Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Арифулина Р.У. 1 Белогорская Л.В. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
2 ГБОУ ВО "Нижегородский инженерно-экономический университет"
Статья посвящена проблеме становления и развития волонтерской деятельности в европейских странах. Проведенный детальный историко-педагогический анализ позволил выделить основные становления данного вида деятельности в Европе. Выявлены социально-педагогические доминанты в деятельности волонтеров. Определена роль и значимость различных воспитательных сред в системе становления волонтерства. Выделены причины, уровни и барьеры формирования волонтерского движения в детско-молодежной среде в европейской истории. Проанализированы нормативно-правовые основы регулирования волонтерского движения в европейских странах. Особое внимание авторами уделено роли социальной среды: отмечены позитивные и негативные факторы формирования и распространения волонтерской деятельности в европейских странах. Авторами предпринята попытка определения социально-педагогического потенциала волонтерского движения для социализации современных детей и молодежи.
волонтерское движение
добровольчество
становление системы волонтерского движения в европе.
1. Шмелева Н.В., Бабаева А.В. Homo belli и национальная безопасность: к вопросу о культурной агрессии / Н.В. Шмелева, А.В. Бабаева // Вестник Мининского университета. – №1. – 2016. – URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/6f4/babayeva.pdf (дата обращения 25.06.2017).
2. Стагнеева А.В. Роль молодежных волонтерских организаций в обеспечении межрегионального приграничного сотрудничества / А.В. Стагнеева; НИУ БелГУ // Граница – среда инноваций: формирование умных приграничных территорий: материалы III междунар. молодеж. форума перспективного сотрудничества, Грайворон, 30 июня 2012 г. – Белгород, 2012. – С. 96-99.
3. Потапова И.А., Джумагалиева Г.Р. Волонтерское движение: прошлое и настоящее / И.А. Потапова, Г.Р. Джумагалиева. – Астрахань: Астраханский ун-т, 2012. – 68 с.
4. Камалова И.Ф., Мутугуллина Г.Р. История развития волонтерского движения в Европе. – URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/105944 (дата обращения 25.06.2017).
5. Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты. / А.Н. Перцовский // Работник социальной службы. – 2004. – № 5. – С. 45-49.
6. Ларионова Т.П. Модель координации благотворительной деятельности в современной Германии / Т.П. Ларионова // Учен. зап. Казан. ун-та: гуманитар. науки. – 2010. – Т. 152. – Кн. 5. – С. 18.
7. Волонтерская деятельность – европейские практики регулирования // https://eurobelarus.info/files/userfiles/ECNL-VOLONTERSKAYA-DEYATELNOST-EVROPEJSKIE-PRAKTIKI-REGULIROVANIYA.pdf (дата обращения 25.06.2017).
8. Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08 / Певная Мария Владимировна; [Место защиты: «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»]. – Нижний Новгород, 2016. – 368 с.
9. Шагурова А.А. и др. Волонтерская деятельность в Великобритании как форма социального воспитания молодежи / А.А. Шагурова [и др.] // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2015. – № 6(51). – С.223-226.
10. Юдина А.А., Линович М.В., Шарахина Л.В. Международная практика правового регулирования волонтёрства / А.А. Юдина, М.В. Линович, Л.В. Шарахина // Волонтер. – 2012. – № 3-4. – С.43-53.
11. Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08 / Певная Мария Владимировна; [Место защиты: «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»]. – Нижний Новгород, 2016. – 368 с.

Исходя из особенностей современного развития культуры, можно сделать вывод, что культура уже не выполняет тех задач, какие она должна была выполнять в своем классическом представлении. До второй половины XIX в. культура была связана, в первую очередь, с совершенствованием человека и общества. Культурный кризис конца XIX – начала XX в. ознаменовал новый поворот в дальнейшем развитии общества, когда массовая культура, связанная с культом потребления, переместила акцент своего развития с высококультурного уровня, основанного на нравственности и морали, на культуру потребления, связанную с экономическими, политическими задачами, не ставя цели духовного развития человека.[1, 2]. Однако, традиционные ценности, по-прежнему, остаются популярными в современном обществе.

