Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРИТЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Моисеева И.Ю. 1 Нестерова Т.Г. 2
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
В статье рассматривается аксиологический аспект употребления притчевых текстов; исследуются дидактические возможности притч как эффективного средства развития ценностных ориентаций студентов. Авторы анализируют основные характеристики притчевых текстов, которые обеспечивают общественную ценность притчи, ее познавательное, идейно-воспитательное и эстетическое значение. В статье обосновывается дидактический потенциал притчи для усвоения студентами этических норм, правил социальной жизни и поведения в обществе, для понимания отношения нации через ее культуру и язык к миру, другим народам и культурам. В статье приведены данные социологического исследования особенностей употребления притч в речи студентов в группах экономических и гуманитарных специальностей; проанализированы типичные для этих направлений темы и степень использования текстов этого жанра в речи студентов. На основании проведенного анкетирования авторы приходят к выводу о том, что студенты видят в притче не просто короткий рассказ со смыслом, а историю, которая способна изменить человека в лучшую сторону, обогатить его своей мудростью. Результаты проведенного исследования позволили установить, что большинство студентов осознает ценность притч для формирования моральных, волевых, нравственных качеств людей; для поиска смысла жизни; для духовного обогащения личности; для помощи в трудных жизненных ситуациях; в качестве подсказки, мудрого совета, источника знания. Знание притч и понимание их предназначения способствуют развитию мышления, воображения, повышению общего уровня образованности и культуры, отвечают существенной для молодежи потребности в фундаментальных, проверенных временем ценностях.
притча
ценностные ориентации
развитие ценностных ориентаций
познавательная ценность притчи
эстетическая ценность
воздействующая функция
этические нормы
1. Словарь литературоведческих терминов // Текстология. - URL: http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/pritcha/?q=458&n=180 (дата обращения: 04.06.2017).
2. Ольшванг О.Ю. Динамика притчевого повествования в творчестве Р. Баха // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 53. – С. 68-76.
3. Путилина Л.В. Лексико-стилистические средства выражения концепта «Богатство» в сказках Оскара Уайльда // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. - URL: http://www.science-education.ru/122-20558 (дата обращения: 06.06.2017).
4. Путилина Л.В. Подходы и методы исследования концепта «Богатство» в отечественной лингвистике / Л.В. Путилина, Т.Г. Нестерова // Вестник ОГУ. – 2014. – № 11 (172). – С. 111-116.
5. Пезешкиан Н. Торговец и попугай (Восточные истории в психотерапии). – М.: Издательская группа URSS, 2017. – 167 с.
6. Нестерова Т.Г. Стилистические средства выражения концепта «Богатство» в английской и русской сказках // Вестник ОГУ. – 2015. – № 11. – С. 151-157.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что ценностные ориентации являются элементом важнейшего параметра личности, называемого направленностью, которая отражает совокупность всех индивидуальных характеристик личности по отношению к социуму. Ценностные ориентации определяют материальные и духовные ценности человека, субъективную значимость восприятия жизни и деятельности, характер соотнесения с ценностями, принятыми в обществе. Актуальность поиска средств развития ценностных ориентаций у молодого поколения обусловлена зависимостью будущего состояния социума от того, какие ценности будут сформированы в сознании этой социальной группы. Сегодняшнее общество переживает период сложных социальных противоречий, которые, в свою очередь, неминуемо отражаются в понимании человеком мира и себя в этом мире. В условиях ломки сложившихся устоев неизбежна переоценка ценностей, когда приоритетным становится потребность в фундаментальных, проверенных временем ценностях, которые выступают своеобразным «стержнем» существования и дают силу ответить на вызовы времени. В данном контексте актуальным становится изучение роли притчи в процессе формирования иерархии ценностных ориентиров студентов, развития и преобразования личности.

Цель настоящего исследования – выявление особенностей притчевых текстов как средства развития ценностных ориентаций студентов.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили результаты анкетирования студентов Оренбургского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Оренбургского государственного университета. Всего в анкетировании приняли участие 85 студентов: 30 студентов, обучающихся на первом курсе, 20 студентов, обучающихся на пятом курсе торгово-экономического профиля специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»;  20 студентов второго курса специальности «Психология служебной деятельности», 15 студентов третьего курса направления «История», профиль подготовки «История международных отношений». В исследовании использовались общетеоретические методы (теоретический анализ, синтез и обобщение философской, психолого-педагогической, научно-методической  литературы; индуктивный и дедуктивный методы); эмпирические методы (индивидуальная и групповая беседа, анкетирование); математические методы (обработка полученных в ходе анкетирования данных, установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями).

