Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сотников И.Б. 1 Плотникова Е.Г. 1
1 ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»
Основными видами служебной деятельности специалистов войск национальной гвардии являются служебно-боевая, организационно-коммуникативная и психолого-педагогическая. Потребность в повышении уровня подготовки к осуществлению служебной деятельности приводит к необходимости внедрения в образовательный процесс военного вуза инновационных технологий, в частности, интерактивных методов, форм и средств обучения. В статье рассматривается технология использования интерактивного обучения в образовательном процессе вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Показано, что формирование у будущих офицеров общеобразовательных и профессиональных компетенций представляет собой педагогическую деятельность, неразрывно связанную с использованием интерактивного обучения и основанную на структурно-функциональной модели обучения курсантов с применением технологии интерактивного обучения. Выделены мотивационно-целевой, структурно-содержательный, функционально-деятельностный и оценочно-результативный компоненты, которые взаимосвязаны между собой и являются основой формирования военного специалиста, соответствующего требованиям современного общества и мотивированного для личностного развития. Рассматривается педагогическая среда эффективного функционирования данной модели, построенная на условиях реализации интеллектуально-исследовательского, организационно-проективного и личностно-развивающего компонентов военно-профессиональной подготовки курсантов. Разработанная структурно-функциональная модель обучения курсантов с применением технологии интерактивного обучения направлена на совершенствование образовательного процесса военного вуза, формирование профессиональной компетентности военных специалистов.
образовательный процесс
педагогическая среда
технологии
модель
профессиональная компетентность
интерактивное обучение
1. Формирование готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск / А.Н. Ширяев [и др.]  Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 12. – С. 342–348.
2. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. [Электронный ресурс]. URL: http://balota2.narod.ru/data/mietodyka.html (дата обращения: 10.07.2017).
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
4. Подготовка военного специалиста нового типа / В.М. Капищенко [и др.] // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 2. – С. 33–40.
5. Сотников И.Б. Актуальность применения интерактивных форм обучения в вузах внутренних войск МВД России / И.Б. Сотников, О.П. Пузиков // Научное мнение. – 2016. – № 4 – 5. – С. 137–140.
6. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования / И.В. Непрокина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 7. – С. 61–64.

Функциональные задачи, возлагаемые на войска национальной гвардии Российской Федерации в условиях нестабильной политической и экономической ситуации на мировой арене, процессе реформирования войск и объективно существующих для нашей страны внешних угроз, обуславливают изменение базиса разрешения проблемы качества подготовки военного специалиста, для обеспечения, адекватной современным потребностям войск, деятельности будущего офицера.

Процессуальные компоненты (сущностный, технологический, оценочный) данного процесса на сегодняшний день требуют более углубленного теоретического и методологического обеспечения. Анализ научной педагогической и учебно-методической литературы позволил выявить связь особенностей осуществления профессиональной деятельности, требующей четкой сформированности профессиональной компетентности с основными категориями служебного функционирования специалистов войск национальной гвардии Российской Федерации, такими как служебно-боевая, организационно-коммуникативная и психолого-педагогическая.

Со служебно-боевой категорией служебного функционирования специалистов войск национальной гвардии Российской Федерации мы связываем не только способность к принятию решений, организации взаимодействия и всестороннего обеспечения действий подразделений, но и навыки использования логических заключений при анализе информации и её категорирования, владение методами моделирования и прогнозирования сложившейся ситуации, классификации и четкости постановки и выполнения задач.

Организационно-коммуникативная категория служебного функционирования специалистов войск национальной гвардии Российской Федерации предполагает навыки организации и сплачивания коллектива для выполнения служебно-боевых задач, планирования и распределения служебного времени, установления правильных отношений при работе с подчиненными и гражданским населением в ходе выполнения служебно-боевых задач, выстраивать отношения с начальствующим составом, сослуживцами и в обществе.

Психолого-педагогическая категория служебного функционирования специалистов войск национальной гвардии Российской Федерации органически переплетается с высокой общей и профессиональной подготовленностью и соответственно взаимосвязана со всеми категориями служебной деятельности военного специалиста. Она предназначена для решения задач по поддержанию в подразделении благоприятного психологического климата,

формирования система взглядов, убеждений, позиций и действий, раскрывающих сущность процесса индивидуально-воспитательной деятельности и использования творческих приемов в нестандартных ситуациях.