Милосердие, участливое отношение к людям – одна из главных добродетелей Христианства. Любовь к Богу невозможно представить без любви к человеку и ко всему сущему на земле. Сколько существует человечество и религия, столь же долго длится история бескорыстной телесной и духовной помощи людям.

На французском языке слово волонтер звучит как «volontaire», на латинском - «voluntas» (от него и произошло русское слово волонтер). Волонтеров еще называют добровольцами: сочетание слов «добро» и «воля» [2, с.96-99].

В XVII–XVIII веках общая воинская повинность в Европе еще не была введена, и в армию набирали добровольцев, которых и называли волонтерами. Они и защищали свою страну в случае объявления войны. Впоследствии, в XX веке, слово приобрело более широкое значение – волонтером стали называть всякого человека, который добровольно оказывал помощь государству или другим людям, и не на словах, а на деле.

В крупные церковные праздники короли и императоры отдавали «должное» беднякам и нищим, преподнося им в эти дни милостыню в виде продуктов или денег. Со временем стали появляться так называемые богадельни, где находили приют сироты, беспомощные старики или калеки – первой отличилась Византия, за ней и другие европейские страны последовали ее примеру. Нередко волонтерство граничило с безрассудностью: незащищенные от заражения врачи ухаживали за больными чумой и холерой, заболевали сами и умирали.

На рубеже XIX и XX веков зародилось одно из самых старых и многонациональных волонтерских движений — «Красный Крест» (англ. International Red Cross). Идея создания этого движения пришла швейцарскому бизнесмену Анри Дюнану, он случайно оказался на поле битвы при Сольферино и стал свидетелем мучений тысяч раненых, которым никто не оказывал необходимую медицинскую помощь. Дюнан собрал жителей Сольферино, которые стали безвозмездно ухаживать за больными. И помощь оказывалась всем независимо от того, на чьей стороне они воевали. Дюнан написал книгу «Битва при Сольферино», в которой сформулировал идею добровольческого движения как помощь раненным на войне.

Первое молодежное волонтёрское движение, уже в современном, новом значении этого понятия было образовано после Первой мировой войны. В 1920 году во Франции около города Вердена был осуществлен первый проект волонтёрского лагеря. Молодые люди, немцы и французы, объединились для восстановления разрушенных во время войны исторических памятников и зданий. Волонтёры за свою работу не получали никакого материального вознаграждения, но регулярно обеспечивались проживанием, питанием и даже медицинским страхованием [3, с. 68]. Пожалуй, это событие можно назвать отправной точкой в развитии волонтёрства как нового, всеобщего социального феномена.

Это событие было названо беспрецедентным в мировой истории и послужило поводом для создания международной волонтерской организации SCI. Сегодня она считается самой старой из всех существующих. SCI, или Service Civil International, с французского переводится, как Международная Французская Помощь. Близок к ней по возрасту Красный Крест, о котором уже упоминалось выше. Вслед за ними появилась британская организация British Volunteer Programme, затем образовался Корпус Мира, волонтеры которого работают в Китае, Монголии, Филиппинах и других странах, а потом возникла германская служба развития Deutsche Entwiklungsdienst.

Во второй половине XX в. волонтерство на Западе крепко встало на ноги и обрело свою значимость. Добровольческая деятельность стала формой социального служения, которое осуществляется по свободному волеизъявлению граждан, и направленное на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях.

Одним из факторов развития волонтерского движения стала Вторая мировая война и полуразрушенная Европа, которую активно восстанавливали добровольцы. В 1960-х годах такой причиной стало массовое желание помирить Восточную и Западную Европу, с этой целью возникают десятки волонтерских программ. Тогда же (после Майских событий 1968 года во Франции и студенческих волнений 1960-х в Германии) становится понятно, что необходимо проводить осмысленную молодежную политику. Наравне с другими направлениями молодежной политики, волонтерство систематизируется и получает свои цели и задачи.

В 80-е годы XX века общественность все больше начали волновать проблемы экологии в мире, в результате чего появилось огромное количество экологических проектов и созданы экологические волонтёрские движения. Так уже в 1998 году силами волонтёрских организаций были осуществлены около 2000 проектов в области экологии в 84 странах мира.

В 90-е годы XX века деятельность волонтёров в европейских странах стала весомым экономическим ресурсом. При подсчетах на 1998 год этим видом деятельности была уже охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет – 79 % [3, 4].

