Основными принципами современного образовательного процесса являются его этапность, преемственность и непрерывность. Последний принцип, именуемый на Западе «постоянным профессиональным развитием» (Continuing professional development - CPD), в последнее десятилетие приобрел характер девиза всей отечественной системы профессионального обучения [1]. Российская система менеджмента качества высшего образования, сообразуясь с требованиями международного стандарта ISO9001:2008, выразила систему подготовки специалистов высшего звена предельно лаконичной универсальной схемой «вход - процесс - выход».
Каждый из этих безликих, на первый взгляд, терминов подразумевает глубокое конкретное содержание. Применительно к образовательному пространству медицинского университета «вход» или «исходный продукт» - это вчерашние школьники, абитуриенты, претендующие на то, чтобы через «процесс», т.е. учебу в медицинском вузе (Campus education), стать качественной «продукцией на выходе» - врачами разных специальностей, учеными, организаторами здравоохранения. Нетрудно заметить, что в контексте доминирующего сегодня принципа постоянного профессионального развития (CРD) универсальная схема ISO представляется незавершенной - из нее выпадает такой существенный компонент, как последипломное образование. Курский государственный медицинский университет в течение 30 лет успешно реализует эту важную форму профессионального обучения, но это отнюдь не значит, что она не нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Процесс совершенствования подготовки специалистов-врачей в условиях современной системы высшего образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами, одним из которых является степень развитости мотивационной сферы у обучаемого контингента. Терминологическая цепочка «мотив - мотивация - мотивационная сфера» к настоящему времени достаточно четко определена в периодической печати, монографической и учебной педагогической литературе [2-7]. При этом учебная мотивация (УМ) определяется как «…частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность» [3].
В настоящее время утвердилось единодушное мнение о том, что учебная мотивация является важнейшим элементом образовательного процесса, его отправным пунктом и основой эффективности обучения в целом. Содержательные характеристики УМ отличаются широкой вариабельностью, но при всем их многообразии основными являются направленность и уровень.
Направленность учебной мотивации в педагогической психологии имеет различное содержательное наполнение. Одной из содержательных характеристик направленности УМ является ее разделение на внутреннюю (интринсивную), внешнюю (экстринсивную) и добавленное позже состояние амотивации [8]. Внутренне мотивированная деятельность является наиболее продуктивной, так как выполняется из-за интереса к ней и ради ее собственного содержания. Эффективность внешне мотивированной деятельности отличается значительно меньшей продуктивностью и обусловлена внешними позиционными, многочисленными прагматическими и конъюнктурными мотивами. Оперативным «инструментарием» оценивания направленности учебной мотивации являются мотивационные структурные компоненты [9] и мотивационные ориентации [10], положенные в основу прямых (анкеты, опросные листы, шкалы) и проективных методов диагностики. Одним из наиболее распространенных объективных средств диагностики направленности УМ являются сформулированные Б.И. Додоновым [9] ее структурные компоненты:
1) удовольствие от самой деятельности;
2) значимость для личности непосредственного ее результата;
3) «мотивирующая» сила вознаграждения;
4) принуждающее давление на личность.
Цель исследования: сравнительный анализ направленности учебной мотивации и иерархии ее доминирующих структурных компонентов у абитуриентов и всех контингентов обучающихся в Курском государственном медицинском университете (КГМУ).
Материал и методы исследования
Представленный в настоящей работе материал является результатом комплексного сквозного анонимного анкетирования всех имеющих отношение к обучению в медицинском университете контингентов, начиная с абитуриентов (кандидатов на обучение) и заканчивая слушателями факультета последипломного образования (ФПО). В работе обобщены данные анонимного анкетирования 1493 чел., в число которых вошли: абитуриенты, избравшие для поступления в 2016 году различные факультеты КГМУ (200 чел.), студенты младших (504 чел.) и старших (673 чел.) курсов университета, интерны и ординаторы клинических кафедр (70 чел.), практические врачи различных специальностей и стажа работы (46 чел.), обучающиеся на ФПО. Для осуществления поставленной цели нами была разработана простая анонимная анкета, состоящая из трех-четырех конкретных вопросов и готовых вариантов ответов, число и характер которых варьировали в зависимости от анкетируемого контингента. В основу предлагаемого опросного листа (анкеты) легли:
1) приведенные выше структурные компоненты учебной мотивации (Б.И. Додонов);
2) характеристика реально затрачиваемых на подготовку к занятиям (семинарам) усилий (максимум, минимум усилий, нечто среднее);
3) значимость для будущей самостоятельной врачебной деятельности получаемых знаний и практических навыков (обязательно пригодятся; возможно, когда-то понадобятся; вряд ли когда-то будут нужны; это - пустая трата времени);
4) степень сформированности профессиональной ориентации на разных этапах обучения.
