Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Елисеев Ю.Ю. 1 Войтович А.А. 1 Дубровина Е.А. 1 Пичугина Н.Н. 1 Алексеева Н.И. 1 Сергеева Е.С. 1 Абрамкина С.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России
Целью данной работы стало выявление факторов, ограничивающих реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях РФ. Для реализации поставленной цели выполнено исследование на базе образовательных учреждений Саратовской области. В исследовании приняли участие 180 юношей 15-18 лет. Сформированы 3 группы обследования, принадлежность к группе определялась типом осваиваемой профессии. Применяли многоплановый комплекс санитарно-гигиенических, клинико-физиологических методов исследования. В работе использованы данные официальных статистических форм Управления Роспотребнадзора по Саратовской области. Установлено несоответствие обследуемых учреждений гигиеническим требованиям по физическим и химическим факторам. Выявлены нарушения пищевого статуса учащихся. Проанализирована заболеваемость учащихся. Структура заболеваемости среди учащихся разных групп выглядела одинаково, однако процент регистрации нозологии был различным. В результате исследований установлено, что ведущими факторами, влияющими на реализацию здоровьесберегающих технологий, являются гигиенические и организационные условия обучения.
здоровьесберегающие технологии
подростки
гигиенические факторы
1. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения // Гигиена и санитария. - 2007. - № 4. - С. 53-59.
2. Fosse N.E., Haas S.A. Validate and stability of self-reported health adolescents in longitudinal, nationally representative survey // Pediatrics. - 2009. - N 3. - Р. 496-501.
3. Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А., Дубровина Е.А., Елисеева Ю.В. К оценке функционального состояния организма подростков с различным уровнем здоровья в условиях профессионального обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16. - № 5-2. - С. 850-852.
4. Клещина Ю.В. Мониторинг состояния здоровья и фактического питания современных подростков // Российский педиатрический журнал. - 2011. - № 2. - С. 38-41.
5. Здравоохранение в России: статистический сборник / Росстат. – М., 2015. - 171 с.
6. Савченко О.А., Вейних П.А., Бережной В.Г. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья на этапе получения профессионального образования // Здоровье населения и среда обитания. - 2015. - № 2. - С. 33-35.
7. Елисеев Ю.Ю., Захарова Н.Б., Свистунов А.А. и др. Лабораторные методы оценки иммунологических процессов и метаболизма гормонов надпочечников: справочник / под ред. проф. Глыбочко П.В. – Саратов, 2004. - С. 14-28.
8. Маталыгина О.А. Скринирующая диагностика состояния здоровья детей. Комплекс АКДО. Методические рекомендации для врачей. – СПб., 2010. – С. 45-56.
9. Вишняков А.И., Карнамадзе Г.А., Суровцев И.Г. Аппаратно-программные системы в современной психологии. Комплекс для психофизиологических исследований компьютерный КПФК-99М «Психомат» // Современная психология: теория и практика. Материалы XVI международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 60-69.
10. Истомин А.В., Кирюшин В.А., Елисеев Ю.Ю. и др. Обзор научно-практических конференций, посвященных современным проблемам гигиены, профилактики и охраны здоровья населения за 2012 год // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. - № 3 (240). - С. 38-40.

