Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ВИДЕОЛЕКЦИЙ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Никишина В.Б. 1 Запесоцкая И.В. 1 Кузнецова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России
В статье представлены результаты тематического анализа публикационной активности, осуществлявшиеся по двум информационным системам поиска с целью количественно изучения информационных, документальных потоков, мониторинга имеющейся информации по проблеме технологизации процесса создания видеолекции. Представлено соотнесение образа-представления данного процесса и реалий состояния данного вопроса, интеграция содержательных и технологических особенностей, концептуализирована технология создания видеолекций. Отражен алгоритм создания видеолекции от получения заказа до размещения на образовательном портале университета: работа над сценариями лекций курса, составление графика записи лекций, разработки стиля курса, организация съёмок, процедура съёмок, черновой монтаж, экспертиза, корректура, внесения правок в черновой вариант видеолекций, чистового монтажа, «упаковки» курса, размещение на образовательном портале университета.
образование
технология создания видео-лекций
видеолекция
1. Future Work Skills 2020 [Электронный ресурс] // 2011. Institute for the Future for University of Phoenix Research Institute. URL: http://www.iftf.org/up- loads/media/SR-1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf. (дата обращения: 24.05. 2017).
2. Готская И.Б., Жучков В.М. Видео-лекции как основа создания учебных дистанционных курсов / И.Б. Готская, В.М. Жучков // Современное образование: традиции и инновации. – 2016. – № 3. – С. 175-181.
3. Никонов А.Ю., Зиновьев С.В., Шахов Е.Б., Леванов В.М., Ильина А.С. Видео-лекции в системе непрерывного медицинского образования / А.Ю. Никонов [и др.] // Медицинский альманах. – 2016. – № 4 (44). – С. 28-30.
4. Разумова Н.А. Видеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения / Н.А. Разумова //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2013. – № 1. – С. 69-70.
5. Лазаренко В.А., Никишина В.Б., Медведева М.В., Запесоцкая И.В. Эффективность взаимодействия структурных подразделений вуза: технология оценки / В.А. Лазаренко [и др.] // Аккредитация в образовании. – 2014. – № 3 (71). – С. 54-56.
6. Никитина Е.А., Кузнецова А.А. Интерактивные формы обучения в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения и рефлексивность: следствие или условие реализации / Е.А. Никитина, А.А. Кузнецова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2014. – № 1. – С. 53-58.
7. Елизарьева Ю.А. Современный преподаватель в процессе «Моокизации» образования /Ю.А. Елизарьева //Гуманитарная информатика. – 2016. – Вып. 10. – С. 92–100.

В обзоре FutureWorkSkills2020 было выделено 10 новых «навыков будущего», имеющих междисциплинарный характер: способности к созданию смыслов, социальный интеллект (умение распознавать состояние, эмоции, чувства других людей и, соответственно, адаптироваться), адаптивное мышление (способность мыслить за рамками норм и правил, понимать альтернативные варианты логики), взаимодействие с людьми разных культур, вычислительное мышление (способность переводить множество информации в абстрактные категории, связанные причинно-следственными связями), новая грамотность в медиа-пространстве (способность критично оценивать и исследовать контент медиа-пространства), междисциплинарность (способность осваивать и понимать концепты из смежных областей), «дизайнерское мышление», управление умственной нагрузкой, виртуальное взаимодействие (способность продуктивно работать, вовлекать в работу других, демонстрировать присутствие в виртуальной команде) [1]. Это компетенции, которыми в скором будущем должен будет обладать каждый человек и особенно преподаватель.

Современные тенденции совершенствования профессиональной подготовки специалистов, использование инноваций в образовании в большой степени опираются на потенциал информационных и компьютерных технологий.

Тезис инновационности образовательного процесса напрямую согласовывается с интерактивными электронными технологиями, которые в значительном объеме вошли в высшую школу: симуляционное обучение, создание электронных образовательных продуктов и видеолекций нового поколения.

Цель

Целью нашей работы является рассмотрение вопроса о создании видеолекций через призму соотнесения образа-представления данного процесса и реалий состояния данного вопроса (содержательного, дидактического, технического процесса).