Результаты исследования и их обсуждение. Притча, в силу многослойности заложенных в ней смыслов, всегда будет привлекать внимание педагогической мысли, находящейся в творческом поиске образовательных и воспитательных ресурсов. С точки зрения литературы, классическая притча – это небольшой по размеру аллегорический и поучительный рассказ, относящийся к особому жанру, в котором собрался синтез различных литературных форм. В русской литературоведческой традиции  притча толкуется как иносказательный рассказ с нравоучением, как поучение в примере, небольшой нравоучительный рассказ в форме иносказания.

Согласно «Словарю литературных терминов», притча – нравственное поучение в аллегорической форме, черпающее поэтический материал из человеческой жизни. Такая трактовка дает возможность говорить о реалистичности изложения как важном для притчи художественном средстве: писатель рассуждает о «вечном», одновременно желая напомнить человеку о том, что его окружает в настоящий момент, и делая повседневность средством выражения абсолюта [1].

Как социокультурное явление, притчевые тексты отражают многослойность культурных традиций, социальных процессов, особенности эпох и своеобразие видения мира. Притчи дают представление о воззрениях и взглядах всего народа, о его понимании явлений действительности. Они представляют собой идеальную форму для обсуждения мировоззренческих проблем и дают весьма разносторонние знания о жизни, системе ценностей в обществе, обобщают жизненные наблюдения людей.

С философской точки зрения, притча есть история, используемая в качестве иллюстрации (часто непрямой, иногда парадоксальной, рассчитанной на осмысление, додумывание) тех или иных положений учения. В глубокой древности притча передавалась из уст в уста от духовного учителя к достойному ученику, так как в ней, как в священном знаке-коде, была сконцентрирована мощная духовная энергия, позволяющая человеку изменить сознание и подняться на новую ступень развития.

Определение современной притчи, в котором учтены ее наиболее важные, на наш взгляд, жанрообразующие признаки, дано О.Ю. Ольшванг: притча – такое «повествование, которое может быть целым текстом и текстом-вставкой, и в котором в иносказательном виде заключена этико-философская концепция» [2].

Таким образом, притчи представляют собой сложный материал для исследователя, поскольку философские, социокультурные, исторические, лингвистические характеристики этого феномена тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В работах последних десятилетий наблюдается всплеск интереса к притче и притчевым формам. Как правило, ученые сосредотачиваются на современной притче, видя в ней новый виток в развитии жанра, который связывают с движением притчи от дидактики в область философского и экзистенциального смысла. Притча воспринимается как одна из ведущих форм интеллектуальной литературы.

Для нашего исследования важно то, что притча, зародившись как особая форма изложения истины, использовалась для воспитания нравственных качеств и духовного совершенствования личности и продолжает выполнять эту функцию на современном этапе развития общества.

Познавательная ценность притч определяется, прежде всего, многообразием сведений, которые в них сообщаются, важностью и разнообразием тем. Можно сказать, что притчи гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину мира и жизни в целом. Причем притчи не просто говорят о явлениях действительности, а сводят воедино и типизируют их, обобщают жизненный опыт народа. Эти обобщенные образы становятся элементами фольклорной картины мира языковой личности [3]. Типизация явления, характерная для притч, проявляется в отражении наиболее показательных ситуаций, с которыми может столкнуться человек. Она подчеркивается определением социального положения человека, что дает возможность соответствующим образом его характеризовать, указав на основные признаки: бедность или богатство, власть или бесправие, щедрость или скупость [4]. Одной из важных целей притч служит стремление привить слушателю или читателю оценку явлений действительности. Они показывают положительные и отрицательные моменты жизни, качества людей и их поступки, давая возможность человеку разобраться, что отнести к позитивному, а что – к негативному. Эстетическая ценность притч проявляется многосторонне. По утверждениям Н. Пезешкиана, притчи, наряду с необычайной занимательностью и поэтичностью, содержат нечто неожиданное, непредвиденное. Иной образ мыслей, казавшийся до этого непривычным, становится близким и понятным. Это изменение позиции – самая важная функция притч [5]. Притчевые истории разных народов мира имеют много общего, но наряду с этим существуют и специфические особенности, характеризующие колорит самобытной культуры определенного народа, его многовековую историю. В притчах заключен глубинный смысл и народная мудрость, уходящая своими корнями в далекое прошлое. В них мы можем увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло, почувствовать, каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности они являются. Цель притчи – научить людей осознанно относиться к своим чувствам, способствовать становлению его самосознания, развивать мышление, воображение, интуицию, умение управлять своими чувствами, совершенствоваться. Притчи являются своеобразными регуляторами человеческого поведения и миропонимания, представляющими собой клишированные суждения, выражающие опыт народа в отношении моральных или категориальных императивов. Они выступают инструментом, запечатлевающим в сознании смысл ситуации, преобразующим эту ситуацию в определенный урок. Воздействие на сознание человека, на его мышление происходит благодаря стилистическим особенностям притчевых текстов: многочисленным метафорам, эпитетам, сравнениям, переводящим прямое наставление в иносказательную форму, намекам [6].

