Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

«МЕНТОРСТВО» КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДИКИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цибизова Т.Ю. 1 Августан О.М. 2 Сергеев Д.А. 2 Марданов С.А. 2
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», МГТУ им. Н.Э. Баумана
2 ООО Мэйл.Ру
В статье рассмотрены вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов для реального сектора экономики. Показано, что одним из способов интеграции образования, науки и производства является привлечение сотрудников предприятий к участию в образовательном процессе. Одним из способов такого участия является менторство. Представлены сущность, содержание, характеристики и особенности метода менторства в учебном процессе. Приведены примеры использования менторства в работе преподавателей в проекте «Технопарк», созданном совместно «Mail.ru Group» и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сделаны выводы о том, что осуществление менторской программы решает как учебные, так и социально-психологические задачи, позволяя повысить уровень коммуникабельности как среди обучающихся, так и на уровне «студент – преподаватель», совершенствовать социально-психологический климат в коллективе, а также увеличить у студентов показатель включенности и мотивации к процессу обучения, повысить уровень знаний, готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.
менторство
высшее профессиональное образование
образовательный процесс
высококвалифицированный специалист
профессиональная деятельность
воспитание
обучение
1. Цибизова Т.Ю. Подготовка высококвалифицированных специалистов в системе непрерывного профессионального образования (на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана) // European Social Science Journal. – 2011. – № 2 (5). – С. 154-159.
2. Зимин В.Н., Падалкин Б.В. Вопросы кадрового обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Высшее образование в России. – 2015. – № 4. – С. 87-91.
3. Цибизова Т.Ю., Терехова Н.Ю. О перспективах развития высшего образования в современных условиях // European Social Science Journal. – 2013. – № 2. – С. 62-67.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс-ЛИТ, Мир и образование, 2012. – 1376 с.
5. Волкова Т.А. Тьюторство и менторство в системе педагогической практики // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – № 1 (16). – С. 15-18.
6. Галуза А.В. Коучинг как модель сопровождения профессионального обучения и развития студентов в вузе // Психологическое сопровождение образовательного процесса. – 2015. – Т. 2. – № 5-2. – С. 51-59.
7. Zachary L.J. The Role of teacher as Mentor, New Directions for Adult and Continuing Education. – 2002. - Vol. 93. - Р. 27-38.
8. Комкова Т.Ю., Ягопольский А.Г. Кураторская работа при подготовке научных и инженерных кадров для ракетно-космической промышленности // Инженерный вестник. – 2013. – № 12. – С. 9.
9. Большой энциклопедический словарь. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 553 с.
10. Краевский В.В., Хуторский А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
11. Баклановский С.В., Русина Е.О. Опыт использования психологического консультирования курсантов военных вузов в конфликтных ситуациях // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2017. – № 1. – С. 27-32.
12. Августан О.М., Марданов С.А., Марданова К.В. и др. Проектный подход при подготовке IT-специалистов // Материалы XXVII Международной конференции «Современные информационные технологии в образовании». – М., 2017. – С. 454.

Одной из важнейших тенденций современного образования является тесная связь с реальной наукой, производством и экономикой, что дает возможность применения в учебном процессе решения тех задач, которые актуальны для практики «здесь и сейчас». На сегодняшний день представители управленческой и бизнес-среды заинтересованы в новых технологиях и методах работы, позволяющих сделать процесс получения результата в любой области деятельности быстрее, качественнее, эффективнее. В свою очередь, для разработки таких технологий необходимы подготовленные, высококвалифицированные специалисты.

Очевидно, что такая подготовка должна быть основана на интеграции науки, образования и производства и согласовываться с обновлением сущности этапов подготовки научно-исследовательских и научно-технических кадров, их устойчивым формированием и опережающим развитием [1].