Мы были вынуждены отказаться от известных методик изучения УМ в вузе, предложенных Т.И. Ильиной и Т. Элерс. Разработанные ими опросные листы являются персонифицированными и по этой причине автоматически исключают вероятность откровенных ответов респондентов на некоторые деликатные вопросы, касающиеся причин выбора профессии, реально затрачиваемых на подготовку к занятиям усилий, неопределенность даже на старших курсах в выборе специальности и т.п. Анкетирование проводилось в условиях строгого соблюдения анонимности, в связи с чем не приходится сомневаться в искренности ответов даже на перечисленные выше деликатные пункты анкеты.
Результаты и их обсуждение
Анализ полученных в процессе исследования результатов проводился в трех аспектах:
- Определить направленность, а, следовательно, и продуктивность учебной деятельности анкетируемых контингентов обучающихся на основании характера доминирующих структурных компонентов.
- Изучить степень сформированности профессиональной ориентации на разных этапах обучения в медицинском вузе.
- Определить вероятную практическую значимость психодиагностики направленности и уровня учебной мотивации с целью повышения эффективности образовательного процесса в КГМУ.
Структурно-компонентная характеристика учебной мотивации в опрошенных контингентах обучающихся представлена в табл. 1. В нее, естественно, не включены результаты опроса абитуриентов, еще не занятых непосредственно в вузовской учебной деятельности.
Таблица 1
Структурно-компонентная характеристика учебной мотивации в опрошенных контингентах обучающихся
Контингент Структурный компонент УМ |
Младшие курсы (%) |
Старшие курсы (%) |
Интерны, ординаторы (%) |
Врачи ФПО (%) |
Удовольствие от самой деятельности |
18,5 |
22,5 |
35,9 |
82,6 |
Значимость непосредственного ее результата |
54,2 |
59,0 |
54,7 |
13,0 |
«Мотивирующая» сила вознаграждения |
9,1 |
9,6 |
9,4 |
2,2 |
Принуждающее давление на личность |
18,2 |
8,9 |
0,0 |
2,2 |
Анализ представленных в табл. 1 результатов показывает отчетливую и вполне объяснимую с логической точки зрения тенденцию к росту заинтересованности студентов в выполнении учебной деятельности от младших курсов к старшим, особенно заметную в группе интернов и ординаторов. В противовес этому снижается компонент принуждения, полностью исчезающий в группе интернов и ординаторов. Прагматические экстринсивные мотивы во всех группах остаются стабильными и варьируют в пределах 10%. Фактор принуждающего давления на личность испытывают 18,2% студентов младших курсов, для которых работа на многих кафедрах является «вынужденной необходимостью», что, вероятнее всего, объясняется недостаточностью конкретной разъяснительной работы преподавателей теоретических кафедр в плане значимости их дисциплин для освоения клинических специальностей на старших курсах.
Особая ситуация прослеживается в группе врачей - слушателей факультета последипломного образования. Обращает на себя внимание обратно пропорциональное в сравнении с предыдущими группами процентное соотношение первых двух компонентов этой анкетной рубрики - 82,6% «получают удовольствие» от выполняемой деятельности, которая фактически состоит в их физическом присутствии в учебной аудитории и прослушивании читаемых лекций. Лишь 13% отдают себе отчет в значимости обучения для ближайшей профессиональной работы. Возникает обоснованное подозрение, что эта категория обучающихся получает удовольствие не от деятельности, а от ее отсутствия. Не спасает ситуацию и то обстоятельство, что 74% слушателей ФПО заимели электронный вариант лекций, «…чтобы к ним возвратиться позже повторно».
