Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ТЕХНОЛОГИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР

Батанцев Н.И. 1 Барбашов С.В. 1
1 Югорский государственный университет
В статье проводится анализ раздела физического воспитания дошкольников, который на практике демонстрирует преимущественную направленность упражнений на развитие физических качеств и отсутствие средств, стимулирующих умственное развитие дошкольника. Предварительные исследования и наблюдения показали, что включение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений элементов спортивных игр создает условия для полноценного и гармоничного развития детей. Полагается, что игры с техническими приемами и игровые задания с тактическими комбинациями спортивных игр позволят достичь гармонии физического и умственного развития. Систематизировано содержание игровых заданий и подвижных игр с техническими и тактическими элементами спортивных игр, с учетом их значимости для физического и умственного развития, которые предполагают формирование учебного материала (на примере раздела «Баскетбол»). На основе учебного материала приведены примеры построения физкультурных занятий. Дается экспериментальная оценка и эффективность технологии гармонизации физического и умственного развития дошкольников 5–6 лет на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр.
физическое и умственное развитие
игровые задания и подвижные игры
дети 5-6 лет
технико-тактические элементы спортивных игр
1. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3–6 лет [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. – Краснодар, 2002. – 28 с.
2. Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5–7 лет в процессе физического воспитания [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. – Тюмень, 2004. – 26 с.
3. Трофимова О.С. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе группы средствами игровой деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. – Краснодар, 2010. – 25 с.
4. Горелов А.А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению [Текст] / А.А. Горелов и [др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. – № 4. – С. 50-53.
5. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.04. – Краснодар, 1998. – 50 с.
6. Шванцара И. Диагностика психического развития [Текст] / И. Шванцара. – Прага: Авиценум, 1978. – 388 с.
7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Изд-во "Детство-пресс"», 2014. – 280 с.
9. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» [Текст]/ Е.А. Хилтунен [и др.]. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2014. – 186 с.
10. Первоцветы. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Н.В. Микляева [и др.]. – М.: Изд-во «АРКТИ», 2014. – 252 с.
11. Батанцев Н.И. Изучение взаимосвязи умственного и двигательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.И. Батанцев // Исследования в области гуманитарных наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ugrasu.ru/education/institutions/humanitarian-institute/obj.php?ELEMENT_ID=13193 (дата обращения: 06.07.2017).
12. Батанцев Н.И. Технологическое обоснование модели гармонизации физического и умственного развития в физическом воспитании детей 5-6 лет на основе использования элементов спортивных игр [Текст] / И.Н. Батанцев. С.В. Барбашов // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 30-2. – С. 109-113.
13. Батанцев Н.И. Развитие физических качеств в процессе физического воспитания детей 6-7 лет на основе использования элементов спортивных игр [Текст] / Н.И. Батанцев // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. – 2015. – № 1-2. – С. 9-14.
14. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. Из опыта работы [Текст] / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1983. – 78 с.
15. Шпак В.Г. Элементы спортивных игр в детском саду: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / В.Г. Шпак. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 138 с.

В жизни ребенка дошкольное образование является первой ступенью в формировании гармонично развитой личности. Основоположником идеи гармоничного развития личности, основанной на единстве умственного и физического развития человека, является П.Ф. Лесгафт. Многие исследователи утверждают, что процесс единства умственного и физического развития начинается с дошкольного возраста [1-3].

Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно с точки зрения гармоничности воздействия средств физического воспитания на ребенка [4,5].

Цель исследования: разработать, апробировать и внедрить технологию гармонизации физического и умственного развития в физическом воспитании дошкольников 5–6 лет на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр.

Материал и методы исследования. Для решения данной проблемы были применены следующие методы исследования, которые включают: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое тестирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики, психологические методы.

В программу тестирования физического развития вошли показатели, характеризующие уровень развития физических качеств (метание мяча на дальность правой и левой рукой (скоростно-силовые качества рук), «подъем туловища за 30 сек.» (силовая выносливость), «наклон вперед из положения сидя» (гибкость), «бег на 300 м.» (выносливость), «бег на 30 м» (быстрота), «прыжок в длину с места» (скоростно-силовые качества ног), «челночный бег 3*10 м.» (ловкость), «бег по номерам 3*5 м.» (ловкость), «бег змейкой 10 м.» (ловкость), «бег с изменением направления» (ловкость).

