Здоровье подростков является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный, культурный потенциал страны, а также ее национальную безопасность [1, с. 53; 2, с. 496]. Вместе с тем в России сохраняется тенденция роста заболеваемости подростков, что свидетельствует о неадекватных условиях их жизнедеятельности, в том числе в образовательных учреждениях [1, с. 53; 3, с. 850; 4, с. 38]. Так, по данным Минздрава РФ, к концу 2014 года из 5,6 млн подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. Статистика показывает, что в России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми [5, с. 58]. Специалистами Института возрастной физиологии РАО установлено, что образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей и подростков [6, с. 33]. К факторам риска, влияющим на здоровье учащихся, относятся: стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения функционально-возрастным возможностям, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса, низкий медицинский контроль, отсутствие системной работы по формированию здорового образа жизни [1, с. 53; 6, с. 33; 7, с. 14]. В результате традиционная система школьного и среднего специального образования часто имеет вместо здоровьесберегающего здоровьезатратный характер [6, с. 33]. В то же время термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) необходимо рассматривать не только как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», но и как совокупность тех принципов, приемов, методов, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Целью работы явилось выявление факторов, ограничивающих реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях РФ.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе государственных образовательных учреждений: «Саратовский лицей речного транспорта», «Саратовский дорожно-технический лицей Приволжской железной дороги» и средняя образовательная школа центрального района г. Саратова. Данные учреждения были выбраны стажировочными площадками программы «Распространение эффективных моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся», организованными в рамках государственной политики по формированию здорового и безопасного образа жизни подростков.
Объектом исследования явились подростки (всего 180 человек) в возрасте от 15 до 18 лет, обучающиеся в вышеуказанных учреждениях. Для реализации целей исследования были выбраны юноши, сформированы 3 группы обследования - по 60 человек в каждой группе. Принадлежность к группе определялась типом осваиваемой профессии. Первая группа осваивала профессию судоводитель – помощник механика маломерного судна (средний возраст учащихся 17,2±0,3 года), вторая - слесарь по ремонту и обслуживанию подвижного состава (средний возраст - 16,5±0,8 года), третья – контрольная, была представлена учащимися старших классов средней образовательной школы (средний возраст – 16,2±0,5 года).
Проводилось изучение гигиенических условий образовательной среды. Гигиеническая оценка организации и условий обучения подростков в общеобразовательной школе проводилась в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; в учреждениях профессионального образования – в соответствии с СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования».
Результаты гигиенической оценки параметров микроклимата, уровней искусственной освещенности, физико-химических показателей воздушной среды получены путем анализа данных региональной системы мониторинга Управления Роспотребнадзора по Саратовской области.
Изучение фактического питания проводили расчетным методом путем анализа примерного десятидневного меню-раскладки. Значения нормы физиологической потребности в энергетической ценности и пищевых веществах определялись в соответствии с МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ».
Скринирующий мониторинг здоровья учащихся проводился с использованием автоматизированного комплекса диспансерных обследований (АКДО)[8, с. 45]. Оценка функционального состояния центральной нервной системы проводилась по методике «Мнемотест» в компьютерном комплексе для психофизиологических исследований (КПФК-99 «Психомат») [9, с. 60]. Изучение заболеваемости детей и подростков осуществлялось по формам государственной статистической отчетности «Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 025/у-04).
Статистическая обработка результатов выполнена при помощи общепринятых методов. Для описания количественных данных с нормальным распределением использовали среднее арифметическое (М), стандартную ошибку среднего арифметического (m), минимальное и максимальное значения. Для всех проведенных исследований различия считали достоверными при уровне значимости р<0,05, таким образом, достоверность различий составляла 95%.
Результаты. Проведенный анализ санитарно-гигиенических показателей состояния образовательных учреждений, включающий оценку санитарного состояния территории, стандартного набора, площади и оборудования помещений, санитарно-технического состояния систем водоснабжения и канализации, микроклимата, температурно-влажностного режима, содержания углекислоты в воздухе учебных помещений, выявил мозаичное, но при этом обязательное несоответствие какого-либо показателя требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.3.1186-03.
Ни одно из исследуемых учебных заведений не имело правильно организованную и зонированную территорию.