Здоровье подростков является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный, культурный потенциал страны, а также ее национальную безопасность [1, с. 53; 2, с. 496]. Вместе с тем в России сохраняется тенденция роста заболеваемости подростков, что свидетельствует о неадекватных условиях их жизнедеятельности, в том числе в образовательных учреждениях [1, с. 53; 3, с. 850; 4, с. 38]. Так, по данным Минздрава РФ, к концу 2014 года из 5,6 млн подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. Статистика показывает, что в России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми [5, с. 58]. Специалистами Института возрастной физиологии РАО установлено, что образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей и подростков [6, с. 33]. К факторам риска, влияющим на здоровье учащихся, относятся: стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения функционально-возрастным возможностям, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса, низкий медицинский контроль, отсутствие системной работы по формированию здорового образа жизни [1, с. 53; 6, с. 33; 7, с. 14]. В результате традиционная система школьного и среднего специального образования часто имеет вместо здоровьесберегающего здоровьезатратный характер [6, с. 33]. В то же время термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) необходимо рассматривать не только как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», но и как совокупность тех принципов, приемов, методов, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Целью работы явилось выявление факторов, ограничивающих реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях РФ.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе государственных образовательных учреждений: «Саратовский лицей речного транспорта», «Саратовский дорожно-технический лицей Приволжской железной дороги» и средняя образовательная школа центрального района г. Саратова. Данные учреждения были выбраны стажировочными площадками программы «Распространение эффективных моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся», организованными в рамках государственной политики по формированию здорового и безопасного образа жизни подростков.

Объектом исследования явились подростки (всего 180 человек) в возрасте от 15 до 18 лет, обучающиеся в вышеуказанных учреждениях. Для реализации целей исследования были выбраны юноши, сформированы 3 группы обследования - по 60 человек в каждой группе. Принадлежность к группе определялась типом осваиваемой профессии. Первая группа осваивала профессию судоводитель – помощник механика маломерного судна (средний возраст учащихся 17,2±0,3 года), вторая - слесарь по ремонту и обслуживанию подвижного состава (средний возраст - 16,5±0,8 года), третья – контрольная, была представлена учащимися старших классов средней образовательной школы (средний возраст – 16,2±0,5 года).

Проводилось изучение гигиенических условий образовательной среды. Гигиеническая оценка организации и условий обучения подростков в общеобразовательной школе проводилась в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; в учреждениях профессионального образования – в соответствии с СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования».

Результаты гигиенической оценки параметров микроклимата, уровней искусственной освещенности, физико-химических показателей воздушной среды получены путем анализа данных региональной системы мониторинга Управления Роспотребнадзора по Саратовской области.

Изучение фактического питания проводили расчетным методом путем анализа примерного десятидневного меню-раскладки. Значения нормы физиологической потребности в энергетической ценности и пищевых веществах определялись в соответствии с МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ».

Скринирующий мониторинг здоровья учащихся проводился с использованием автоматизированного комплекса диспансерных обследований (АКДО)[8, с. 45]. Оценка функционального состояния центральной нервной системы проводилась по методике «Мнемотест» в компьютерном комплексе для психофизиологических исследований (КПФК-99 «Психомат») [9, с. 60]. Изучение заболеваемости детей и подростков осуществлялось по формам государственной статистической отчетности «Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 025/у-04).

Статистическая обработка результатов выполнена при помощи общепринятых методов. Для описания количественных данных с нормальным распределением использовали среднее арифметическое (М), стандартную ошибку среднего арифметического (m), минимальное и максимальное значения. Для всех проведенных исследований различия считали достоверными при уровне значимости р<0,05, таким образом, достоверность различий составляла 95%.

Результаты. Проведенный анализ санитарно-гигиенических показателей состояния образовательных учреждений, включающий оценку санитарного состояния территории, стандартного набора, площади и оборудования помещений, санитарно-технического состояния систем водоснабжения и канализации, микроклимата, температурно-влажностного режима, содержания углекислоты в воздухе учебных помещений, выявил мозаичное, но при этом обязательное несоответствие какого-либо показателя требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.3.1186-03.

Ни одно из исследуемых учебных заведений не имело правильно организованную и зонированную территорию.

В помещениях образовательных учреждений проводили измерения уровней искусственной освещенности (результаты измерений в таблице 1). В 30% обследованных учебных кабинетов производственных лицеев и средней школы показатели искусственной освещенности не соответствовали гигиеническим нормативам.