Притчи можно считать показателем этических норм, правил социальной жизни и поведения в обществе, отношения нации через ее культуру и язык к миру, другим народам и культурам. Они являются прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Для того чтобы определить особенности употребления притч в речи студентов и оценить возможности притчи как средства развития ценностных ориентаций, было проведено анкетирование и определен процент употребления притч в речи студентов экономических и гуманитарных специальностей. Анкета содержала 6 вопросов, предполагающих свободный вариант ответа.

  1. Что, по Вашему мнению, представляет собой притча?
  2. Сколько притч Вы знаете?
  3. Слышите ли Вы притчи в обыденной жизни? От кого чаще?
  4. Можете ли Вы сами пересказать какую-либо притчу? Расскажите ее главный смысл.
  5. Нужны ли притчи в настоящее время? Зачем?
  6. Какие качества, на Ваш взгляд, способна воспитать в человеке притча?

Для ответа на первый вопрос студентам необходимо было выразить свое понимание понятия «притча», тот смысл, который они вкладывают в это слово. Все студенты экономических специальностей (59%) дали практически схожий друг с другом ответ. Под притчей они подразумевают короткий рассказ, содержащий в себе премудрость, ценный совет. В то же время необходимо отметить, что студенты гуманитарных специальностей справились с заданием лучше, поскольку дали наиболее подробный и полный ответ, отражающий сущность притч. Так, самым удачным, на наш взгляд, является следующее определение, предложенное студентом специальности «Психология служебной деятельности»: притча – это короткий рассказ, передаваемый из поколения в поколение и содержащий информацию о каком-либо событии из жизни людей, явлении природы. Цель притчи заключается в помощи читателям и слушателям извлечь из нее максимально поучительный опыт, дабы, научившись на чужих ошибках, не делать их в своей жизни.

Второй вопрос анкеты предполагал написание числа приблизительного количества притч, которых знает студент. Студенты первого курса торгово-экономических специальностей предоставили следующую информацию: около 30% студентов могут вспомнить до пяти притч, 53% респондентов знают менее трех притч, а 17% учащихся первого курса не знают их вовсе. Аналогичные результаты были получены нами и при анализе ответов студентов оставшихся курсов и специальностей. Таким образом, значимых различий между ответами студентов, изучающих экономические и гуманитарные дисциплины, не выявлено.

На вопрос «Слышите ли Вы притчи в обыденной жизни? От кого чаще?» студенты ответили следующим образом: 45% учащихся всех курсов и специальностей слышат притчи в процессе обучения, т.е. от учителей и преподавателей; 32% – в кругу семьи, причем чаще всего притчевые истории рассказывают люди старшего поколения; 3% – узнают притчи из книг, средств массовой информации (СМИ) и друзей, оставшиеся 20% студентов вообще не слышат притчи в обыденной жизни.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что образовательные учреждения являются основным посредником, способствующим приобщению к притче. Часть учащихся, хотя и очень малочисленная, знакомится с рассматриваемым видом фольклорного жанра через книги. Мы полагаем, что эти данные подтверждают общий низкий уровень использования притч в речи людей.

