализации проекта были разработаны новые учебные планы и проведена подготовка к их аккредитации через ABET.
Выпускники российских вузов также имеют большие шансы найти работу на совместных российско-вьетнамских инновационных предприятиях, таких как проекты нефтегазохимического комплекса с участием «Русвьетпетро», «Вьетсовпетро», «Вьетгазпром» [12]. Анализ вьетнамского опыта показывает неизбежность интеграции университетов в международные институциональные сети в условиях глобализации [13].
Заключение
Инженерное образование во Вьетнаме испытывает на себе значительное влияние процессов глобализации, в результате которых в стране одновременно существуют советская, французская, американская модели образования, однако, все они реализуются сквозь призму конфуцианской этики и политики централизации. Решением задачи улучшения инженерного образования может послужить разработка единых критериев обеспечения качества образовательного процесса, проверка соответствия которым может проходить через процедуру аккредитации образовательных программ. В настоящее время во Вьетнаме реализуется ряд проектов по разработке таких критериев и создания национального агентства по аккредитации инженерных образовательных программ при поддержке международных организаций.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ «Проектирование и реализация модели сетевого взаимодействия региональных вузов России и Вьетнама с целью интернационализации инженерного образования», проект № 15-26-09001.
Библиографическая ссылка
Зиятдинова Ю.Н. ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26691 (дата обращения: 07.10.2024).