Назревшая необходимость модернизации российской системы фармацевтического образования отражена в ряде нормативных документов, например в «Стратегии развития фармацевтической отрасли РФ». Рынок лекарственных препаратов в России, с учетом его состояния и современных социально-экономических условий, нуждается в новых подходах к организации. Это связано, во-первых, с постоянно меняющимися экономическими условиями, без жесткого государственного регулирования в сфере фармации; во-вторых, быстрым пополнением и обновлением ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения; в-третьих, расширением и развитием отечественного производства лекарственных препаратов, особенно с учетом импортозамещения.
Высшая фармацевтическая школа должна быть нацелена на формирование у выпускников системы интегрированных, профессионально значимых теоретических и практических знаний, умений и навыков, необходимых для освоения высоких фармацевтических технологий, способности к социальной адаптации специалиста. Реализация этих целей позволит подготовить современного провизора, опирающегося на прочную теоретическую и практическую базу, мотивационную установку, актуализацию интеллектуальных и личностных возможностей студентов.
Химический компонент высшего фармацевтического образования является его важнейшим звеном, а также инструментом формирования многих как общекультурных и общепрофессиональных, так и профессиональных компетенций. Очень важная роль в этом принадлежит курсу аналитической химии (АХ) как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения химических объектов и процессов [1]. Учитывая, что профессиональные компетенции выпускника формируются постепенно и последовательно в течение всего периода обучения, они проходят путь: предметные ® общепредметные ® общепрофессиональные ® профессиональные компетенции. Химические компетенции, формируемые в курсе АХ, мы рассматриваем как интегральное понятие, включающее совокупность профессионально направленных химических знаний, умений, навыков, на уровне их осознанного использования в учебно-профессиональной деятельности как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, что необходимо для развития личностных качеств студентов (саморазвитие, инициативность, коммуникативность). Нами выделены группы предметных химических компетенций: базовые и частные химико-аналитические в области качественного, количественного и инструментальных методов анализа [2].
Комплекс химических, в том числе химико-аналитических компетенций (ХК), составляет основу будущего профессионализма, создает условия для развития профессионально важных качеств личности будущего провизора, интереса к выбранной специальности.
Нами разработана и реализована теоретико-методическая модель профессиональной подготовки студентов фармацевтического факультета на основе формирования химических компетенций в курсе АХ, которая построена на основе деятельностной и интегративно-модульной концепции, отражает единство целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и результативно-оценочного компонентов, взаимосвязанных между собой с учетом влияния внешних и внутренних факторов [3].
Используемая нами система оценки сформированности химико-аналитических компетенций студентов фармацевтического факультета при изучении АХ включает следующие блоки:
- функционально-целевой (цель, задачи, функции);
- структурно-содержательный (суть процесса оценивания, компоненты компетенций);
- критериальный (критерии и показатели измерений, уровни сформированности компетенций);
- организационно-деятельностный (этапы, типы контроля и методы оценивания, представление результатов).
Важнейшими принципами оценки являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).
Основные типы контроля при изучении дисциплины «Аналитическая химия» для студентов фармацевтического факультета: текущий (на каждом лабораторно-практическом занятии всех модулей содержания курса АХ), рубежный (защита модуля), промежуточная аттестация (экзамен, защита курсовой работы) [4]. Важнейшими формами текущего контроля являются выполнение тестовых заданий, решение расчетных и экспериментальных задач.
Рубежный контроль осуществляется по окончании изучения учебного модуля содержания дисциплины «Аналитическая химия» и является формирующим элементом модульной технологии учебного процесса. Цель данного вида контроля – диагностирование качества усвоения студентом структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям.
Промежуточная аттестация учебных достижений в рамках дисциплины АХ и личностных качеств студентов, поддающихся критериально-оценочной процедуре, осуществляется в виде экзамена, защиты курсовой работы. Данный вид контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям.
В процессе обучения должен проверяться уровень сформированности тех предметных химико-аналитических компетенций, формирование которых необходимо для подготовки студентов к будущей учебной и профессиональной деятельности.
Одним из механизмов управления процессом формирования компетенций является система компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ), которые могут выполнять в учебном процессе как обучающую, так и контролирующую функцию.
Данный вид заданий является достаточно новым направлением в разработке компетентностного подхода, но его различные аспекты в достаточной мере отражены в работах О.В. Харитоновой, А.А. Шехонина, М.В. Шингаревой, И.Б. Шмигириловой и др.