Как отмечают учёные в области военной педагогики [1], организационно-педагогические условия повышения качества подготовки военных специалистов соотносятся с функциональным, личностным и интегративным уровнями подготовки. Так, функциональный уровень актуализирует требование наработки практического опыта, включающего профессионально важные знания, умения, навыки и алгоритмизацию действий. Реализация личностного уровня заостряет внимание на мотивации обучаемых, их активном положительном отношении к профессиональной подготовке, на развитии свойств личности и ее способностей. Интегративный уровень рассматривает профессиональную подготовку в контексте синтеза обучения, воспитания, развития курсантов, формирования профессиональных и личностных компетенций, стремления курсантов к постоянному совершенствованию и саморазвитию.

В связи с этим определение методологического аппарата реализации предъявляемых требований к уровню подготовки военного специалиста в вузах войск национальной гвардии Российской Федерации в нашем исследовании сопоставляется с внедрением в образовательный процесс инновационных технологий обучения, в частности, интерактивного обучения.

Интерактивное обучение – чрезмерно полиэдрическое понятие. По мнению исследователя Н. Суворовой, слово «интерактив» пришло к нам из английского языка, от слова interact (inter – взаимный, act – действовать), и означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие [2]. По определению А.П. Панфиловой, интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятия, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта. На игре, тренинге или при анализе ситуаций готовые знания не даются, а обучаемые побуждаются к такой деятельности, которая требует самостоятельного поиска информации разнообразными игротехническими и креативными средствами [3]. Мы же в свою очередь связываем понятие интерактивного обучения с технологиями, методами, приёмами и средствами обучения как системой организации эффективного дидактического взаимодействия участников образовательного процесса.

В каждом военном вузе осуществляется претворение в жизнь компетентностного подхода, при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста, в порядке, установленном Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки. Залогом обеспечения качества военного образования является модернизация путей совершенствования профессиональной подготовки курсантов военного вуза.

Повседневная деятельность войск и войсковых подразделений опирается на современные достижения науки и техники. Она чувствительна к глобальным проблемам меняющегося мира. Это предполагает обновление содержания военного образования, способного гибко реагировать на достижения педагогической науки в подготовке кадров, разработки новых образовательных технологий, в основе которых заложен творческий характер учебного процесса, сочетающийся с глубоким проникновением в суть практической деятельности, овладением на высоком уровне общеобразовательными и профессиональными компетенциями [4].

В ходе изучения проблемы, применения интерактивных форм обучения в вузах войск национальной гвардии Российской Федерации, возникла необходимость в обосновании использования данных форм обучения [5]. Для этого нами было осуществлено моделирование процесса использования интерактивных форм обучения, которое отражает его назначение, суть и свойства.

Под моделью в педагогической науке понимается создаваемая на основе определенной системы взглядов и идей общая картина явления, которая с помощью творческой интуиции и настойчивого труда помогает понять и описать то, что мы изучаем. Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала, она является обобщенным отражением объекта, результатом абстрактного практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента [6].

На основе анализа научно-практических исследований мы разработали структурно-функциональную модель обучения курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением интерактивных технологий. Структура данной модели представляет собой взаимосвязанную систему, наполненную взаимодействующими компонентами (мотивационно-целевым, структурно-содержательным, функционально-деятельностным и оценочно-результативным).

Мотивационно-целевой компонент служит для формирования личностного смысла применения способов взаимодействия в образовательной среде, направленного на реализацию алгоритмов исполнения стандартных и нестандартных действий в предстоящей профессиональной деятельности, а также обеспечивает устремление курсантов к перфекционизму. Кроме того, в данный компонент входят задачи, определяемые государственным заказом на подготовленность специалиста.

Структурно-содержательный компонент определяет средства, методы и нормы деятельности при формировании знаний, умений и навыков курсантов военного вуза. Он учитывает специфику подготовки военного специалиста и раскрывает принципы и подходы деятельности. В процессе формирования мы выделяем три компонента профессиональной подготовки обучаемых (интеллектуально-исследовательский, организационно-проективный, личностно-развивающий).

Функционально-деятельностный компонент является основой обучения курсантов с применением интерактивных технологий. Здесь происходит поэтапная систематизация образовательной деятельности. Каждый из этапов соотносится с определённым набором методов, приёмов и форм образовательной деятельности, а также имеет своё педагогическое обеспечение.

