Сохраняющаяся напряженная ситуация по туберкулезу в Российской Федерации определяет необходимость совершенствования преподавания фтизиатрии студентам медицинских вузов. В задачи обучения студентов дисциплине фтизиатрия входит приобретение обучающимися необходимых знаний, умений, практических навыков, развитие врачебного мышления и профессиональных компетенций. Это способствует реализации поставленных государством и обществом перед высшей школой задач по подготовке высококвалифицированных специалистов – врачей. В задачи высшей медицинской школы входит также формирование у будущего врача долга персональной ответственности перед пациентом за его здоровье и жизнь [1].
Фтизиатрия выделена в самостоятельную дисциплину. Данная патология поражает фактически все органы и системы человека, различные возрастные группы, любой срез общества и характеризуется неспецифичностью клинических проявлений. Поэтому диагностика туберкулеза любой локализации должна быть своевременной и квалифицированной врачами общей лечебной сети и «узкими» специалистами.
У врачей первичного врачебного звена нередко возникают клинические ситуации, создающие трудности в диагностике патологии органов дыхания. Поэтому врачи первичного звена должны знать об изменениях течения туберкулеза, который может протекать иннаперцептно или характеризоваться остро прогрессирующим течением.
Диагностика туберкулеза основана на комплексном обследовании пациентов: анамнестические данные, выяснение жалоб, физикальные исследования, лучевая диагностика, использование микробиологических, морфологических, молекулярно-генетических методов.
На кафедре инфекционных болезней и фтизиопульмонологии Кубанского государственного университета Минздрава России образовательный процесс по дисциплине «Фтизиатрия» построен на основе Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС – 3 поколения).
На лечебном и педиатрическом факультетах 14 лекций и 13 практических занятий. Предусмотрен экзамен по дисциплине. На медико-профилактическом факультете – 9 лекций и 7 практических занятий. Завершаются практические занятия зачетом. На стоматологическом факультете – 3 лекции и 2 практических занятия – единый зачет с дисциплиной инфекционные болезни.
Преподавание дисциплины «Фтизиатрия» строится на основе предполагаемых компетенций студентов по лучевой диагностике, микробиологии, внутренних болезней, пульмонологии, онкопульмонологии и сводятся к следующему: выявление причин развития туберкулеза; обучение методам раннего выявления туберкулеза органов дыхания в различных возрастных группах; методам диагностики и особенностям обследования больных туберкулезом; формулировка и обоснование диагноза с учетом клинической формы туберкулеза, фазы процесса, его локализации и бактериовыделения больного; проведение дифференциальной диагностики туберкулеза с неспецифической патологией органов дыхания; особенностей течения туберкулеза органов дыхания с сочетанной патологией; знание видов профилактики туберкулеза; принципов лечения больных; оказание помощи при неотложных состояниях; знание организации противотуберкулезной помощи больным туберкулезом. Со студентами медико-профилактического факультета больше времени, по сравнению со студентами лечебного и педиатрического факультетов, уделяется вопросам эпидемиологии, профилактике туберкулеза, работе в очагах туберкулезной инфекции и нормативным документам.
На нашей кафедре ФГОС – 3 поколения по дисциплине «Фтизиатрия» реализуется принципом преемственности обучения, междисциплинарного подхода и получения студентами базисных знаний по фтизиатрии. На кафедре имеется необходимые условия для выполнения поставленных задач: база тестовых заданий (более 1500 тестов) по теоретическим вопросам фтизиатрии, методам выявления и диагностики туберкулеза, клиническим формам туберкулеза органов дыхания, дифференциальной диагностике, сочетанному течению туберкулеза с другими заболеваниями, профилактике и принципам лечения туберкулеза. Разработаны ситуационные задачи и презентации по ранее обозначенным разделам, архив материалов по лучевой диагностике туберкулеза.
В период обучения студентов большое внимание уделяем формированию клинического мышления, анализу информации о пациенте.
Цель обучения студента медицинского вуза – это качественная подготовка будущего компетентного врача с высоким уровнем мотивации на самообучение, непрерывное медицинское образование [2]. Проблемой высшего медицинского образования остается система, где превалирует элементарная передача информации и знаний от преподавателя студентам. В таких условиях преподаватель является носителем информации, ему отведена активная роль. Студент воспринимает информацию и является пассивным слушателем. В результате обучающиеся являются носителями определенного объема научной информации, но, в ряде случаев, не могут решить конкретные профессиональные задачи. В таких случаях применяемые педагогические методики недостаточно охватывают звено познавательной деятельности студентов – мышление [3].