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный библиометрический анализ статей в информационных системах поиска CyberLeninka, eLIBRARY по ключевому слову «видеолекция» с глубиной информационного поиска десять лет (2006–2016) позволил количественно изучить информационные, документальные потоки, осуществить оценку степени актуальности и новизны информации, мониторинг имеющейся информации по проблеме исследования.

Тематический анализ публикационной активности, осуществлявшийся по двум информационным системам поиска (CyberLeninka, e-LIBRARY) по ключевым словам «видеолекция», позволил выявить ряд качественных тенденций: доля публикаций по данному запросу составляет менее 0,1 % от общего количества публикаций, что в абсолютных значениях − 21 и 66 публикаций). За период с 2006 по 2016 год наибольший интерес к теме видеолекций по данным поисковых систем наблюдался в 2015–2016 годах (29 публикаций), наименьший – в 2006, 2007 годах (по 1 публикации). Содержательно все публикации объединены в несколько тематических групп: «применение видеолекций в дистанционном образовании», «особенности видеолекций», «виды видеолекций». Вопрос технологии, процедуры создания видеолекций наименее представлен (5 публикаций).

Изучаются как частные аспекты использования видеолекций, так и общие тенденции построения и внедрения их в процесс обучения. Однако, несмотря на наличие научно- исследовательской активности по изучению видов, дидактических требований к видеолекциям, как одной из перспективных и передовых форм предоставления образовательной информации, в том числе для дистанционного формата, реализации системы непрерывного медицинского образования, рассмотрению вопроса разработки универсальной технологии создания видеолекций уделяется недостаточное внимание.

Академическая лекция относится к традиционным формам проведения аудиторных занятий, сегодня активно переносится в виртуальное пространство, пространство организации дистанционного образования. Обобщая накопленный педагогический опыт, в зависимости от целей и образовательных задач можно выделить наиболее универсальные, ставшие традиционной формой лекции. Но все большую популярность приобретает применение интерактивных образовательных технологий, таких как: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, кейс-стади, деловые и ролевые игры, тренинги, занятия на симуляционных аппаратах, применение электронных образовательных продуктов [2]. В последнее время все больше набирает силу трансформация традиционных лекций в видеолекции. Видеолекции активно входят в образовательный процесс как в формате основного, так и дополнительного образовательного продукта. Основные платформы, реализующие массовые открытые онлайн курсы (МООС): Coursera, MIT Open Courseware, Udacity, Khan Academy, Future Learn, edX, Canvas Network, My Education Key. С огромным массивом образовательных видеоматериалов можно ознакомиться в свободном доступе. Так на июнь 2017 г. в видеохостинге Youtube по ключевому слову «видеолекция» найдено 562 000 предложенных вариантов (информация постоянно обновляется). Однако до настоящего времени нет единых дидактических требований к содержанию, качеству видеоматериала, единых стандартов или требований к технологии создания видеолекций.

В образе-представлении процесса создания видеолекций необходимо интегрировать содержательные и технологические особенности. По содержанию выделим несколько особенностей. Качественному восприятию материала способствуют его структурированность, целостность, предметность, константность. Дифференцированность восприятия информации зависит от новизны и сложности учебного материала [3]. Структурирование информации выполняется на основе целеполагания через разбиение материала на разделы (модули), темы, поэтапное изложению материала внутри темы, последовательное определение ключевых моментов в изложении каждой порции учебного материала [4]. Целостность учебной информации реализовывается посредством наличия внутренних связей, опорных понятий. Текстовый комментарий на слайде выполняет вспомогательную роль, обеспечивая связи между «фреймами» наглядной информации. Предметность информации позволяет видеть её во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами.

По технологическим особенностям также укажем несколько моментов, на которые, по нашему мнению, следует обратить внимание: качество и объем видеоматериала лекции, профессиональный монтаж видеоматериала, возможность неоднократного повторения части или всего объема уже показанной информации, ключевых моментов, использование системы текущего контроля знаний, позволяющего оперативно оценить качество изложенного тематического материала, степень его усвоения студенческой аудиторией, размещение лекций на образовательном портале университета, предоставление образовательных услуг пользователям.

Саму технологию создания видеолекции необходимо рассмотреть в ракурсе взаимосвязи структурных подразделений университета [5], включенных в данный процесс с момента возникновения заказа на необходимость ее разработки до размещения на образовательном портале университета и ее внутренних содержательных единиц (содержание, форму, вид видеолекции). Концептуальная карта процесса создания видеолекций континуально включает в себя административный запрос, планирование и форматирование материала, техническое форматирование материала, экспертизу, размещение на образовательном портале университета.