В 1990 году на XI Всемирной конференции волонтерского движения в Париже была принята Всеобщая декларация добровольчества. Она определила понятие «волонтерства», главные цели и принципы движения. Декларация провозглашает добровольчество основой гражданского общества. Цели и задачи волонтерского движения декларация определила как «достижение мира, свободы, безопасности и справедливости для всех народов и признала право каждой женщины, мужчины или ребенка участвовать в организации волонтерского движения» [5, с. 45-49].

А в 1992 году был основан Европейский добровольческий центр (англ. CEV). Сегодня это международная сеть, которая включает в себя более 80 национальных и региональных центров добровольчества по всей Европе и за ее пределами. Центр поддерживает интересы и приоритеты волонтерских организаций.

В 1990-е годы труд добровольцев в Европе стал весомым экономическим ресурсом. Так, в 1987 году было 80 миллионов волонтеров в мире, а уже в 1998 – более 109 миллионов. За последний век мы стали свидетелями огромной востребованности такой деятельности.

В 2001 году, в Амстердаме, на XVI Всемирной Конференции Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (англ. IAVE) была принята еще одна «Всеобщая декларация добровольчества», в ней говорится, что добровольчество для молодежи – это отличная возможность завести новые связи, получить опыт реальной работы, развить свои лидерские качества и почувствовать ответственность.

В европейских странах волонтерство хорошо развито. Добровольные помощники экономят бюджет организаций, с их помощью различные социальные программы реализуются намного качественнее и быстрее. Волонтерство как вид деятельности расценивается во многих странах Европы в качестве социальной услуги, которой могут воспользоваться все желающие.

Примером страны, где укоренена традиция волонтерской деятельности, может выступать Германия. Традиция координации благотворительности является важной частью ее социальной истории. В середине XIX в. здесь была создана уникальная негосударственная благотворительная система индивидуальной добровольной помощи нуждающимся, названная «Эльберфельдская система попечения о бедных». Суть ее заключалась в том, что добровольные попечители из числа горожан опекали по несколько нуждающихся семей, проживающих в одном городском округе с их попечителем [6, с. 18]. Она во многом определила национальную специфику волонтерской деятельности в современной Германии, способствуя формированию и закреплению идеологии волонтерской общности на национальном уровне.

В таких странах, как Франция и Швеция, добровольчество уходит корнями глубоко в Средневековье к функционированию гильдий и других посреднических благотворительных институтов.

В Европе в волонтерство вовлечены более 95 миллионов человек, причем в таких странах как Австрия, Нидерланды, Швеция и Великобритания в волонтерских движениях участвует около 40 % населения.

Подходы к регулированию волонтерской деятельности различны от страны к стране, в зависимости от внутренних нужд и проблем. Кроме стран, где полностью отсутствует признание волонтеров на правовом уровне, таких как Турция и Албания, мы можем выделить три общих модели регулирования волонтерской деятельности в Европе.

Каждая модель может принимать различные формы, в зависимости от множества факторов, таких как уровень участия в волонтерской деятельности, цели местного права и существующие в стране правовые рамки. Ниже представлены три модели регулирования волонтерской деятельности, характеризующиеся своими общими признаками, а также обладающие своими преимуществами и недостатками [3, 7].

І. Традиции, практики, саморегулирование и аналогия в качестве мер правового регулирования

Характерным признаком данной модели является то, что в стране не существует национального законодательства, которое бы определяло четкий правовой статус волонтеров. Все правила, которые применяют в отношении данной сферы, либо являются частью не зафиксированных в письменном виде традиций и практик, либо оставляются на саморегулирование волонтерских организаций. Однако необходимо подчеркнуть, что такие меры регулирования не покрывают все вопросы, связанные с волонтерской деятельностью, поэтому в отношении волонтеров также применяются некоторые положения общего национального законодательства; например, нельзя применять не зафиксированные в письменном виде практики и практику саморегулирования организацией в отношении условий налогообложения. Эта модель обычно применяется в странах с хорошо развитой традицией волонтерской деятельности, например, в скандинавских странах и Великобритании, где определение вовлеченности в волонтерскую деятельность и все соответствующие положения можно извлечь из существующих традиций и практик либо из практики саморегулирования организаций.

