Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Горбунова Т.В. 1
1 Калужский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
В статье образовательный портал представляется как образовательный продукт – технологическое средство обеспечения продуктивности взаимодействия участников образовательного процесса (обучающихся, преподавателей, работодателей), способствующий повышению удовлетворенности его потребителей в качестве и результатах учебной деятельности. Образовательный портал является системообразующим средством взаимодействия за счет построения его структуры и содержания, условий работы с ним на основе выявления и учета комплекса запросов-потребностей потребителей портала к его качеству. Продуктивное взаимодействие определяется автором как согласованная деятельность участников образовательного процесса по реализации поставленных целей оптимальным путем с получением результата, отличающегося высокими показателями качества. В статье определяются требования к контенту и условиям работы с порталом, обеспечивающие оптимальность взаимодействия, рассматриваются принципы обогащения, замены, открытого обучения. Результаты определения индекса лояльности NPS потребителей портала продемонстрировали высокий уровень их приверженности к образовательному порталу как средству продуктивного взаимодействия.
образовательный портал
продуктивность
технологический подход
взаимодействие
контент
дифференциация
удовлетворенность потребителей
1. Романюк В.В., Котлов В.Н., Быков В.В. Портальная технология как перспективное направление использования информационных технологий в образовании /В.В. Романюк, В.Н. Котлов, В.В. Быков // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. Сборник статей. – Новосибирск: Изд-во: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2015. – С.316-321.
2. Горбунова Т.В. Проектирование технологии дифференцированного обучения как средства развития образовательных систем / Т.В. Горбунова // Вестник ФГОУ ВО МГАУ им. В.П. Горячкина. – М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2009. – № 5. – С. 103-107.
3. Самылов П.В. Развитие профессиональных компетенций и интерактивная образовательная технология / П.В. Самылов // Человеческий капитал. – М.: Объединенная редакция, 2012. – № 9 (45). – С. 94-99.
4. Анохина Л.В. Проектные технологии в реализации практико-ориентированного подхода к обучению в вузе / Л.В. Анохина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 7–9. – С. 61-63.
5. Папазян Ж.В. Современные методы исследования лояльности клиентов /Ж.В. Папазян // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9393 (дата обращения: 18.06.2017).

Как известно, образовательный процесс определяется как система целенаправленного взаимодействия его участников, эффективность которого определяется качеством результата этого взаимодействия. В этой связи в решении задач повышения качества подготовки специалистов главный акцент должен ставиться на изменении способов взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с современными требованиями. В современных условиях, в новом информационном веке характер образовательного процесса приобретает мобильный характер, связанный с его интенсификацией, динамичностью, напряженностью. Такой характер обусловлен быстро изменяющимся и нарастающим потоком профессиональной информации, а также требований, социальных и личностных запросов к процессу образования и его результатам, темпоральной напряженностью профессиональной деятельности. Мобильность характера современного образовательного процесса отражается в его способности к быстрой, ситуативной переориентации технологий учебного взаимодействия, а также к определению инструментальных и содержательных путей их реализации в соответствии с требованиями потребителей образовательных услуг.

Важным в этой ситуации является изменение технологических ориентиров в организации взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающих одновременно и «конъюнктурную привязанность» к запросам потребителей образовательных услуг к образовательному процессу и его результатам – компетенциям специалиста, составляющих основу становления их личности как профессиональных лидеров (личностно-ориентированная и компетентностная ориентация) и мобильный характер образовательного процесса, гарантом которого согласно ФГОС ВО, является эффективно функционирующая электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) вуза (информационно-технологическая ориентация). В этих условиях актуальна разработка системообразующих элементов обеспечения качества образовательного продукта, позволяющих реализовать эти изменения в комплексе. В КФ РАНХиГС таким системообразующим элементом выступает образовательный портал, предназначенный для повышения продуктивности взаимодействия участников образовательного процесса.