Заказ о необходимости создания видеолекции разрабатывается на основе действующего образовательного стандарта, направляется из учебно-методического управления университета в деканат, из которого сформированная согласованная заявка (направление подготовки, дисциплина, форма, объем) рассылается по кафедрам. Кафедра (преподаватель, ответственный за дисциплину) определяет содержательные и дидактические параметры видеолекции, формирование элементов микроуровня. Среди общих требований к видеолекциям выделим следующие:

- видеолекция содержит основные цели изучения дисциплины и темы, учебный материал, примеры рассматриваемой темы, выводы по изложенному материалу, рекомендуемую литературу;

- во вводной части видеолекции представляются цель и задачи изучения дисциплины (раздела), указываются междисциплинарные связи, представляется алгоритм действий по изучению дисциплины, раздела после просмотра видеолекции;

- в видеолекции выделяются отдельные смысловые элементы, части, дополняющие имеющиеся печатные учебные пособия (в пределах одной темы можно выделять 3–5 вопросов);

- в видеолекцию с соблюдением авторских прав и принятого порядка цитирования и ссылок включаются различные иллюстративные материалы.

Через соотнесение с целями, местом в учебном курсе, целевой направленностью и содержанием лекции определяется ее вид. Можно выделить несколько видов видеолекций с качественным своеобразием: вводная, включающая обзор ключевых позиций учебного курса, обозначение целей и назначение курса, обзорная, позволяющая систематизировать научные знания, ориентирующая в общем представлении об учебном курсе, исключая детализацию и конкретизацию, тематические, предназначенные для последовательного систематичного изложения содержания курса на протяжении более длительного времени по сравнению с остальными видами рассматриваемых лекций, итоговая, интегрирующая, генерирующая, структурирующая полученные в ходе учебного процесса по данной дисциплине знания.

Формы подачи материала соотносимы с целями и задачами, стоящими перед автором видеолекции: документальные, студийные «говорящей головы», постановочные, слайд-лекция. Кафедра (преподаватель, ответственный за дисциплину) определяет содержательные и дидактические параметры видео-лекции, формирование элементов микроуровня.

С этого самого момента необходимо рассмотреть несколько тезисов-мифов.

Миф 1. Видео-лекции должны читать и готовить специалисты, имеющие специальную подготовку актерского мастерства.

Реалии говорят о том, что если не актерское мастерство, то элементарные знания в области средств коммуникации, навыки выступления перед камерой у преподавателя должны быть. Это не только дидактические требования к видеолекциям, с которыми преподаватель должен быть знаком хотя бы на начальном уровне (различные формы видеолекций, отдельные ее смысловые элементы, части, дополняющие имеющиеся печатные учебные пособия и т.д.). Существующие требования к презентации (каждый слайд презентации должен иметь «Заголовок»; при наличии области анимации автоматическое её включение; при наличии видеоролика – параметр – запуск видео при смене слайда; информация не должна выходить за пределы слайда; использование не более трех цветов на слайде; соблюдение авторских прав и принятого порядка цитирования и ссылок и т.д.). А вот требования к внешнему виду лектора, к элементам невербального общения (темп, ритм, голос, мимика, жесты), положение в пространстве кадра, взаимодействие с камерой многими авторами видеолекции игнорируются, возможно, из-за незнаний или недооценивания важности данных элементов.

Миф 2. Видеолекционный материал не имеет последствий для репутации преподавателя.

И это огромное заблуждение, так как автор видеолекции несет ответственность не только за то, что он говорит, но и за то, что он при этом делает, демонстрирует, что использует в качестве иллюстративного материала. Это не ограничивается только соблюдением авторских прав и принятого порядка цитирования и ссылок на видеосъемки различных опытов, проводимых в учебных лабораториях; съемки современных технологических процессов на реальных производственных предприятиях; фрагменты из учебных, научно-познавательных, документальных и художественных кинофильмов; материалы, доступные по сети Интернет; фрагменты выступлений известных ученых и т.д.; демонстрационные модели различных процессов (натурные или компьютерные, анимационные, графические) [6]; фотографии, иллюстрации, графики и другие материалы из научных статей, монографий, периодических изданий, дорогостоящих или малодоступных художественных изданий.

