Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ЭВОЛЮЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЕЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Бондарев Г.А. 1 Зубарев В.Ф. 1
1 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Принцип непрерывности обучения, ставший своеобразным девизом современной системы отечественного профессионального образования, предполагает активное сознательное участие в этом процессе самих обучающихся. Степень их активности в значительной мере зависит от уровня учебной мотивации (УМ) и её направленности в процессе учебной деятельности. Очевидно, что самым объективным критерием степени выраженности названных характеристик УМ является их оценка самими обучающимися. Представленный в работе материал является итогом комплексного сквозного анонимного анкетирования всех имеющих отношение к процессу обучения в Курском государственном медицинском университете (КГМУ) контингентов, начиная с абитуриентов и заканчивая слушателями факультета последипломного образования (ФПО). Обобщены данные анонимного анкетирования 1493 чел., в число которых в качестве самостоятельных групп вошли абитуриенты, студенты младших и старших курсов университета, интерны и ординаторы клинических кафедр, практические врачи различных специальностей и стажа практической работы, обучающиеся на ФПО. Полученные результаты выявили практически универсальный для всех опрошенных контингентов чрезвычайно настораживающий факт катастрофического несоответствия декларируемой обучающимися степени заинтересованности в выполнении учебной деятельности реально затрачиваемым на это усилиям. Сочетание психодиагностики направленности и уровня учебной мотивации с постоянным мониторингом успеваемости обучаемых может стать реальной основой эффективности непрерывного профессионального обучения.
непрерывное обучение
направленность и уровень учебной мотивации
психодиагностика
коррекция.
1. Рубин Ю.Б. Управление качеством электронного обучения на основе европейских стандартов / Ю.Б. Рубин, Э.Ю. Соболева // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 74-83.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы воспитания личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995. - 212 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
4. Зубарев В.Ф., Бондарев Г.А. Практические аспекты диагностики уровня учебной мотивации студентов младших курсов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25206 (дата обращения: 26.06.2017).
5. Зубарев В.Ф. Современное представление о различных аспектах учебной мотивации студентов / В.Ф. Зубарев, Г.А. Бондарев // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №1. - С. 118-123.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
7. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. - 5-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2013. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 678 с.
8. Atkinson J.W. An introduction to motivation. Princeton (NJ): Van Nostrand. - 1964. - Р. 335.
9. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
10. Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: автореф. дис. ... канд. психологич. наук: (19.00.07). - М., 1982. - 26 с.
11. Патов Н.А. Особенности формирования учебной мотивации студентов / Н.А. Патов, С.И. Морозова // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 1. - С. 72-74.

Основными принципами современного образовательного процесса являются его этапность, преемственность и непрерывность. Последний принцип, именуемый на Западе «постоянным профессиональным развитием» (Continuing professional development - CPD), в последнее десятилетие приобрел характер девиза всей отечественной системы профессионального обучения [1]. Российская система менеджмента качества высшего образования, сообразуясь с требованиями международного стандарта ISO9001:2008, выразила систему подготовки специалистов высшего звена предельно лаконичной универсальной схемой «вход - процесс - выход».

Каждый из этих безликих, на первый взгляд, терминов подразумевает глубокое конкретное содержание. Применительно к образовательному пространству медицинского университета «вход» или «исходный продукт» - это вчерашние школьники, абитуриенты, претендующие на то, чтобы через «процесс», т.е. учебу в медицинском вузе (Campus education), стать качественной «продукцией на выходе» - врачами разных специальностей, учеными, организаторами здравоохранения. Нетрудно заметить, что в контексте доминирующего сегодня принципа постоянного профессионального развития (CРD) универсальная схема ISO представляется незавершенной - из нее выпадает такой существенный компонент, как последипломное образование. Курский государственный медицинский университет в течение 30 лет успешно реализует эту важную форму профессионального обучения, но это отнюдь не значит, что она не нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Процесс совершенствования подготовки специалистов-врачей в условиях современной системы высшего образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами, одним из которых является степень развитости мотивационной сферы у обучаемого контингента. Терминологическая цепочка «мотив - мотивация - мотивационная сфера» к настоящему времени достаточно четко определена в периодической печати, монографической и учебной педагогической литературе [2-7]. При этом учебная мотивация (УМ) определяется как «…частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность» [3].

В настоящее время утвердилось единодушное мнение о том, что учебная мотивация является важнейшим элементом образовательного процесса, его отправным пунктом и основой эффективности обучения в целом. Содержательные характеристики УМ отличаются широкой вариабельностью, но при всем их многообразии основными являются направленность и уровень.

