В современных условиях высшая школа не должна оставаться в стороне от вопросов воспитания подрастающего поколения. На сегодняшних детей каждый день через глобальную сеть интернет обрушивается поток никем и никак не регулируемой информации, зачастую оказывающей негативное воздействие не только на его психику, но и на развитие в целом [1,2]. Школы порой не справляются даже с учебной нагрузкой, зачастую упуская из виду вопросы воспитания и нравственного развития своих подопечных. И здесь часть данных функций могли бы принять на себя университеты, в которых накоплен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который можно и нужно направить в русло содействия формированию мировоззрения молодого человека – гражданина страны, способного найти своё место в современном мире.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приведена следующая формулировка воспитания: «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п. 2 Статьи 2 Федерального Закона от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [3].
Из данного определения очевидно, что проблема воспитания подрастающего поколения является системной проблемой, в решении которой должны быть задействованы все уровни образования. В этом вопросе не должно быть слабых звеньев, следовательно, только комплексный, системный подход может привести к позитивным результатам и к достижению цели по обеспечению процесса формирования достойного гражданина страны, полезного обществу.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования стала «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [4]. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общихпедагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р, воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [5].
В современных условиях глобализации и жесточайшей конкуренции за умы и настроение граждан, в особенности детей и подростков, эффективной может быть только та система, которая будет интересной и привлекательной для молодежи.
Осознавая свою долю ответственности за данный процесс, в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова разработан проект Комплексно-целевой образовательной программы «Университетская школа успеха СВФУ», который включен в программу развития Специализированного учебно-научного центра – Университетского лицея, созданного решением Ученого совета университета в 2016 году.
Целью разработанной и внедряемой программы является формирование и развитие высоконравственной, социально-активной, творческой личности. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- реализовать комплекс программ дополнительного образования с целью обеспечения интересов учащихся и раскрытия их внутреннего потенциала;
- организовать разнообразные формы и содержание внеурочной деятельности детей, направленные на формирование всесторонне развитой личности;
- создать возможности для индивидуальной самореализации учащегося;
- создать условия для укрепления нравственных позиций, чувства патриотизма;
- организовать взаимодействие школы с другими образовательными организациями, учреждениями культуры и спорта, общественностью города и Республики Саха (Якутия).
Школа призвана удовлетворить заказ общества на воспитание личности новой формации. В результате реализации указанных задач и достижения намеченной цели выпускник школы должен стать высоконравственной, духовной, творчески мыслящей, инициативной личностью, мотивированной на достижение результата, способной к успешной социализации и постоянному самосовершенствованию, имеющей свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности.
Эффективность модели «Университетская школа успеха СВФУ» основана на современных подходах и опыте ведущих преподавателей университета, учителей общеобразовательных организаций, с широким привлечением специалистов различных профилей. Для реализации проекта программы школы имеются следующие предпосылки:
1) в СВФУ сложился высокопрофессиональный коллектив, способный обеспечить эффективную подготовку слушателей школы по различным направлениям их личностного развития;
2) в общеобразовательных организациях основной задачей является подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, что является формальным показателем качества организации и проведения учебного процесса;
3) возрос интерес родителей и общественности к подготовке гармонично развитой, проактивной, целеустремленной личности, ориентированной на успех;
4) данный проект является очередным вкладом федерального университета в дальнейшее развитие человеческого капитала на северо-востоке Российской Федерации.
В программу школы успеха заложено восемь основных направлений формирования личности:
1. Нравственное воспитание «Творец добра».
2. Гражданско-патриотическое воспитание «Наш дом – Россия».
3. Художественно-эстетическое развитие «Как прекрасен этот мир».
4. Интеллектуальное направление «Включи мозг».
5. Физическое совершенствование «Даёшь – ЗОЖ».
6. Коммуникативное направление «Экология речи».
7. Экономико-правовое направление «Норма жизни».
8. Профориентационное направление «Найди своё призвание».
По каждому из указанных направлений определены цели, задачи, пути реализации и ключевые мероприятия, предполагаемый результат. В частности, целью направления нравственного воспитания «Творец добра» является формирование осознанного отношения к жизни в современном социуме, развитие личностных и гражданских качеств человека. Для достижения данной цели решается задача по привитию обучающимся жизненно важных ценностей, формированию социально-значимых качеств уверенной модели поведения в обществе. В качестве путей реализации данного направления предлагаются: лекции, беседы, семинары, доклады, выступления, тематические встречи, дебаты, дискуссии; тренинги личностного роста, командообразования, лидерства; волонтерское движение. В результате у обучающихся должен сформироваться высокий уровень мотивированности к совершению благородных, бескорыстных поступков.
Целью направления гражданско-патриотического воспитания является формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему республики, России на основе изучения традиций и культурного наследия. Для достижения данной цели должна быть решена задача: ориентировать слушателей школы на получении знаний об истории своей малой и большой Родины, воспитывая уважение к культуре, традициям и обычаям своей страны. Результатом достижения намеченной цели должна стать убеждённость слушателей в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.
Художественно-эстетическое развитие личности имеет цель – формирование представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, позволяющей видеть красоту окружающего мира, искусства. Для этого необходимо сформировать у слушателя представления о ценностных основах эстетической культуры личности. Итогом реализации данного направления должно стать умение слушателей школы видеть прекрасное в окружающей действительности, знание основных этапов жизни и творчества выдающихся художников, композиторов, писателей и поэтов.