Оценочно-результативный компонент представляет собой элемент оценки качества производительности организационно-педагогических требований образовательного процесса. Оценка осуществляется по уровням развития знаний, умений, навыков, полученных в контексте реализации интеллектуально-исследовательского, организационно-проективного, личностно-развивающего компонентов профессиональной подготовки будущих офицеров, каждый из которых характеризуется низким, средним и высоким уровнями.

Разработанная модель обучения курсантов с применением интерактивных технологий представлена на рис.

Предлагаемая структурно-функциональная модель обучения курсантов с применением интерактивных технологий позволяет определить общую систему подготовки курсантов как неразрывный педагогический процесс, рассматриваемый в виду таких основных параметров, как комплекс взаимодействующих друг с другом компонентов, неразделимость с возможностью совершенствования, повторяемость ключевых процессов и приспособленность к достижению педагогических целей.

Показанные в структурно-функциональной модели мотивационно-целевой, структурно-содержательный, функционально-деятельностный и оценочно-результативный компоненты обладают следующими педагогическими характеристиками:

- напрямую связаны с социальным заказом государства и запросами общества к качеству подготовки офицера войск национальной гвардии Российской Федерации;

- соотносятся с целями и задачами процесса приобретения умений и навыков, необходимых при выполнении служебно-боевых задач будщим офицерам, а также с методологическими основами подготовки военного специалиста;

- имеют ярко выраженные свойства подсистем, так как состоят из множества элементов и обладают сложной сущностной структурой.

Структурно-функциональная модель технологии интерактивного обучения курсантов

Степень зависимости данных посдсистем друг от друга определяется взаимоподчинённостью, каждой на своём системном уровне, их функций. Все эти подсистемы предназначены для решения общей образовательной задачи, направленной на конечный результат реализуемой структурной модели обучения курсантов с применением интерактивных технологий, при этом ключевое значение играет взаимосвязь целей, содержания, направлений, форм и методов педагогичекой деятельности.

Создание благоприятной педагогической среды, оказывающей благотворное влияние на образовательный процесс в целом, осуществляется за счет содержания военно-профессиональной подготовки, представленного в структурно-содержательном компоненте предлагаемой структурной модели и подразделяемого нами на интеллектуально-исследовательский, организационно-проективный и личностно-развивающий компоненты военно-профессиональной подготовки.

Интеллектуально-исследовательский компонент военно-профессиональной подготовки служит для активизации мыслительной способности и умственной инициативы обучаемого; непосредственно связан с решением поисково-исследовательской проблемы и направлен на получение персонального, принципиально нового опыта профессиональной деятельности; предусматривает овладение знаниями, умениями и навыками с помощью основных мыслительных операций: анализ, синтез, конкретизация, систематизация, обобщение, наблюдение и т.п.; предполагает эмпирическое использование полученных результатов;

Организационно-проективный компонент военно-профессиональной подготовки предполагает наивысший уровень самоорганизации и широкий спектр умений самостоятельной работы; а также развитые компетенции курсантов по оценке обстановки, планированию и принятию решений, прогнозированию результатов своей деятельности и возможных последствий, навыки ориентации на конечные цели и выстраивания стратегии адаптации к нестандартным ситуациям, овладение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля в контексте своего профессионального предназначения.

Личностно-развивающий компонент военно-профессиональной подготовки предусматривает развитие креативной активности курсантов, а также профессиональных качеств и отличительных характеристик, значимых для выполнения должностных обязанностей по служебному предназначению: активность, решительность, выдержанность, наблюдательность, быстроты реакции, находчивость, настойчивость, коммуникативная и информационная культуры, толерантность, психологическая устойчивость и т.п.

Высокий результат при формировании профессиональных компетентностей будет достигнут путём полного функционирования всех вышеописанных компонентов в контексте выделенного элемента структурно-содержательного компонента структурной модели.

Структурная модель обучения курсантов с применением интерактивных технологий представляет собой систематизированный процесс, основанный на взаимосвязи основных компонентов. Предлагаемая структурная модель обучения курсантов с применением интерактивных технологий внедрена в образовательный процесс Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Эффективность педагогических интерактивных технологий апробирована при обучении курсантов специальным дисциплинам, экспериментально установлено их соответствие современным требованиям, предъявляемым к подготовке военного специалиста. 


Библиографическая ссылка

Сотников И.Б., Плотникова Е.Г. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26690 (дата обращения: 20.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252