Показатели умственного развития определялись с помощью методик психодиагностики: опросник на определение уровня словесно-логического мышления Я. Йирасека [6] и методика «Что здесь лишнее» на определение уровня развития наглядно-образного мышления Р.С. Немова [7], которые были модифицированы. Модификация заключалась в том, что текстовое содержание данных методик было переведено в разряд сведений о физической культуре и спорте.

Исследования проводились в течение 2015–2016 учебного года на базе МБДОУ «Детский сад № 14 "Березка"» г. Ханты-Мансийска, в котором приняли участие 48 детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Были организованы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной и контрольной группе занималось по 24 ребенка в возрасте 5–6 лет.

В контрольной группе занятия проходили по традиционной программе физического воспитания. Экспериментальная группа занималась по технологии гармонизации физического и умственного развития детей 5–6 лет, в которой использовались технико-тактические элементы спортивных игр.

Результаты исследований и их обсуждение. Традиционно процесс физического воспитания в дошкольных учреждениях осуществляется по примерным основным общеобразовательным программ дошкольного образования [8-10], которые реализуют и формируют у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармонично развивают физические качества, обогащают двигательный опыт, формируют у дошкольников потребность в двигательном развитии и физическом совершенствовании.

Однако анализ образовательной области «Физическое развитие» в данных программах демонстрирует недостаточную целенаправленность упражнений для развития физических качеств и отсутствие средств, направленных на умственное развитие.

Исследование показателей физического и умственного развития детей 5–6 лет, посещающих детский сад № 14 «Березка» города Ханты – Мансийска, показали, что их можно охарактеризовать как «средние», «ниже среднего» и «низкие», что является, на наш взгляд, следствием низкой эффективности содержания физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях [11].

Наши предварительные исследования и наблюдения показали, что включение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений элементов спортивных игр создает условия для полноценного и гармоничного развития детей [12,13]. Полагается, что игры с техническими приемами и игровые задания с тактическими комбинациями спортивных игр позволят достичь гармонии физического и умственного развития, требующих высокого развития внимания в старшем дошкольном возрасте. Исходя из вышеизложенного, задачи физического и умственного развития необходимо решать сопряженно.

При выборе средств освоения технико-тактических элементов спортивных игр с учетом их значимости для физического и умственного развития детей в процессе физического воспитания мы опирались на опыт, полученный в исследованиях ряда авторов [14, 15]. В качестве технологического примера можно рассмотреть игры с элементами баскетбола, которые были нами разделены на игровые задания и подвижные игры с техническими элементами баскетбола, а также подверглись дифференцировке по преимущественному развитию физических качеств. Игровые задания с тактическими элементами баскетбола формировались на основе упражнений, применяемых при обучении тактическим действиям баскетболистов. На основе имеющихся игровых заданий и подвижных игр с элементами баскетбола разработаны игровые задания и подвижные игры с элементами хоккея и футбола. Предполагалось, что при правильном выборе, дифференцировке и методическом применении, игровые задания и подвижные игры также могут эффективно содействовать физическому и умственному развитию детей.

Систематизация содержания игровых заданий и подвижных игр с техническими и тактическими элементами спортивных игр, с учетом их значимости для физического иумственного развития детей, предполагает формирование следующего учебного материала (на примере раздела «Баскетбол») (Табл. 1).

Таблица 1

Примерное содержание игровых заданий и подвижных игр с техническими и тактическими элементами баскетбола

Раздел баскетбол

Игровые задания с техническими элементами баскетбола (физическое развитие)

10 передач (с передачей и ловлей мяча)

Мяч водящему (с передачей и ловлей мяча)

Мотоциклисты (с ведением мяча)

Скажи, какой цвет (с ведением мяча)

Пять бросков (с бросками мяча в корзину)

Бросание мяча в парах (с бросками мяча в корзину)

Игровые задания с тактическими элементами баскетбола (умственное развитие)

Сделай рывок

Обеги защитника

Выход вперед

Переход на другую сторону

Передай свободному

Подстраховка

Отступи и выбей

Перехват мяча

Защита корзины

Забрось сам

Подвижные игры с техническими элементами баскетбола без игрового противоборства (физическое развитие)

Поймай мяч (с передачей мяча и развитием ловкости)

У кого меньше мячей (с передачей мяча и развитием силы)

Займи свободный кружок (с передачей мяча и развитием быстроты)

Обгони мяч (с передачей мяча и развитием быстроты)

Подвижная цель (с передачей мяча и развитием ловкости)

Успей поймать (с передачей мяча и развитием ловкости)