Четвертый вопрос вызвал у многих респондентов затруднение, однако лучше всего справились с этим заданием студенты гуманитарных специальностей («История», «Психология»). Притчи, изложенные студентами, были на совершенно разные темы. Большинство студентов экономического профиля (94%) вспомнили притчи о богатстве, деньгах, скупости. Этот факт позволил нам сделать предположение о том, что их жизненные приоритеты основываются на желании добиться каких-либо высот, преуспеть, самоутвердиться в профессии и в жизни. Данные результаты свидетельствует о том, что лидирующее место в иерархии ценностей занимают ценности самореализации.

В то же время студенты гуманитарных специальностей сумели привести примеры притч о добром человеке; о любви матери к детям, о способности ценить то, что имеешь; о способности видеть позитив в негативе; о смысле жизни.

Таким образом, студенты разных направлений имеют разные ценностные ориентации. Студенты экономического профиля большое внимание уделяют материальным ценностям, в то время как респонденты гуманитарных специальностей основной упор делают на положительные человеческие качества: доброта, любовь, милосердие, способность найти в плохом хорошее.

На вопрос о том, зачем нужны притчи в настоящее время и нужны ли они вообще, 98% всех опрошенных считают, что они необходимы: для формирования моральных, волевых, нравственных качеств людей; для поиска смысла жизни; для духовного обогащения личности; для помощи в трудных жизненных ситуациях; в качестве подсказки, мудрого совета, источника знания; для того чтобы люди учились на чужих ошибках и меньше совершали своих.

Остальные студенты (2%) высказали мнение о том, что в современно мире притчи утратили свою актуальность и не нужны.

Таким образом, можно заключить, что студенты видят в притче не просто короткий рассказ со смыслом, а историю, которая способна изменить человека в лучшую сторону, обогатить его своей мудростью и справедливостью. В свою очередь, необходимо добавить то, что знание притч и понимание их предназначения способствуют развитию мышления, воображения, повышению общего уровня образованности и культуры.

Последний вопрос тесно связан с предыдущим и более подробно раскрывает одно из предназначений притч. Все студенты выделили следующие качества: доброта, вежливость, внимательность к себе и окружающим, милосердие, сострадание, честность, ответственность, храбрость, щедрость, рассудительность, целеустремленность, которые обусловливают воспитательный потенциал притч.

Основываясь на полученных ответах, мы пришли к выводу о том, что большинство студентов понимают ценность притчи и видят в ней средство воспитания положительных личностных качеств. Однако результаты анкетирования показали, что студенты экономических специальностей, акцентируясь на изучении профильных предметов, не достаточно обращают внимание на развитие и совершенствование своей общей культуры. В этом отношении студенты, изучающие историю и психологию как профильные дисциплины, оказались в более выигрышном положении, поскольку большая часть интеллектуальных ресурсов тратится на усвоение гуманитарной культуры, которая является базовым компонентом общей культуры личности.

Выводы. Подводя итоги исследования, можно сделать следующий вывод: общий уровень знаний студентов разных специальностей в области притч не существенно отличается друг от друга. Разница составляет всего 4%. В сравнении со студентами гуманитарного профиля, экономисты имеют чуть менее развитое воображение и словарный запас. Однако большинство студентов ощущает нехватку ярких выразительных средств речи, что обуславливает мотивацию дальнейшего развития речевой деятельности, культуры речевого общения, повышения общего уровня образованности. Это говорит о критичности восприятия респондентов.

Необходимо отметить, что студенты понимают ценность постоянного самосовершенствования, стремления к новым знаниям, поскольку это является залогом действительного успеха в учебном процессе, профессиональной деятельности и в жизни.

Таким образом, притча способствует развитию нравственных чувств и обучает студентов не только пониманию героев художественного произведения, но и умению анализировать и углублять свои собственные переживания. Притчевые истории отражают главные ценности жизни, на которые следует акцентировать свое внимание студентам.

Проведенное исследование позволило нам констатировать, что все студенты без исключения понимают возможности притч как средства развития мышления, воображения и осознают ценность всестороннего саморазвития, самосовершенствования. Однако студенты экономических специальностей, акцентируясь на изучении профильных предметов, не достаточно обращают внимание на развитие и совершенствование своей общей культуры.


Библиографическая ссылка

Моисеева И.Ю., Нестерова Т.Г. ПРИТЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26665 (дата обращения: 18.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252