Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ

Шакирова А.А. 1
1 ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
В данном исследовании мы выявили взаимосвязь между академической мобильностью студентов и одной из форм интеграции вузов – сетевого объединения вузов. Были даны определения основным понятиям «академическая мобильность» и «сетевое взаимодействие», а также были раскрыты характерные признаки сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Академическая мобильность может считаться одним из основных инструментов интеграции вузов и сближения стран, вузы которых сотрудничают друг с другом. В данном контексте академическая мобильность играет ведущую роль, обеспечивая обмен профессиональным и культурным опытом между участниками программ мобильности. Анализ опыта сетевого объединения вузов в части организации мобильности его студентов представляет интерес как для исследователей, занимающихся вопросами академической мобильности и интеграционных процессов в сфере высшего образования, так и для международных отделов вузов с целью улучшения существующих в них механизмов мобильности.
академическая мобильность
студент
сетевое взаимодействие
консорциум.
1. Неретина Е.А. Сетевое взаимодействие – основа динамичного развития вузов [Текст] / Е.А. Неретина // Высшее образование в России. – 2013. – № 4. – С. 128-133.
2. Акулова О.В., Харитонова О.В. Сетевые магистерские программы: инновационный опыт Герценовского университета [Текст] / О.В. Акулова // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2013. – №1. – С. 43-50.
3. Лазарев Г.И. Консорциум вузов сервиса как форма сетевого партнерства [Текст] / Г.И Лазарев // Высшее образование в России. – 2010. – №10. – С. 10-18.
4. Швецов М.Ю., Дугаров А.Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе [Текст] / М.Ю. Швецов, А.Л. Дугаров // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 33-38.
5. Василевская Е.В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в со¬временных условиях [Текст] / Е.В. Василевская. – Москва: АПКиППРО, 2007. – 185 с.
6. Паринов С.И. К построению теоретической модели сетевой экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/theory/ (дата обращения: 11.10.2016).
7. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогиче¬ских кадров [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.08) / Бугрова Наталия Сергеевна; Омский гос. пед. ун-т. – Омск, 2009. – 18 с.
8. Шакирова А.А., Валеева Р.А. Финансовая сторона академической мобильности: зарубежный опыт [Текст] / А.А. Шакирова, Р.А. Валеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – №52-5. – С. 342-350.
9. Приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности. № R (95) 8 от 02 марта 1995 г, Страсбург [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.coe.int/t/dg4/highereducation/resources/mobility.pdf (дата обращения: 09.01.2017).
10. Официальный сайт Сетевого университета Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ido.rudn.ru/su_sng/index.html (дата обращения: 08.01.2017).
11. Официальный сайт Сетевого Университета Шанхайской Организации Сотрудничества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.infoshos.ru/ru/?id=37(дата обращения: 09.01.2017).

Для любого современного вуза важен такой пункт, как сотрудничество с иными вузами – как зарубежными, так и отечественными. Этот пункт является показателем его имиджа, популярности и привлекательности для абитуриентов, а также является закономерным следствием процессов интернационализации и глобализации, затрагивающих все сферы деятельности человека, в том числе и высшее образование. Интеграция вузов является ключевой тенденцией современного высшего образования [1].

Одной из форм интеграции вузов является сетевое взаимодействие, подразумевающее создание сети университетов, сотрудничающих друг с другом [2]. Некоторые исследователи также называют подобные объединения консорциумами вузов [3].

Академическая мобильность студентов – один из показателей, влияющих на имидж вуза, претендующего на достойное место среди своих конкурентов в различных международных рейтингах учреждений высшего образования. Невозможно представить сотрудничество вузов разных стран без обмена студентами и преподавателями. По этой причине особое внимание в работе сетевых образовательных объединений уделяется именно академической мобильности. Каждый консорциум разрабатывает новые способы повышения эффективности программ мобильности и устранения препятствий мобильности, существующих в том или ином образовательном учреждении.

Цель исследования

Цель данного исследования – выявление взаимосвязи между академической мобильностью студентов и сетевыми организациями высшего образования.

Задачи данного исследования:

  • Определить сущность понятия «академическая мобильность»;
  • Раскрыть определение понятия «сетевое взаимодействие» и его характерные черты;
  • Проанализировать опыт сетевых образовательных организаций в реализации академической мобильности студентов.

Методы исследования

В ходе исследования нами были использованы следующие теоретические методы: метод анализа и синтеза, метод теоретического анализа научной литературы по проблеме академической мобильности и сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Теоретической базой нашего исследования являются фундаментальные исследования в области интеграционных процессов высшего образования и научные работы исследователей по проблеме академической мобильности и реализации программ мобильности на институциональном уровне. Системный подход позволил нам изучить разные подходы к понятию «сетевое взаимодействие» и выявить присущие ему характерные черты.