Для конкретизации понятия «продуктивное взаимодействие» рассмотрим, прежде всего, сущность его основополагающих категорий: «взаимодействие» и «продуктивность». Взаимодействие в обучении – это, прежде всего, непосредственное или опосредованное воздействие друг на друга субъектов – участников образовательного процесса. Детализация особенностей взаимодействия в современном образовании, отличительные «черты его портрета» могут быть представлены через систему таких понятий как сотрудничество, эмпатия, взаимопонимание и взаимодоверие, взаимовлияние, взаимообусловленность, кооперация, координация, взаимосвязь и др. Таким образом, взаимодействие участников образовательного процесса – это согласованная совместная деятельность по достижению общих целей и результатов, имеющая субъект-субъектный характер. Характер и особенности процесса взаимодействия являются интегрирующими факторами, способствующими и обуславливающими качество изменений в субъектах взаимодействия – образовательных результатов. В этом контексте процесс взаимодействия участников образовательного процесса, направленный на положительную динамику образовательного результата,   должен отвечать требованиям продуктивности.

Термин «продуктивность» берет свое начало от английского «productivity». В русском языке синонимами продуктивности стали слова «производительность», «эффективность», «результативность», «оптимальность». Производительность измеряется количеством результата деятельности (продуктов деятельности) в единицу времени. Главным понятием эффективности является соотнесение достигнутых результатов с ожидаемыми (прогнозируемыми) целями. С акмеологической точки зрения высокопродуктивной считается деятельность, отличающаяся высокими показателями качества. Основу понятия «эффективность» образует идея деятельности, нацеленной на получение искомого результата с наименьшими затратами, т.е. оптимальной деятельности. В психологии и педагогике продуктивная (проблемно-ориентированная, творческая, исследовательская деятельность, с высоким уровнем самостоятельности, результатом которой является продукт мышления, высокий) противопоставляется репродуктивной деятельности (деятельность по аналогу на воспроизведение). Таким образом, анализ таксономии синонимов понятия «продуктивность» позволяет нам определить продуктивное взаимодействие как согласованную деятельность участников образовательного процесса по реализации поставленных целей оптимальным путем с получением результата, отличающегося высокими показателями качества. При этом в контексте технологического похода деятельность преподавателя (ведущего звена взаимодействия) имеет управленческий характер, а деятельность студента (ведомое звено) имеет характер самостоятельной творческой деятельности. С позиций нашего исследования важнейшей задачей является обращение к процессу оптимизации, обеспечивающему педагогическую эффективность взаимодействия. Понятие «оптимизация» (лат. optimus – наилучший) в педагогических исследованиях (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, А.И. Берг, Э.С. Беляева, И.И. Дьяченко, Т.А. Ильина, А.М. Матюшкин, В.М. Монахов, И.П. Раченко, М.М. Поташник, Е.А. Ямбург и др.) рассматривается как достижение максимально возможных для каждого обучающегося результатов учебно-познавательной деятельности в конкретных условиях процесса обучения при минимальных затратах времени, усилий и средств.

Вопросы реализации взаимодействия участников образовательного процесса с позиции оптимизации хода и результата этого взаимодействия рассматриваются на современном этапе в теории технологического подхода к образованию. Можно выделить как минимум два аспекта реализации технологического подхода в образовании. Первый аспект связан с использованием технических средств деятельности – компьютерных средств, позволяющих быстро и эффективно обрабатывать информацию и автоматизировать деятельность; второй связан с четким разветвленным программированием деятельности человека: цель – организация – осуществление и регулирование – контроль – коррекция. Информационно-компьютерные технологии, и в первую очередь, портальная технология имеют в этой связи весьма перспективное значение [1]. Образовательный портал Калужского филиала РАНХиГС – это информационная система, созданная по принципу «единого окна» и обеспечивающая всем его пользователям удобный и мобильный доступ ко всем внутренним и внешним информационным ресурсам и приложениям. В нашем исследовании перед образовательным порталом поставлены задачи, связанные с его позиционированием как необходимого и эффективного инструмента обеспечения продуктивности взаимодействия участников образовательного процесса:

обоснование образовательного портала как системообразующего элемента процесса продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса;

разработка структуры и содержания образовательного портала КФ РАНХиГС, обеспечивающих мобильность и динамичность учебного взаимодействия;

разработка способов обеспечения индивидуально-профессиональных образовательных потребностей студентов – будущих профессионалов;

экспериментальная проверка удовлетворенности взаимодействием участников образовательного процесса посредством образовательного портала в контексте его продуктивности.

