В жизни ребенка дошкольное образование является первой ступенью в формировании гармонично развитой личности. Основоположником идеи гармоничного развития личности, основанной на единстве умственного и физического развития человека, является П.Ф. Лесгафт. Многие исследователи утверждают, что процесс единства умственного и физического развития начинается с дошкольного возраста [1-3].
Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно с точки зрения гармоничности воздействия средств физического воспитания на ребенка [4,5].
Цель исследования: разработать, апробировать и внедрить технологию гармонизации физического и умственного развития в физическом воспитании дошкольников 5–6 лет на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр.
Материал и методы исследования. Для решения данной проблемы были применены следующие методы исследования, которые включают: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое тестирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики, психологические методы.
В программу тестирования физического развития вошли показатели, характеризующие уровень развития физических качеств (метание мяча на дальность правой и левой рукой (скоростно-силовые качества рук), «подъем туловища за 30 сек.» (силовая выносливость), «наклон вперед из положения сидя» (гибкость), «бег на 300 м.» (выносливость), «бег на 30 м» (быстрота), «прыжок в длину с места» (скоростно-силовые качества ног), «челночный бег 3*10 м.» (ловкость), «бег по номерам 3*5 м.» (ловкость), «бег змейкой 10 м.» (ловкость), «бег с изменением направления» (ловкость).
Показатели умственного развития определялись с помощью методик психодиагностики: опросник на определение уровня словесно-логического мышления Я. Йирасека [6] и методика «Что здесь лишнее» на определение уровня развития наглядно-образного мышления Р.С. Немова [7], которые были модифицированы. Модификация заключалась в том, что текстовое содержание данных методик было переведено в разряд сведений о физической культуре и спорте.
Исследования проводились в течение 2015–2016 учебного года на базе МБДОУ «Детский сад № 14 "Березка"» г. Ханты-Мансийска, в котором приняли участие 48 детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Были организованы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной и контрольной группе занималось по 24 ребенка в возрасте 5–6 лет.
В контрольной группе занятия проходили по традиционной программе физического воспитания. Экспериментальная группа занималась по технологии гармонизации физического и умственного развития детей 5–6 лет, в которой использовались технико-тактические элементы спортивных игр.
Результаты исследований и их обсуждение. Традиционно процесс физического воспитания в дошкольных учреждениях осуществляется по примерным основным общеобразовательным программ дошкольного образования [8-10], которые реализуют и формируют у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармонично развивают физические качества, обогащают двигательный опыт, формируют у дошкольников потребность в двигательном развитии и физическом совершенствовании.
Однако анализ образовательной области «Физическое развитие» в данных программах демонстрирует недостаточную целенаправленность упражнений для развития физических качеств и отсутствие средств, направленных на умственное развитие.
Исследование показателей физического и умственного развития детей 5–6 лет, посещающих детский сад № 14 «Березка» города Ханты – Мансийска, показали, что их можно охарактеризовать как «средние», «ниже среднего» и «низкие», что является, на наш взгляд, следствием низкой эффективности содержания физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях [11].
Наши предварительные исследования и наблюдения показали, что включение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений элементов спортивных игр создает условия для полноценного и гармоничного развития детей [12,13]. Полагается, что игры с техническими приемами и игровые задания с тактическими комбинациями спортивных игр позволят достичь гармонии физического и умственного развития, требующих высокого развития внимания в старшем дошкольном возрасте. Исходя из вышеизложенного, задачи физического и умственного развития необходимо решать сопряженно.
При выборе средств освоения технико-тактических элементов спортивных игр с учетом их значимости для физического и умственного развития детей в процессе физического воспитания мы опирались на опыт, полученный в исследованиях ряда авторов [14, 15]. В качестве технологического примера можно рассмотреть игры с элементами баскетбола, которые были нами разделены на игровые задания и подвижные игры с техническими элементами баскетбола, а также подверглись дифференцировке по преимущественному развитию физических качеств. Игровые задания с тактическими элементами баскетбола формировались на основе упражнений, применяемых при обучении тактическим действиям баскетболистов. На основе имеющихся игровых заданий и подвижных игр с элементами баскетбола разработаны игровые задания и подвижные игры с элементами хоккея и футбола. Предполагалось, что при правильном выборе, дифференцировке и методическом применении, игровые задания и подвижные игры также могут эффективно содействовать физическому и умственному развитию детей.
Систематизация содержания игровых заданий и подвижных игр с техническими и тактическими элементами спортивных игр, с учетом их значимости для физического иумственного развития детей, предполагает формирование следующего учебного материала (на примере раздела «Баскетбол») (Табл. 1).