Направленность учебной мотивации в педагогической психологии имеет различное содержательное наполнение. Одной из содержательных характеристик направленности УМ является ее разделение на внутреннюю (интринсивную), внешнюю (экстринсивную) и добавленное позже состояние амотивации [8]. Внутренне мотивированная деятельность является наиболее продуктивной, так как выполняется из-за интереса к ней и ради ее собственного содержания. Эффективность внешне мотивированной деятельности отличается значительно меньшей продуктивностью и обусловлена внешними позиционными, многочисленными прагматическими и конъюнктурными мотивами. Оперативным «инструментарием» оценивания направленности учебной мотивации являются мотивационные структурные компоненты [9] и мотивационные ориентации [10], положенные в основу прямых (анкеты, опросные листы, шкалы) и проективных методов диагностики. Одним из наиболее распространенных объективных средств диагностики направленности УМ являются сформулированные Б.И. Додоновым [9] ее структурные компоненты:

1) удовольствие от самой деятельности;

2) значимость для личности непосредственного ее результата;

3) «мотивирующая» сила вознаграждения;

4) принуждающее давление на личность.

Цель исследования: сравнительный анализ направленности учебной мотивации и иерархии ее доминирующих структурных компонентов у абитуриентов и всех контингентов обучающихся в Курском государственном медицинском университете (КГМУ).

Материал и методы исследования

Представленный в настоящей работе материал является результатом комплексного сквозного анонимного анкетирования всех имеющих отношение к обучению в медицинском университете контингентов, начиная с абитуриентов (кандидатов на обучение) и заканчивая слушателями факультета последипломного образования (ФПО). В работе обобщены данные анонимного анкетирования 1493 чел., в число которых вошли: абитуриенты, избравшие для поступления в 2016 году различные факультеты КГМУ (200 чел.), студенты младших (504 чел.) и старших (673 чел.) курсов университета, интерны и ординаторы клинических кафедр (70 чел.), практические врачи различных специальностей и стажа работы (46 чел.), обучающиеся на ФПО. Для осуществления поставленной цели нами была разработана простая анонимная анкета, состоящая из трех-четырех конкретных вопросов и готовых вариантов ответов, число и характер которых варьировали в зависимости от анкетируемого контингента. В основу предлагаемого опросного листа (анкеты) легли:

1) приведенные выше структурные компоненты учебной мотивации (Б.И. Додонов);

2) характеристика реально затрачиваемых на подготовку к занятиям (семинарам) усилий (максимум, минимум усилий, нечто среднее);

3) значимость для будущей самостоятельной врачебной деятельности получаемых знаний и практических навыков (обязательно пригодятся; возможно, когда-то понадобятся; вряд ли когда-то будут нужны; это - пустая трата времени);

4) степень сформированности профессиональной ориентации на разных этапах обучения.

Мы были вынуждены отказаться от известных методик изучения УМ в вузе, предложенных Т.И. Ильиной и Т. Элерс. Разработанные ими опросные листы являются персонифицированными и по этой причине автоматически исключают вероятность откровенных ответов респондентов на некоторые деликатные вопросы, касающиеся причин выбора профессии, реально затрачиваемых на подготовку к занятиям усилий, неопределенность даже на старших курсах в выборе специальности и т.п. Анкетирование проводилось в условиях строгого соблюдения анонимности, в связи с чем не приходится сомневаться в искренности ответов даже на перечисленные выше деликатные пункты анкеты.

Результаты и их обсуждение

Анализ полученных в процессе исследования результатов проводился в трех аспектах:

  1. Определить направленность, а, следовательно, и продуктивность учебной деятельности анкетируемых контингентов обучающихся на основании характера доминирующих структурных компонентов.
  2. Изучить степень сформированности профессиональной ориентации на разных этапах обучения в медицинском вузе.
  3. Определить вероятную практическую значимость психодиагностики направленности и уровня учебной мотивации с целью повышения эффективности образовательного процесса в КГМУ.

Структурно-компонентная характеристика учебной мотивации в опрошенных контингентах обучающихся представлена в табл. 1. В нее, естественно, не включены результаты опроса абитуриентов, еще не занятых непосредственно в вузовской учебной деятельности.