В проекте образовательный портал рассматривается как системообразующий компонент процесса продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса за счет удовлетворения потребностей пользователей портала в его качестве, в частности:

  • в оптимизации структуры образовательного контента, представляющего собой целенаправленную выборку необходимой студенту информации на пути формирования профессиональных компетенций из огромных ее потоков;
  • в интенсификации учебного взаимодействия и возможности обеспечения максимальной степени его временной и территориальной доступности;
  • в учете индивидуальных особенностей студента и обеспечении его профессионально-образовательных потребностей;
  • в обеспечении возможности аутентичного оценивания, рефлексии и демонстрации собственных достижений.

Технологическими компонентами продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса через образовательный портал являются:

  • мотивационно-ориентировочная и справочная информация для студента, обеспечивающая навигацию по образовательному порталу (кафедры, направления подготовки и специальности, дисциплины и преподаватели, электронные библиотечные системы, электронные сервисы «Расписание» и «Дистанционное обучение» и др.);
  • база постоянно обновляющихся учебных материалов и пособий, разработанных ведущими преподавателями как филиала РАНХиГС, так и других вузов (тексты, презентации, иллюстрации, примеры из практики, информационные подборки актуальных материалов и др.);
  • практикум, включающий в себя большой объем практических занятий, построенных на основе кейс-технологий, обеспечивающих вариативность практикоориентированной деятельности;
  • тестовые задания и задания для самопроверки знаний по изучаемым дисциплинам, встроенная система итогового тестирования качества компетенций студентов;
  • подборка видео и аудио материалов, видеолекций ведущих специалистов в профессиональных областях, актуальных для Филиала Академии;
  • комплекс учебных материалов, обеспечивающих реализацию индивидуального и дифференцированного подходов к обучению студентов («вертикальное и горизонтальное погружение» в учебную информацию и проектные задания по интересам, коррекция информации в целях повышения степени ее доступности восприятия);
  • система электронного портфолио, позволяющая презентовать свои достижения уже на этапе обучения в вузе;
  • ссылки на ресурсы головного кампуса и филиала;
  • сервисы общения и взаимодействия (электронная почта, скайп, группа «В контакте» и др.).

Основой взаимодействия участников образовательного процесса является его информационное наполнение, образовательный контент, качество обработки которого является важным фактором эффективности взаимодействия участников образовательного процесса. Вместе с тем современная образовательная деятельность характеризуется необходимостью обработки больших объемов информации, поэтому образовательный портал, как средство представления, систематизации, структуризации и унификации образовательного контента, может обеспечить наиболее рациональный способ использования образовательных ресурсов в образовательном процессе. В этом смысле образовательный портал вуза гарантирует системность процесса продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса. Контент, являясь основной ценностью портала, должен способствовать формированию и развитию положительной мотивации участников образовательного процесса к работе с ним. В этой связи он должен обладать определенными свойствами: быть полезным и нужным, отвечать запросам пользователей по количеству и качеству; быть четко структурированным, кратким и полным, вариативным по содержанию; быть современным, легитимным, оперативно обновляемым; быть легко доступным, обеспечиваться соответствующим интерфейсом; быть интерактивным, обеспечивающим возможность обратной связи и т.д.

Достижение высокого уровня продуктивности взаимодействия участников образовательного процесса средствами образовательного портала обусловливается рядом условий организации деятельности участников образовательного процесса, позволяющих максимизировать итоговый результат. Это, во-первых, изменение роли преподавателя в процессе взаимодействия. Выступая как ведущее звено в общении со студентом, как источник профессиональных знаний, умений и опыта, преподаватель является одновременно помощником и менеджером, выполняющим функции фасилитатора, коуча, модератора в становлении и развитии личности будущего профессионала. Студент как участник демократического взаимодействия ставится в позицию активного субъекта самоуправления собственной самостоятельной учебно-профессиональной деятельностью [2,3]. Во-вторых, процесс деятельности организуется в многообразных индивидуально-дифференцированных формах поисковой мыслительной и учебно-профессиональной деятельности как продуктивный творческий процесс. При этом главной задачей взаимодействия выступает формирование и развития личности профессионала, отличающейся высоким уровнем качества профессиональных компетенций. В-третьих, система продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса включает в себя три компонента: мотивационно-целевой компонент, направленный на обеспечение удовлетворенности ходом и результатом процесса взаимодействия; процессуально-деятельностный компонент, основанный на технологиях личностно-ориентированного обучения; рефлексивный компонент взаимодействия, обеспечивающий возможность построения и презентации системы учебно-профессиональных достижений будущего профессионала.