Компетентностно-ориентированные задания можно рассматривать как педагогически переработанный фрагмент профессиональной деятельности специалиста, где выполняемые действия составляют компетенции [5]. Они определяются также как интегративная дидактическая единица содержания, технологии и мониторинга качества подготовки обучающихся [6]; педагогически переработанный фрагмент профессиональной деятельности специалиста, где выполняемые действия составляют компетенции [7].
Н.Ф. Ефремова выделяет следующие отличительные особенности КОЗ [8].
Во-первых, это их деятельностный характер. Целью деятельности в этом случае является получение результата в виде материального или интеллектуального продукта. Обучающее задание составляется в виде строго определенной последовательности действий или в виде предписания, что предполагает самостоятельную работу студента.
Во-вторых, задание моделирует практическую профессиональную или жизненную ситуацию и строится на актуальном материале. Наличие данного условия можно объяснить, с одной стороны, потребностью в мотивации, с другой – необходимостью использования постоянно обновляющейся информации, технологий, расширения функционала работников.
В-третьих, структура задания определяется технологией профессиональной деятельности. Составляя задание, преподаватель выстраивает этапы и формулирует условия их прохождения, тем самым оказывая на студентов обучающее воздействие. Конечный результат также соотносится с нормами и правилами выполнения профессиональных действий.
В качестве основных выделяют следующие типы компетентностно-ориентированных заданий.
- Предметные. Условием задания является предметная ситуация, для решения которой необходимо проанализировать, спроектировать способ решения вследствие установления и применения предметного содержания, которое осваивается в рамках разных разделов одной дисциплины.
- Межпредметные. В условии задачи приводится описание ситуации с применением языка одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области, следовательно, для решения необходимо применить знания из нескольких дисциплин.
- Практические. Условием является практическая ситуация, решение которой требует применения студентами знаний из различных предметных дисциплин, приобретенных как на практике, так и в повседневном опыте [9].
Мы согласны с определением И.Б. Шмигириловой [7], которая предлагает рассматривать КОЗ как намеренно созданные задачи, включающие проблему, направленную на формирование профессионально важных знаний, умений, способностей для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а также качеств, обуславливающих готовность к этой деятельности:
1) стимул – проблемные обстоятельства, погружающие в контекст задания и мотивирующие на его выполнение;
2) задачная формулировка – точно указывает на деятельность студентов, которая необходима для выполнения задания;
3) источник информации – необходимые документы, ссылки на источники, различные ресурсы, содержащие информацию, которая необходима для успешного выполнения задания;
4) бланк для выполнения задания – структура предъявления студентами результата своей деятельности по выполнению задания;
5) инструмент проверки выполнения задания – устанавливает количество баллов за каждую ступень деятельности и общий итог.
Особенностями КОЗ на материале АХ для студентов фармацевтического факультета мы считаем профессиональную и познавательную направленность, проблемность, деятельность и интегративность, контекстность в плане будущей профессиональной деятельности.
Компетентностно-ориентированные задания по курсу АХ в подготовке студентов на фармацевтическом факультете с опорой на классификацию, предложенную
М.В. Шингаревой [10], мы используем как при закреплении полученных теоретических знаний, так и при их систематизации, контроле (защита модуля, экзамен, защита курсовой работы), мониторинге качества, рейтинговой системе оценки знаний.
Разработанные нами КОЗ мы подразделяем на:
- предметные, нацеленные на формирование и контроль знаний, умений, навыков, мотивационно-ценностного компонента базовых и частных химико-аналитических компетенций;
- контекстные, включающие элементы будущей профессиональной деятельности;
- «кейсы», отражающие конкретную профессиональную ситуацию;
- курсовые работы, представляющие собой выполнение проекта, включающего ориентировочный, поисковый, основной, рефлексивный, обобщающий этапы.
Приведем пример контекстного КОЗ, разработанного нами с целью формирования частных химико-аналитических компетенций в области количественного анализа в курсе АХ (таблица).