В результате, в большинстве случаев, выпускник вуза испытывает трудности в восприятии увеличивающегося объема информации, принятии решений не только в нестандартных ситуациях, выяснении причинно-следственных связей при развитии патологического процесса у пациента.
В современных условиях важнейшей задачей, стоящей перед современными медицинскими вузами, является подготовка высококвалифицированных, способных к самостоятельной работе врачей. Для достижения этой цели обучение должно быть построено таким образом, чтобы наряду с получением и усвоением обучающимся знаний, умений и навыков обеспечить развитие его клинического мышления и профессиональных компетенций.
Методика преподавания, в основном оставаясь классической, постоянно совершенствуется внедрением новых обучающих технологий. Подобный подход необходим в связи с научно-техническим прогрессом, возможностью и необходимостью специалистов непрерывно приобретать новые знания [4].
Применение новых образовательных технологий в педагогическом процессе позволит формировать у будущих специалистов основы аналитического мышления. Современные методы преподавания, включающие деловые игры, круглые столы, мозговой штурм, дискуссии и дебаты являются эффективной формой обучения. Такая система обучения ориентирована на реализацию компетентного и междисциплинарного подхода в подготовке студентов медицинского вуза по дисциплине «Фтизиатрия».
Нами используются различные формы занятий, и обучение направлено на реализацию главного принципа – создания конкретных ситуаций, с которыми врач встречается в своей повседневной профессиональной деятельности. Процесс педагогической деятельности со студентами состоит из нескольких компонентов (лекции, практические занятия, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа). Эти виды работы со студентами взаимосвязаны и дополняют друг друга [5].
При обучении студентов, как на лекциях, так и на практических занятиях, используются традиционные методы обучения, направленные в основном на приобретение знаний путем сообщения информации, ее воспроизведения и конкретных действий в соответствии с готовым алгоритмом. Используя эти методы обучения, преподаватель является носителем информации, ему отведена активная роль. Обучающийся воспринимает информацию и является пассивным слушателем.
В результате студенты являются носителями определенного объема научной информации, но, в ряде случаев, не могут решить конкретные ситуации при условно предлагаемой самостоятельной работе. Эти методы недостаточно охватывают звено познавательной деятельности обучающихся – мышление. Поэтому для повышения качества подготовки будущего специалиста считаем целесообразным применение современных активных методов обучения, обеспечивающих творческую инициативу студентов, формирование и развитие профессионального мышления, способности и желания к освоению новых способов профессиональной деятельности. Важно, чтобы студент к завершению практических занятий по фтизиатрии обладал необходимым набором компетенций, построенных на междисциплинарных связях.
Применение активных методов и разработка педагогических технологий в процессе обучения студентов требует от преподавателя определенных затрат времени, сил, добиваться повышения активности студентов на практических занятиях и их самоорганизации [6].
Процесс обучения на кафедре по дисциплине фтизиатрия построен на использовании знаний, полученных студентами при изучении предшествующих фтизиатрии дисциплин. Нередко студенты испытывают чувство растерянности из-за незнания интерпретации лабораторных данных, лучевых методов диагностики органов грудной полости, проведения дифференциальной диагностики туберкулеза органов дыхания с другими заболеваниями. Преподаватель дисциплины фтизиатрия должен в таких ситуациях проявить чувство такта, чтобы заинтересовать студента к процессу познания.
Для успешного решения поставленных задач по росту компетентности выпускника медицинского вуза и повышению качества междисциплинарных связей на кафедре инфекционных болезней и фтизиопульмонологии по дисциплине фтизиатрия широко используются активные методы обучения студентов. В педагогическом процессе мы считаем важным составляющим практические занятия, которые рассматриваются как одна из эффективных форм обучения. К каждому практическому занятию по его теме студенты готовят реферативное сообщение или презентацию (студентам предоставлено право выбора) с сообщением и обсуждением в группе. При рассмотрении тем рефератов /презентаций по клиническим формам туберкулеза большое внимание уделяется вопросам дифференциальной диагностики.
После заслушивания реферата /презентации следует обсуждение. Это важный момент в организации занятия, так как студент-выпускник учится высказывать свои мысли, рассуждать, вести дискуссию, уважительно выслушивать мнение других.
В конце практического занятия преподаватель отвечает на вопросы студентов, проводит текущий контроль знаний путем письменного или устного опроса или тестирования. Такой вид проведения занятий значительно повышает уровень аналитического и клинического мышления студентов, а также создаются предпосылки к постоянному самообразованию [7].
На практических занятиях студенты решают ситуационные задачи как стандартного, так и нестандартного типа с заведомо неправильной интерпретацией данных обследования пациента, в частности протоколов лучевой диагностики, лабораторных данных. Это направлено на создание ситуаций, с которыми врач сталкивается в практической деятельности по выявлению, диагностике туберкулеза.