Психодиагностика характера доминирующих структурных компонентов УМ не была для нас самоцелью. Она явилась средством для определения направленности УМ во всех категориях обучающихся в вузе, включая его потенциальных студентов - абитуриентов. Направленность УМ обучающихся в вузе контингентов определялась по иерархической значимости доминирующих структурных компонентов. В группу обучающихся с высокопродуктивной внутренней (интринсивной) направленностью УМ отнесены респонденты, позиционирующие себя в первых двух структурных компонентах, т.е. получающие удовольствие от выполняемой деятельности или осознающие значимость ее непосредственного результата. К внешнему (экстринсивному) типу направленности УМ отнесены все случаи, заявленные как структурные компоненты последних двух типов («мотивирующая» сила вознаграждения и принуждающее давление на личность). Результаты этого анализа представлены в табл. 2.
Таблица 2
Направленность учебной мотивации в опрошенных контингентах обучающихся
Контингент
Направленность |
Абитуриенты (%) |
Младшие курсы (%) |
Старшие курсы (%) |
Интерны, ординаторы (%) |
Врачи ФПО (%) |
Внутренняя (интринсивная) |
82,0 |
72,7 |
81,5 |
90,0 |
95,6 |
Внешняя (экстринсивная) |
18,0 |
27,3 |
18,5 |
10,0 |
4,4 |
В группе абитуриентов внутренняя направленность мотивации к учебе в медицинском вузе составила 82%. Доминирующими мотивационными факторами были «души прекрасные порывы» - желание спасать людям жизнь, возможность заняться научной работой в области медицины, престижность профессии врача, т.е. благородный романтический настрой, свойственный юности во все времена и эпохи, в связи с чем эта направленность отнесена нами к категории интринсивной УМ, гипотетически прогнозирующей оптимальную учебную деятельность будущих студентов в стенах избранного вуза.
У студентов младших курсов романтический настрой быстро сменяется прозой «суровых студенческих будней». Почти 30% из них считают учебу вынужденной необходимостью выполнения учебной программы. Пропорционально снижается до 72,7% внутренняя направленность УМ и, соответственно, ее уровень. Объяснение этому феномену простое - студенты плохо или совсем не осведомлены о реальной значимости для будущей врачебной специальности таких, на первый взгляд, абстрагированных от практической медицины дисциплин, как физика, все разновидности химии и, в меньшей мере, биология, гистология и др.
В категории студентов старших курсов вновь начинает доминировать интринсивная направленность УМ, обусловленная, вероятно, пробуждающимся осознанием значимости изучаемых клинических дисциплин для профессионального формирования. Максимальная степень осознанности выполняемой учебной деятельности отмечена в группе специализирующихся будущих профессионалов - интернов и ординаторов, что вполне соответствует законам логики.
Опровержением законов элементарной человеческой логики является анкетный материал, систематизированный в табл. 3.
Таблица 3
Интенсивность учебной деятельности обучаемых контингентов
Контингент Прилагаемые усилия |
Младшие курсы (%) |
Старшие курсы (%) |
Интерны, ординаторы (%) |
Слушатели ФПО |
Максимум усилий |
35,1 |
29,1 |
48,4 |
15,2 |
Минимум усилий |
4,6 |
2,7 |
3,2 |
73,9 |
«Нечто среднее» |
60,3 |
68,2 |
48,4 |
10,9 |
Декларируемые респондентами высокие показатели доминирующих структурных компонентов УМ (табл. 1), формирующие представление о подавляющем преобладании внутренней (интринсивной) ее направленности во всех контингентах обучающихся в медицинском вузе, создают впечатление полного благополучия в их учебной деятельности. Эту иллюзию сильно компрометируют результаты откровенных анонимных ответов на вопрос об усилиях, реально затрачиваемых на подготовку к аудиторным практическим и семинарским занятиям. Оказалось, что только 30-35% студентов при подготовке прилагали «максимум усилий» (в переводе на нормальный язык - готовились как положено), 2,7-4,6% прилагали «минимум усилий», т.е. практически не готовились, а 60% студентов младших курсов и почти 70% старшекурсников затрачивали на подготовку «нечто среднее», т.е. готовились к занятиям кое-как. Это обстоятельство приобретает шокирующий характер в свете результатов ответа на третий пункт студенческого варианта анкеты о важности приобретаемых знаний и навыков в будущей профессии. Так, если на младших курсах лишь 46,8% студентов убеждены, что в будущем приобретаемые ими знания обязательно понадобятся, а 49,6% считают, что они возможно понадобятся в будущей врачебной профессии, то это еще можно объяснить их недостаточной профессиональной осведомленностью, но когда 76% студентов старших курсов заявляют, что приобретаемые знания и практические навыки в уже ближайшем будущем им обязательно, а еще 24% - возможно понадобятся, и при этом занимаются «кое-как», никаких следов логики в таком поведении обнаружить не удается. К сожалению, даже в группе интернов и ординаторов менее половины обучающихся затрачивают на этот процесс максимум усилий и столько же работают «кое-как», т.е. фактически имитируют интенсивную профессиональную деятельность.