Результаты исследования

Сотрудничество между вузами может осуществляться в виде двусторонних, многосторонних или сетевых соглашений (проектов). В последние несколько десятилетий все чаще используется термин «сетевой» в контексте системы высшего образования и международной интеграции учреждений высшего образования. Начало использования этого понятия в педагогике относят к 70–80 гг. прошлого столетия, когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику [4].

Статья 15 закона «Об Образовании в Российской Федерации» 2012 года, а также новые федеральные государственные образовательные стандарты закрепляют сетевую форму реализации образовательных программ.

Сеть подразумевает нескольких участников, взаимодействующих друг с другом, соответственно сетевое взаимодействие предполагает преимущественно горизонтальные связи. Что касается высших учебных заведений, каждый университет, входящий в данную сеть, имеет автономность, и вхождение в сеть не должно лишать его этого права. Однако сетевое взаимодействие, по нашему мнению, подразумевает коллаборацию, то есть взаимовыгодное сотрудничество с использованием ресурсов других участников сети, что делает данную сеть учреждений сильнее во многих смыслах.

Изучив различные подходы к определению понятия «сетевое взаимодействие» [5,6,7], мы пришли к выводу, что ключевыми признаками сетевого взаимодействия образовательных учреждений являются:

  • равноправие: нет выраженного лидера – все участники равны в своих правах, существует определенный уровень доверия между участниками, решения принимаются совместно;
  • взаимозависимость участников: каждый участник вносит существенный вклад в деятельность сети в целом, участники делятся профессиональным опытом, используют научно-исследовательские площадки партнеров, успешно реализуются программы мобильности студентов, ученых и профессорско-преподавательского состава;
  • мобильность: сеть мобильна, прежде всего, по отношению к окружающему миру – она быстрее и лучше адаптируется к изменяющимся условиям, так как она изначально создается в ответ на изменяющиеся рыночные условия, и с изменением окружающих условий она легче подстраивается под них. Помимо этого, субъекты сети также мобильны между собой. Мобильность студентов и преподавателей между университетами – участниками сети, отношения которых закреплены на основе долгосрочных договорных отношений, значительна и играет едва ли не важнейшую роль в обмене опытом и реализации этих договорных отношений, которые, в свою очередь, имеют общие механизмы мобильности, что делает проще процедуры доступа в вуз и признания периодов обучения в нем.

Таким образом, сетевое взаимодействие в сфере высшего образования – это взаимовыгодная система учреждений высшего образования, предоставляющая условия для разработки и внедрения в практику инновационных моделей содержания образования на основе совместного использования ресурсов.

Академическую мобильность в наших исследованиях мы рассматриваем в контексте интеграционных процессов в сфере высшего образования [8] и придерживаемся традиционной трактовки данного понятия, приведенного в приложении к рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 г. R (95) 8): «академическая мобильность» подразумевает период обучения, преподавания и/или исследования в стране другой, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала. Этот период должен иметь ограниченную продолжительность, при этом предусмотрено, что учащийся или сотрудник возвращается в свою страну после завершения обозначенного периода» [9].

Мы полагаем, что академическая мобильность призвана сблизить страны, что было актуально в связи с началом Болонского процесса в 1999 году и остается актуальным до сих пор в свете террористических и экстремистских угроз во многих странах. Идея единства красной нитью проходит через все Болонские соглашения, поэтому мы считаем закономерным тот факт, что академическую мобильность по праву можно считать одним из основных инструментов интеграции вузов, в частности таких их объединений, как сетевые.

Одним из примеров сетевого университета является Сетевой университет Содружества Независимых Государств. Начало данному проекту было положено РУДН в 2008 году при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Данное объединение вузов является консорциумом, что представляет собой форму интеграции вузов, которая предполагает равноправное участие и сотрудничество учреждений высшего образования. Многие эксперты придерживаются мнения, что именно консорциум является одной из самых перспективных форм сотрудничества вузов.

В России университеты имеют право создавать подобные объединения, и это право закреплено нормативно: Постановление Правительства РФ от 5.04.2001 г. № 264 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ» высшие учебные заведения имеют право на ведение совместной образовательной деятельности, а Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 г. № 71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» дает им право добровольно вступать и объединяться в ассоциации (союзы).

В консорциум Сетевого университета СНГ входят 27 ведущих вуза из девяти стран: Республики Армении, Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины. Целью проекта является повышение качества высшего образования и его привлекательности, развитие сотрудничества и межуниверситетских связей на территории СНГ. Список участников данного проекта представлен в Приложении.

Свою деятельность Сетевой университет СНГ осуществляет на основании «Декларации о сотрудничестве ведущих вузов государств-участников СНГ по созданию Сетевого открытого университета СНГ (СУ СНГ)», а также «Соглашения о Консорциуме по созданию Сетевого университета Содружества Независимых Государств» [10]. Последнее в качестве первоочередной цели в пункте 2.1 устанавливает: «создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей».