Таблица 1
Примерное содержание игровых заданий и подвижных игр с техническими и тактическими элементами баскетбола
Раздел баскетбол |
|
Игровые задания с техническими элементами баскетбола (физическое развитие) 10 передач (с передачей и ловлей мяча) Мяч водящему (с передачей и ловлей мяча) Мотоциклисты (с ведением мяча) Скажи, какой цвет (с ведением мяча) Пять бросков (с бросками мяча в корзину) Бросание мяча в парах (с бросками мяча в корзину) |
Игровые задания с тактическими элементами баскетбола (умственное развитие) Сделай рывок Обеги защитника Выход вперед Переход на другую сторону Передай свободному Подстраховка Отступи и выбей Перехват мяча Защита корзины Забрось сам |
Подвижные игры с техническими элементами баскетбола без игрового противоборства (физическое развитие) Поймай мяч (с передачей мяча и развитием ловкости) У кого меньше мячей (с передачей мяча и развитием силы) Займи свободный кружок (с передачей мяча и развитием быстроты) Обгони мяч (с передачей мяча и развитием быстроты) Подвижная цель (с передачей мяча и развитием ловкости) Успей поймать (с передачей мяча и развитием ловкости) За мячом (с передачей мяча и развитием быстроты) Передал - садись (с передачей мяча и развитием силы) Эстафета с ведением мяча (с ведением мяча и развитием ловкости) Метко в корзину (с ведением, бросками мяча в корзину и развитием силы) Чья команда забьет больше мячей в корзину (с бросками мяча в корзину и развитием силы) |
Подвижные игры с техническими элементами баскетбола с игровым противоборством (физическое и умственное развитие) Мяч ловцу (с сочетанием передачи, ловли, ведения мяча и развитием выносливости) Борьба за мяч (с сочетанием передачи, ловли, ведения мяча и развитием выносливости) Защита крепости (с сочетанием передачи, ловли, ведения мяча и развитием выносливости) Мяч капитану (с сочетанием передачи, ловли, ведения мяча и развитием выносливости)
|
На основе учебного материала, направленного на выделение физического и умственного развития, предлагаются различные варианты физкультурных занятий (Рис. 1,2).
Рис. 1. Структура физкультурного занятия по теме «Обучение технике передачи мяча и развитие силы рук» (раздел «Баскетбол»)
В подготовительной части, занятие начинается с беседы, где детям рассказывается про спортивную игру «баскетбол». Сообщаются задачи учебного занятия. Затем следует разминка в движении с имитацией передачи мяча. Далее дети выполняют общеразвивающие упражнения на месте с мячами, повторяя за инструктором по физической культуре.
В основной (обучающей) части проводится непосредственное обучение технике передачи мяча. Инструктор показывает, как выполняется передача мяча. Технический элемент демонстрируется несколько раз. Получив общее представление о техническом элементе, дети приступают к выполнению игрового задания «10 передач». Во время выполнения инструктор следит за ошибками и проговаривает правила передачи мяча: 1. Локти опусти вниз; 2. Бросай на уровне груди партнера; 3. Сопровождай мяч взглядом и руками.
Возможными ошибками в данном случае могут быть: неправильная стойка – плотно сжатые и прямые ноги: чрезмерное разведение локтей в стороны.
В основной (игровой) части после обучения техническому элементу применяется подвижная игра с передачей мяча «У кого меньше мячей», которая способствует развитию силы рук. В подвижной игре дети ощущают свободу, испытывают радость и эмоциональный подъем, что делает процесс обучения более эффективным.
В заключительной части применяется дыхательная гимнастика для восстановления дыхания. Подводятся итоги занятия, дети отвечают, чему научились, какие испытывали трудности.
В представленном варианте физкультурного занятия дети обучались технике передачи мяча и развивали силу рук. В последующем техника передачи мяча закреплялась и совершенствовалась с развитием других физических качеств. Также детей обучали технике ведения мяча и бросков мяча в корзину. На начальном этапе главной задачей выступило обучение основным техническим приемам. После освоения детьми технических элементов баскетбола и целенаправленного развития физических качеств они приступали к обучению тактике и развитию словесно-логического и наглядно-образного мышления. Ниже представлена структура и описание такого физкультурного занятия (Рис. 2).
Рис. 2. Структура физкультурного занятия по теме «Обучение тактике и развитие наглядно-образного мышления» (раздел «Баскетбол»)
В подготовительной части в ходе беседы детям задавались вопросы, что они узнали о баскетболе, какие технические элементы изучили. С ними обсуждались задачи учебного занятия. Затем следовала разминка в движении с имитацией изученных технических элементов.
В основной (обучающей) части при обучении тактики посредством игрового задания «Перехвати мяч», мы способствовали развитию наглядно-образного мышления за счет применения тактической схемы. Тактические схемы представляли собой рисунок, на котором были изображены мультипликационные или сказочные герои, выполняющие тактическое действие. Рассмотрев такой рисунок, дети совершенно по-другому воспринимали материал. Непосредственно в игре они старались подражать тому или иному герою, держа в голове его образ и зная, какую роль в игровом задании он выполняет. Как показал наш опыт, для развития наглядно-образного мышления игровые задания с тактическими элементами спортивных игр было целесообразно выполнять после рассмотрения тактической схемы непосредственно перед выполнением игрового задания.