В помещениях образовательных учреждений проводили измерения уровней искусственной освещенности (результаты измерений в таблице 1). В 30% обследованных учебных кабинетов производственных лицеев и средней школы показатели искусственной освещенности не соответствовали гигиеническим нормативам.
Таблица 1
Результаты измерений уровней освещенности в учебных помещениях, лк
Наименование помещения |
Группы обследования |
Норма |
КЕО, % |
||
1 |
2 |
3 |
|||
Учебные классы |
226,5±13,8 |
254,1±10,3 |
213,2±8,3 |
300 |
0,5 |
Изучены физико-химические показатели воздушной среды в учебных помещениях учреждений. Выявлено превышение показателей содержания углекислоты от 2,5 до 6,2 раза к концу проведения учебных занятий.
Проводили измерения параметров микроклимата в учебных классах. Установлено, что к концу занятий в 89-100% измерений в классах и кабинетах отмечалось превышение допустимых значений температуры в среднем на 4,6±0,9 °С и относительной влажности воздуха на 11,4±3,6%, что особенно было характерно для переполненных учащимися школьных классов. Напротив, в 24% случаев кабинеты средних профессиональных заведений, часто расположенные непосредственно в учебно-производственных цехах, характеризовались наличием низкой температуры (в зимний период на 4,7±2,3 °С) с превышением в 2–3 раза допустимых величин скорости движения воздуха.
Изучение учебных нагрузок, как одного из ведущих факторов образовательной среды показало, что, несмотря на наличие согласованных с руководящими образовательными структурами расписаний занятий, в общеобразовательной школе, в отличие от производственных лицеев, занятия велись в две смены. Более того, во всех образовательных учреждениях выявлено и превышение фактического объема недельной учебной нагрузки в сравнении с допустимым учебным планом в среднем на 2,7±1,3 часа в неделю. При этом интенсификация учебной нагрузки идет за счет внедрения новых программ и стандартов обучения, предусматривающих инновационные технологии, основанные на использовании технических средств обучения. При этом данный вид работ сопровождался не просто высокой информационно-зрительной нагрузкой, но и возможным воздействием электромагнитных полей, шума, нагревающим микроклиматом, загрязнением воздушной среды повышенными концентрациями углекислоты, аммиака, пыли.
В связи с тем, что неудовлетворительное питание школьников в течение последних лет является постоянно действующим фактором, проблема организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях вышла в ранг приоритетных. Следует отметить, что в изучаемых нами организованных коллективах вне зависимости от формы учебного заведения число учащихся, получавших горячее питание, составляло в 2012 году 92,3%, а 2014 году – 94,5%. Более того, в связи с тем, что Саратовская область является территорией эндемичной по содержанию йода в объектах окружающей среды, профилактика йододефицитных состояний также успешно организуется и проводится [10, с. 38].
Калорийность рациона существенно колебалась в школе и составляла всего 250 до 460 ккал, в то время как в лицеях существенно превышала 1000 ккал.
Отражением состояния здоровья зачастую являются функциональные отклонения. Одним из наиболее объективных механизмов развития начальных проявлений патологии и в то же время диагностируемых на ранних стадиях является изучение процессов утомления.
Проводившимися исследованиями было установлено, что существенный переход к предметному обучению у лицеистов среднего профессионального обучения и в старших классах, приводил у последних не только к напряжению, но и истощению резервных возможностей организма подростков, отмечавшемуся у 78% старшеклассников.
Проведенный нами сравнительный анализ учебных программ учащихся старших классов, обучающихся в школе и профессиональных лицеях, показал, что, несмотря на казавшуюся схожесть в часах регламентированного объема учебного материала, количество часов, которое тратили старшеклассники средних образовательных школ на выполнение домашних заданий, в 2–2,5 раза превышало аналогичные часовые затраты курсантов профессиональных учебных заведений.