Таблица 1

Результаты измерений уровней освещенности в учебных помещениях, лк

Наименование помещения

Группы обследования

Норма

КЕО, %

1

2

3

Учебные классы

226,5±13,8

254,1±10,3

213,2±8,3

300

0,5

 

Изучены физико-химические показатели воздушной среды в учебных помещениях учреждений. Выявлено превышение показателей содержания углекислоты от 2,5 до 6,2 раза к концу проведения учебных занятий.

Проводили измерения параметров микроклимата в учебных классах. Установлено, что к концу занятий в 89-100% измерений в классах и кабинетах отмечалось превышение допустимых значений температуры в среднем на 4,6±0,9 °С и относительной влажности воздуха на 11,4±3,6%, что особенно было характерно для переполненных учащимися школьных классов. Напротив, в 24% случаев кабинеты средних профессиональных заведений, часто расположенные непосредственно в учебно-производственных цехах, характеризовались наличием низкой температуры (в зимний период на 4,7±2,3 °С) с превышением в 2–3 раза допустимых величин скорости движения воздуха.

Изучение учебных нагрузок, как одного из ведущих факторов образовательной среды показало, что, несмотря на наличие согласованных с руководящими образовательными структурами расписаний занятий, в общеобразовательной школе, в отличие от производственных лицеев, занятия велись в две смены. Более того, во всех образовательных учреждениях выявлено и превышение фактического объема недельной учебной нагрузки в сравнении с допустимым учебным планом в среднем на 2,7±1,3 часа в неделю. При этом интенсификация учебной нагрузки идет за счет внедрения новых программ и стандартов обучения, предусматривающих инновационные технологии, основанные на использовании технических средств обучения. При этом данный вид работ сопровождался не просто высокой информационно-зрительной нагрузкой, но и возможным воздействием электромагнитных полей, шума, нагревающим микроклиматом, загрязнением воздушной среды повышенными концентрациями углекислоты, аммиака, пыли.

В связи с тем, что неудовлетворительное питание школьников в течение последних лет является постоянно действующим фактором, проблема организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях вышла в ранг приоритетных. Следует отметить, что в изучаемых нами организованных коллективах вне зависимости от формы учебного заведения число учащихся, получавших горячее питание, составляло в 2012 году 92,3%, а 2014 году – 94,5%. Более того, в связи с тем, что Саратовская область является территорией эндемичной по содержанию йода в объектах окружающей среды, профилактика йододефицитных состояний также успешно организуется и проводится [10, с. 38].

Калорийность рациона существенно колебалась в школе и составляла всего 250 до 460 ккал, в то время как в лицеях существенно превышала 1000 ккал.

Отражением состояния здоровья зачастую являются функциональные отклонения. Одним из наиболее объективных механизмов развития начальных проявлений патологии и в то же время диагностируемых на ранних стадиях является изучение процессов утомления.

Проводившимися исследованиями было установлено, что существенный переход к предметному обучению у лицеистов среднего профессионального обучения и в старших классах, приводил у последних не только к напряжению, но и истощению резервных возможностей организма подростков, отмечавшемуся у 78% старшеклассников.

Проведенный нами сравнительный анализ учебных программ учащихся старших классов, обучающихся в школе и профессиональных лицеях, показал, что, несмотря на казавшуюся схожесть в часах регламентированного объема учебного материала, количество часов, которое тратили старшеклассники средних образовательных школ на выполнение домашних заданий, в 2–2,5 раза превышало аналогичные часовые затраты курсантов профессиональных учебных заведений.

При этом объективно уже на первых гуманитарных уроках отмечалось утомление. Вместе с этим сравнительная оценка функционального состояния центральной нервной системы, исследуемая по методике «Мнемотест» в КПФК-99 «Психомат», показала достоверное снижение показателей зрительно образной памяти на первых уроках занятий у старшеклассников, в отличие от учащихся лицеев (р=0,02). К концу учебного дня сравнительный анализ уровня адаптации в исследуемых коллективах выявил противоположную картину, когда количество обучающихся с напряжением механизмов адаптации было в 1,5 раза выше среди лицеистов профессиональных лицеев (52,3%), в отличие от старшеклассников (34,9%). Аналогичная тенденция была выявлена и среди подростков, занимающихся в школах и лицеях, и в отношении срыва адаптационных резервов, соответственно 28,9% и 19,3%.