Положительным аспектом данной модели является то, что традиции волонтерской деятельности уже широко распространены среди населения данной страны, поэтому просто нет необходимости вводить обязательное правовое регулирование. Особенностью данной модели является необходимость наличия укорененных практик, которые на самом деле создают письменно не зафиксированные правовые рамки для волонтерской деятельности. В странах с менее развитой культурой волонтерства не так много традиций, которые бы регулировали волонтерскую активность, поэтому в таких случаях именно законы могут становиться необходимыми инструментами регулирования.

Швеция является одним из лучших примеров стран с глубоко укорененной традицией волонтерства. Большинство волонтеров работают на спортивных и культурных мероприятиях, заняты сбором средств для стран третьего мира, помощью в реабилитации алкоголиков и наркоманов [8, с.106-107]. Приоритетом этой страны является сохранение независимости и автономии сектора, а также избежание принятия какого-либо законодательного регулирования. Поэтому все правовые конфликты, возникающие в сфере волонтерской деятельности, разрешаются на основании прецедентного права. Договоры заключаются на основании соглашения между волонтером и принимающей организацией. Не существует положений, регулирующих налогообложение компенсации необходимых расходов волонтеров. При этом согласно общим положениям налогового кодекса, доход, в размере ниже определенного порога, не обкладывается налогом. Так как общая сумма компенсации в большинстве случаев не превышает данный лимит, волонтеры обычно не платят никаких налогов.

В Англии одной из основных сфер деятельности добровольцев традиционно является социальная работа. Хотя в последние годы наблюдается повышение интереса добровольцев и к другим сферам, таким, например, как защита окружающей среды и спорт [9, с. 223-226]. Ситуация в Великобритании также достаточно специфична. Здесь не существует национального законодательства, которое бы четко регулировало статус волонтеров, поэтому в отношении лиц, занимающихся волонтерской деятельностью, применяется общее право. Волонтерские организации, то есть организации, принимающие волонтеров, воспринимаются как органы самоуправления, поэтому им позволено регулировать свою деятельность и внутренние дела самостоятельно. Следовательно, все условия участия в волонтерской деятельности зависят от правил саморегулирования организации, а также соглашения между волонтером и принимающей организацией. Однако существует также Комплексный кодекс хороших практик волонтерской деятельности, признающий большое значение волонтерства и определяющий, какие шаги необходимо предпринимать, чтобы устранить все возможные препятствия в осуществлении волонтерской деятельности. Проблемой, правда, остается обеспечение применения данного Кодекса, так как он до сих пор не получил достаточной поддержки со стороны правительства и не является юридически обязательным.

ІІ. Регулирующие положения, включенные в различные законы, затрагивающие волонтерство.

Согласно данной модели регулирования, вопросы, затрагивающие волонтерскую деятельность, рассматриваются в отдельных законах, в зависимости от характера конкретных положений. Определения терминов «волонтер» и «волонтерская деятельность», а также положения относительно прав и льгот для волонтеров обычно содержатся в законах, регулирующих различные формы ОГО, как, например, в Латвии; в законах о статусе общественной пользы, как, например, в Польше; и в других законах, как, например, в Кодексе обязательств в Швейцарии. В некоторых странах признан статус только молодых волонтеров, а положения, регулирующие их волонтерскую активность, содержатся в законах по молодежной политике, как, например, в Косово и Беларуси. Следовательно, некоторые положения могут содержаться в трудовом праве, а налоговое регулирование – в налоговом законодательстве. Эта модель позволяет быстро отвечать на возникающие потребности в регулировании, так как не требует длительных консультаций, анализа и затягивающихся политических соглашений. Сложной задачей может оказаться обеспечение соответствия друг другу всех положений по волонтерской деятельности, содержащихся в разных законах, которое необходимо для их успешного применения на практике. Например, если точный правовой статус волонтера определяется законом о НГО, этот статус также должен признаваться налоговым законодательством, которое в том числе должно определять условия налогообложения компенсации расходов волонтеров.

В то же время регулирование, принятое «на скорую руку», может приводить к ситуациям, когда различные стэйкхолдеры исключаются из процесса консультаций (включая ОГО), а принятые положения не отвечают нуждам волонтеров и принимающих организаций.

