Современные требования к выпускникам вузов связаны с ситуацией на рынке труда, ускорением темпов развития общества и повсеместной информатизацией среды. Образование, ориентированное только на получение знаний, сейчас во многом устарело. В меняющемся мире система образования призвана формировать новые качества выпускника: инициативность, мобильность, способность к креативному мышлению и готовность к инновациям. Будущий специалист должен стремиться к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, обладать стрессоустойчивостью. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной высшей школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы.
При компетентностном подходе образованность определяется не объемом теоретических знаний специалиста, а его способностью решать профессиональные проблемы и задачи различной сложности на основе имеющихся знаний. Приверженцы данного подхода провозгласили основой содержания образования не знания, а сложную культурно-дидактическую структуру – целостную компетентность. В европейском образовательном пространстве уровень профессиональной квалификации выпускников вузов именуется термином «компетенция», содержание и уровневая дифференциация которой зависят от степени овладения выпускниками способами профессиональной деятельности [1; 2].
Профессиональная деятельность бакалавров физической культуры весьма обширна. Это и образование в сфере физической культуры, и спорт, и двигательная рекреация и реабилитация, и пропаганда здорового образа жизни, и сфера спортивных услуг, и туризм, и сфера управления, а также научно-изыскательные работы и исполнительское мастерство.
Развитие коммуникативно-речевой компетентности бакалавров физической культуры осуществляется на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи», которая направлена на формирование у студентов умения оптимально использовать языковые средства в устном и письменном общении.
Содержание обучения русскому языку в современной отечественной высшей школе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим специальной целью преподавания русского языка в вузах является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции студентов. Это обеспечивает овладение будущими бакалаврами умениями и навыками опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; давать исторический комментарий к языковым явлениям; разграничивать варианты норм и речевые нарушения.
Цель исследования – выявление обязательных условий развития коммуникативно-речевой компетентности у бакалавров направления подготовки «Физическая культура».
Изменение общественной жизни в России привело к возрастанию потребности в воспитании и самовоспитании зрелой и уверенной в себе личности, что предполагает развитие устойчивых навыков свободного, непринужденного осуществления речевой коммуникации. Студенты должны овладеть теоретическими базовыми знаниями по культуре русской речи, риторике, конфликтологии, чтобы вести деловые беседы, переговоры, убеждать и опровергать, а также разрешать и предупреждать конфликты. Для этого необходимо сформировать навыки эффективного общения через осознание, освоение и осуществление риторической модели самореализации [3].
Проблема развития коммуникативно-речевой компетентности студентов имеет важное социальное значение, так как речь является ведущим показателем духовной и профессиональной культуры личности. Поэтому одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка бакалаврам физической культуры – это обогащение словарного запаса студентов, совершенствование связной речи и развитие ее выразительности.
Студенты направления подготовки «Физическая культура» получают в вузе полноценное профессиональное педагогическое образование. Поэтому формирование и развитие коммуникативной компетенции занимает одну из ключевых позиций в профессиональной подготовке будущего специалиста отрасли физической культуры и спорта.
Организация и методы исследования. Учебный предмет «Русский язык и культура речи» входит в обязательную программу подготовки бакалавров физической культуры. Преподаватель дисциплины решает следующие педагогические задачи: развитие навыков эффективного слушания (обязательных для формирования и совершенствования ораторских навыков), обучение различным речевым навыкам, элементарным культурным навыкам (от повседневного общения до управления коммуникацией), формирование индивидуального комплекса поведения и ценностей.
В процессе достижения названных задач необходимо формировать вкус и речевой стиль будущих специалистов, заставить их стремиться к высоким языковым стандартам.
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» занимает особое место в системе отечественного вузовского образования, так как является одновременно объектом и средством обучения. Опыт преподавания показывает, что содержание этой дисциплины за десять лет кардинально изменилось:
– уменьшился объем теоретической составляющей, сократилась детализация;
– усилилась практическая сторона курса;
– повысилось внимание к функциональности языковых единиц и явлений;
– возросла общекультурная роль дисциплины [2].
На уровне методики дисциплина направлена на повторение и закрепление знаний, умений и навыков по русскому языку. Она призвана ознакомить учащихся с теоретическими основами культуры речи, стилистики, риторики; систематизировать знания норм современного русского литературного языка с учетом вариативности и динамизма единиц; развить навыки уместного использования языковых единиц ограниченной сферы употребления; расширить представления о профессиональных речевых жанрах; повысить уровень общей культуры и гуманитарной образованности [2].
В процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» формируются следующие компетенции (согласно ФГОС) и используются соответствующие им формы занятий (таблица) [4].
Компетенции и соответствующие им формы занятий
Наименование компетенции |
Код компетенции |
Формы занятий |
«Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь» |
ОК-4 |
круглый стол; диспут; создание мультимедийной презентации; дебаты; подготовка речи на заданную тему; написание рекламной заметки; подготовка и воплощение публичного выступления информационного, агитационного и развлекательного характера; подготовка и проведение брейнсторминга в режиме реального времени |
«Владение приемами общения и умение использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом» |
ПК-31 |
учебно-деловая игра; создание мультимедийной презентации; написание сценария обучающего фильма; подготовка самопрезентации; упражнения на развитие навыков эффективного слушания |
Работа по развитию коммуникативно-речевой компетентности будущих бакалавров физической культуры в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» ведется нами в Уральском государственном университете физической культуры. Опыт преподавания позволяет констатировать, что эффективное развитие коммуникативно-речевой компетентности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла может быть достигнуто при соблюдении комплекса педагогических условий, которые включают следующие организационные принципы:
– гуманизацию процесса обучения;
– индивидуализацию подхода к каждому студенту;
– коммуникативную направленность;
– интегративность полученных знаний, умений и навыков;
– ситуативность, направленность на конкретные условия общения;
– новизну (отличия от школьного курса с его направленностью на сдачу ЕГЭ);
– функциональность (применимость в разных жизненных и профессиональных условиях);
– риторизацию процесса обучения (умение грамотно и умело строить устную речь является приоритетным).
Дисциплина «Русский язык и культура речи» включает в себя шесть основных разделов: «Язык в коммуникативной деятельности человека», «Нормы современного русского языка», «Функциональные стили и речевые жанры», «Деловая речь» и «Основы риторики».
Изучение каждого раздела построено нами с учетом возможности практического использования полученных знаний в реальной трудовой деятельности. К примеру, при изучении раздела о нормах русского языка студенты сталкиваются с «профессиональными» речевыми ошибками («тренерА», «легкоАтлеты», «большие весА» и тому подобное), учатся следить за своей речью, различать профессиональный спортивный сленг и термины сферы спорта. На занятиях по разделу «Деловая речь» учащиеся получают навыки самостоятельного составления документов обиходно-деловых жанров (заявление, расписка, объяснительная, докладная, служебная записка, доверенность, справка и т.д.). При изучении основ риторики студенты самостоятельно готовят публичную речь различного назначения: информационную, побуждающую (агитационную), воодушевляющую. После самостоятельного составления речей разных типов они учатся правильно и выразительно произносить их с использованием различных ораторских приемов. При этом важно привить студентам понимание важности правильного отбора слов, выражений, интонации, адекватной степени экспрессивности речи в зависимости от адресата, цели, обстановки общения. Будущие бакалавры физической культуры на время занятия попадают в ситуацию настоящего урока, учатся корректно отвечать на вопросы «учеников», заинтересовывать их, разрешать возможные конфликты.
Ценность компетентностного подхода для речевого образования будущих специалистов любой отрасли именно в том, что от навязывания большого количества теоретических, неприменимых на практике знаний возможен переход к формированию жизненно важных коммуникативных умений и навыков, которые необходимы в дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Это позволяет изменить негативное или боязливое отношение к предмету, сложившееся у многих обучающихся в средней школе (русский язык – это не только правила и исключения).
На занятиях-практикумах по русскому языку с целью развития уровня коммуникативно-речевой компетентности нами применяются разнообразные интерактивные формы обучения; тестирование с использованием словарей и справочников; создание сценариев обучающих фильмов.
Навыки риторического мастерства помогают развивать многочисленные игровые формы (круглый стол, деловые переговоры, брейнсторминг в режиме реального времени, диспут, дебаты, составление и произнесение протокольных речей разных видов) [2].
В методике обучения русскому языку в университете общепризнанным сейчас является коммуникативный подход, подразумевающий, что формирование речевых умений должно происходить в условиях, близких к естественным условиям общения (бытового и профессионального). Данный подход направлен на практику общения, максимальную диалогичность коммуникации. Диалогичность проявляется в следующем:
– в непрерывности (отсутствии ненужных пауз). Паузы должны быть обусловлены исключительно логикой речи, её выразительностью;
– логичности, последовательности в изложении, соблюдении четкой структуры в построении высказывания;
– чёткости и ясности оформления мысли, доступности изложения;
– богатстве языковых средств (богатом запасе лексики и фразеологии, знании синонимов, различных речевых клише, способствующих законченности и необходимой оформленности речи);
– правильности речи (знании грамматических норм языка, умении их применять в устной речи, верной расстановке ударений);
– в отсутствии слов-паразитов в речи.