Проводимое нами изучение структуры заболеваемости среди учащихся сравниваемых учебных заведений выглядело одинаково, однако процент регистрации нозологии был различным (таблица 2). Первое место занимали болезни органов дыхания, второе – болезни желудочно-кишечного тракта, третье – заболевания органа зрения.

Таблица 2

Структура заболеваемости подростков обследуемых групп, %

Нозология

Обследуемые группы

1 группа

2 группа

3 группа

Болезни органов дыхания

47,2

45,7

36,9

Заболевания желудочно-кишечного тракта

17,3

19,2

29,7

Заболевания органа зрения

15,8

15,6

13,9

Заболевания костно-мышечной системы

10,4

9,3

8,5

Заболевания мочеполовой системы

7,6

8,8

7,2

Прочие заболевания

1,7

1,4

3,3

 

Обсуждение. В результате проведенных исследований установлено несоответствие изучаемых образовательных организаций требованиям нормативной документации по гигиеническим параметрам. Такие условия в сочетании со значительными учебными нагрузками оказывают негативное влияние на состояние здоровья подростков. Данная гипотеза нашла отражение в результатах исследования функционального состояния центральной нервной системы учащихся. Выявлены признаки утомления, что создает благоприятную основу для развития явлений дезадаптации [3, с. 851]. Причем описываемые явления были более выражены среди учащихся образовательной школы.

На наш взгляд, подобные изменения связаны с увеличением объема домашних заданий в средней школе, и особенно в специализированных классах. Последнее является ярким примером современного варианта интенсификации учебного процесса, проводимого Министерством образования и науки РФ, когда реальное уменьшение количества учебных часов сопровождается сохранением или увеличением объема материала, предлагаемого учащемуся.

Следствием данного процесса являлось возникновение у учащихся субъективных жалоб на состояние усталости, разбитости, наличие головных болей.

Изучение пищевого статуса подростков позволило выявить несоответствие рациона принципам рационального питания, а именно сбалансированности. Причиной считали экономическую составляющую. Несмотря на четко налаженную организацию школьного питания, региональное бюджетное суточное финансирование на одного человека составляет 15-20 рублей, при стоимости обеда 90-120 рублей. Гораздо более эффективно с экономических позиций осуществляется питание учащихся профессиональных образовательных организаций, что связано с ведомственными доплатами, полностью покрывающими себестоимость обеда.

Полученные результаты позволяют объективно оценить деятельность образовательного учреждения по здоровьесбережению с гигиенической точки зрения.

Заключение. Таким образом, проведенные исследования показали, что в образовательных организациях не соблюдается принцип обеспечения оптимальных условий обучения. Выявленные несоответствия гигиенических факторов и учебно-организационных условий обучения оказывают негативное влияние на состояние здоровья подростков, а также реализацию здоровьесберегающих технологий. Поэтому в настоящее время деятельность образовательных учреждений по здоровьесбережению на территории РФ нельзя считать совершенной.

Реализация компонентов здоровьесбережения должна носить комплексный подход и включать: элементы здорового и безопасного образа жизни на учебных занятиях посредством рациональной организации занятий в соответствии с уровнем работоспособности учащихся и требованиями санитарных норм; организацию рационального питания учащихся; контроль за состоянием здоровья и изменением в поведении учащихся.

Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии коммерческой заинтересованности в каком-либо продукте или концепции, обсуждаемых в этой статье.


Библиографическая ссылка

Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А., Дубровина Е.А., Пичугина Н.Н., Алексеева Н.И., Сергеева Е.С., Абрамкина С.С. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26673 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674