Несмотря на законодательные инициативы по принятию отдельного закона о волонтерстве, в Латвии все еще нет единого закона, регулирующего волонтерскую деятельность. Волонтёрская деятельность в Латвии регулируется Законом об ассоциациях и фондах (2003 год) [10, с. 43-53]. Согласно данному закону, волонтер может запрашивать возмещение его расходов; однако во всем правовом поле не определены правила налогообложения, применяемые в отношении волонтеров. Также нет отдельных регулирующих положений относительно других вопросов, касающихся волонтерства, таких как медицинское страхование или пособия по безработице, поэтому они регулируются, исходя из общих положений соответствующих законов. Помимо Закона об объединениях и фондах, существует также Закон о молодежи, принятый в 2009 году. В законе дается определение термина «молодежное волонтерство», а также регулируется ответственность принимающих организаций в отношении молодых волонтеров.

Правовые рамки в Косово признают только молодежное волонтерство. Закон о расширении прав и возможностей молодежи, принятый в 2003 году, дает определение понятию «волонтерская деятельность молодежи» и запрещает ее осуществление в личных или семейных корыстных интересах. Соответственно, закон гласит, что волонтерская деятельность молодых людей не вознаграждается, при этом не определяя условий возмещения расходов волонтеров. Закон гласит, что необходимо заключать договор между волонтером и организатором волонтерской деятельности, а участие в волонтерской деятельности должно признаваться как опыт работы. Несмотря на добрую волю законодателей предоставить молодым волонтерам определенные льготы, данное регулирование достаточно поверхностное и не предоставляет детальных положений относительно прав волонтеров.

Польша – пример страны с достаточно сложной системой регулирования волонтерской деятельности, содержащейся в одном документе; однако различные положения регулирования являются также неотъемлемой частью других законов. Акт об общественной пользе и волонтерской работе 2003 года, с последними поправками от 2010 года, включает в себя отдельный раздел по регулированию волонтерской деятельности. Согласно этому закону, волонтеры действуют в поддержку неправительственных организаций, органов государственного управления и других организационных структур, предоставляя отчетность по своей деятельности в органы государственного управления. Такие же положения должны применяться в отношении волонтерской деятельности в рамках международных организаций, имеющих свои отделения в Польше. Согласно данному закону, волонтерам предоставляется множество льгот и прав, таких как покрытие расходов на поездки и выплата суточных в таком же размере, как и в отношении наемных работников, компенсация других необходимых расходов, право на пособие по уходу во время болезни и др. Более того, данный закон вводит дополнительные льготы для волонтеров, делегируемых для работы в другие страны, такие как медицинское страхование иностранных работников, страхование на случай травмы, покрытие дополнительных расходов на поездки и др.

В Болгарии существует инициатива о принятии двух отдельных законов о волонтерской деятельности. Законопроект о волонтерской деятельности от 2006 года и Законопроект о развитии молодежи от 2008 года до сих пор ожидают одобрения парламентом. Существующие правовые рамки регулирования волонтерской деятельности разделены в несколько отдельных законов, а именно Закон об урегулировании кризисов (2005), Закон о болгарском Красном Кресте (1995) и Закон о физкультуре и спорте (1996). Закон об урегулировании кризисов регулирует волонтерскую деятельность в чрезвычайных ситуациях; согласно ему, лица, принимающие участие в волонтерской деятельности, имеют право на основном рабочем месте уйти в неоплачиваемый отпуск. Закон о болгарском Красном Кресте регулирует деятельность Красного Креста и признает волонтерство в качестве «фундаментального принципа движения Красного Креста». Интересным является тот факт, что оба закона содержат отдельные положения по налогообложению, связанные с волонтерской деятельностью. Закон о физкультуре и спорте регулирует необязательную спортивную активность студентов, которая считается волонтерской деятельностью. В дополнение, организации еще принимают нормы саморегулирования в виде «кодексов поведения». Эти нормы касаются только какой-то конкретной организации, они обычно определяют ключевые ценности и стандарты качества ее волонтерской деятельности.