Необходимость удовлетворения потребностей потребителей портала учитывалась в построении содержания всех трех компонентов системы продуктивного взаимодействия. В мотивационно-целевом компоненте делается особый акцент на возможностях портала в личном плане для каждого студента. В этих целях портал позиционируется с возможностями студента обучаться на расстоянии, удовлетворить свои познавательные интересы и способности за счет многоаспектности и вариативности информации, построить собственную траекторию обучения, провести самодиагностику, демонстрировать собственные достижения, общаться с участниками образовательного процесса. Процессуально-деятельностный компонент строится в логике создания «ситуации успеха», когда каждый студент имеет возможность изучить учебный материал в собственном темпе и ритме, в необходимом (базовом) уровне и, по желанию, в повышенном уровне, в предпочитаемом для него виде (текст, презентация, видео, вопросы для дискуссии и т.д.). Рефлексивный компонент продуктивного взаимодействия базируется в основном на технологии портфолио, позволяющей презентовать собственные достижения студента в учебной, проектной и научной-исследовательской, внеучебной, в том числе, спортивной и общественной сфере учебно-профессиональной деятельности [2,4].

Одной из наиболее перспективных моделей продуктивного взаимодействия мы считаем модель, построенную на технологии личностно-ориентированного обучения. В этом аспекте продуктивность взаимодействия рассматривается в контексте профессионально-личностного роста будущего специалиста. Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на трех принципах: обогащения, замены, открытого обучения. При обогащении знания и умения студентов расширяются и углубляются, им дается дополнительная литература, в программу включаются новые темы, даются более трудные задания и т.д. Принцип обогащения характерен для опережающего изучения учебного материала «сильными» студентами. Согласно принципу замены для некоторых групп студентов, с одной стороны, исключаются отдельные второстепенные темы ввиду очень низкого темпа продвижения их в обучении. За счет этого освобождается время на изучение тех узловых тем и разделов, которые являются наиболее важными. Возможна и замена отдельных сложных фрагментов содержания на более упрощенные с тем, чтобы сделать материал этой темы доступным на минимальном уровне усвоения. Сущность открытого обучения рассматривается как возможность снятия строгой регламентации в процессе обучения: содержание обучения, формы и методы самостоятельной деятельности становятся более гибкими, приспосабливаясь к профессиональным интересам и способностям студентов. С помощью открытого обучения мы имеем возможность диалектически соединять два противоречивых в обучении принципа: принцип управления учебным процессом преподавателем с принципом саморегулирования учения самим обучающимся [2].

Как показывают исследования в области психологии труда, продуктивность любой деятельности имеет тесные корреляционные связи с удовлетворенностью этой деятельностью, выраженные в сопровождении большой удовлетворенности большей продуктивностью. Поэтому главный акцент в проекте сделан на важности удовлетворения потребностей пользователей в работе с образовательным порталом. Удовлетворенность потребителей понимается нами как субъективное, эмоционально окрашенное отношение потребителей (студента и преподавателя) к получению образовательных результатов и условиям учебной деятельности посредством образовательного портала. Для лучшего понимания вопроса, считаем необходимым уточнить понятие лояльности, определяемое как положительное отношение потребителей образовательного портала в отношении всего, что касается работы с ним и качеством полученных образовательных результатов. Мы связываем лояльность с внутренним, в высшей степени эмоциональным переживанием отношения студентов и преподавателей к Академии в целом, учебному процессу и способам взаимодействии всех его участников в частности. При этом лояльность является мощным внутренним мотивом для работы с порталом. Для определения удовлетворенности участников образовательного процесса продуктивностью взаимодействия средствами образовательного портала нами была использована методика Ф. Райхельда, позволяющая определить индекс лояльности NPS потребителей портала [5]. Потребителям портала нужно было оценить вероятность рекомендации своим сокурсникам/коллегам образовательного портала как средства обеспечения продуктивности учебного взаимодействия по 10-балльной шкале (0б. – «Ни в коем случае не буду рекомендовать»,10б. – «Обязательно порекомендую». На основе полученных оценок были выделены группы промоутеров (9–10 б.) портала и его критиков (0–6 б.). Расчёт индекса NPS (доля (%) сторонников – доля (%) критиков) продемонстрировал высокий уровень приверженности к образовательному порталу как средству продуктивного взаимодействия его потребителей (85 % и 75 % соответственно).


Библиографическая ссылка

Горбунова Т.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26590 (дата обращения: 20.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252