Миф 3. Форма подачи материала соотносима также с целями и задачами, стоящими перед автором видеолекции.

В данном аспекте мы сталкиваемся с огромными возможностями и одновременно ограничениями.

Существуют различные формы видеолекции, каждая из которых одновременно имеет и достоинства, и недостатки:

- документальные, записанные в вузах в обычных аудиториях с целью создания пособий для абитуриентов и (или) студентов;

- студийные «говорящей головы», в которых лекторы на соответствующем тематическом фоне, оставаясь за столом практически неподвижными в течение всей лекции, излагали учебный материал, сопровождая свой рассказ показом графиков, схем, фотографий и т.д.;

- постановочные, для создания которых необходим творческий коллектив разработчиков, включающий преподавателя-предметника, художника-оформителя (или дизайнера), специалиста по компьютерному монтажу видеоматериалов, режиссера и профессионального телеоператора;

- слайд-лекция, показ набора слайдов (100–200 на одну лекцию) сопровождается записью закадрового голоса диктора или самого лектора [7].

Разработка технологии создания видеолекций несет в себе огромный перспективный потенциал, так как существует огромный размах вариативности по различным основаниям:

- по параметру организации пространства: постановочные и в естественных условиях образовательной деятельности;

- по параметру статичности-динамичности: лекции с лектором в полный рост, «говорящая голова», что также относится к статичным лекциям;

- динамичные в свою очередь могут включать интерактивную демонстрацию (есть возможность представлять только манипуляционный или демонстрационные процессы без показа лектора в полный рост) и интерактивную презентацию;

-по параметру количества исполнителей: моно, диадные, коллаборативные лекции;

-по параметру временной организации: лекции-моноблоки, включающие в себя запись одной лекции полностью, а также модульные лекции, фрагменты, что дает возможность мобильности через использование блока в других курсах и лекциях, а также быстрого обновления, так как есть возможность дробно обновлять материал, что особенно актуально в эпоху быстрых, а иногда революционных перемен в науке и требованиях к образовательной продукции.

Выводы

Неудивительно, что процесс создания видеолекций – самый продолжительный и трудоёмкий из всех традиционных видов работ. Соотнося все эти доводы-размышления, представления и реалии, однозначно то, что для создания профессиональной видеолекции необходимо профессиональное техническое сопровождение, реализация которого возможна через структуры университета, осуществляющие профессиональную съемку, монтаж, создание анимации, графики, размещение на образовательном портале университета для возможности использования в обучении. От получения заказа на создание видеолекции до внедрения в образовательный процесс через размещение на образовательном портале университета проходит несколько этапов: работа над сценариями лекций курса, составление графика записи лекций, разработки стиля курса, организация съёмок, процедура съёмок, черновой монтаж, экспертиза, корректура, внесения правок в черновой вариант видеолекций, чистовой монтаж, «упаковка» курса, размещение на образовательном портале университета, предоставление образовательных услуг. Причем за проведение каждого из этапов должны отвечать профессионалы – конкретные специалисты из команды: менеджер, методист, сценарист, режиссёр-редактор, режиссёр монтажа, видеооператор и многие другие. При соблюдении этих условий мы можем развенчать еще один миф.

Миф 4. В видеолекции страдает качество непосредственного общения преподавателя с аудиторией.

Профессиональная видеолекция − это методически и технически более сложный образовательный продукт, а не простая трансформация или запись академической лекции. И если при непосредственном общении лектора и аудитории легко реализовать все стороны общения (перцептивную, коммуникативную, интерактивную), то в формате видеолекции это весьма затруднительно, в особенности с интерактивной составляющей через получение обратной связи или взаимодействие, которые в данном формате в настоящее время изучены и учитываются весьма условно. Преподаватель, занимающийся созданием профессиональных видеолекций, на наш взгляд, находится в «тренде» современных образовательных тенденций, в ситуации постоянного получения новых знаний и навыков. Он уже не просто лектор, он – педагогический дизайнер и стратег.


Библиографическая ссылка

Никишина В.Б., Запесоцкая И.В., Кузнецова А.А. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ВИДЕОЛЕКЦИЙ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26635 (дата обращения: 17.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252