Франция признает две формы участия в волонтерской деятельности: Bénévolat и Volontariat. “Bénévoles” – лица, обладающие признанным коммерческим или некоммерческим статусом, например, наемные работники или студенты, с дополнительными правами, вытекающими из их участия в волонтерской деятельности. Такая форма участия в волонтерской деятельности, однако, не имеет четкого правового статуса, поэтому такие волонтеры могут заниматься любой другой дополнительной деятельностью. “Volontaires” же – это лица, обладающие признанным правовым статусом волонтеров, и они занимаются исключительно волонтерской деятельностью. Обе формы регулируются множеством законов. В то время как в отношении Bénévoles применяются в основном правовые положения, касающиеся их основного статуса, Volontairiat регулируется множеством отдельных законов, таких как, например, Волонтерская деятельность в объединениях, Гражданская волонтерская деятельность, Международная волонтерская деятельность в компаниях, Волонтерская гражданская служба и другими.

ІІІ. Отдельный всеобъемлющий закон о волонтерской деятельности.

Это наиболее часто используемая модель регулирования в Европе, когда все положения, регулирующие волонтерскую деятельность, объединены в один единый документ. От страны к стране можно найти различные вариации данной модели, в зависимости от масштаба регулирования или структуры. Иногда в этот единый закон включены не все положения, тогда обычно условия налогообложения волонтеров оставляются на регулирование соответствующими налоговыми законами. Положительным аспектом отдельного закона о волонтерской деятельности является тот факт, что он дает ответы на все вопросы, касающиеся участия в волонтерской деятельности, в одном едином документе, четко устанавливая «правила игры» (например, в Македонии). Хорошо разработанный отдельный закон может быть эффективным инструментом продвижения волонтерской активности, и совместно с государственной политикой и стратегией может внести свой вклад в развитие волонтерской традиции в стране. Общей задачей законодателей является принятие такого единого закона, который бы способствовал развитию волонтерской деятельности, но при этом не «перерегулировал» данную сферу (см. пример Молдовы). Другой задачей является обеспечение участия всех стэйкхолдеров в процессе разработки законопроекта с целью получить такой закон, который бы отвечал реальным нуждам и потребностям сектора. В то же время обеспечить имплементацию отдельного закона сложнее, по сравнению с другими моделями регулирования.

Закон о волонтерской деятельности, принятый в Литве в июне 2011, позволяет гражданам и иностранцам, в возрасте 14 лет и старше, на законных основаниях оставаться в стране с целью осуществления волонтерской деятельности. В законе установлены принципы добровольной деятельности, помогающие добровольцам, организаторам этой деятельности, контролирующим деятельность организаций институциям и широкой общественности однозначно понять цели добровольческой деятельности, различные формы областей применения, организаторов и организации. Закон вводит принципы волонтерства, такие как польза для общества и индивида, сотрудничество, разнообразие и гибкость. Соответственно, он предоставляет список основных прав и обязанностей волонтера и принимающей организации, а также определяет условия, согласно которым должен заключаться договор между ними. Компенсация расходов, связанных с волонтерской деятельностью, не считается доходом, поэтому налогом не обкладывается. Регулирование международной волонтерской деятельности должно осуществляться в соответствии с конкретной волонтерской программой, например, Европейской волонтерской службой.

Македонский Закон о волонтерстве 2007 года является примером закона, который объединяет все правовые положения относительно волонтерской деятельности в один документ. Закон предоставляет детальное описание прав и обязанностей волонтеров и принимающих организаций, условий налогообложения, применяемых к компенсации расходов волонтеров, условий страхования волонтеров, а также определяет ответственность за правонарушения. Кроме того, он содержит описание условий международной волонтерской деятельности, позволяя гражданам заниматься волонтерством за границей, а иностранным гражданам – в Македонии.

Закон о волонтерской деятельности в Молдове был принят в 2010 году. Он является примером хорошей инициативы, которую тяжело воплотить на практике из-за больших масштабов самого закона и вторичных регулятивных положений, таких как регулирование стандартов минимального качества волонтерской деятельности, регулирование аккредитации принимающих организаций и т.д. Закон вводит список определений, основные принципы, условия регулирования отношений между волонтерами и принимающими организациями, обязательную регистрацию волонтеров, участвующих в волонтерской деятельности 20 часов в месяц и более. Он также содержит обширный список льгот для волонтеров, например, опыт волонтерской деятельности засчитывается в качестве опыта работы и учитывается при расчете пенсий, а также засчитывается в качестве академических часов у студентов. При этом возникают трудности при разработке и принятии вторичного регулирования, и вся созданная система не работает до сих пор.