При этом объективно уже на первых гуманитарных уроках отмечалось утомление. Вместе с этим сравнительная оценка функционального состояния центральной нервной системы, исследуемая по методике «Мнемотест» в КПФК-99 «Психомат», показала достоверное снижение показателей зрительно образной памяти на первых уроках занятий у старшеклассников, в отличие от учащихся лицеев (р=0,02). К концу учебного дня сравнительный анализ уровня адаптации в исследуемых коллективах выявил противоположную картину, когда количество обучающихся с напряжением механизмов адаптации было в 1,5 раза выше среди лицеистов профессиональных лицеев (52,3%), в отличие от старшеклассников (34,9%). Аналогичная тенденция была выявлена и среди подростков, занимающихся в школах и лицеях, и в отношении срыва адаптационных резервов, соответственно 28,9% и 19,3%.
Проводимое нами изучение структуры заболеваемости среди учащихся сравниваемых учебных заведений выглядело одинаково, однако процент регистрации нозологии был различным (таблица 2). Первое место занимали болезни органов дыхания, второе – болезни желудочно-кишечного тракта, третье – заболевания органа зрения.
Таблица 2
Структура заболеваемости подростков обследуемых групп, %
Нозология |
Обследуемые группы |
||
1 группа |
2 группа |
3 группа |
|
Болезни органов дыхания |
47,2 |
45,7 |
36,9 |
Заболевания желудочно-кишечного тракта |
17,3 |
19,2 |
29,7 |
Заболевания органа зрения |
15,8 |
15,6 |
13,9 |
Заболевания костно-мышечной системы |
10,4 |
9,3 |
8,5 |
Заболевания мочеполовой системы |
7,6 |
8,8 |
7,2 |
Прочие заболевания |
1,7 |
1,4 |
3,3 |
Обсуждение. В результате проведенных исследований установлено несоответствие изучаемых образовательных организаций требованиям нормативной документации по гигиеническим параметрам. Такие условия в сочетании со значительными учебными нагрузками оказывают негативное влияние на состояние здоровья подростков. Данная гипотеза нашла отражение в результатах исследования функционального состояния центральной нервной системы учащихся. Выявлены признаки утомления, что создает благоприятную основу для развития явлений дезадаптации [3, с. 851]. Причем описываемые явления были более выражены среди учащихся образовательной школы.
На наш взгляд, подобные изменения связаны с увеличением объема домашних заданий в средней школе, и особенно в специализированных классах. Последнее является ярким примером современного варианта интенсификации учебного процесса, проводимого Министерством образования и науки РФ, когда реальное уменьшение количества учебных часов сопровождается сохранением или увеличением объема материала, предлагаемого учащемуся.
Следствием данного процесса являлось возникновение у учащихся субъективных жалоб на состояние усталости, разбитости, наличие головных болей.
Изучение пищевого статуса подростков позволило выявить несоответствие рациона принципам рационального питания, а именно сбалансированности. Причиной считали экономическую составляющую. Несмотря на четко налаженную организацию школьного питания, региональное бюджетное суточное финансирование на одного человека составляет 15-20 рублей, при стоимости обеда 90-120 рублей. Гораздо более эффективно с экономических позиций осуществляется питание учащихся профессиональных образовательных организаций, что связано с ведомственными доплатами, полностью покрывающими себестоимость обеда.
Полученные результаты позволяют объективно оценить деятельность образовательного учреждения по здоровьесбережению с гигиенической точки зрения.
Заключение. Таким образом, проведенные исследования показали, что в образовательных организациях не соблюдается принцип обеспечения оптимальных условий обучения. Выявленные несоответствия гигиенических факторов и учебно-организационных условий обучения оказывают негативное влияние на состояние здоровья подростков, а также реализацию здоровьесберегающих технологий. Поэтому в настоящее время деятельность образовательных учреждений по здоровьесбережению на территории РФ нельзя считать совершенной.
Реализация компонентов здоровьесбережения должна носить комплексный подход и включать: элементы здорового и безопасного образа жизни на учебных занятиях посредством рациональной организации занятий в соответствии с уровнем работоспособности учащихся и требованиями санитарных норм; организацию рационального питания учащихся; контроль за состоянием здоровья и изменением в поведении учащихся.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии коммерческой заинтересованности в каком-либо продукте или концепции, обсуждаемых в этой статье.
Библиографическая ссылка
Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А., Дубровина Е.А., Пичугина Н.Н., Алексеева Н.И., Сергеева Е.С., Абрамкина С.С. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26673 (дата обращения: 29.11.2023).