Компетентностно-ориентированное задание по теме «Аргентометрическое титрование»
Актуальность |
Развитие способности студента самостоятельно решать профессионально направленные задачи |
Цель |
Подготовка студента к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности |
Задачи |
Комплексное применение студентами знаний, приобретенных при изучении различных дисциплин |
Принадлежность дисциплине |
ФГОС ВО, блок 1, Аналитическая химия, модуль 4 «Количественный анализ. Химические титриметрические методы анализа, применение в фармации» |
Участники |
Студенты 2 курса фармацевтического факультета |
Ожидаемые результаты |
Формирование частных химико-аналитических компетенций в области количественного анализа |
Стимул |
Метод аргентометрии применяется для количественного анализа фармацевтического препарата калия хлорида, который является антиаритмическим средством и источником ионов калия (при гипокалиемии), входит в состав плазмозамещающих жидкостей |
Задачная формулировка |
Для определения процентного содержания в лекарственном препарате KCl навеску вещества массой 337,8002 г растворили в 1 дм3дистиллированной воды. 10,00 см3 исследуемого раствора поместили в мерную колбу вместимостью 500,0 см3 и довели до метки дистиллированной водой. На титрование 25,00 см3 полученного раствора израсходовано 24,42 см3 раствора нитрата серебра с молярной концентрацией 0,1 моль/дм3 (F0,1 = 0,9245). Напишите уравнение химической реакции. Рассчитайте процентное содержание хлорида калия в исследуемом растворе. Соответствует ли процентное содержание хлорида калия в лекарственном препарате норме? |
Источник информации |
1. Харитонов Ю.А. Аналитическая химия (аналитика). В 2-х кн. Издание 5-е – М.: Высшая школа, 2010. – 560 с. 2. Харитонов Ю.Я., Джабаров Д.Н., Григорьева В.Ю. Аналитическая химия. Количественный анализ. Физико-химические методы анализа: практикум: учебное пособие. – ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 368 с. 3. Джабаров Д.Н. Сборник упражнений и задач по аналитической химии. –М.: Русский врач, 1977. – 219 с. 4. Овчинникова С.А. Количественный химический анализ: учебно-методическое пособие для студентов фармацевтических факультетов / С.А. Овчинникова, Л.В. Ненашева, Т.Г. Юдина; под общ. ред. Литвиновой Т.Н. – Краснодар, 2007. – 156 с. 5. Лекции. 6. Содержание хлорида калия в лекарственном препарате должно быть не менее 99,5% |
Инструмент проверки |
1. Уравнение химической реакции при взаимодействии нитрата серебра и хлорида калия. 2. Расчет практической концентрации нитрата серебра с использованием фактора пересчета. 3. Нахождение массы хлорида калия в 500 см3 раствора с использованием закона эквивалентов. 4. Расчет массы хлорида калия в 1 дм3 исследуемого раствора. 5. Определение процентного содержания хлорида калия в лекарственном препарате. 6. Установление соответствия норме |
Бланк для выполнения задания |
Результаты КОЗ выполняются в виде решения задачи Дано: Решение: 1) 2) ….. Ответ: |
Эталон ответа |
1. Уравнение протекающей химической реакции: KCl + AgNO3®AgCl¯+ KNO3 2. Расчет практической концентрации титранта AgNO3: спр.(AgNO3) = F0,1×стеор. = 0,9245×0,1 моль/дм3 = 0,09245 моль/дм3. 3. Нахождение массыKCl в 500 см3 по формуле: m(KCl) = ×M(KCl)×Vколбы; m(KCl) = ×74,6 г/моль×500×10–3 дм3 = 3,368 г. 4. Расчет массы KCl, содержащегося в 1 дм3 исследуемого раствора: m/(KCl) = = 336,8000 г. 5. Определение процентного содержания хлорида калия в 1 дм3 исследуемого раствора: w(KCl) = = 99,7%. 6.Процентное содержание хлорида калия в лекарственном препарате соответствует норме |
Критерии и уровни оценивания |
2 балла – показатель проявляется полностью; 1 балл – показатель проявляется частично; 0 – показатель не проявляется. Рейтинговое ранжирование: начальный уровень (60-69%) – 6-7 баллов; базовый уровень (70-89%) – 8-10 баллов; продвинутый (90-100%) – 11-12 баллов |
Использование компетентностно-ориентированных заданий по курсу АХ для реализации компетентностного подхода при подготовке студентов фармацевтического факультета способствует формированию химико-аналитических компетенций как необходимого компонента профессионализма будущего провизора для успешной адаптации в профессиональной деятельности.
Диаграмма сравнения сформированности частных химико-аналитических компетенций в области количественного анализа студентов фармацевтического факультета
Это подтверждают данные анализа результатов сравнения сформированности частных химико-аналитических компетенций в области количественного анализа студентов фармацевтического факультета в динамике, представленные в диаграмме (рисунок), из которой видно, что количество студентов с базовым и продвинутым уровнем сформированности химических компетенций при изучении АХ увеличивается.
Библиографическая ссылка
Юдина Т.Г. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26583 (дата обращения: 19.09.2024).