В процессе обучения у студентов отмечается положительная тенденция в плане накопления опыта в свободной манере высказывать свое мнение, находить факты для отстаивания своей позиции, предлагать идеи в плане обследования пациента, повышать свою компетентность.
На занятиях используются «деловые игры». «Деловая игра» – работа в команде малыми группами. Пример деловой игры: «Неотложные состояния во фтизиопульмонологии, помощь при них», «Алгоритм диагностики выпота в плевральной полости». Эта педагогическая технология важна в обучении студента – будущего врача, так как формирует навыки работы в команде, умение высказывать свои мысли, выслушивать и уважать мнение других, рассуждать, вести дискуссию. Создание атмосферы «деловой игры» позволяет обучающимся рассматривать реальные ситуации и быть психологически готовым к работе в конкурентной среде. Использование таких «тренингов» создают возможность «проигрывать» различные вариации в ходе занятий, а затем подробно анализировать как успешные действия участников «игры» при решении конкретной проблемы, так и допущенные ошибки. Подведение итогов «деловой игры» предполагает взаимодействие в рассмотрении ситуации всех участников занятия – студентов и преподавателя. Задача преподавателя – быть объективным при анализе ситуаций, а это требует серьезной подготовительной работы, такта для разработки критериев оценки каждого компонента занятия
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это вид активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путем решения предлагаемых задач-ситуаций. Кейс-метод активизирует мыслительную деятельность студента, развивает профессиональные и коммуникативные способности, предлагая различные решения предложенной ситуации, что требует конкретной самостоятельной работы.
Учащимся предлагают осмыслить реальную медицинскую проблему, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую картину, но и активизирует определенный комплекс знаний для решения данного случая.
При этом сама проблема не имеет однозначных выводов, например решение дифференциально-диагностических задач, которые постоянно возникают в работе врача первичного звена при обращении пациента с патологией органов дыхания.
Такой метод обучения как «мозговой штурм», с активным участием всей группы требует максимальной мобилизации внимания, памяти, быстроты реакции в ответах по вопросам диагностики, лечения, профилактики туберкулеза и др., признан обучающимися, хотя вначале вызывал некоторое непонимание, настороженность и боязнь неправильного ответа [8].
Функции преподавателя при использовании педагогического приема «деловая игра», решение ситуационных задач, «мозговой штурм», кейс-метод – быть консультантом, коллегой, создать равнозначные отношения в группе.
При решении активных методов обучения важны базисные знания по предшествующим дисциплинам. Такая организация обучения повышает самооценку обучающихся и в то же время помогает им выявить и адекватно оценить свои ошибки, формирует предпосылки к самостоятельной работе и повышению самооценки. Это в 85,7 % случаев к концу практических занятий создает у студентов мотивацию к поиску необходимой литературы, повышению уровня клинического мышления и анализу медицинских материалов пациента, так как развивается позитивная тенденция соперничества в группе. Проанализирована эффективность реализации в образовательном процессе современных педагогических технологий. Так, в 2014–15 уч. г. средний балл текущей успеваемости студентов по дисциплине «Фтизиатрия», специальность «Лечебное дело», составил 3,8; по специальности «Педиатрия» – 3,6; по специальности «Медико-профилактическое дело» – 3,6. В 2015–16 уч. г. и 2016–17 уч. г. при активном внедрении современных обучающих технологий эти показатели выросли и составили соответственно по специальности «Лечебное дело» – 4,0–4,4; по специальности «Педиатрия» – 4,3–4,5; по специальности «Медико-профилактическое дело» – 4,0–4,4.
В последние годы система высшего медицинского образования уделяет большое внимание проблеме качества. Качество выпускника медицинского вуза зависит от многих факторов, в том числе и междисциплинарных связей, обеспечивающих уровень профессиональной компетентности будущего врача. Сочетание профессионализма преподавателей и мотивации обучаемого, современные педагогические технологии, системы контроля знаний студентов будут эффективны при взаимодействии обеих сторон – преподавателя и студента. В современных условиях с учетом требований, предъявляемых к учебному процессу, направленному на подготовку квалифицированных врачей, стремящихся к постоянному самообразованию, необходимо на этапе додипломной подготовки взаимодействие кафедр на междисциплинарной основе и строгое выполнение учебных программ по подготовке специалистов, определяемых Федеральными государственными образовательными стандартами.
Библиографическая ссылка
Дробот Н.Н. МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ В ПОДГОТОВКЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФТИЗИАТРИЯ» – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26687 (дата обращения: 29.11.2023).