Закон о волонтерской деятельности Словакии 2011 года отличается от остальных подобных законов главным образом детальным описанием терминов «волонтер», «волонтерская деятельность» и «принимающая организация». Положительным аспектом данного закона является то, что он четко определяет масштабы регулирования; однако в нем отсутствуют положения об ответственности в отношении третьих лиц, международной волонтерской деятельности, компенсации расходов и другие. Поэтому данный закон не является в полной мере всеобъемлющим и зависит от регулирующих положений, содержащихся в других законах.

Сербский Закон о волонтерской деятельности 2010 года, в отличие от подобного словацкого закона, определяет четкие рамки регулирования волонтерской деятельности. Помимо основных определений, закон содержит общие принципы волонтерской деятельности, такие как солидарность и поддержка волонтерства, защита волонтеров, принцип альтруизма и другие. Закон устанавливает разницу между краткосрочным и долгосрочным волонтерством, определяя, что долгосрочным является волонтерство по 10 часов в неделю и более на протяжении срока от 3 месяцев и более. Соответственно, к этим типам волонтерства применяются разные правила, например, долгосрочные волонтеры обязаны заключать письменный договор, но при этом им предоставляется медицинское страхование. Интересным фактом является то, что участие в деятельности Красного Креста исключено из сферы регулирования данным законом.

Таблица показывает, в каких ситуациях рекомендуется применять каждую конкретную модель регулирования.

Сфера применения моделей регулирования волонтерской деятельности

Модель регулирования

Рекомендуется использовать, когда…

Не рекомендуется использовать, когда…

1 модель

Традиции, практики, саморегулирование и аналогия в качестве мер правового регулирования

…в стране существует сильная традиция волонтерства и нет конкретных правовых положений, препятствующих волонтерской деятельности

…существует необходимость популяризировать и поддерживать волонтерство, а также развивать культуру и традицию волонтерства …существуют правовые рамки, которые включают положения, создающие правовые препятствия для осуществления волонтерской деятельности

2 модель

Регулирующие положения, включенные в различные законы, затрагивающие вопросы волонтерской деятельности

…существует необходимость устранить определенные правовые препятствия в отношении волонтерской деятельности ...есть обоснованные сомнения, что отдельный закон может ввести слишком много обременительных требований в отношении волонтеров и принимающих организаций

…существует сложный набор правовых препятствий, мешающих осуществлению волонтерской деятельности …существует необходимость популяризировать волонтерскую активность и создать стимулы для участия граждан в волонтерской деятельности

3 модель

Отдельный всеобъемлющий закон о волонтерской деятельности

…существует необходимость популяризировать волонтерскую активность и укрепить волонтерскую традицию в стране …существует сложный набор правовых препятствий, который необходимо устранить, чтобы способствовать волонтерской активности

…существуют обоснованные сомнения, что отдельный закон «перерегулирует» волонтерскую деятельность и введет обременительные требования, которые демотивируют волонтеров и принимающие организации устанавливать волонтерские отношения

 

Социально-демографические отличия населения разных стран отражаются в отличиях волонтерских общностей разных государств ЕС. Например, в тех европейских странах, где проживает больше молодых людей (Ирландия, Кипр, Болгария, Чешская Республика, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Польша), доминируют молодые волонтеры. В Словакии 70 % всех добровольцев – в возрасте до 30 лет. В странах Западной Европы волонтеров во всех возрастных группах примерно пропорциональное число [11, с. 109-110].

Европейская практика волонтёрских движений показывает эффективность взаимодействия государственных структур с общественными добровольческими объединениями, где государство оказывает финансовую и рекламную поддержку и передает часть своих функций в развитии социальной сферы. Именно волонтёрские движения своим многолетним опытом доказали способность и готовность качественно реализовывать разнообразные социальные программы.


Библиографическая ссылка

Арифулина Р.У., Белогорская Л.В. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26688 (дата обращения: 16.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252