За мячом (с передачей мяча и развитием быстроты)

Передал - садись (с передачей мяча и развитием силы)

Эстафета с ведением мяча (с ведением мяча и развитием ловкости)

Метко в корзину (с ведением, бросками мяча в корзину и развитием силы)

Чья команда забьет больше мячей в корзину (с бросками мяча в корзину и развитием силы)

Подвижные игры с техническими элементами баскетбола с игровым противоборством (физическое и умственное развитие)

Мяч ловцу (с сочетанием передачи, ловли, ведения мяча и развитием выносливости)

Борьба за мяч (с сочетанием передачи, ловли, ведения мяча и развитием выносливости)

Защита крепости (с сочетанием передачи, ловли, ведения мяча и развитием выносливости)

Мяч капитану (с сочетанием передачи, ловли, ведения мяча и развитием выносливости)

 

 

На основе учебного материала, направленного на выделение физического и умственного развития, предлагаются различные варианты физкультурных занятий (Рис. 1,2).

Рис. 1. Структура физкультурного занятия по теме «Обучение технике передачи мяча и развитие силы рук» (раздел «Баскетбол»)

В подготовительной части, занятие начинается с беседы, где детям рассказывается про спортивную игру «баскетбол». Сообщаются задачи учебного занятия. Затем следует разминка в движении с имитацией передачи мяча. Далее дети выполняют общеразвивающие упражнения на месте с мячами, повторяя за инструктором по физической культуре.

В основной (обучающей) части проводится непосредственное обучение технике передачи мяча. Инструктор показывает, как выполняется передача мяча. Технический элемент демонстрируется несколько раз. Получив общее представление о техническом элементе, дети приступают к выполнению игрового задания «10 передач». Во время выполнения инструктор следит за ошибками и проговаривает правила передачи мяча: 1. Локти опусти вниз; 2. Бросай на уровне груди партнера; 3. Сопровождай мяч взглядом и руками.

Возможными ошибками в данном случае могут быть: неправильная стойка – плотно сжатые и прямые ноги: чрезмерное разведение локтей в стороны.

В основной (игровой) части после обучения техническому элементу применяется подвижная игра с передачей мяча «У кого меньше мячей», которая способствует развитию силы рук. В подвижной игре дети ощущают свободу, испытывают радость и эмоциональный подъем, что делает процесс обучения более эффективным.

В заключительной части применяется дыхательная гимнастика для восстановления дыхания. Подводятся итоги занятия, дети отвечают, чему научились, какие испытывали трудности.

В представленном варианте физкультурного занятия дети обучались технике передачи мяча и развивали силу рук. В последующем техника передачи мяча закреплялась и совершенствовалась с развитием других физических качеств. Также детей обучали технике ведения мяча и бросков мяча в корзину. На начальном этапе главной задачей выступило обучение основным техническим приемам. После освоения детьми технических элементов баскетбола и целенаправленного развития физических качеств они приступали к обучению тактике и развитию словесно-логического и наглядно-образного мышления. Ниже представлена структура и описание такого физкультурного занятия (Рис. 2).

Рис. 2. Структура физкультурного занятия по теме «Обучение тактике и развитие наглядно-образного мышления» (раздел «Баскетбол»)

В подготовительной части в ходе беседы детям задавались вопросы, что они узнали о баскетболе, какие технические элементы изучили. С ними обсуждались задачи учебного занятия. Затем следовала разминка в движении с имитацией изученных технических элементов.

В основной (обучающей) части при обучении тактики посредством игрового задания «Перехвати мяч», мы способствовали развитию наглядно-образного мышления за счет применения тактической схемы. Тактические схемы представляли собой рисунок, на котором были изображены мультипликационные или сказочные герои, выполняющие тактическое действие. Рассмотрев такой рисунок, дети совершенно по-другому воспринимали материал. Непосредственно в игре они старались подражать тому или иному герою, держа в голове его образ и зная, какую роль в игровом задании он выполняет. Как показал наш опыт, для развития наглядно-образного мышления игровые задания с тактическими элементами спортивных игр было целесообразно выполнять после рассмотрения тактической схемы непосредственно перед выполнением игрового задания.

В основной (игровой) части занятия применялась подвижная игра с игровым противоборством «Борьба за мяч», способствовавшая реализации изученного тактического действия. Благодаря применению игровых заданий с тактическими элементами, дети обучались тактическим действиям и применяли их в игре.