Современные образовательные системы разрабатываются на основе разнообразных концепций и теоретических подходов, а также модифицированных известных и отработанных на практике методик. В качестве аргументации такой тенденции, находящей свое выражение в концептуальной основе образовательного процесса в МГТУ им. Н.Э. Баумана, выступает профориентационная деятельность. Основная задача, которая при этом ставится, – не только помочь молодежи и школьникам осознанно и правильно выбрать будущую профессию, но и заинтересовать ею, преподнести ее так, чтобы они захотели учиться именно в МГТУ им. Н.Э. Баумана, а затем, в процессе обучения, убедить их в правильности выбранного профиля подготовки [2].

Актуальным является создание такой системы подготовки кадров, которая обеспечивала бы предпрофессиональную и профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов, способных выполнять функции разработчиков, исследователей и руководителей широкого спектра научно-технических, научно-исследовательских и инновационных проектов. Для этого необходимо определить учебно-методические и научно-практические принципы реализации такой системы, которые в совокупности образуют подход, называемый персонифицированным, поскольку он в максимальной степени использует, наряду с традиционными формами обучения, глубоко индивидуализированные активные формы приобретения знаний и навыков [3].

На сегодняшний день в системе высшего образования, помимо традиционных форм обучения, к которым относятся лекции, семинары и практические занятия, применяется довольно много других подходов, одним из которых является наставничество. Согласно словарю С.И. Ожегова, наставничество – это «форма воспитания и профессиональной подготовки молодых рабочих, специалистов опытными наставниками» [4]. Помимо непосредственно наставничества, существуют такие его формы, как кураторство, тьюторство, коучинг и менторство [5-7].

Институт кураторов-наставников является одной из форм учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива МГТУ имени Н.Э. Баумана как незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и других возникающих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания и традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение. Куратор, прививая любовь к своей специальности, профессии, Университету, подчёркивает неразрывность интересов отрасли и государства [8].

Метод менторства в учебном процессе

В данной статье мы рассмотрим такой метод организации учебного процесса, как менторство, распространенный преимущественно в бизнес-среде, однако вполне применимый и в сфере образования. Для этого охарактеризуем его, выявим недостатки и преимущества, и разберем внедрение его в процесс обучения на примерах. Актуальность данного метода – в распространении его в образовательных организациях, например «менторская программа Сколково», или проект «Мой ментор», сотрудничающий с Российской экономической школой и получивший грант Эндаумент-фонда МГИМО. Несколько лет успешно существует образовательный проект «Технопарк» при МГТУ им. Н.Э. Баумана», в рамках которого преподают, используя метод менторства, ведущие практики из компании «Mail.ru» и других интернет-компаний. Применяется данный метод и в работе в высших учебных заведениях, однако не часто и скорее интуитивно, а не формально, с закреплением роли «ментора» за преподавателем.

Термин «менторство» означает «назидание, поучение» [9]. Английское слово mentor может быть переведено, как наставник, куратор, руководитель, воспитатель. Менторство – «модель передачи опыта, в которой ментор служит наставником, советником, обеспечивающим возможности для развития, роста и поддержки менее опытных коллег» [5]. Ментор является специалистом, состоявшимся в своей профессиональной области, готовым осуществлять наставничество своему подопечному. Ученые, раскрывающие суть данного процесса, отмечают недирективный стиль общения, присущий менторству, и осуществляемый скорее как сотрудничество младшего и старшего коллеги.

В случае его применения преподавателем в вузе необходимо учесть как достоинства, так и недостатки этого метода. С одной стороны, дружелюбная, демократичная позиция, готовность к диалогу и обсуждению могут сделать общение в процессе обучения более искренним, позволить студенту чувствовать себя уверенно, предлагать новые, необычные способы решения учебных заданий. С другой стороны, такой стиль передачи информации может вызвать проблемы с дисциплиной, ответственностью и своевременным выполнением заданий студентом.

А.В. Хуторской выделяет три группы занятий с обучающимися согласно форме их организации: индивидуальные, коллективно-групповые, индивидуально-коллективные. Согласно данной классификации менторство относится к группе индивидуальных занятий. Однако на практике допустимы разные формы реализации этого метода: как с одним человеком, так и с группой лиц [10].