В основной (игровой) части занятия применялась подвижная игра с игровым противоборством «Борьба за мяч», способствовавшая реализации изученного тактического действия. Благодаря применению игровых заданий с тактическими элементами, дети обучались тактическим действиям и применяли их в игре.
В заключительной части использовалась дыхательная гимнастика, проводилась рефлексия, дети рассказывали, какие эмоции они получили от занятия, в роли каких героев выполняли игровое задание и т.д.
Заключение. Такой методический подход к построению содержания занятий в дошкольном образовательном учреждении № 14 «Березка» г. Ханты-Мансийска позволил значимо повысить показатели развития физических качеств и видов мышления детей 5–6 лет, занимающихся в экспериментальной группе (Табл. 2,3).
Таблица 2
Показатели физического развития дошкольников 5–6 лет контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента
Наименование тестов |
КГ |
Прирост % |
ЭГ |
Прирост % |
t
|
Различия при p<0,05 |
|
Двигательные (двигательно-кондиционные) |
х±δ |
х±δ |
p |
||||
Метание мяча на дальность |
правая |
5,7±2,3 |
11,1% |
6,9±2,1 |
24,4% |
1,8 |
>0,05 |
левая |
4,1±1,7 |
12,9% |
4,8 ±1,2 |
34,1% |
1,4 |
>0,05 |
|
Подъем туловища за 30 сек. |
6,8±4,4 |
24,7% |
9,6±5,5 |
56% |
2,9 |
<0,05 |
|
Наклон вперед из положения сидя |
5,9±4,0 |
18,5% |
7,8±2,8 |
41,7% |
1,9 |
>0,05 |
|
Бег на 300 м. |
1,9±0,3 |
5,1% |
1,5±0,2 |
18,2% |
4,4 |
<0,05 |
|
Бег на 30 м. |
8,8±1,0 |
3,4% |
7,8±0,6 |
13,2% |
4,3 |
<0,05 |
|
Прыжок в длину с места |
93,8±21,8 |
5,6% |
105,2±17,3 |
15,2% |
2 |
>0,05 |
|
Психофизические (двигательно-координационные) |
|||||||
Бег с изменением направления |
14,5±1,6 |
0,7% |
13,2±1,1 |
8% |
3,3 |
<0,05 |
|
Бег по номерам 5*3 м |
23,2±2,2 |
0,9% |
21,8±2,3 |
4,4% |
2,1 |
<0,05 |
|
Бег змейкой 10 м |
6,0±0,7 |
3,3% |
5,5±0,5 |
7% |
2,8 |
<0,05 |
|
Челночный бег 3*10 м |
11,9±1,1 |
2,5% |
10,8±0,8 |
13,8% |
4,3 |
<0,05 |
Так, в экспериментальной группе показатели прироста развития физических качеств по результатам теста на измерение силовой выносливости в «Подъеме туловища за 30 сек» увеличились на 56 %. Коэффициент скоростно-силовых качеств рук в «Метании мяча на дальность» правой рукой увеличился на 24,4 %, левой рукой на 34,1 %. Показатель гибкости в «Наклоне вперед из положения сидя» увеличился на 41,7 %, при определении выносливости в «Беге 300 м» на 18,2 %. Скоростно-силовые качества ног в «Прыжке в длину с места» увеличились на 15,2 %. Показатель ловкости «В челночном беге 3х10 м» увеличился на 13,8 %. Также значительный прирост на 13,2 % произошел при определении быстроты в «Беге 30 м».
Таблица 3
Показатели умственного развития дошкольников 5–6 лет контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента
Наименование тестов |
КГ |
Прирост % |
ЭГ |
Прирост % |
t
|
Различия при p<0,05 |
х±δ |
х±δ |
p |
||||
НОМ (модифиц. методика Р.С. Немова) |
2,1±0,6 |
9% |
1,5 ±0,5 |
46,6% |
3,9 |
<0,05 |
СЛГ (модифиц. методика Я. Йирасека) |
4,7±8,3 |
16% |
6,7±7,0 |
43,6% |
0,9 |
>0,05 |
НОМ (методика Р.С. Немова) |
1,9±0,6 |
14,6% |
1,3±0,6 |
54,1% |
3,3 |
<0,05 |
СЛГ (методика Я. Йирасека) |
5,2±7,3 |
14,4% |
7,2±5,9 |
44,1% |
1 |
>0,05 |
Коэффициент словесно-логического мышления по методике Я. Йирасека увеличился на 44,1 %, по модифицированной методике на 43,6 %. Значительные увеличения произошли и при определении уровня развития наглядно-образного мышления. Так, по методике Р.С. Немова «Что здесь лишнее» прирост составил – 54,1 %, по модифицированной методике – 46,6 %.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности технологии гармонизации физического и умственного развития в физическом воспитании дошкольников 5–6 лет на основе использования технико-тактических элементов спортивных игр.
Библиографическая ссылка
Батанцев Н.И., Барбашов С.В. ТЕХНОЛОГИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26614 (дата обращения: 29.11.2023).