Подводя итог сказанному, приходится с сожалением констатировать, что практически 65% студентов младших курсов, 70% старшекурсников и почти половина интернов и ординаторов медицинского вуза, по их собственному признанию, недобросовестно относятся к текущей учебной работе, понимая при этом, что получаемые ими знания и практические навыки рано или поздно обязательно понадобятся в избранной ими специальности.
Полученные нами результаты практически полностью совпадают с данными литературы. Так, по данным Н.А. Патова с соавт. [11], достаточно высокий уровень мотивации к приобретению знаний выявлен лишь у 38% студентов технического вуза (по нашим данным - у 30-35%).
Небезынтересными представляются результаты изучения степени сформированности профессиональной ориентации при поступлении и на разных этапах обучения в медицинском вузе (табл. 4).
Таблица 4
Степень сформированности профессиональной ориентации
Контингент Профиль |
Абитуриенты (%) |
Младшие курсы (%) |
Старшие курсы (%) |
Хирургия |
26,0 |
25,8 |
20,6 |
Терапия |
12,5 |
12,8 |
41,7 |
Другие |
40,5 |
23,2 |
21,5 |
Не определились |
21,0 |
38,2 |
16,2 |
Во времена не столь уж давние слова «врач» и «хирург» были почти синонимами. Сейчас лишь 26% абитуриентов позиционируют себя будущими хирургами. Правда, с годами учебы этот атрибут юношеской романтики заметно уступает место желанию работать «простым терапевтом», и если изначально низкий среди абитуриентов процент желающих стать терапевтами (12,5%) объясним их недостаточной осведомленностью о достоинствах этой профессии, то резкое увеличение этого показателя до 41,7% на старших курсах вряд ли связано с необыкновенно возросшим к ней фактическим интересом. Вероятнее всего, этот феномен объясняется пессимизмом от уже близкой перспективы стать врачом общей практики, т.е. фактически - участковым терапевтом. Вероятно, этим же обстоятельством отчасти объясняется и снижающийся в целом уровень учебной активности студентов.
Заключение
Психолого-педагогический анализ направленности учебной мотивации и ее структурных компонентов у обучающихся в медицинском вузе показывает, что принцип непрерывности обучения может стать реальностью при непременном соблюдении двух базовых условий: постоянном мониторинге текущей успеваемости всех категорий обучающихся, возможно, включая уровень последипломного образования, и регулярной диагностике направленности и уровня их учебной мотивации, объективно характеризующих эффективность преподавательской деятельности в вузе и в значительной мере позволяющих предопределить характер корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение складывающейся в конкретный период времени реальной учебной ситуации. Рабочим «инструментарием» для проведения контроля текущей успеваемости уже служит функционирующий электронный журнал и рейтинговый принцип итогового контроля. Разработка эффективных методов психодиагностики направленности и уровня учебной мотивации обучаемых должна стать ближайшей задачей психолого-педагогической науки.
Библиографическая ссылка
Бондарев Г.А., Зубарев В.Ф. ЭВОЛЮЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЕЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26615 (дата обращения: 14.09.2024).