Если проанализировать деятельность, осуществляемую ментором в процессе реализации своих функций, то можно выделить основные шаги, присущие его работе. К ним относятся анализ и оценка перспективы развития обучающегося, помощь в постановке целей и разработке путей их достижения, демонстрация своего примера в реализации задач, психологическая поддержка, оснащение подопечного «полезными» контактами, выдача ему практических заданий, которые помогают освоить профессиональную деятельность, контроль их выполнения, оценка и рекомендации для дальнейшей деятельности.

В процессе деятельности преподавателя особенное внимание уделяется индивидуальным заданиям, которые он выдает обучающимся исходя из своего видения пути их становления, а также преодоления трудностей, требующих особенно тщательной проработки. Так, если преподаватель становится ментором у нескольких студентов, то для каждого он разрабатывает свой комплекс заданий, учитывая его индивидуальные недостатки в знаниях, умениях и навыках.

Функция психологической поддержки, входящая в список обязанностей ментора, позволяет, помимо обсуждения выполнения заданий, обсуждать успешность учебного процесса, мотивирующие и мешающие работе факторы, страхи и сомнения, волнующие ученика. Таким образом, устанавливаются доверительные отношения в диаде «учитель – ученик», что может делать процесс обучения более эффективным.

Так, например, в военных вузах наряду с профессиональной подготовкой уделяется внимание психологическому сопровождению курсантов, которое является важным условием развития и открывает возможности конструктивного выхода из межличностных и внутриличностных конфликтных ситуаций в процессе учебы и дальнейшей профессиональной деятельности [11].

Метод менторства подразумевает реализацию четырех основных этапов: «подготовка, обсуждение, уполномочивание и завершение» [7]. Начальные этапы связаны с подготовкой и обсуждением процесса работы и необходимы, прежде всего, для создания доверительной атмосферы, постановки целей и задач совместных действий, утверждения графика встреч, формирования представлений у обеих сторон о взаимных ожиданиях и результатах процесса обучения. Далее следует выполнение самой работы, в процессе которого ментор поддерживает профессиональный рост студента, помогает ему в рефлексии собственных действий, оценивает выполнение выданных заданий, корректирует их исполнение. На данном этапе особенно важно то, насколько доверительные отношения были «выстроены» в начале работы и получается ли у ментора создать искренний и открытый диалог со своим учеником. Наконец, на этапе завершения оба участника процесса представляют друг другу обратную связь о проделанной работе, оценивают ее в письменной или устной форме, составляют программу действий обучающегося на ближайшее время [7].

Менторство может стать подходящим методом работы как в процессе обучения, так и в период прохождения обучающимися учебной и производственной практики, а также во время написания ими выпускной квалификационной работы.

Например, направление подготовки 01.03.02. «Прикладная математика и информатика», помимо чисто математических дисциплин, ориентировано на получение знаний, умений и навыков в программировании, современных компьютерных технологиях. Обучающиеся узнают особенности различных численных методов, методов оптимизации, работы с базами данных, языков программирования, системного и прикладного программного обеспечения. В рамках получения данной специальности ментор, помимо помощи в освоении основных учебных вопросов, выдает своему подопечному специальные индивидуальные задания. Кроме технических заданий и помощи в их выполнении, ментор может оказывать помощь в прохождении учебной и производственной практик, рекомендовать своему подопечному компанию или должность для дальнейшего трудоустройства.

Реализация метода менторства на примере проекта «Технопарк»

В проекте «Технопарк», реализованном командой «Mail.ru Group» и МГТУ им Н.Э. Баумана, подготавливающем веб-разработчиков и системных архитекторов, преподавателя часто называют ментором из-за целенаправленного применения данного метода работы с обучающимися [12]. Ментор помогает студентам в решении архитектурных, продуктовых и командных проблем. Поскольку обращение за помощью происходит незадолго до защиты выполняемых ими задач, в ходе обучения преподаватель самостоятельно проверяет степень разработанности проекта, знакомится с проблемами, которые возникают в работе, и отношениями в команде. В ходе совместной работы ведется журнал, в который записываются даты встреч и основные вопросы, обсуждаемые на них.