В заключительной части использовалась дыхательная гимнастика, проводилась рефлексия, дети рассказывали, какие эмоции они получили от занятия, в роли каких героев выполняли игровое задание и т.д.

Заключение. Такой методический подход к построению содержания занятий в дошкольном образовательном учреждении № 14 «Березка» г. Ханты-Мансийска позволил значимо повысить показатели развития физических качеств и видов мышления детей 5–6 лет, занимающихся в экспериментальной группе (Табл. 2,3).

Таблица 2

Показатели физического развития дошкольников 5–6 лет контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента

Наименование тестов

 

 

 

 

КГ

Прирост %

ЭГ

Прирост %

 

 

 

 

 

t

 

 

Различия

при

p<0,05

Двигательные

(двигательно-кондиционные)

 

х±δ

х±δ

p

Метание мяча на дальность

правая

 

5,7±2,3

 

11,1%

 

6,9±2,1

 

24,4%

 

1,8

 

>0,05

левая

 

4,1±1,7

 

12,9%

 

4,8 ±1,2

 

34,1%

 

1,4

 

>0,05

Подъем туловища за 30 сек.

6,8±4,4

24,7%

9,6±5,5

56%

2,9

<0,05

Наклон вперед из положения сидя

 

5,9±4,0

 

18,5%

 

7,8±2,8

 

41,7%

 

1,9

 

>0,05

Бег на 300 м.

1,9±0,3

5,1%

1,5±0,2

18,2%

4,4

<0,05

Бег на 30 м.

8,8±1,0

3,4%

7,8±0,6

13,2%

4,3

<0,05

Прыжок в длину с места

93,8±21,8

5,6%

105,2±17,3

15,2%

2

>0,05

Психофизические

(двигательно-координационные)

           

Бег с изменением направления

14,5±1,6

0,7%

13,2±1,1

8%

3,3

<0,05

Бег по номерам 5*3 м

23,2±2,2

0,9%

21,8±2,3

4,4%

2,1

<0,05

Бег змейкой 10 м

6,0±0,7

3,3%

5,5±0,5

7%

2,8

<0,05

Челночный бег 3*10 м

11,9±1,1

2,5%

10,8±0,8

13,8%

4,3

<0,05

 

Так, в экспериментальной группе показатели прироста развития физических качеств по результатам теста на измерение силовой выносливости в «Подъеме туловища за 30 сек» увеличились на 56 %. Коэффициент скоростно-силовых качеств рук в «Метании мяча на дальность» правой рукой увеличился на 24,4 %, левой рукой на 34,1 %. Показатель гибкости в «Наклоне вперед из положения сидя» увеличился на 41,7 %, при определении выносливости в «Беге 300 м» на 18,2 %. Скоростно-силовые качества ног в «Прыжке в длину с места» увеличились на 15,2 %. Показатель ловкости «В челночном беге 3х10 м» увеличился на 13,8 %. Также значительный прирост на 13,2 % произошел при определении быстроты в «Беге 30 м».

Таблица 3

Показатели умственного развития дошкольников 5–6 лет контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента

Наименование тестов

 

 

 

 

КГ

Прирост %

ЭГ

Прирост %

 

 

 

 

 

t

 

 

Различия

при

p<0,05

 

х±δ

х±δ

p

НОМ (модифиц. методика Р.С. Немова)

 

2,1±0,6

 

9%

 

1,5 ±0,5

 

46,6%

 

3,9

 

<0,05

СЛГ (модифиц. методика Я. Йирасека)

 

4,7±8,3

 

16%

 

6,7±7,0

 

43,6%

 

0,9

 

>0,05

НОМ (методика Р.С. Немова)

1,9±0,6

14,6%

1,3±0,6

54,1%

3,3

<0,05

СЛГ (методика Я. Йирасека)

5,2±7,3

14,4%

7,2±5,9

44,1%

1

>0,05

 

Коэффициент словесно-логического мышления по методике Я. Йирасека увеличился на 44,1 %, по модифицированной методике на 43,6 %. Значительные увеличения произошли и при определении уровня развития наглядно-образного мышления. Так, по методике Р.С. Немова «Что здесь лишнее» прирост составил – 54,1 %, по модифицированной методике – 46,6 %.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности технологии гармонизации физического и умственного развития в физическом воспитании дошкольников 5–6 лет на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр.


Библиографическая ссылка

Батанцев Н.И., Барбашов С.В. ТЕХНОЛОГИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26614 (дата обращения: 19.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252