Таблица 1

Структурно-компонентная характеристика учебной мотивации в опрошенных контингентах обучающихся

                        Контингент                                        

Структурный

компонент УМ

Младшие курсы

(%)

Старшие курсы

(%)

Интерны, ординаторы

(%)

Врачи ФПО

(%)

Удовольствие от самой деятельности

18,5

22,5

35,9

82,6

Значимость непосредственного ее результата

54,2

59,0

54,7

13,0

«Мотивирующая» сила вознаграждения

9,1

9,6

9,4

2,2

Принуждающее давление на личность

18,2

8,9

0,0

2,2

 

Анализ представленных в табл. 1 результатов показывает отчетливую и вполне объяснимую с логической точки зрения тенденцию к росту заинтересованности студентов в выполнении учебной деятельности от младших курсов к старшим, особенно заметную в группе интернов и ординаторов. В противовес этому снижается компонент принуждения, полностью исчезающий в группе интернов и ординаторов. Прагматические экстринсивные мотивы во всех группах остаются стабильными и варьируют в пределах 10%. Фактор принуждающего давления на личность испытывают 18,2% студентов младших курсов, для которых работа на многих кафедрах является «вынужденной необходимостью», что, вероятнее всего, объясняется недостаточностью конкретной разъяснительной работы преподавателей теоретических кафедр в плане значимости их дисциплин для освоения клинических специальностей на старших курсах.

Особая ситуация прослеживается в группе врачей - слушателей факультета последипломного образования. Обращает на себя внимание обратно пропорциональное в сравнении с предыдущими группами процентное соотношение первых двух компонентов этой анкетной рубрики - 82,6% «получают удовольствие» от выполняемой деятельности, которая фактически состоит в их физическом присутствии в учебной аудитории и прослушивании читаемых лекций. Лишь 13% отдают себе отчет в значимости обучения для ближайшей профессиональной работы. Возникает обоснованное подозрение, что эта категория обучающихся получает удовольствие не от деятельности, а от ее отсутствия. Не спасает ситуацию и то обстоятельство, что 74% слушателей ФПО заимели электронный вариант лекций, «…чтобы к ним возвратиться позже повторно».

Психодиагностика характера доминирующих структурных компонентов УМ не была для нас самоцелью. Она явилась средством для определения направленности УМ во всех категориях обучающихся в вузе, включая его потенциальных студентов - абитуриентов. Направленность УМ обучающихся в вузе контингентов определялась по иерархической значимости доминирующих структурных компонентов. В группу обучающихся с высокопродуктивной внутренней (интринсивной) направленностью УМ отнесены респонденты, позиционирующие себя в первых двух структурных компонентах, т.е. получающие удовольствие от выполняемой деятельности или осознающие значимость ее непосредственного результата. К внешнему (экстринсивному) типу направленности УМ отнесены все случаи, заявленные как структурные компоненты последних двух типов («мотивирующая» сила вознаграждения и принуждающее давление на личность). Результаты этого анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2

Направленность учебной мотивации в опрошенных контингентах обучающихся 

Контингент

 

Направленность

Абитуриенты (%)

Младшие курсы

(%)

Старшие курсы

(%)

Интерны,

ординаторы

(%)

Врачи ФПО

(%)

Внутренняя

(интринсивная)

82,0

72,7

81,5

90,0

95,6

Внешняя

(экстринсивная)

18,0

27,3

18,5

10,0

4,4

 

В группе абитуриентов внутренняя направленность мотивации к учебе в медицинском вузе составила 82%. Доминирующими мотивационными факторами были «души прекрасные порывы» - желание спасать людям жизнь, возможность заняться научной работой в области медицины, престижность профессии врача, т.е. благородный романтический настрой, свойственный юности во все времена и эпохи, в связи с чем эта направленность отнесена нами к категории интринсивной УМ, гипотетически прогнозирующей оптимальную учебную деятельность будущих студентов в стенах избранного вуза.

У студентов младших курсов романтический настрой быстро сменяется прозой «суровых студенческих будней». Почти 30% из них считают учебу вынужденной необходимостью выполнения учебной программы. Пропорционально снижается до 72,7% внутренняя направленность УМ и, соответственно, ее уровень. Объяснение этому феномену простое - студенты плохо или совсем не осведомлены о реальной значимости для будущей врачебной специальности таких, на первый взгляд, абстрагированных от практической медицины дисциплин, как физика, все разновидности химии и, в меньшей мере, биология, гистология и др.

В категории студентов старших курсов вновь начинает доминировать интринсивная направленность УМ, обусловленная, вероятно, пробуждающимся осознанием значимости изучаемых клинических дисциплин для профессионального формирования. Максимальная степень осознанности выполняемой учебной деятельности отмечена в группе специализирующихся будущих профессионалов - интернов и ординаторов, что вполне соответствует законам логики.

Опровержением законов элементарной человеческой логики является анкетный материал, систематизированный в табл. 3.