В 2016 году руководителями проекта «Технопарк» было принято решение ввести в процесс обучения официальную менторскую программу. На уровне организации процесса установлены две основные парадигмы: «преподаватель – студент» и «наставник – студент». Первая состоит в передаче знаний на лекциях, умений и навыков на семинарах, приеме и проверке контрольных работ. Вторая, менторская парадигма, позволяет общаться участникам процесса обучения «на равных» и реализуется в форме помощи студенту при возникающих учебных вопросах, разрешении нестандартных ситуаций, в случае неудачи студента в выполнении задания.

Процесс менторства организован в проекте следующим образом. Создается студенческая команда из 4-6 человек, с которой работает один ментор. Команда может самостоятельно выбрать ментора, аналогично, ментор может назначить себе команду для дальнейшей работы. Основные обязанности ментора состоят в поддержке и помощи студентам на протяжении всего учебного процесса, курировании своей команды по всем организационным вопросам, решении административных вопросов, контролировании выполнения домашних заданий и их проверке. Также ментор дает студентам дополнительную информацию, помимо лекционного материала, и поддерживает в своей команде дружескую атмосферу, сплоченность, мотивацию на учебную деятельность. Помогает взаимодействию менторов и преподавателей специально назначаемый администратор менторов, который курирует их работу, следит за решением организационных и административных задач.

Осуществление менторской программы решает как учебные, так и социально-психологические задачи. При этом имеется в виду наличие адаптационных ресурсов личности, реализуемых в процессе обучения. Вследствие этого возрастает сущностная значимость компенсаторной и абилитационной функций образовательного процесса, осуществляемых в условиях построения системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Способом осуществления такой поддержки является проектирование адаптированного образовательного процесса, ориентированного на личность.

Таким образом, формируется педагогическая система, учитывающая личностно и общественно ценностно-значимый фактор психолого-педагогической направленности педагогической деятельности в образовательном процессе, способствующий распределению личностью собственных адаптационных ресурсов и их поддержки. Тем самым, позволяя повысить уровень коммуникабельности как среди обучающихся, так и на уровне «студент – преподаватель», совершенствовать социально-психологический климат в коллективе, увеличить показатель включенности и мотивации к процессу обучения у студентов. Кроме того, благодаря программе менторства достигается цель повышения уровня знаний студента, а также расширение его кругозора.

Особенностью программы менторства в проекте «Технопарк» является то, что на роль ментора назначаются выпускники или учащиеся старших курсов этой же программы, что обуславливает следующие ее преимущества: существенно освобождается время работы преподавателей, которые, помимо преподавания в МГТУ им. Н.Э. Баумана, работают в компании «Mail.ru Group»; общение студентов с менторами из-за небольшой разницы в возрасте становится более открытым, искреннем, дружелюбным. Студенты не чувствуют дискомфорта, обращаясь за помощью к похожим по статусу и возрасту менторам, способным тем не менее ответить на все их вопросы. Также и менторам, осуществляющим свою работу, она полезна для совершенствования своих навыков управления, передачи знаний и опыта, тренировки коммуникативных навыков.

Помимо всего прочего, выпускникам проекта «Технопарк», прошедшим работу ментора, отдается предпочтение при поступлении на стажировку в компанию «Mail.ru Group».

Заключение

Таким образом, осуществление менторства в системе высшего и дополнительного образования может быть реализовано при совмещении консультационной, психологической и профессиональной поддержки преподавателей в учебных и профессиональных вопросах, помогающих бакалавру, магистру или аспиранту во время обучения в вузе. Наличие такой помощи позволит подготовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для развития промышленности, производства, науки и экономики России.


Библиографическая ссылка

Цибизова Т.Ю., Августан О.М., Сергеев Д.А., Марданов С.А. «МЕНТОРСТВО» КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДИКИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26646 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074