Данный проект реализует:

  1. совместные магистерские программы, предполагающие единые условия приема, мобильность обучающихся на срок не менее одного семестра и выдачу двух дипломов;
  2. двойное международное руководство диссертационными исследованиями, которое подразумевает обучение и проведение научно-исследовательской работы аспиранта не менее чем в двух учебных заведениях-членах консорциума, а также получение диплома кандидата наук, выданного совместно или каждым вузом отдельно. Полученные дипломы признаются автоматически всеми участниками проекта.

Изучив нормативно-правовую базу и Концепцию Сетевого университета СНГ на официальном сайте данного проекта, мы пришли к выводу, что данный проект является аналогом программы «Эразмус», так как нацелен на построение единого пространства высшего образования СНГ – так же, как и «Эразмус», призванный объединить учреждения высшего образования Европы. Основные условия мобильности учащихся, такие, как признание дипломов и степеней и периодов обучения, открытый доступ к информации об условиях приема, а также единые условия приема в университеты-партнеры успешно реализуются Сетевым университетом СНГ, что обеспечивает высокий уровень мобильности студентов и аспирантов. Немаловажным фактором успеха также являются условия финансирования мобильности учащихся. Согласно «Подпроекту 2: Прием и обучение по магистерским программам (в рамках консорциума по разработанным магистерским программам)» финансирование академической мобильности магистров осуществляется за счет средств международных фондов, добровольных взносов от предпринимательских структур, общественных организаций, бюджетных и внебюджетных средств вузов-партнеров, средств, полученных за обучение.

В 2012 году состоялся первый выпуск студентов Сетевого Университета СНГ. Всего успешно завершили обучение по совместным магистерским образовательным программам 139 человек из 7 государств-участников Содружества Независимых Государств [10].

Очередным примером сетевого объединения университетов является Сетевой университет Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), деятельность которой основана на Декларации о создании ШОС от 15 июня 2001 года [11]. Участники организации: Россия, Казахстан, Индия, Таджикистан, Киргизия, Китай, Пакистан, Узбекистан. Данная организация является примером плодотворного сотрудничества в области торговли, культуры, науки и техники, а также международной структурой по поддержанию глобальной безопасности и противодействию терроризму и экстремизму.

Сетевой университет ШОС базируется на Концепции Сетевого университета ШОС, принятой на совещании министров образования государств-членов ШОС 24 октября 2008 г. в Астане (Казахстан). В данный консорциум входят университеты стран-участниц ШОС. Основные задачи Сетевого университета:

  • расширение обмена учащимися, студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками;
  • подготовка профессиональных кадров для осуществления совместных проектов на пространстве ШОС, для совместного реагирования на социально-политические, экономические, экологические и иные вызовы;
  • увеличение научно-академического сотрудничества;
  • внедрение современных образовательных методик и технологий;
  • создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании Университета ШОС государствами-членами ШОС и мировым образовательным сообществом [11].

Студент Университета ШОС имеет право в любое время пройти обучение в головном вузе по согласованной программе. Обучение в Университете ШОС подразумевает обучение в вузе-партнере в течение не менее 1 семестра. Студент может поступить на обучение по бюджетной квоте, предоставляемой данным университетом в ответ на долевой взнос страны-участницы в бюджет Университета, либо на контрактной основе, предполагающей оплату студентом своего обучения. По итогам обучения, студент получает диплом вуза, в котором он целиком выполнил учебную программу и сдал соответствующие экзамены. На начальном этапе развития Университета ШОС студент также получает взаимосогласованный сертификат Университета ШОС. Страны-участницы совместно работают над введением единого диплома Университета ШОС.

Таким образом, Университет ШОС является ярким примером реализации сетевой формы сотрудничества вузов, предполагающей организацию академической мобильности студентов в соответствие с основополагающими целями Университета.

Выводы

В ходе нашего исследования мы выявили тесную взаимосвязь между академической мобильностью студентов и такой формой интеграции вузов, как сетевая форма. Мы дали определения основным понятиям, выявили характерные черты сетевого взаимодействия, а также рассмотрели опыт одной из организаций сетевого объединения вузов. Мы проанализировали их опыт в реализации программ мобильности студентов.

Мы пришли к выводу, что сетевая форма взаимодействия вузов не может существовать без академической мобильности студентов. Мобильность в данном случае является одним из самых приоритетных направлений деятельности подобных объединений. Исходя из вышесказанного, поиск путей преодоления препятствий, существующих в программах мобильности, и облегчения доступа студентов в вузы-партнеры являются актуальными для любой сетевой организации высшего образования. Однако при существующих проблемах с уверенностью можно сказать, что поступление в сетевой вуз в разы повышает шанс студента пройти обучение в зарубежном вузе, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на мотивацию студента – с одной стороны, и на имидж вуза – с другой.

Результаты нашего исследования могут представлять интерес для преподавателей и исследователей в области педагогики, зарубежной педагогики и занимающихся вопросами академической мобильности и Болонского процесса.

 


Библиографическая ссылка

Шакирова А.А. АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26619 (дата обращения: 18.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252