Таблица 3

Интенсивность учебной деятельности обучаемых контингентов

       Контингент

Прилагаемые

 усилия

Младшие курсы

(%)

Старшие курсы

(%)

Интерны, ординаторы

(%)

Слушатели

ФПО

Максимум усилий

35,1

29,1

48,4

15,2

Минимум усилий

4,6

2,7

3,2

73,9

«Нечто среднее»

60,3

68,2

48,4

10,9

 

Декларируемые респондентами высокие показатели доминирующих структурных компонентов УМ (табл. 1), формирующие представление о подавляющем преобладании внутренней (интринсивной) ее направленности во всех контингентах обучающихся в медицинском вузе, создают впечатление полного благополучия в их учебной деятельности. Эту иллюзию сильно компрометируют результаты откровенных анонимных ответов на вопрос об усилиях, реально затрачиваемых на подготовку к аудиторным практическим и семинарским занятиям. Оказалось, что только 30-35% студентов при подготовке прилагали «максимум усилий» (в переводе на нормальный язык - готовились как положено), 2,7-4,6% прилагали «минимум усилий», т.е. практически не готовились, а 60% студентов младших курсов и почти 70% старшекурсников затрачивали на подготовку «нечто среднее», т.е. готовились к занятиям кое-как. Это обстоятельство приобретает шокирующий характер в свете результатов ответа на третий пункт студенческого варианта анкеты о важности приобретаемых знаний и навыков в будущей профессии. Так, если на младших курсах лишь 46,8% студентов убеждены, что в будущем приобретаемые ими знания обязательно понадобятся, а 49,6% считают, что они возможно понадобятся в будущей врачебной профессии, то это еще можно объяснить их недостаточной профессиональной осведомленностью, но когда 76% студентов старших курсов заявляют, что приобретаемые знания и практические навыки в уже ближайшем будущем им обязательно, а еще 24% - возможно понадобятся, и при этом занимаются «кое-как», никаких следов логики в таком поведении обнаружить не удается. К сожалению, даже в группе интернов и ординаторов менее половины обучающихся затрачивают на этот процесс максимум усилий и столько же работают «кое-как», т.е. фактически имитируют интенсивную профессиональную деятельность.

Подводя итог сказанному, приходится с сожалением констатировать, что практически 65% студентов младших курсов, 70% старшекурсников и почти половина интернов и ординаторов медицинского вуза, по их собственному признанию, недобросовестно относятся к текущей учебной работе, понимая при этом, что получаемые ими знания и практические навыки рано или поздно обязательно понадобятся в избранной ими специальности.

Полученные нами результаты практически полностью совпадают с данными литературы. Так, по данным Н.А. Патова с соавт. [11], достаточно высокий уровень мотивации к приобретению знаний выявлен лишь у 38% студентов технического вуза (по нашим данным - у 30-35%).

Небезынтересными представляются результаты изучения степени сформированности профессиональной ориентации при поступлении и на разных этапах обучения в медицинском вузе (табл. 4).

Таблица 4

Степень сформированности профессиональной ориентации

                  Контингент                                                   

Профиль         

Абитуриенты

(%)

Младшие

курсы (%)

Старшие

курсы (%)

Хирургия

26,0

25,8

20,6

Терапия

12,5

12,8

41,7

Другие

40,5

23,2

21,5

Не определились

21,0

38,2

16,2

 

Во времена не столь уж давние слова «врач» и «хирург» были почти синонимами. Сейчас лишь 26% абитуриентов позиционируют себя будущими хирургами. Правда, с годами учебы этот атрибут юношеской романтики заметно уступает место желанию работать «простым терапевтом», и если изначально низкий среди абитуриентов процент желающих стать терапевтами (12,5%) объясним их недостаточной осведомленностью о достоинствах этой профессии, то резкое увеличение этого показателя до 41,7% на старших курсах вряд ли связано с необыкновенно возросшим к ней фактическим интересом. Вероятнее всего, этот феномен объясняется пессимизмом от уже близкой перспективы стать врачом общей практики, т.е. фактически - участковым терапевтом. Вероятно, этим же обстоятельством отчасти объясняется и снижающийся в целом уровень учебной активности студентов.

Заключение

Психолого-педагогический анализ направленности учебной мотивации и ее структурных компонентов у обучающихся в медицинском вузе показывает, что принцип непрерывности обучения может стать реальностью при непременном соблюдении двух базовых условий: постоянном мониторинге текущей успеваемости всех категорий обучающихся, возможно, включая уровень последипломного образования, и регулярной диагностике направленности и уровня их учебной мотивации, объективно характеризующих эффективность преподавательской деятельности в вузе и в значительной мере позволяющих предопределить характер корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение складывающейся в конкретный период времени реальной учебной ситуации. Рабочим «инструментарием» для проведения контроля текущей успеваемости уже служит функционирующий электронный журнал и рейтинговый принцип итогового контроля. Разработка эффективных методов психодиагностики направленности и уровня учебной мотивации обучаемых должна стать ближайшей задачей психолого-педагогической науки.


Библиографическая ссылка

Бондарев Г.А., Зубарев В.Ф. ЭВОЛЮЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЕЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26615 (дата обращения: 20.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252