Возросшее количество различных речевых ошибок свидетельствует о недостаточном развитии коммуникативно-речевой компетентности. Во многом это связано с узкой направленностью школьного базового курса русского языка на успешную сдачу Единого государственного экзамена и связанным с этим фрагментарным изучением отдельных тем и разделов, связанных с тестами ЕГЭ. Однако повышение уровня культуры речи студентов и умелое использование языка в различных сферах общения помогут избежать неудач в общении.
Студентам на занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла необходимо делать акцент на формирование способности к постоянному саморазвитию через личностную и предметную рефлексию; способности к диалогу в различных формах, к конструктивной критике и самокритике, обладанию критическим мышлением; способности формулировать и излагать критические суждения, анализировать логику рассуждений собственных высказываний и высказываний оппонента.
Помимо того что названная учебная дисциплина дает широкие возможности для нравственно-эстетического воспитания студентов, она способствует освоению приемов ораторского искусства, необходимых будущим выпускникам физкультурного вуза в профессии. Квалифицированному специалисту отрасли физической культуры и спорта необходимо уметь устанавливать контакт с собеседником и аудиторией, управлять вниманием слушателей, применять методы речевого воздействия и убеждения, находить общий язык с другими людьми и тем самым избегать конфликтов, правильно выходить из сложившегося конфликта. Иными словами, овладение риторическими знаниями, умениями и навыками будет способствовать профессиональному и личностному росту, обогащению духовного мира бакалавров физической культуры.
Результаты исследования и их обсуждение. Каждая тема, каждый раздел должны вносить вклад в развитие логического мышления и речи студентов направления подготовки «Физическая культура». Развитие речи на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» связано со всеми видами речевой деятельности – говорением, аудированием (слушанием), чтением и письмом – и ведется по трем направлениям, составляющим единый комплекс [5].
Первое направление в развитии речи предполагает овладение нормами русского литературного языка (произношения, словообразования, построения связных конструкций, грамотного словоупотребления). Данное направление работы включает планомерное устранение из речи учащихся просторечий и жаргонизмов.
Второе направление связано с обогащением словарного запаса студентов, выработкой грамматически правильного строя речи. Словарь учащихся обогащают все учебные дисциплины, однако главная роль в этом отведена русскому языку и литературе. Пополнение лексикона на занятиях по русскому языку достигается регулярной словарной работой. Результатом ее становится умение замечать незнакомые слова, вырабатывается привычка обращаться за разъяснением их значений и случаев употребления к словарям и справочникам.
Выработка грамматически правильного строя речи студентов достигается систематической работой с синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями за формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи бакалавров включает выработку умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Она состоит из работы над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания и осуществляется с помощью специальных упражнений и во время подготовки выступлений и сообщений на заранее заданные темы. Работа направлена на развитие умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
На практических занятиях уделяется внимание совершенствованию у студентов навыков устной речи учебно-научной и публичной (ораторской) направленности, происходит знакомство с разными видами красноречия (бытового, общественно-политического и академического).
Необходимой составляющей в работе по развитию речи учащихся является предупреждение и устранение речевых ошибок разных типов. В работу по развитию речи входит также формирование и совершенствование навыков выразительного чтения (важно, чтобы связный текст любой стилистической разновидности не был прочитан монотонно, невыразительно).
Итак, главное назначение дисциплины «Русский язык и культура речи» мы видим в ознакомлении студентов с теоретическими основами учения о культуре речи, стилистике и риторике; в систематизации знаний норм современного русского литературного языка с учетом вариативности и динамизма русской языковой системы; в развитии навыков уместного использования речевых элементов со стилистической и экспрессивной маркировкой; в расширении представления о профессиональных видах монологических и диалогических жанров устной и письменной речи; в повышении языковой культуры студентов и уровня их гуманитарной образованности в целом.
Вывод. Суммируя вышесказанное, можно сделать следующее заключение: формированию коммуникативно-речевой компетентности будущих бакалавров физической культуры должно уделяться столь же пристальное внимание, что и изучению дисциплин специализации. Это связано с тем, что в условиях современного общества значительно возрастает потребность в воспитании зрелой и уверенной в себе личности, обладающей устойчивыми навыками свободного, непринужденного осуществления речевой коммуникации.
Библиографическая ссылка
Гареева Л.М., Найн А.А. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26620 (дата обращения: 12.09.2024).