Целью реализации интеллектуального направления формирования личности является осознание слушателями школы важности развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. Данная цель достижима при создании условий, способствующих выявлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей каждого слушателя школы для их дальнейшего гармоничного развития. В результате у слушателей школы должен сформироваться высокий уровень мотивации к учебной деятельности, активизироваться их познавательные интересы, развиться способность применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Слушатель школы должен понимать значение ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека. За это отвечает направление – физическое совершенствование. При этом решается задача: сформировать осознанное отношение слушателей к своему физическому и психическому здоровью, воспитать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств здоровой личности. В итоге слушатели должны осознать необходимость ведения здорового образа жизни, формирования правильного отношения к своему здоровью.
Не менее важным считаем реализацию и коммуникативного направления, целью которого является воспитание осознанного понимания единства искусства мыслить и говорить – «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Формирование коммуникативной компетенции – сложный многоуровневый процесс, одной из составляющих которого является формирование чувства языка. Несомненно, языковое оформление содействует четкости самой мысли. В понятие «языковая личность» вкладывается психологический аспект определения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. Выбор той или иной языковой единицы в процессе коммуникации, которая точно, удачно выражает содержание высказывания и соответствует определенным критериям хорошей речи, является самовыражением развитой современной личности. В результате мы должны получить харизматичную личность, ответственную за свои слова и поступки.
Целью экономико-правового направления является предоставление слушателям школы целостного представления о сути экономических явлений и их взаимосвязи, о правовом поле государства и его граждан. Для этого необходимо сформировать у слушателей экономический образ мышления и правовую культуру, научив их пользоваться полученными знаниями в их повседневной жизни. Итогом реализации данного направления должен стать высокий уровень правовой культуры и знание основ экономики, позволяющей слушателям школы хорошо ориентироваться в правовом поле и в экономическом пространстве страны.
Профессиональное самоопределение слушателей происходит посредством формирования у них осознанных представлений о профессиях и оказания им помощи в правильном подходе к выбору будущей профессии.
Итогом работы школы должен стать выпускник университетской школы успеха СВФУ – человек, осознающий свою ценность, как личности, обладающей высоким уровнем интеллектуального, духовного и нравственного развития, являющийся патриотом своей Родины, обладающий социальной ответственностью, юридически и экономически грамотный, владеющий высоким уровнем коммуникативных способностей, ведущий здоровый образ жизни, нацеленный на постоянное самосовершенствование и саморазвитие, имеющий четкие целевые установки и жизненные ориентиры (рис. 1).
Рис. 1. Модель выпускника Университетской школы успеха СВФУ
На первой ступени (начальный уровень) происходит активное формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Слушатель учится оценивать свои поступки, обсуждать несложные актуальные темы, формируются коммуникативные навыки (ведение диалога, дискуссии, выступление с докладом), появляется интерес к экономическим и правовым знаниям, появляется осознанное восприятие мира и своего места в этом мире.
На второй ступени (средний уровень) слушатель получает навыки публичных выступлений, может свободно излагать свои мысли, умеет хорошо ориентироваться в различных жизненных ситуациях, имеет навыки анализа информации, обладает хорошим вкусом, чувством такта, имеет хорошие представления о добре и зле, обладает навыками самоорганизации, способен дать оценку достигнутых им результатов, понимает и оценивает многообразие этнических, региональных, религиозных и других групп в нашей стране. Он понимает сущность и значение правосудия, осознает существование различных видов гражданской и юридической ответственности, прав и обязанностей человека и гражданина. Обладает экономическими знаниями, позволяющими оценивать финансовые возможности в практической плоскости.
На третьей ступени (высший уровень) выпускник школы обладает оптимистичной самооценкой и уверенностью в себе, знает и умеет применять свои знания об основных нормах права, о деятельности органов власти и управления в РФ, об основных механизмах функционировании экономики, о единстве, целостности и взаимозависимости современного мира. Выпускник способен самостоятельно исследовать актуальные политические, экономические, социальные и моральные проблемы, формулировать собственные нормы и ценности, оценивать собственный вклад в различные виды деятельности. Слушатель может организовать самопрезентацию.
Главный результат обучения в университетской школе успеха СВФУ – это формирование молодого человека, обладающего высоким уровнем ключевых, предметных и жизненных компетенций для его успешной социализации в обществе.
Школа поможет слушателю:
- приобрести уверенность в своих возможностях изменить себя;
- научиться ставить перед собой четкие цели и добиваться их;
- построить своё будущее таким, каким хочется и мечтается;
- овладеть искусством дипломатии и компромисса;
- научиться видеть красоту и разбираться в различных направлениях культуры и искусства;
- стать экономически и юридически грамотным;
- стать открытым и свободным от предрассудков, быть толерантным;
- осознать важность ведения здорового образа жизни.
Школа даст СВФУ:
- потенциальный контингент будущих абитуриентов, ориентированных на получение качественного высшего образования;
- профессионально ориентированных выпускников школы, имеющих четкие целевые установки и ориентиры;
- возможность эффективного использования потенциала профессорско-преподавательского состава СВФУ, задействованного в работе школы;
- возможность проведения профориентационной работы учебными подразделениями университета со слушателями школы.
Школа даст обществу:
- достойных граждан, обладающих качествами, необходимыми для их успешной социализации;
- граждан, имеющих активную жизненную позицию, знающих как изменить окружающую действительность к лучшему;
- законопослушных граждан, уважающих законность и порядок;
- граждан, способных создать крепкие семьи, почитающих старших, уважающих труд и умеющих трудиться.
Заключение
В современных условиях построение гармоничного общества невозможно без хорошо продуманной и отлаженной системы воспитания подрастающего поколения. В данном процессе должны быть задействованы все уровни образования, поскольку только комплексное развитие всех основных направлений формирования личности, затронутых в настоящей статье, может гарантировать воспитание достойных граждан страны.
Библиографическая ссылка
Третьякова Т.В., Игнатьев В.П., Аргунова П.Г., Дарамаева А.А. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА УСПЕХА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26682 (дата обращения: 17.09.2024).